Автор: Шаронова Екатерина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 5 города Хвалынска
Населённый пункт: Саратовской области
Наименование материала: Методическая разработка "Маленький городок у большой реки"
Тема: Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Совместная деятельность по экологическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста на тему:
«Маленький городок у большой реки»
Разработал: Шаронова Екатерина Алексеевна
воспитатель МДОУ д/с №5 г. Хвалынска
Проблема: В
настоящее
время
наиболее
остро
встала
проблема
загрязнения окружающей среды и утилизации бытовых отходов. И несмотря на
то, что появились мусорные контейнеры на улицах города, оказалось большой
проблемой
донести до сознания населения, что мусор бывает разным по
структуре и по способу утилизации.
Наш небольшой город находится в прекрасном живописном месте, среди
меловых
гор,
лесов,
на
берегу
полноводной
и
красивой
реки
Волги.
На
территории
Хвалынского
района
располагается
Национальный
парк
«Хвалынский», где обитают редкие животные и произрастают редкие растения,
которые
защищены
законом
Российской
Федерации.
Несмотря
на
то,
что
городок небольшой и жителей не так уж и много (в основном частный сектор),
наблюдается картина загрязнения улиц города обычным бытовым мусором,
мусор плывет по водной глади реки Волги в черте города, а это сигнал о том,
что не все жители дорожат своим городом, не все готовы начать с себя, чтобы
город стал чище, красивее и безопаснее. Педагоги решили, что воспитание
экологической культуры у дошкольников должны взять на себя воспитатели
образовательного учреждения и рассказать детям в доступной форме о том, что
может
случиться
с
природой
родного
края,
если
каждый
из
нас
не
будет
проявлять заботу и вносить свою маленькую лепту.
Цель: Формирование начал экологической культуры: правильного отношения
ребенка к природе, его окружающей, к себе и к людям, как к части природы.
Задачи:
1.
Расширять и систематизировать правила поведения в природе, расширять
кругозор детей.
2. Формировать умение делить мусор на биологический и промышленный.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание беречь и
сохранять природу.
Предварительная
работа:
Беседы
на
темы:
«Что
такое
экологическая
культура?»,
«Живая
и
неживая
природа»
с
презентациями;
опытно-
экспериментальная
деятельность:
«Свойства
предметов
из
различных
материалов»,
«Свойства
воды»;
просмотр
мультфильмов: «Сказка
о
белой
льдинке», «Как мусор уничтожил мир».
Методы и приемы: наглядный; словесный; практическая деятельность детей;
вопросы
к
детям;
использование
художественной
литературы;
активизация
словаря; индивидуальная работа; рефлексия.
Материалы:
мультимедийный
проектор,
экран;
доска
настенная;
фото
с
изображением реки, чистых и
загрязненных ее участков; набор картинок с
изображением различного мусора, плакат с изображением водоема в разрезе (с
берегом, судами, дном реки, жителями водоема и растительностью), различный
мусор (пластиковый пакет, пластиковые бутылки, пластик, тетрапакеты от сока,
упаковка от детского молока, от сыра, резиновые колеса от машинки, железная
машинка, консервная банка, стеклянная тара и т.д.).
Ход совместной деятельности:
Воспитатель: (дети
сидят
полукругом
на
стульчиках,
воспитатель
напротив детей) Ребята, сегодня я хочу поговорить с Вами о нашем городе, о
том насколько он дорог каждому из нас и что мы готовы сделать для него. Вы
знаете,
как
называется
наш
город? (предполагаемые ответы детей) А чем
знаменит
наш
город? (предполагаемые
ответы
детей)
Да.
Наш
городок
называется Хвалынск, он небольшой, и хотя в нашем городе нет аквапарка,
зоопарка, развлекательных центров, небоскребов, но в нашем городе есть много
другого, чем мы с Вами можем гордиться – это многочисленные яблоневые
сады,
которые
цветут
весной
бело-розовыми
«кружевами»
цветов,
горнолыжный курорт и бассейн под открытым небом «Хвалынские термы»,
национальный парк «Хвалынский», знаменитый своей богатейшей природой и
редкими животными, наш город – это родина великого художника К.С. Петрова-
Водкина.
Природа
местности
такова,
что
в
городе
можно
увидеть
редких
птичек, которые не боятся гнездиться в черте города, у нас чистый воздух, так
как на улицах и в окрестностях города растет огромное количество деревьев и
кустарников, все лето вдоль обочин городских дорог радуют своим цветением
ромашки, одуванчики, цикорий…
А что ещё можно назвать достопримечательностью нашего города? На
какой реке стоит наш город? (предполагаемые ответы детей) Конечно, Волга –
это великая русская река. Кроме того, Волга – это самая крупная река в Европе.
В нашей стране – это одна из наиболее главных водных артерий.
Послушайте стихотворение Мануйловой Марины о нашей реке.
О, Волга, матушка-река, в себя вместила облака!
И небо, отразившись в ней, к нам ближе стало и родней!
И стелятся пунктиром косы песчаных раскаленных плёсов…
По тихой заводи речной на лодке мы скользим с тобой:
Как зеркало, река застыла, горячий воздух так упруг…
Я помню все, что с нами было… и ты, не забывай, мой друг…
Воспитатель: (дети сидят полукругом на стульчиках перед экраном,
воспитатель
демонстрирует
фотографии
на
экране)
Название
«Волга»,
означает светлая, священная. Много ласковых слов сказано о великой русской
реке,
сложено
много
песен,
легенд
о
Волге.
В
народе
называют
Волгу
кормилицей, красавицей, матушкой. Как вы думаете, почему ее так называют
(предполагаемые ответы детей).
Волга очень длинная река, на ее берегах стоит много городов и проживает
большое количество людей. У нее, как и у любой другой реки, есть берега. И
каждая река течет много – много лет по одному и тому же месту. Называется это
место – русло. Подумайте и скажите – какая же польза городу от того, что он
стоит на берегу большой реки? (предполагаемые ответы детей) Во-первых,
это способ передвижения, водным транспортом из одного населенного пункта в
другой, доставка разных грузов на баржах, во-вторых, это рыбный промысел, в-
третьих, это наслаждение красотой реки и отдых у воды.
Берега
Волги
очень
красивы.
Путешествуя
по
реке,
мы
можем
наслаждаться красотой лесов, полей, садов и степей.
Все это многообразие
природы
сделало
Волгу
душой
России,
её
символом.
И
мы
сами
можем
убедиться, как красива река в разное время года. Летом наши жители любят
отдыхать на ее берегах. Ребята, а вы со своими родителями отдыхали на берегах
Волги? Чем вы занимались на отдыхе у реки? (предполагаемые ответы детей)
Да,
возле
воды
приятно
отдыхать:
свежий
воздух,
глазам
приятно
смотреть на воду и природу. Все это полезно для здоровья людей. Но часто
после
отдыха
люди
оставляют
мусор
(целлофановые
пакеты,
остатки
еды,
шкурки от овощей и фруктов, пластиковые бутылки от сока и др.). Как вы
думаете, что происходит с этим мусором? (предполагаемые ответы детей)
Конечно, этот мусор остается лежать на берегу реки, он начинает разлагаться,
издавать
неприятный
запах
гниения.
Ветер
может
сдуть
легкий
мусор
(целлофановые
пакеты,
бумажные
пакеты
и
упаковки
от
продуктов,
пластиковые бутылки и пр.) в реку и тогда он на долгие годы останется в воде.
А так как это делает не один человек, а многие люди, то и мусора в реке
скапливается очень много. Некоторый мусор плывет по поверхности воды, а
какой-то падает на дно, и от этого может погибнуть рыба и животные, которые
живут в реке и на её берегах. Кроме того, на берегах Волги стоит много заводов,
построены ГЭС и АЭС, которые затрудняют течение реки. А как вы думаете,
хорошо ли рыбам, птицам, животным, если их естественное место обитания (их
дом)
превращается
в
мусорку?
Почему?
Что
может
произойти
с
живыми
существами в грязной воде? (предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: (воспитатель приглашает детей на ковер, они садятся
полукругом перед воспитателем) Я предлагаю Вам поиграть в интересную
игру, которая поможет нам разобраться, каким же бывает мусор?
Перед
Вами
картинки
с
различным
мусором
(тетропакеты
от
сока,
пластиковые
бутылки,
стеклянные
бутылки,
консервные
банки,
коробки
от
конфет, пластиковая посуда, сломанные детали от бытовой техники, предметы
обуви и пр.). Нужно разобрать этот мусор на промышленный и биологический.
Биологический мусор – это отходы от продуктов питания, то есть то что
от
них
остается,
и
быстро
разлагается
(шкурки
от
бананов,
апельсинов,
картофеля, скорлупа яиц, испорченные овощи и фрукты и т.п.). Такой мусор не
наносит большого вреда природе, он может служить питанием для насекомых и
мелких зверей и птиц, а также органическим удобрением для почвы.
Промышленный мусор - это то, что что сделано и придумано человеком и
изготовлено
на
заводах
(шины
от
автомобилей,
металлические
детали
от
сломанной бытовой и прочей техники, разбитая стеклянная тара, пластмассовые
предметы, старая обувь и пр.). Такой мусор разлагается очень и очень долго,
несколько десятков или даже сотен лет, т.е. он будет лежат в земле или на
поверхности
земли
даже
тогда,
когда
вы
уже
станете
очень
старенькими
дедушками и бабушками.
Вот он и наносит большой вред природе и всему
живому. (Дети самостоятельно разбирают карточки с изображением мусора
на
бытовой
и
промышленный,
обсуждают
между
собой
свои
действия,
вспоминают
определения
мусора,
размышляют,
дают
свои
объяснения,
воспитатель следит за ходом игры.)
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием, а сейчас предлагаю
вам
пройти
в
лабораторию
и
поэкспериментировать. (Дети
проходят
в
лабораторию, садятся за столы перед доской на которой закреплен плакат с
изображением реки в разрезе, на столе стоят две емкости – одна с водой,
вторая
с
«мусором»
(
пластиковый
пакет,
пластиковые
бутылки,
пластик,
тетропакеты от сока, упаковка от детского молока, от сыра, деревянные
предметы, железная крышка и т.д.), а также набор карточек с изображением
этого мусора.)
Дети
работают
в
команде.
Задача
–
опустить
в
емкость
с
водой
(импровизированный водоем) предмет «мусора» и выяснить опустится этот
предмет на дно или останется на поверхности? После проведения опыта один
из детей берет карточку, проходит к доске и наклеивает её на плакат – на
поверхность водной глади, если предмет не утонул или на дно, если утонул.
После того, как дети проведут эксперимент с каждым предметом мусора и
наклеят
все
карточки
на
плакат,
необходимо
провести
анализ
опытно-
экспериментальной деятельности: какие изменения произошли с рекой? Какие
изменения видимые, а какие невидимые? Стала она чище или грязнее? Стала
она красивее или наоборот? Приятно будет купаться в такой реке? Безопасно ли
будет находится в такой воде не только человеку, но и рыбам, водоплавающим
птицам, животным? (Приложение №1)
Воспитатель: Итак, сегодня мы с Вами поговорили о природе родного
города, о том, как он прекрасен и дорог для нас. Вы узнали каким бывает мусор
и насколько он вреден для природы, и как отрицательно он может влиять на
человека и представителей животного мира.
Ребята, а как Вы думаете, должны ли Вы, маленькие дети оберегать
природу или нужно подождать, когда Вы станете взрослыми? (предполагаемые
ответы детей)
Молодцы! Конечно, Вы можете и должны уже сейчас быть
заботливыми хозяевами своего города и уже сейчас можете много сделать для
города и реки – не бросать мусор на улице и на набережной, если увидели
мусор на улице, то совсем не трудно взять его и донести до урны, помогать
взрослым на субботниках – содержать городские улицы и площадки в чистоте.
А могут ли взрослые нарушать правила чистоты? Имеют ли они на это
право? (предполагаемые
ответы
детей) Я тоже думаю, что взрослые могут
нарушать правила чистоты, доказательством этому служат те кучи мусора,
которые остаются после загородных пикников. Конечно, люди не имеют право
загрязнять окружающую среду. Но есть люди безответственные, которые совсем
не задумываются о будущем нашего города, о красоте нашей природы. Можете
ли
Вы,
малыши,
научить
взрослых
любить
природу
своего
края?
(предполагаемые
ответы
детей) Правильно,
Вы
можете
научить
любого
человека, если будете для него примером, если Вы с семьей отправляетесь за
город на пикник, Вы можете напомнить взрослым, что бы они взяли с собой
мусорные пакеты, в которые можно будет собрать весь мусор после себя и
отвезти его в мусорный контейнер.
Любовь к родному городу, к природе родного края заключается в том,
чтобы каждый житель (и взрослые, и дети) оберегали свой город и не вредили
природе и тогда наш маленький городок станет ещё красивее и уютнее. И мы
долгие
годы
сможем
наслаждаться
чистым
воздухом,
зеленой
листвой,
ароматом цветов и пением птиц. Наша задача сохранить наш маленький городок
чистым и красивым и не навредить большой реке.
Приложение №1
к совместной деятельности по экологическому воспитанию
дошкольников старшего возраста на тему: «Маленький городок у большой реки»