Напоминание

ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА


Автор: Багалей Екатерина Капитоновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 12 ст. Дербентской
Населённый пункт: Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Раздел: дополнительное образование





Назад




ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Помни, брат, что у казаков: Дружба — обычай;

Товарищество — традиция; Гостеприимство — закон.

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и

обычаи казаков. Основой характера казака была какая-то двойственность: то он

весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной

стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти,

старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны они

философы

и

поэты

в

душе

часто

размышляли

о

суете

сущего

и

о

неизбежном исходе из этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-

нравственных

устоев

казачьих

обществ

составили

10

Христовых

заповедей.

Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их

восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не

завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях,

дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай

сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру

Православную, ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою — через

покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если

кому-то что-то можно, то нам нельзя — МЫ КАЗАКИ.

Чрезвычайно

строго

в

казачьей

среде,

наряду

с

заповедями

Господними,

соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой

необходимостью

каждой

казачьей

семьи.

Несоблюдение

или

нарушение

их

осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций

много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают

бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от

далекой старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные

неписанные казачьи домашние законы:

1.

Уважительное отношение к старшим.

2.

Безмерное почитание гостя.

3.

Уважение к женщине (матери, сестре, жене)

Казаки и родители

Почитание

родителей,

крестного

и

крестной

было

не

просто

обычаем,

а

внутренней потребностью, заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний

долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут справлены

поминки сорокового дня после ухода их в мир иной. Крестная мать помогала

родителям готовить к будущей замужней жизни девочку-казачку, приучала ее к

домашнему

хозяйству,

рукоделию,

бережливости,

труду.

На

крестного

отца

возлагалось главной обязанностью подготовка казачонка к службе, причем за

военную подготовку казака спрос с крестного отца был большим, чем с родного

отца.

Авторитет

отца

с

матерью

был

не

просто

непререкаем,

а

настолько

почитаем, что без благословления родителей не начинали никакую работу, не

принимали решений по наиболее важным делам.

Отношение к старшим

Уважение старшего — один из главных обычаев казаков. Отдавая дань уважения

к

прожитым

годам,

перенесенным

невзгодам

казачьей

доли,

наступающей

немочи

и

неспособности

постоять

за

себя,

казаки

всегда

помнили

слова

священного Писания: «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся

Бога своего — Я Господь Бог ваш». Обычай уважения и почитания старшего по

возрасту обязывал младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность и

готовность к оказанию помощи и требовал соблюдения некоторого этикета (при

появлении старика все должны были встать — казаки при форме приложить руку

к головному убору, а без формы — снять шапку и поклониться). В присутствии

старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать в разговор без

его разрешения) и тем более — непристойно выражаться. Вообще у казаков и

особенно кубанцев уважение к старшему являлось внутренней потребностью, на

Кубани даже в обращении редко можно услышать «дед», «стары» и прочее, а

ласково произносится: «батько», «батьки».

Казаки и гости

Безмерное уважение к гостю обуславливалось тем, что гость считался посланцем

Божьим. Самым дорогим и желанным гостем считался незнакомый из дальних

мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. В шутливой казачьей застольной

песне-частушке «Ала-верды» наиболее точно выражено почитание гостя: «Нам

каждый гость дается Богом, какой бы не был он среды, хотя бы в рубище убогом

ала-верды,

ала-верды».

Заслуженно

подвергался

презрению

тот,

кто

не

оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя, ему отводилось лучшее

место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3 суток

спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал

место, хотя гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда бы он не

ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом

хуторе,

станице,

поселке

у

него

обязательно

был

дальний

или

близкий

родственник, кум, сват, деверь или просто сослуживец, а то и просто житель,

который встретит его как гостя, накормит и его, и коня. На постоялых дворах

казаки останавливались в редких случаях при посещении ярмарок в городах.

Отношение к женщине

Уважительное отношение к женщине — матери, жене, сестре — обуславливало

понятие чести казачки, чести дочери, сестры, жены. По чести и поведению

женщины мерилось достоинство мужчины. В семейном быту взаимоотношения

между

мужем

и

же¬ной

определялись

согласно

христианского

учения

(священного писания). «Не муж для жены, а жена для мужа», «Да убоится жена

мужа»,

при

этом

придерживались

вековых

устоев

мужчина

не

должен

вмешиваться в женские дела, женщина — в мужские. Обязанности были строго

регламентированы самой жизнью. Кто и что в семье должен делать — четко

разделено.

Считалось

за

позор,

если

мужчина

занимался

женскими

делами.

Строго придерживались правила: никто не имеет права вмешиваться в семейные

дела. Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и

защищать ее — ибо в женщине будущее твоего народа. Характерный пример

защиты женщины описан в повести казачьего писателя Гария Немченко. В 1914

году, утром по станице Отрадной проскакал казак с красным флагом, оповещая

войну. К вечеру Хоперский полк уже двигался в походной колонне к месту сбора.

Вместе с полком, естественно, ехали провожающие — старики и женщины. Одна

из

женщин

управляла

лошадью,

запряженной

в

бричку,

и

проехала

одной

стороной колес по помещичьему полю. Один из офицеров, известный на весь

полк фамилии Эрдели подъехал к женщине и хлестнул ее за это плетью. Из

колонны выехал казак и срубил его. В казачьем обществе женщина пользовалась

таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было

необходимости. Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало

на матери-казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях,

походах, на кордоне и пребывание его в семье, станице было кратков¬ременным.

Однако

главенствующая

роль,

как

в

семье,

так

и

в

казачьем

обществе

принадлежала мужчине, на котором лежала главная обязанность материального

обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта.

Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех ее членов и примером в этом

являлась жена казака — мать его детей.

Конь у казака

У кубанцев перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена, держа

повод в подоле платья. По старому обычаю она передавала повод, приговаривая:

«На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой».

Приняв повод, казак обнимал и целовал жену, детей, а нередко и внучат, садился в

седло, снимал папаху, осенял себя крестным знаменем, привставал на стремена,

взглянув

на

чистую

и

уютную

белую

хату,

на

палисадник

перед

окнами,

на

вишневый сад. Потом нахлобучивал папаху на голову, огревал нагайкой коня и

карьером уходил к месту сбора. Вообще у казаков культ коня преобладал во многом

над другими традициями и поверьями. Перед отъездом казака на войну, когда конь

уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег

всадника,

а

затем

родителям,

чтобы

непрестанно

читали

молитвы

о

спасении

воина. Тоже повторялось после возвращения казака с войны (боя) на свое подворье.

При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под черным

чепраком и притороченным к седлу оружием, а уже за конем шли близкие.

Казак и казаки

Казаки в общежитии своем были привязаны друг к другу как братья, гнушались

воровства между собой, но грабеж на стороне и, конечно, у неприятеля, у них

был вещью обыкновенной. Трусов не терпели и вообще считали первейшими

добродетелями целомудрие и храбрость. Не признавали краснобайства, памятуя:

«Кто развязал язык, тот вложил саблю в ножны», «От лишних слов слабеют

руки», — и больше всего почитали волю.

Душа казака

Таковы были казаки старого времени: страшные, жестокие и беспощадные в боях

с врагами их веры и гонителями христианства, простые и чуткие, как дети, в

обыденной жизни. Они мстили туркам и крымцам за бесчеловечное обращение и

угнетение

христиан,

за

страдания

пленных

братьев,

за

вероломство,

за

несоблюдение мирных договоров. «Казак поклянется душою христианской и

стоит на своем, татарин и турок поклянется душой магометанской и солжет» —

говорили казаки, стоя твердо друг за друга. «Все за одного и один за всех», за

свое древнее казачье братство. Казаки были неподкупны, предательств среди

них, среди природных казаков, не было. Попав в плен, тайн своего братства не

выдавали

и

умирали

под

пытками

смертью

мучеников.

История

сохранила

беспримерный

подвиг

атамана

Запорожской

Сечи

Дмитрия

Вишневецкого,

который во время крымских походов попал в плен и турецкий султан приказал

повесить своего злейшего врага на крюке. И повис над пропастью закрюченный

под ребро русский богатырь. Несмотря на страшные муки, он славил Христа,

проклинал Магомета. Рассказывают, что когда он испустил дух, турки вырезали

его сердце и съели, в надежде усвоить бесстрашие Вишневецкого.

Казак и богатство

Некоторые историки, не понимая духа казаков — идейных борцов за веру и

свободу личности — упрекают их в корысти, жадности и склонности к наживе.

Это

по

незнанию.

Однажды

турецкий

султан,

доведенный

до

крайности

страшными набегами казаков, задумал купить их дружбу выдачей ежегодного

жалованья,

вернее,

ежегодной

дани.

Султанский

посол

в

1627—37

годах

принимал

к

тому

все

усилия,

но

казаки

остались

непреклонными

и

только

смеялись над этой затеей, даже сочли эти предложения за оскорбление казачьей

чести и ответили новыми набегами на турецкие владения. После того, дабы

склонить казаков к миролюбию, султан прислал с тем же послом в подарок

войску четыре золотых кафтана, но казаки с негодованием отвергли этот дар,

говоря, что султанские подарки им не нужны.

Недостатки казака

Были в характере казаков и недостатки, большей частью унаследованные от

предков. К примеру, не могли удержаться, чтобы не побалагурить, послушать

рассказы других, да и самим рассказать о подвигах товарищей. Бывало, что в

рассказах этих они и прихвастнут, и прибавят что-то от себя. Любили казаки,

вернувшись

из

заморского

похода,

шикануть

своим

нарядом

и

убранством.

Отличались они беспечностью и беззаботностью, не отказывали себе в питие.

Француз Боплан писал о казаках: «В пьянстве и бражничестве они старались

превзойти друг друга, и едва ли найдутся во всей христианской Европе такие

беззаботные головы, как казацкие, и нет на свете народа, который мог сравниться

в пьянстве с казаками». Однако во время похода объявлялся «сухой закон»,

отважившегося напиться немедленно казнили.

Проводы казака на действительную (срочную) службу

При

достижении

призывного

(приписного)

возраста

малолеток

(призывник)

проходил при станице в течение года военную подготовку под руководством

казачьего управления станицы и приводился к присяге. Для приема присяги

казаки являлись в церковь на Богослужение. После его окончания выстраивались

на

площади

напротив

алтаря

Господнего

со

знаменем.

Священник

после

исполнения

молитвы,

посвященной

воину,

уходящему

на

службу,

давал

разрешение на приведение казаков к присяге. Назначенный атаманом казак с

управления перед строем членораздельно построчно зачитывал текст присяги, а

казаки

повторяли

зачитанное

вслух.

Окончив

прием

присяги,

каждый

казак

подходил к аналою или столу, где лежал Евангелие и Крест. Поцеловав Евангелие

и Крест, преклонял колена перед знаменем, и целовал его край, ставил свою

роспись в книге приема присяги и становился в строй.



В раздел образования