Напоминание

"Учимся вместе с мамой"


Автор: Андреева Алла Николаевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ СО "Школа-интернат АОП №1 г. Энгельса"
Населённый пункт: г. Энгельс Саратовской области
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Учимся вместе с мамой"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогический проект

«Учимся вместе с мамой»

дошкольного отделения

ГБОУ СО «Школа-интернат АОП №1 г. Энгельса»

Автор:

Андреева А.Н.

2012 – 2014гг

1

Проектная деятельность со слабослышащими и глухими детьми дошкольного возраста.

Введение. Роль родителей в воспитании неслышащих дошкольников.

Проект.

1 этап. Целеполагание.

2 этап. Разработка проекта.

3 этап. Пути реализации.

4 этап. Презентация проекта.

1.

Мастер-класс для родителей «Мы идем гулять».

2.

Мастер-класс для родителей «Цвет, форма, величина. Коллективное изготовление аппликации «Прощай, зима».

3.

Проведение совместно с родителями внеклассных мероприятий: новогодний утренник, утренник «Прощание с

елочкой», познавательно-развлекательный праздник «Мамин день».

4.

Проведение выставок детско-родительских работ «Зимняя сказка», «Здравствуй, весна!», «Весна - красна»,

«Золотая осень».

5.

Мастер-класс для родителей «Ёжик»

6.

Мастер-класс для родителей по физическому воспитанию «Будем здоровы».

7.

Мастер-класс «Учимся говорить, играя».

8.

Мастер-класс на интегрированном занятии по развитию речи и музыкальному воспитанию «Рассказываем сказку –

запоминаем слова»,

9.

Изготовление украшений для группы и зала при совместном участии детей и родителей. Украшение группы при

участии родителей

10.

Проведение совместно с родителями внеклассных мероприятий: утренник «Золотая осень», новогодний утренник,

утренник «Прощание с елочкой».

11.

Семинар для родителей «Коррекционная составляющая в развитии личности неслышащего ребенка».

2

12.

Семинар для родителей «Основы фонетической ритмики. Использование элементов фонетической ритмики в

домашних условиях».

13.

Семинар для родителей «Артикуляционная, дыхательная и голосовая гимнастики, их роль и значение в

формировании устной речи у неслышащих детей».

14.

Семинар для родителей «Пальчиковая гимнастика, ее роль и значение в формировании речевых навыков

неслышащих детей»

15.

Семинар для родителей «Развитие эмоциональной сферы у неслышащего ребенка в условиях воспитания в семье»

16.Родительские собрания.

17.Совместные чаепития родителей и детей.

18.

Консультации родителям по методике выполнения домашнего задания.

19.Индивидуальные консультации родителям по различным вопросам.

Приложения фотоматериалы, сценарии мероприятий

3

Обоснование

Роль родителей в воспитании неслышащих дошкольников.

Появление в семье ребенка с какими-либо отклонениями в развитии всегда связано с тяжелыми эмоциональными

переживаниями родителей и близких родственников. Родители пребывают в растерянности, зачастую не зная и не

понимая как нужно действовать дальше. Несмотря на то, что в настоящее время существует службы медицинской и

педагогической поддержки оказания помощи детям с нарушенной слуховой функцией, многие мамы и папы либо

отказываются верить в свалившуюся на них беду, либо не могут и не хотят принять случившееся как факт, либо

пытаются «лечить» малыша всеми доступными и недоступными способами. Есть случаи, когда после операции по

кохлеарной имплантации, оставляют ребенка на несколько лет без специальной педагогической помощи в надежде, что

малыш вот-вот заговорит.

Даже когда ребенок начинает посещать специальный детский сад, родители испытывают целый ряд трудностей.

Это и неумение общаться со своим ребенком, и незнание особенностей развития неслышащего малыша, и традиционное

воспитание ребенка-инвалида, которое, по словам Л.С. Выготского, «расслаблено тенденциями жалости, отравлено ядом

болезненности». Столкнувшись с этими трудностями и потерпев фиаско, многие родители считают, что если ребенок

посещает детский сад, то развитие и обучение должны полностью обеспечить сотрудники детского сада.

Но опыт показывает, что никакое самое хорошее дошкольное учреждение не может полностью заменить семейное

воспитание. Специально организованные занятия многое дают детям: знания, умения, навыки. Но если занятиями

ребенка не интересуются дома, не поощряют усердия и прилежания, не закрепляют полученные знания, ребенок тоже

начинает относиться к ним пренебрежительно, не стремится работать лучше, исправлять ошибки. Навыки и умения

формируются дольше и сложнее.

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка, и ее влияние на его развитие, на формирование

личности велико. Практика показала, что ребенку многое удается, если он воспитывается в доброжелательной

атмосфере, если он доверяет взрослому. Активность в обучении он проявляет в том случае, если мама и папа с первых

дней сумеют стать для него помощником, наставником. Трудно оценить значение помощи родителей своему ребёнку в

познании окружающего мира. Интерес родителей к делам дошкольника придает особое значение всем достижениям

ребенка. Психологами доказано, что любовь, забота, ласка – это жизненные основные потребности ребенка. Никогда, ни

при каких условиях у него не должно возникать сомнений в расположении родителей, в своей психологической

защищенности.

4

Научить родителей принять и полюбить ребёнка таким, какой он есть - задача специалистов. Задача педагогов,

воспитателей и психологов учреждения научить родителей понимать своего ребёнка, заниматься с ним развитием

слухового восприятия и речи, преодолевать трудные ситуации в воспитании ребёнка. Совместное участие мамы и папы в

воспитании и обучении ребёнка с проблемами укрепляет семью. Обучая ребёнка вполне доступными средствами,

родители могут помочь специалистам формировать и закреплять у ребёнка специфические умения. Воспитание

неслышащего малыша должно быть ориентировано на социальную полноценность. Л.С. Выготского отмечал, что

«нужно не обкладывать подушками больное место, а открыть преодолению, компенсации широкий путь. Следует

помнить, что судьбу личности, в конечном счете, решает не дефект, а его социальные последствия»

Чем теснее родители будут поддерживать связь с педагогами, воспитателями, выполняя их советы, читая общую и

специальную литературу по обучению и формированию речи у неслышащих, тем самым они смогут помочь своему

ребенку социализироваться в мир слышащих.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников,

поэтому наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.

Проект «Учимся вместе с мамой» направлен на взаимодействие педагогов, родителей и детей в коррекционно-

образовательном и воспитательном процессах.

5

Педагогический проект «Учимся вместе с мамой».

Вид проекта: долгосрочный, групповой, творческий

Возраст детей: младшая и средняя группы 3-5 лет

Участники проекта: воспитанники средней и старшей групп, родители, учитель-дефектолог Андреева А.Н.,

воспитатели групп Капитонова Е.В.. Логинова Е.Ю. музыкальный руководитель Семенова Н.Ю.

Время работы над проектом: 3 года

Режим работы: на занятиях, вне занятий, на родительских собраниях, семинарах и консультациях для родителей.

Автор проекта: учител-дефектолог Андреева А.Н.

1 этап. Целеполагание.

Семья – это та среда, где ребёнок проводит большую часть жизни. Какая социальная и духовная атмосфера царит

вокруг ребёнка, полностью зависит от родителей. Вера в положительный исход, в возможность полной реабилитации,

подкрепляемая ежедневной кропотливой работой совместно со специалистами, всегда даёт положительный результат.

Семья должна выступать как равный партнёр со специалистами в решении проблем медико-педагогической, социально-

психологической реабилитации и подготовки к школе своего ребёнка. Активное включение родителей в процесс

реабилитации и становление личности ребёнка – такова главная цель работы с семьёй, определяемая работой над

проектом.

Цель проекта:

Вести воспитательную и коррекционную работу с неслышащими детьми на основе федеральных программ с

использованием наиболее эффективных дополнительных форм развития, как то коррекционные гимнастики,

драматизация и т.п., с активным привлечением родителей к воспитательному и коррекционно-образовательному

процессу на основе знаний, полученных ими в ходе реализации проекта.

6

Задачи

Образовательные:

1.

Повысить качество познавательного процесса на основе компенсаторного развития неслышащих детей при

активном участии родителей в коррекционно-развивающем процессе.

2.

Обучить родителей специальным коррекционным, методическим и воспитательным приемам, необходимым

для проведения занятий с детьми дома.

3.

Активизировать процесс овладения речью, как воспроизведением, так и восприятием, с помощью

коррекционных гимнастик.

4.

Вооружить родителей необходимой совокупностью знаний в области психомоторной коррекции детей с

нарушенным слухом.

5.

Создать оптимальные условия для активизации познавательной деятельности детей и в саду, и дома.

Коррекционно – развивающие:

1.

Формировать произносительные навыки детей при непосредственном участии родителей.

2.

Формировать монологическую и диалогическую формы речи на занятиях и в домашней обстановке.

3.

Обогащать лексический словарь детей речевым материалом по темам раздела «Развития речи» с

последующим закреплением родителями дома.

4.

Развивать речь воспитанников за счет усвоения речевого материала обиходно-разговорного характера и

закреплением его в домашней обстановке.

5.

Развивать совместно с родителями пространственную ориентировку, воображение, внимание, память.

6.

Создать коммуникативную направленность каждого высказывания ребенка.

7.

Формирование адекватной социальной самооценки родителя

Воспитательные:

1.

Совместно с родителями формировать учебную мотивацию у воспитанников.

2.

Повысить интерес родителей к самостоятельной работе с детьми в домашних условиях

3.

Создавать на занятиях в дошкольном отделении и дома благоприятную психологическую атмосферу.

4.

Развивать умения сотрудничать с взрослыми и друг с другом.

5.

Способствовать установлению эмоционального контакта между детьми и родителями через совместную

деятельность.

6.

Формировать нравственные основы и начала.

7

Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

Условиями успешной реализации проекта являются:

Организация педагогами и музыкальным руководителем коррекционно-развивающих занятий для детей.

Организация педагогами обучающих занятий для родителей

Создание ситуации успеха

Создание доброжелательного климата, доверительных отношений с родителями

Коррекция понимания родителем проблем его ребенка, а именно: исключение гиперболизации, минимизации

или отрицания наличия проблем у ребенка.

В предлагаемом проекте предстоит работа не только с дошкольниками, но в большей степени с их родителями,

поэтому были предусмотрены несколько направлений работы и различные формы организации проведения

запланированных мероприятий.

Ознакомление с теоретическими основами коррекционно-образовательной деятельности целесообразно

реализовать в форме семинаров-практикумов.

Технология организация семинаров – практикумов относится к одной из самых эффективных. Семинары –

практикумы направлены на повышение уровня теоретической, а также практической подготовки родителей,

совершенствование практических навыков, необходимых для занятий с детьми. Тематика семинаров – практикумов

строится на запросах родителей и из анализа результатов мониторингов знаний и обследований детей в коррекционно-

образовательном процессе. В первые две недели сентября учителя-дефектологи проводят обследование детей и

анкетирование всех родителей для определения круга проблем воспитания и обучения и задач, решать которые предстоит

в текущем учебном году. Летний период, когда ребенок наиболее тесно общается со своими родными, но в то же время

лишен педагогической поддержки, достаточно выпукло обозначает проблемы, нуждающиеся в совместной проработке.

Некоторые темы подсказывают наблюдения за поведением детей, усвоением ими программного материала, наблюдения

за взаимодействием ребенка и родителей в течение учебного года. Так, например, слабая усвояемость программного

материала в подгруппе детей со сложной структурой дефекта, их неумение сосредоточиться, несформированность

произвольного внимания, гиперактивность или полная апатия и беспомощность родителей в вопросах коррекции,

подсказали необходимость знакомства родителей с основами моторной психокоррекции. Семинары-практикумы

организуют, готовят и проводят учителя-дефектологи, психолог.

8

Подготовка к семинару-практикуму предполагает: подбор методической литературы, подготовка места проведения

семинара, подготовка выставок, атрибутов, пособий и подготовка презентаций др. по заявленной теме. Цель семинара-

практикума всегда ориентирована на практический результат.

В своей практике организации семинаров-практикумов педагоги использовали разные формы: семинар в одно

занятие, семинар в несколько занятий, объединённых общей темой. Так, семинар-практикум «Основы фонетической

ритмики. Использование элементов фонетической ритмики в домашних условиях» состоял из трёх занятий, на которых

поэтапно, начиная с теоретического обоснования, педагоги помогали родителям освоить и научить их применять

фонетическую ритмику при организации помощи своему ребенку дома.

Семинары-практикумы призваны сыграть в проекте ведущую роль в обучении родителей теоретическим основам

коррекционной деятельности.

Для освоения практической составляющей в совокупности с приобретением знаний о видах и приемах

коррекционной работы целесообразно применять мастер-классы.

Мастер-классы являются не менее эффективной формой работы с родителями. Мастер-класс – это открытая

педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики, способы преодоления

консерватизма и рутины. Мастер-классы отличаются презентативностью, эксклюзивностью, мотивированностью,

эффективностью, технологичностью. В технологии мастер-класса в его проведении главное – не сообщить и освоить

информацию, а передать способы деятельности: прием, метод, методику или технологию. Позитивным результатом

мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми элементами специальных

коррекционных методик, в формировании мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию.

В проекте «Учимся вместе с мамой» мастер-классы призваны обучить родителей владением элементами методик

развития речевого слуха, формирования произносительных навыков, развития речи, формирования элементарных

математических представлений, специальных коррекционных приемов и видов работы. Педагоги выбрали форму

проведения мастер-классов в виде интегрированного (лекционно-практическое) занятия, где теория соседствует с

практикой. Родители дошкольников имели возможность сначала ознакомиться в теории с элементом специальных

методик и приемов, затем опробовать их на практике, и вновь вернуться к теории в виде подведения итогов и ответов на

вопросы, которые могли возникнуть в ходе выполнения практических заданий.

Другое преимущество мастер-классов заключается в том, что всякая деятельность в группе представляет

сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу,

9

социализацию. Именно в практической деятельности мастер-классов наиболее ярко проявлялся уровень развития

каждого ребенка, что позволяло родителям объективно оценивать развитие своего малыша, его достижения и недостатки.

Качественная подготовка и эффективное проведение мастер-классов в рамках обучения родителей основам

специальных методик, видов и приемов работы позволяет результативно использовать данную форму организации

педагогической поддержки в проекте «Учимся вместе с мамой».

Знакомство с повседневной организацией коррекционно-образовательного процесса эффективнее всего показать

через посещение родителями занятий учителей-дефектологов и воспитателей.

Посещение родителями индивидуальных и фронтальных занятий учителей-дефектологов, занятий

воспитателей предоставляют им еще одну возможность познакомиться с многообразием видов и приемов

педагогической деятельности, усвоить последовательность их применения в занятиях с детьми, овладеть специальными

умениями, способствующими коррекционной работе в домашней обстановке.

Приобретение практических навыков специальной работы результативней осуществлять через активное участие

родителей во внеклассной работе.

Участие родителей во внеклассной деятельности совместно со своими детьми имеет ряд преимуществ перед

всеми остальными формами организации педагогической поддержки:

благоприятная, психологически комфортная, теплая обстановка как для малышей, так и для родителей;

радость ребенка от сотрудничества с родителями в той обстановке, где он чаще всего остается без их защиты и

помощи;

возможность для родителей ощутить себя на месте ребенка и почувствовать его трудности, сталкиваясь, например, с

такими проблемами, как соблюдение темпа речи, словесного ударения, логического ударения и слитности речи при

синхронном использовании фонетической ритмики;

возможность для детей продемонстрировать все свои достижения и получить большую порцию родительской любви,

одобрения, участия;

для детей и родителей возможность закрепления полученных знаний умений и навыков в непринужденной

обстановке;

для родителей дополнительный опыт оказания специальной коррекционной помощи своему малышу.

Родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации призваны решать основные проблемы,

возникающие в воспитании и коррекции неслышащего малыша, в режиме беседы, вопроса-ответа, спокойного

дружеского обсуждения успехов и промахов, возникающих трудностей, как в воспитании, так и в обучении.

10

Рабочий план реализации проекта

Предполаге

мая дата

проведения

Мероприятия

2012-2013 учебный год

1.

Ноябрь

Совместное родительское собрание в средней и младшей группе «Представление проекта и его

обоснование».

2.

Декабрь

Занятие по развитию речи в средней и младшей группах «Праздник Новый год» (с приглашением

родителей)

3.

Декабрь

Консультации «Методика усвоения речевого материала, разучивания стихов».

4.

Декабрь

Изготовление украшений для группы совместно с родителями «Ах, какой нарядный детский сад!»

5.

Декабрь

Занятия воспитателей «Коллективная аппликация «Нарядная елка»» (с приглашением родителей).

6.

декабрь

Выставка детско-родительских работ «Зимняя сказка».

7.

Декабрь

Утренник с участием родителей «Здравствуй, Новый год!».

8.

Декабрь

Родительское собрание подведение итогов полугодия

9.

Январь

Семинар-практикум «Особенности речевого развития детей с нарушением слуха»

10.

Январь

Утренник с участием родителей «Прощание с елочкой».

11.

Февраль

Занятия учителей-дефектологов по развитию речи по теме

«Одежда-обувь» (с приглашением родителей).

12.

Февраль

Консультации для родителей «Выполнение домашнего задания по теме «Одежда-обувь».

13.

Февраль

Мастер-класс в средней и младшей группе «Мы идем гулять».

14.

Март

Занятия учителей-дефектологов по развитию речи «Мамин день» в средней и младшей группах(с

приглашением родителей).

15.

Март

Занятия воспитателей по ОСО «Мамин день» в средних и младших группах (с приглашением родителей).

16.

Март

Консультации учителей-дефектологов для родителей «Семья».

17.

Март

Выставка детско-родительских работ «Здравствуй, весна!».

18.

Март

Познавательно-развлекательное внеклассное мероприятие «Мамин день» с участием родителей.

19.

Март

Мастер-класс «Цвет, форма, величина».

20.

Март

Консультации «Выполнение домашнего задания по теме «Цвет, величина, форма».

11

21.

Апрель

Семинар-практикум «Коррекционная составляющая в развитии личности неслышащего ребенка».

22.

Май

Семинар-практикум «Психомоторная коррекция детей»

23.

Май

Родительское собрание по итогам года

2013-2014 учебный год

24.

Сентябрь

Родительское собрание «Мы стали на год старше»

25

Сентябрь

Индивидуальные занятия по ФП и РСВ с приглашением родителей

26.

Октябрь

Мастер-класс для родителей по аппликации «Ёжик»

27.

Октябрь

Занятия учителей-дефектологов по развитию речи в старшей и средней группах по теме «Золотая осень» (с

приглашением родителей).

28.

Октябрь

Выставка детско-родительских работ по теме «Золотая осень».

29.

Октябрь

Утренник «Золотая осень» с участием родителей

30.

Ноябрь

Мастер-класс по физическому воспитанию «Будем здоровы».

31.

Ноябрь

Семинар-практикум. «Основы фонетической ритмики. Использование элементов фонетической ритмики

в

домашних условиях»

32.

Декабрь

Семинар-практикум. «Артикуляционная, дыхательная и голосовая гимнастики, Их роль и значение в

формировании устной речи у неслышащих детей»

33.

Декабрь

Изготовление украшений для группы и зала при совместном участии детей и родителей.

34.

Декабрь

Выставка детско-родительских работ «Зимняя сказка»

35.

Декабрь

Новогодний утренник при участии родителей в старшей и средней группах.

36.

Декабрь

Родительское собрание по итогам полугодия

37.

Январь

Мастер-класс «Учимся говорить, играя», средняя группа

38.

Январь

Семинар-практикум «Развитие эмоциональной сферы у неслышащего ребенка в условиях воспитания в

семье»

39.

Март

Выставка детско-родительских работ «Весна - красна».

40.

Март

Мастер-класс на интегрированном занятии по развитию речи и музыкальному воспитанию «Рассказываем

сказку – запоминаем слова», средняя и старшая группы

41.

Апрель

Семинар для родителей средней и старшей групп

«Пальчиковая гимнастика. Ее роль и значение в развитии речи»

12

42.

Май

Родительское собрание по итогам года

2014-2015 учебный год

43.

Сентябрь

Родительское собрание.

44.

Октябрь

Семинар-практикум «Дактильная форма речи, ее место в образовательном процессе»

45.

Октябрь

Индивидуальные занятия по ФП и РСВ с приглашением родителей

46.

Октябрь

Утренник «Осень-красавица» с участием родителей

47.

Ноябрь

Занятия учителей-дефектологов по теме «Решение задач» с приглашением родителей.

48.

Ноябрь

Консультации для родителей по выполнению домашнего задания «Решение задач»

49.

Ноябрь

Мастер-класс «Маме помогаем – весело считаем»

50.

Ноябрь

Мастер-класс «Наведем порядок в группе»

51.

Декабрь

Изготовление новогодних украшений. Украшение группы совместно с родителями и детьми.

52.

Декабрь

Утренник «Ах, какой веселый Новый год».

53.

Декабрь

Выставка детско-родительских работ «Зимняя сказка»

54.

Родительское собрание «Скоро в школу»

55.

Январь

Семинар-практикум «Проверяем готовность к школе»

56.

Январь

Мастер-класс «Упражнения выполняем – здоровье сохраняем»

57.

Февраль

Спортивно-развлекательное мероприятие с участием родителей.

58.

Март

Утренник «Мамин праздник» с участием родителей

59.

Март

Выставка детско-родительских работ «Весна красна»

60.

Март

Семинар-практикум «учимся клеточки считать – красиво писать»

61.

Апрель

Подготовка к выпускному утреннику

62.

Май

Выпускной бал

13

Предполагаемые итоги реализации проекта.

1.

Создание в группах условий для взаимодействия детей с родителями.

2.

Создание условий для эффективного и качественного усвоения программного материала по разделам: развитие

речи, формирование элементарных математических представлений, развитие слухового восприятия, формирование

устной речи, изобразительная деятельность, ознакомление с окружающим миром, и, как следствие, гармоничного

развития неслышащего ребенка, коррекция его первичного дефекта.

3.

Вооружение родителей специальными знаниями, которые помогут в развитии ребенка в домашних условиях.

4.

Развитие творческой фантазии детей, мышления, памяти, внимания.

5.

Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

6.

Формирования у детей умения контролировать произносительные навыки в самостоятельной речи.

7.

Воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, умения работать в коллективе.

8.

Создание положительной мотивации

.

2 этап. Разработка проекта.

1.

Довести до участников проекта важность данной темы.

2.

Представление проекта «Учимся вместе с мамой» педагогам дошкольного отделения.

3.

Подобрать методическую литературу, подготовить презентации по темам семинаров-практикумов.

4.

Подобрать методический материал для мастер-классов и составить сценарии проведения.

5.

Подобрать материал для составления сценариев утренников и внеклассных мероприятий.

6.

Подобрать материал для изобразительной и творческой деятельности.

7.

Составить перспективный план работы.

14

3 этап. Реализация проекта.

Форма

организации

мероприятия

Предполагаемый результат в деятельности родителей

Предполагаемый

результат взаимодействия

родителей и детей.

Семинары-

практикумы.

Овладение необходимыми знаниями;

Приобретение практических навыков, необходимых для занятий с

детьми;

Осознание проблем развития ребенка;

Знакомство с системой коррекционной работы.

Принятие собственного ребенка таким, какой он есть.

Преодоление собственного страха, эмоциональной подавленности,

растерянности, обретение четкой перспективы развития и

воспитания собственного ребенка.

Применение в

ежедневной практике

воспитания и обучения

собственного ребенка

специальных знаний и

умений, приобретенных

на организованных

занятиях в рамках

проекта.

Понимание глубины

дефекта и знания путей

его коррекции

Создание благоприятной

комфортной

психологической

атмосферы дома.

Мастер-

классы

Ознакомление с видами и приемами коррекционной работы;

Приобретение специальных умений и навыков;

получение опыта применения видов и приемов работы с детьми;

Возможность оценить уровень развития своего ребенка в сравнении с

другими;

Обретение опыта взаимодействия со своим ребенком;

Грамотная оценка существующей проблемы в развитии ребенка.

15

Сплочение и укрепление

семьи

Развитие эмоциональной

сферы неслышащего

ребёнка в условиях

воспитания в семье.

Утренники,

внеклассные

мероприятия.

Получение практического опыта специальной работы;

Обретение опыта взаимодействия не только со своим ребенком, но и с

остальными детьми;

Осознание трудностей для детей процесса освоения ими

произносительных навыков и речевого развития ;

Возможность поддержать своего ребенка, создавая благоприятную

психологическую атмосферу.

Обретение уверенности в себе в опросах воспитания ребенка

Занятия

учителей-

дефектологов

и

воспитателей

знакомство с многообразием видов и приемов педагогической

деятельности;

усвоение последовательность их применения в занятиях с детьми;

овладение специальными умениями, способствующими

коррекционной работе в домашней обстановке.

Консультации

Получение методических рекомендаций;

Получение точных инструкций по выполнению определенных

заданий;

Освоение системы коррекционной работы.

Родительские

собрания

Подведение итогов работы.

4 этап. Презентация проекта.

1.

Мастер-класс для родителей «Мы идем гулять».

2.

Мастер-класс для родителей «Цвет, форма, величина. Коллективное изготовление аппликации «Прощай, зима».

3.

Проведение совместно с родителями внеклассных мероприятий: новогодний утренник, утренник «Прощание с

елочкой», познавательно-развлекательный праздник «Мамин день».

4.

Проведение выставок детско-родительских работ «Зимняя сказка», «Здравствуй, весна!», «Весна - красна»,

«Золотая осень».

16

5.

Мастер-класс для родителей «Ёжик»

6.

Мастер-класс для родителей по физическому воспитанию «Будем здоровы».

7.

Мастер-класс «Учимся говорить, играя».

8.

Мастер-класс на интегрированном занятии по развитию речи и музыкальному воспитанию «Рассказываем сказку –

запоминаем слова»

9.

Изготовление украшений для группы и зала при совместном участии детей и родителей. Украшение группы при

участии родителей

10.Проведение совместно с родителями внеклассных мероприятий: утренник «Золотая осень», новогодний утренник,

утренник «Прощание с елочкой».

11.Семинар для родителей «Коррекционная составляющая в развитии личности неслышащего ребенка».

12.

Семинар для родителей «Основы фонетической ритмики. Использование элементов фонетической ритмики в

домашних условиях».

13.

Семинар для родителей «Артикуляционная, дыхательная и голосовая гимнастики, их роль и значение в

формировании устной речи у неслышащих детей».

14.

Семинар для родителей «Пальчиковая гимнастика, ее роль и значение в формировании речевых навыков

неслышащих детей»

15.

Семинар для родителей «Развитие эмоциональной сферы у неслышащего ребенка в условиях воспитания в семье»

16.Родительские собрания.

17.

Консультации родителям по методике выполнения домашнего задания.

18.Индивидуальные консультации родителям по различным вопросам.

17

Используемая литература:

1.

Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилалогия: Учебное пособие. М.,1999.

2.

Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. М., Просвещение, 1970.

3.

Крайнин В., Крайнина З. Человек не слышит. М., Просвещение, 1984.

4.

Леонгард Э.И. Я не хочу молчать!: Из опыта работы/ Э.И. Леонгард, Е.Г.Самсонова, Е.А.Иванова.- М.:

Просвещение, 1990.

5.

Шматко Н.Д. Коррекционная работа с глухими и слабослышащими детьми раннего возраста. М.,1988.

6.

Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед.учеб. заведений/[И.Г.Багрова и др.] ; по ред. Е.Г.Речицкой.-

М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

7.

И. Королёва, П. Янн Дети с нарушениями слуха.– С-Петер.: КАРО, 2011

8.

Леонгард Э.И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников. М.:

Пр-е, 1971

9.

Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Устное слово // методическое пособие по развитию устной речи и обучению грамоте

детей с нарушенным слухом. – М.: Советский спорт, 2004.

10.Е. Косинова Логопедический букварь. – М.: МАХАОН, 2007.

11.Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит… – М.: Просвещение, 2003

12.

Корсунская Б.Д. Читаю сам: кн. для чтения для детей дошкольного возраста с нарушенным слухом, М.:

Владос, 2000

13.

Корсунская Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. — М., 1969.

14.

Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. — М., 1991.

15.Смирнова Л.Н. Тематические циклы для детей с ОНР.

16.Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет М.: ГНОМ 2011

17.Володина В.С. Альбом по развитию речи М.: РОСМЭН 2007

18

18.

Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у

старших дошкольников - В помощь логопедам и родителям. СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007

Приложение

Слайды из презентаций к семинарам-практикумам

19

Конспект мастер – класса

для родителей

средней и старшей групп

ГКС (К) ОУ «С(К)ОШИ №1 первого вида г.Энгельса»

Саратовской области

по аппликации

«Ёжик»

подготовила:

Андреева А.Н.

Энгельс

2013 г

20

Цель:

учить родителей развивать творческий потенциал ребенка с использованием видов и приемов коррекционной

деятельности.

Задачи работы с детьми:

побуждать детей к устной речи,

самостоятельным высказываниям;

учить активно выполнять работу с родителями;

развивать зрительно-моторную координацию,

развивать мышление, внимание, творческие способности;

воспитывать самостоятельность, желание работать с природным материалом.

Задачи работы с родителями:

учить родителей внедрять в ежедневную практику упражнения психомоторной коррекции;

обучать основным методам, видам и приемам коррекционной работы с детьми и

учить правильно применять на практике полученные знания;

формировать у родителей ответственность за развитие речи детей; стремление добиваться лучших результатов,

опираясь на приобретенный опыт;

воспитывать желание участвовать во всестороннем развитии ребёнка совместно с педагогами,

учить поощрять детей за выполненную работу.

Оборудование и материалы:

заготовка к аппликации (лист тонированной бумаги с «туловищем Ёжика»), таблички с поручениями, кисточки,

салфетка, баночка с клеем, тарелочка с кленовыми листьями на каждого ребёнка.

План мастер-класса:

1.

Организационный момент.

2.

Пальчиковая гимнастика. Упражнения: «Веер», «Шар большой», «Шар маленький», «Нет ничего».

3.

Артикуляционная гимнастика. Упражнения: «Покрась щёку», «Часики», «Вкусное варение».

21

4.

Фонетическая ритмика

5.

Речевая зарядка.

6.

Рассматривание иллюстрации с изображением ёжика и образца.

7.

Инструктаж по выполнению аппликации.

8.

Выполнение задания ребенком по словесной инструкции.

9.

Рассматривание готовой аппликации, анализ и демонстрация.

Ход занятия:

- Добрый день! В добрый час!

Начинаем мастер-класс!

Проходите, не стесняйтесь,

К детям присоединяйтесь!

1.

Устраивайтесь по удобнее. Сегодня мы будем выполнять вместе с вами аппликацию «Ёжик».

2.

Перед началом занятия необходимо размять пальчики (выполняем пальчиковую гимнастику). Делаем все как я

и вместе со мной:

«Веер», «Шар большой», «Шар маленький», «Нет ничего»

3. А теперь будем играть с язычком. (выполняем артикуляционную гимнастику).

Делайте все вместе со мной:

А) «Покрась щёку», «Часики», «Вкусное варенье»

Молодцы дети, молодцы мамы, хорошо играли.

1.

А сейчас все встаньте. Будем петь.(А, О, У, И, Э)

2.

Посмотрите на доску. Будем говорить. (речевая зарядка) Молодцы дети и мамы.

3.

Садитесь на свои места.

- Дети, посмотрите, кто это? (воспитатель показывает ёжика) (Ёжик)

- Мы будем делать аппликацию «Ёжик»

22

7. Уважаемые родители, сейчас я буду говорить, что делать вам, а вы учите детей. У Вас на столе находятся: заготовка

к аппликации (бумага с «туловищем Ёжика»), таблички с поручениями, оборудование, необходимое для аппликации

(кисточки, салфетка, баночка с клеем, тарелочка с кленовыми листьями).Самира будет мне помогать. Повторяйте за

нами.

8. - Самира, возьми бумагу. Что ты сделала? (Я взяла бумагу)

- Возьми большой листочек. Что ты сделала? (Я взяла большой листочек)

- Возьми кисточку. (Я взяла кисточку)

- Возьми колючую кисточку (

- Возьми клей. (Я взяла клей)

- Наклей листочек. (Я наклеила листочек)

- Возьми маленький листочек. (Я взяла маленький листочек)

- Возьми клей. (Я взяла клей)

- Наклей листочек. (Я наклеила листочек)

- Кто это? (Ёжик)

- Ёжик какой? (колючий)

- Где живёт? (в лесу)

9. Покажите ваших ёжиков нам. Какие красивые ёжики у нас получились! Молодцы дети, молодцы мамы! Хорошо

вместе поработали!

Уважаемые родители, сегодня мы с вами выполняли аппликацию вместе с детьми.

Мы запланировали организовать выставку поделок из природного, бросового и др. материалов на тему: «Осень

золотая».

Во время каникул просим Вас выполнить дома поделки вместе с детьми. Задумка пусть будет ваша, а выполняет

работу ребёнок, через устную речь конечно.

Успехов Вам в совместном творчестве и общении!

23

24



В раздел образования