Автор: Багалей Екатерина Капитоновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 12 ст. Дербентской
Населённый пункт: Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Раздел: дополнительное образование
ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Помни, брат, что у казаков: Дружба — обычай;
Товарищество — традиция; Гостеприимство — закон.
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и
обычаи казаков. Основой характера казака была какая-то двойственность: то он
весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной
стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти,
старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны они
—
философы
и
поэты
в
душе
—
часто
размышляли
о
суете
сущего
и
о
неизбежном исходе из этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-
нравственных
устоев
казачьих
обществ
составили
10
Христовых
заповедей.
Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их
восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не
завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях,
дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай
сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру
Православную, ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою — через
покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если
кому-то что-то можно, то нам нельзя — МЫ КАЗАКИ.
Чрезвычайно
строго
в
казачьей
среде,
наряду
с
заповедями
Господними,
соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой
необходимостью
каждой
казачьей
семьи.
Несоблюдение
или
нарушение
их
осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций
много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают
бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от
далекой старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные
неписанные казачьи домашние законы:
1.
Уважительное отношение к старшим.
2.
Безмерное почитание гостя.
3.
Уважение к женщине (матери, сестре, жене)
Казаки и родители
Почитание
родителей,
крестного
и
крестной
было
не
просто
обычаем,
а
внутренней потребностью, заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний
долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут справлены
поминки сорокового дня после ухода их в мир иной. Крестная мать помогала
родителям готовить к будущей замужней жизни девочку-казачку, приучала ее к
домашнему
хозяйству,
рукоделию,
бережливости,
труду.
На
крестного
отца
возлагалось главной обязанностью подготовка казачонка к службе, причем за
военную подготовку казака спрос с крестного отца был большим, чем с родного
отца.
Авторитет
отца
с
матерью
был
не
просто
непререкаем,
а
настолько
почитаем, что без благословления родителей не начинали никакую работу, не
принимали решений по наиболее важным делам.
Отношение к старшим
Уважение старшего — один из главных обычаев казаков. Отдавая дань уважения
к
прожитым
годам,
перенесенным
невзгодам
казачьей
доли,
наступающей
немочи
и
неспособности
постоять
за
себя,
казаки
всегда
помнили
слова
священного Писания: «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся
Бога своего — Я Господь Бог ваш». Обычай уважения и почитания старшего по
возрасту обязывал младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность и
готовность к оказанию помощи и требовал соблюдения некоторого этикета (при
появлении старика все должны были встать — казаки при форме приложить руку
к головному убору, а без формы — снять шапку и поклониться). В присутствии
старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать в разговор без
его разрешения) и тем более — непристойно выражаться. Вообще у казаков и
особенно кубанцев уважение к старшему являлось внутренней потребностью, на
Кубани даже в обращении редко можно услышать «дед», «стары» и прочее, а
ласково произносится: «батько», «батьки».
Казаки и гости
Безмерное уважение к гостю обуславливалось тем, что гость считался посланцем
Божьим. Самым дорогим и желанным гостем считался незнакомый из дальних
мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. В шутливой казачьей застольной
песне-частушке «Ала-верды» наиболее точно выражено почитание гостя: «Нам
каждый гость дается Богом, какой бы не был он среды, хотя бы в рубище убогом
—
ала-верды,
ала-верды».
Заслуженно
подвергался
презрению
тот,
кто
не
оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя, ему отводилось лучшее
место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3 суток
спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал
место, хотя гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда бы он не
ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом
хуторе,
станице,
поселке
у
него
обязательно
был
дальний
или
близкий
родственник, кум, сват, деверь или просто сослуживец, а то и просто житель,
который встретит его как гостя, накормит и его, и коня. На постоялых дворах
казаки останавливались в редких случаях при посещении ярмарок в городах.
Отношение к женщине
Уважительное отношение к женщине — матери, жене, сестре — обуславливало
понятие чести казачки, чести дочери, сестры, жены. По чести и поведению
женщины мерилось достоинство мужчины. В семейном быту взаимоотношения
между
мужем
и
же¬ной
определялись
согласно
христианского
учения
(священного писания). «Не муж для жены, а жена для мужа», «Да убоится жена
мужа»,
при
этом
придерживались
вековых
устоев
—
мужчина
не
должен
вмешиваться в женские дела, женщина — в мужские. Обязанности были строго
регламентированы самой жизнью. Кто и что в семье должен делать — четко
разделено.
Считалось
за
позор,
если
мужчина
занимался
женскими
делами.
Строго придерживались правила: никто не имеет права вмешиваться в семейные
дела. Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и
защищать ее — ибо в женщине будущее твоего народа. Характерный пример
защиты женщины описан в повести казачьего писателя Гария Немченко. В 1914
году, утром по станице Отрадной проскакал казак с красным флагом, оповещая
войну. К вечеру Хоперский полк уже двигался в походной колонне к месту сбора.
Вместе с полком, естественно, ехали провожающие — старики и женщины. Одна
из
женщин
управляла
лошадью,
запряженной
в
бричку,
и
проехала
одной
стороной колес по помещичьему полю. Один из офицеров, известный на весь
полк фамилии Эрдели подъехал к женщине и хлестнул ее за это плетью. Из
колонны выехал казак и срубил его. В казачьем обществе женщина пользовалась
таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было
необходимости. Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало
на матери-казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях,
походах, на кордоне и пребывание его в семье, станице было кратков¬ременным.
Однако
главенствующая
роль,
как
в
семье,
так
и
в
казачьем
обществе
принадлежала мужчине, на котором лежала главная обязанность материального
обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта.
Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех ее членов и примером в этом
являлась жена казака — мать его детей.
Конь у казака
У кубанцев перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена, держа
повод в подоле платья. По старому обычаю она передавала повод, приговаривая:
«На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой».
Приняв повод, казак обнимал и целовал жену, детей, а нередко и внучат, садился в
седло, снимал папаху, осенял себя крестным знаменем, привставал на стремена,
взглянув
на
чистую
и
уютную
белую
хату,
на
палисадник
перед
окнами,
на
вишневый сад. Потом нахлобучивал папаху на голову, огревал нагайкой коня и
карьером уходил к месту сбора. Вообще у казаков культ коня преобладал во многом
над другими традициями и поверьями. Перед отъездом казака на войну, когда конь
уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег
всадника,
а
затем
родителям,
чтобы
непрестанно
читали
молитвы
о
спасении
воина. Тоже повторялось после возвращения казака с войны (боя) на свое подворье.
При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под черным
чепраком и притороченным к седлу оружием, а уже за конем шли близкие.
Казак и казаки
Казаки в общежитии своем были привязаны друг к другу как братья, гнушались
воровства между собой, но грабеж на стороне и, конечно, у неприятеля, у них
был вещью обыкновенной. Трусов не терпели и вообще считали первейшими
добродетелями целомудрие и храбрость. Не признавали краснобайства, памятуя:
«Кто развязал язык, тот вложил саблю в ножны», «От лишних слов слабеют
руки», — и больше всего почитали волю.
Душа казака
Таковы были казаки старого времени: страшные, жестокие и беспощадные в боях
с врагами их веры и гонителями христианства, простые и чуткие, как дети, в
обыденной жизни. Они мстили туркам и крымцам за бесчеловечное обращение и
угнетение
христиан,
за
страдания
пленных
братьев,
за
вероломство,
за
несоблюдение мирных договоров. «Казак поклянется душою христианской и
стоит на своем, татарин и турок поклянется душой магометанской и солжет» —
говорили казаки, стоя твердо друг за друга. «Все за одного и один за всех», за
свое древнее казачье братство. Казаки были неподкупны, предательств среди
них, среди природных казаков, не было. Попав в плен, тайн своего братства не
выдавали
и
умирали
под
пытками
смертью
мучеников.
История
сохранила
беспримерный
подвиг
атамана
Запорожской
Сечи
Дмитрия
Вишневецкого,
который во время крымских походов попал в плен и турецкий султан приказал
повесить своего злейшего врага на крюке. И повис над пропастью закрюченный
под ребро русский богатырь. Несмотря на страшные муки, он славил Христа,
проклинал Магомета. Рассказывают, что когда он испустил дух, турки вырезали
его сердце и съели, в надежде усвоить бесстрашие Вишневецкого.
Казак и богатство
Некоторые историки, не понимая духа казаков — идейных борцов за веру и
свободу личности — упрекают их в корысти, жадности и склонности к наживе.
Это
по
незнанию.
Однажды
турецкий
султан,
доведенный
до
крайности
страшными набегами казаков, задумал купить их дружбу выдачей ежегодного
жалованья,
вернее,
ежегодной
дани.
Султанский
посол
в
1627—37
годах
принимал
к
тому
все
усилия,
но
казаки
остались
непреклонными
и
только
смеялись над этой затеей, даже сочли эти предложения за оскорбление казачьей
чести и ответили новыми набегами на турецкие владения. После того, дабы
склонить казаков к миролюбию, султан прислал с тем же послом в подарок
войску четыре золотых кафтана, но казаки с негодованием отвергли этот дар,
говоря, что султанские подарки им не нужны.
Недостатки казака
Были в характере казаков и недостатки, большей частью унаследованные от
предков. К примеру, не могли удержаться, чтобы не побалагурить, послушать
рассказы других, да и самим рассказать о подвигах товарищей. Бывало, что в
рассказах этих они и прихвастнут, и прибавят что-то от себя. Любили казаки,
вернувшись
из
заморского
похода,
шикануть
своим
нарядом
и
убранством.
Отличались они беспечностью и беззаботностью, не отказывали себе в питие.
Француз Боплан писал о казаках: «В пьянстве и бражничестве они старались
превзойти друг друга, и едва ли найдутся во всей христианской Европе такие
беззаботные головы, как казацкие, и нет на свете народа, который мог сравниться
в пьянстве с казаками». Однако во время похода объявлялся «сухой закон»,
отважившегося напиться немедленно казнили.
Проводы казака на действительную (срочную) службу
При
достижении
призывного
(приписного)
возраста
малолеток
(призывник)
проходил при станице в течение года военную подготовку под руководством
казачьего управления станицы и приводился к присяге. Для приема присяги
казаки являлись в церковь на Богослужение. После его окончания выстраивались
на
площади
напротив
алтаря
Господнего
со
знаменем.
Священник
после
исполнения
молитвы,
посвященной
воину,
уходящему
на
службу,
давал
разрешение на приведение казаков к присяге. Назначенный атаманом казак с
управления перед строем членораздельно построчно зачитывал текст присяги, а
казаки
повторяли
зачитанное
вслух.
Окончив
прием
присяги,
каждый
казак
подходил к аналою или столу, где лежал Евангелие и Крест. Поцеловав Евангелие
и Крест, преклонял колена перед знаменем, и целовал его край, ставил свою
роспись в книге приема присяги и становился в строй.