Автор: Грачева Наталья Юрьевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ школа
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста и пути преодоления»
Раздел: дошкольное образование
«Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста
и пути преодоления»
Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в
дошкольном
возрасте.
Возраст
пятого
года
жизни
является
самым
приемлемым для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха
– фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в
звуковой деятельности.
В несколько этапов происходит становление звуковой культуры речи.
Восприятие звуков у детей с нормальным речевым развитием формируется
рано. В возрасте до года ребенок улавливает лишь ритмико-мелодические
структуры, фонемный состав слова им не воспринимается. Различие звуков
происходит на втором году жизни. Дети начинают постепенно овладевать
фонетической
системой
звуков
русского
языка
независимо
от
их
артикуляционной четкости:
Гласные –согласные (среди согласных различаются в первую очередь
сонорные звуки Л-Р)
Глухие – звонкие
Твердые –мягкие.
Распространенным дефектом у детей среднего и старшего возраста
является нарушение звукопроизношения. К данной группе относятся дети, у
которых наблюдается неправильное произношение отдельных звуков, одной
или нескольких групп звуков при нормальном физическом слухе. Более
тщательное изучение звуковой стороны речи этих детей показывает
несформированность у некоторых из них всей совокупности ее элементов –
звукопроизношения, ритмико-слоговой структуры слова, восприятия фонем
(речевых звуков). Характер подобных отклонений является фактором риска
по отношению к овладению навыками письма и чтения.
Фонетико- фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов
формирования произносительной системы родного языка у детей с
различными расстройствами вследствие дефектов восприятия и
произношения фонем.
Развитие речи, включающее умение чётко произносить звуки и различать
их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и
грамотно выражать свои мысли – это наиболее насущные проблемы, стоящие
перед дошкольным учреждением. Правильная речь – один из показателей
готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты
и чтения, так как письменная речь формируется на основе устной, и дети,
страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются
потенциальными дисграфиками и дислексиками (дети с нарушениями письма
и чтения).
Отставание в развитии фонематического слуха и фонематического
восприятия создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения
программного материала по чтению и письму, так как оказываются
1
недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом
составе слова, которые у ребёнка с нормальным речевым развитием
вырабатываются задолго до обучения в школе.
Наличие у старших дошкольников даже слабо выраженных отклонений в
фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьёзным
препятствием в освоении программы общеобразовательной школы.
Недостатки произношения и различения звуков – фонетико-
фонематическое и фонетическое недоразвитие, обусловливающие
затруднения в овладении чтением и письмом, наряду с фонетическим
дефектом являются самыми распространёнными у учащихся
общеобразовательных школ. Однако поскольку в обоих случаях имеют место
дефекты произношения, то педагог должен уметь определять, являются ли
недостатки произношения самостоятельными, изолированными дефектами
или они выступают в качестве одного из проявлений более сложного
нарушения звуковой стороны речи, а именно – фонетико-фонематического
недоразвития.
Уже в дошкольном возрасте можно выявить и предупредить
возникновение специфических фонетико-фонематических процессов
недоразвития речи. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития
достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции
звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Работа по предупреждению и устранению фонетико-фонематического
недоразвития речи должна начинаться в дошкольном возрасте, еще до начала
обучения ребенка грамоте. Недоразвитие фонематического восприятия
приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не
только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в
процессе овладения грамотой, письмом и чтением и как следствие
программой начального обучения в целом.Поэтому вопрос о выявлении детей
с ФФН в дошкольном возрасте и ранняя коррекция нарушений речи является
актуальным вопросом на сегодняшний день.
Роль фонематического восприятия в развитии речи
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет
социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка
необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде
всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений,
навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных
учреждений общего типа. Детский сад является первой ступенью в системе
народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к
школе.
Ведущие учёные (Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова,
Г.Е.Чиркина, И.К.Колпоковская, А.В.Ястебова и др.) доказали, что
существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и
2
его возможностями овладения грамотой.
Одной из основных задач педагогической работы с детьми,
испытывающими трудности в обучении грамоте, является формирование у
них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и
умственных способностей. В современной методике обучения грамоте
общепризнанным является положение о том, что практическое ознакомление
со звуковой стороной слова – необходимая предпосылка для овладения
чтением, а впоследствии и письмом на языках, письменность которых
построена по звукобуквенному принципу.
Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина,
А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой,
Г.А.Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание
фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое
развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции
и дикции. И будет лучше для ребёнка с речевыми нарушениями прийти в
школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной,
лексически развёрнутой, но и умеющим читать.
Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием
звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога
Д.Б.Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его
графической (буквенной модели)». К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно
читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».
Чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а
также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и
синтезу.
В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на
устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.
Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по
данным многих современных исследователей одно и тоже, принято называть
способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе
естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4
недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только
на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так
называемый период дофонемного развития речи.
К концу первого года жизни (по данным Н.Х.Швачкина) слово впервые
начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового
средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы,
входящие в его состав).
Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая
артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой
совершенствования произношения (А.Н.Гвоздев). К концу второго года
жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим
восприятием всех звуков родного языка.
3
Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны,
отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой –
тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых
полноценное чтение и письмо невозможны. Формирование правильного
произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых
звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха,
обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое
восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в
кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения
дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем.
При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической
деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и
отличает их от других.
При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит
сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и
формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа и синтеза
сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия
первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения,
то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А.Н.Гвоздев,
В.И.Бельтюков, Н.Х.Швачкин, Г.М.Лямина доказали, что необходимо
развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети
могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок
звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры
слова.Д.Б.Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой
структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте
эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором
детей обучают средствам звукового анализа.
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет
большое значение для овладения навыками чтения и письма.Готовность к
обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-
синтетической деятельности ребёнка, т.е. умений анализа, сравнения, синтеза
и обобщения языкового материала.Звуковой анализ в отличие от
фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует
планомерного специального обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь
из средства общения превращается в объект познания. А.Н.Гвоздев отмечает,
что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов
на звуки им самостоятельно не производиться». И действительно,
самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько гласных звуков
одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов
вряд ли доступно малышу без помощи взрослых. И очень важно, чтобы эта
помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной.
Д.Б.Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание
отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов
при внутреннем их проговаривании.» Он же указывает: «Под звуковым
4
анализом понимается:
1) определение порядка слогов и звуков в слове,
2) установление различительной роли звука,
3) выделение качественных основных характеристик звука.»
Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном
движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Ещё один фактор:
фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет,
звуковой анализ – в более позднем возрасте. И наконец, фонематическое
восприятие – способность различить особенности и порядок звуков, чтобы
воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же
самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.
В период от одного года до четырёх лет развитие фонематического
восприятия происходит параллельно с овладением произносительной
стороны речи.
Особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения
является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря
слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной
стороны, с произношением взрослого (с образцом), а с другой – с
собственным произношением. Различение этих двух образов и лежит в
основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребёнком.
Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образа
совпадают .
Р. Е. Левина замечает, что акт произношения в норме следует
рассматривать как завершение акустического процесса, направленного на
выделение соответствующего звука и его различия среди других.
В поступательном развитии фонематического восприятия ребёнок начинает
со слуховой дифференцировки далёких звуков (например, гласных –
согласных), затем переходит к различению тончайших нюансов звуков
(звонких – глухих или мягких – твёрдых согласных). Сходство артикуляции
последних побуждает ребёнка «заострить» слуховое восприятие и
«руководствоваться слухом и только слухом». Итак, ребёнок начинает с
акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и,
наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим
различением.
Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит
интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Чёткие
фонематические представления о звуке возможны только при правильном его
произнесении, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем
правильно произносить. При чётком, правильном произношении, возможно,
обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой.
Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно,
способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также
тормозит усвоение им письменной речи.
Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника
5
являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное
произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных
навыков звукового анализа.
Нужно сказать процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
При чтении у детей, занятия с которыми велись без учёта указанных
факторов, наиболее типичны следующие ошибки:
- трудности слияния звуков в слоги и слова;
- взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных
звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих)
- побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А)
- искажение слоговой структуры слов;
- слишком медленный темп чтения;
- нарушения понимания прочитанного.
К числу типичных недостатков письма у таких детей относятся:
- замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок
соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным
признакам;
- пропуски гласных;
- пропуски согласных в их стечении;
- слияние слов на письме;
- раздельное написание частей одного слова;
- пропуски, наращения или перестановки слогов;
- орфографические ошибки.
Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем
исправить уже сформировавшиеся нарушения. Задачи коррекционного
обучения включают в себя не только исправление первичного дефекта, но и
обязательную подготовку детей к обучению в школе, т.е. усвоение элементов
грамоты.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Язык является средством общения людей в силу своей материальной
звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту
основу, на которой строится овладение языком как основным средством
общения. В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных
процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс
развития восприятия звуков речи.
Развитие произносительной стороны речи берёт начало от первых
голосовых проявлений (крик и лепет). Однако средством общения язык
начинает служить с появления первых слов (к одному году). К двум годам
произношение ещё несовершенно: нечётко произносятся многие звуки,
смягчаются согласные звуки, неточно передаётся слоговая структура слов. К
трём годам сохраняется несовершенство произнесения многосложных слов,
наблюдаются частые замены звуков, сокращения слов, пропуски слогов. К
четырем годам почти исчезает общая картина смягчения речи, появляются
шипящие звуки, но ещё часты замены (р-л, р-ч), удлиняется структура
6
многосложных слов. К пяти-шести годам ребёнок должен правильно
произносить все звуки, отчетливо воспроизводить звуко-слоговую структуру
слов.
Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое
значение имеет фонематическое восприятие.
Раннее понимание ребёнком слов и фраз, произносимых взрослым,
строится не на восприятии их фонематического состава, а на улавливании
общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Слово на этой
стадии воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук,
обладающий определённой ритмико-мелодической структурой. Период до
фонемного развития речи длится до одного года, затем сменяется периодом
фонематического развития речи. Р.Е.Левина наметила несколько этапов
развития языкового сознания детей: от различия далёких друг от друга фонем
до формирования тонких и дифференцированных звуковых образов слов.
Выделяют несколько уровней фонематического развития детей.
Первоначально формируется фонематическое восприятие, под которым
понимается процесс узнавания и различения звуков речи. При восприятии
речи слова не расчленяются, их звуковой состав не осознаётся. Позднее дети
овладевают фонематическим анализом и синтезом.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение
процессов формирования произношения у детей с различными речевыми
расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.
Дети с ФФН – это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-
фонематической и артикуляторно-фонематической формы.
Р.Е.Левина, Г.А.Каше отводят большую роль формированию
фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать звуки речи
(фонемы).По данным Т.А.Ткаченко , развитие фонематического восприятия
положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и
слоговой структуры слов.
Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и
фонематических представлений. При специальной коррекционной работе по
развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и
различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие
суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.Без достаточной
сформированности фонематического восприятия невозможно становление
его высшей ступени - звукового анализа. Звуковой анализ – это операция
мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных
звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. Р.Е.Левина писала, что
«узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого
недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ».
У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем
отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и
восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.
Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение
7
звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия
может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:
1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично.
Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового
анализа сформированы недостаточно.
2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично.
Наблюдаются нарушения речевых кинестезий вследствие анатомических
дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное
взаимодействие важнейший механизм развития произношения.
Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФН указывает на
низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают
трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в
момент произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности
возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при
самостоятельном подборе слов, начинающихся на определённый звук, при
выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук.
В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько
состояний:
- трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
- при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к
разным фонетическим группам;
- невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.
Рассмотрим особенности речи детей с ФФН.
Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими
особенностями:
1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по
артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо
[с], [ш] - [ф], вместо [р], [л] - [л`], [й], вместо – глухих; свистящие и шипящие
(фрикативные) заменяются звуками [т], [т`], [д], [д`]. Отсутствие звука или
замена его другим по артикуляционному признаку создаёт условия для
смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких
артикуляционно или акустически, у ребёнка формируется артикулема, но сам
процесс фонемообразования не заканчивается. Трудности различения
близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к
их смешению при чтении и на письме. Количество неправильно
употребляемых в речи звуков может достигать большого числа – до 16 – 20.
Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие ([с]-
[с`],[з]-[з`], [ц],[ш],[ж],[ч],[щ]);[т`] и [д`]; звуки [л],[р],[р`]; звонкие
замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары
мягких и твёрдых звуков; отсутствует согласный [й];гласный [ы].
2. Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или
нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний,
неотчётливый звук, вместо [ш] и [с] - мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] - нечто
вроде смягчённого [ч].
8
Причинами таких замен является недостаточная сформированность
фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна
фонема заменяется другой, что ведёт к искажению смысла слова, называют
фонематическим.
3. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции
изолированно ребёнок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или
заменяются другими. Иногда ребёнок одно и тоже слово в разном контексте
или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребёнка звуки одной
фонетической группы заменяются, звуки другой - искажаются. Такие
нарушения называются фонетико-фонематическими.
4. Искажённое произношение одного или нескольких звуков. Ребёнок может
искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не
различать большее число звуков из разных групп. Относительное
благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие
фонематических процессов.Причиной искажённого произношения звуков
обычно является недостаточная сформированность артикуляционной
моторики или её нарушения. Это фонетическое нарушения, которые не
влияют на смысл слов.
Знание форм нарушения звукопроизношения помогает определить
методику работы с детьми. При фонетических нарушениях большое
внимание уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей
моторики, при фонематических нарушениях развитию фонематического
слуха.
При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР
нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением
согласных: вместо скатерть – они говорят «катиль» или «катеть», вместо
велосипед – «сипед».Кроме перечисленных особенностей произношения и
фонематического восприятия у детей с ФФН наблюдаются: общая
смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании
словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях,
употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с
существительными).
Проявления речевого недоразвития у данной группы детей выражены в
большинстве случаев не резко. И только при специальном обследовании речи
выявляются разнообразные ошибки.
Содержание и структура исследования
После изучения теоретического материала по проблеме особенностей
фонематического восприятия у детей с ФФН нами был организован
констатирующий эксперимент, целью которого было выявить особенности
фонематического восприятия данной категории детей.
Исследование дошкольников проводилось нами по следующим
направлениям:
1. Исследование состояния звукопроизношения.
2. Исследование формирования фонематического восприятия.
9
При исследовании состояния звукопроизношения, мы определяли
характер нарушения произношения согласных звуков (отсутствие, замена на
другие звуки; искаженное, дефектное произношение, назализованность
ротовых и неназализованность носовых звуков) в различных условиях
произношения (изолированно; в слогах открытых, закрытых, со стечением
согласных; в словах - в начале, в конце, в середине; во фразах). Для проверки
состояния звукопроизношения, ребёнку предлагались картинки из альбома
Иншаковой.
Для исследования состояния фонематического восприятия были
использованы методики разработанные Волковой Л.С., Голубевой Г.Г.
Коноваленко В.В., Коноваленко В.С.
1 задание. Обследование восприятия и дифференциации изолированных
звуков.
Инструкция: Давай поиграем во флажки, слушай меня внимательно. Если ты
услышишь звук с (ш, з, к) подними флажок. Ребенку предлагается
прослушать ряд звуков и поднять флажок на определенном звуке.
Материалом для обследования служат ряды произносимых логопедом
изолированных звуков:
Н, п, с, д, з, ш, ч, в, с, ж, ц, т, ф
Л, к, ш, р, м, с, щ, ш, л, ч, р, м
Б, г, ч, м, л, н, к, р, п, р, д, л, т
Ш, х, с, т, ж, щ, з, ш, ч, п, м, ш
2 задание. Обследование восприятия и дифференциации звуков в слогах.
Ребенку предлагается прослушать и повторить за логопедом серии из двух -
трех слогов.
Обследование проводится на материале серий из двух - трех слогов
типа согласный гласный и включает в себя дифференциацию слогов
содержащих: акустически сходные, но артикуляторно далекие звуки;
акустически и артикуляторно близкие звуки; артикуляторно близкие, но
акустически далекие звуки.
Са-ша, шо-со-шо, ся-щя-ся, зу-жу, за-жа-зя, зо-жо-зо
Су-цу, сы-зы-зы, ся-зя-ся, ца-са-ца, са-ца-цу, сы-цы-сы
Жи-жи-ши, шо-шо-жо, жу-шу-жу Чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи
Па-бо-пы, бо-бо-по, ба-по-бы, го-ку-га, ка-га-ко, га-га-ка
То-ду-ты, до-ту-та, ту-да-до, фо-ву -фы, вы-фо-ву, фу-фо-ва
Ра-ла-ро, ла-ло-ра, ру-ра-ла, ца-тя-тя, тю-цу-тю, цу-ту-ца
Ха-ка-хо, ку-ха-ка, ко-ко-ха.
3 задание. Обследование дифференциации слов .
Ребенку предъявляется пара предметных картинок и предлагается показать
ту, которую называет логопед.
Инструкция: давай поиграем. Я буду называть картинки, а ты показывай.
Обследование проводится на материале слов квазимонимов которые
содержат: артикуляторно далекие, но акустически близкие звуки ( крыша -
крыса), артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки (лак-рак),
10
артикуляторно и акустически близкие звуки (лиса - лица): крыша - крыса,
ужи- усы, жук- сук, нос- нож, мишка - миска, вещи- весы, лак- рак, игра, игла,
лис- рис, ложки- рожки, колобок - коробок, юла - Юра, лиса- лица, коза- коса,
кочка -кошка, сабля - цапля, лужи - лучи, ужи - уши, бак-мак, ком-дом, козы-
кожи, зуб-суп, том-дом, тачка-дачка, трава- дрова, бочка- почка, башня-
пашня, корка - горка, тапки - тяпки, лук - люк, круг - крюк.
4 задание. Обследование дифференциации и восприятия звуков в словах.
Инструкция: перед тобой лежат картинки, я буду их называть, а ты выбери те
в которых ты слышишь звук с (ш,ч,б). Ребенку предлагается отобрать
картинки с заданным звуком.
Материалом обследования служат разнообразные картинки с
изображениями предметов: собака, сосна, колесо, нос, пастух, стул, самолет;
зуб, замок, коза, звезда, паровоз, забор, газета; шапка, кошка, мышь, школа,
камыш, шмель, груша, жук, ножик, пижама, абажур, пожарник, цепь, курица,
палец, огурец, цапля, рукавица, чулок, очки, ключ, чучело, прачечная, щетка,
ящик, клещи, ящерица, пещера; собака, зубы, яблоко, бабочка, бублик,
барабан, дом, вода, дыня, двойка, карандаш, голова, нога, глаза, иголка,
бумага, ива, сова, корова, дрова, лапа, пила, стол, палатка, бутылка; рука,
топор, воробей, брови, провод, лимон, дом, малина, мухомор, нож, сани,
баран, ванна, книга, кофта, фонарь, шкаф, муха, петух, туфли.
5 задание. Обследование способности к элементарному звуковому анализу.
Инструкция: сейчас я буду называть тебе слово, а ты ответь какой звук
находится в начале (конце) слова. Ответь где находится звук ( д, ж, и т.д) -
предлагаются слова с искомым звуком в середине слова. Ребенку
предлагается на слух определить какой звук находится в начале, середине и
конце слова.
Для прослушивания предлагаются двух - и трехсложные слова, с прямым и
обратным слогом в начале и конце слова. С искомым звуком в середине слова.
Нами подбирались слова, в которых искомый звук оказывался ненарушенным
для каждого конкретного ребенка. Анализ нарушенных в произношении и
восприятии ребенка звуков исключался полностью.
6 задание. Обследование дифференциации правильного и дефектно
произнесенного звука.
Инструкция: давай поиграем в «телефон» я произношу слово, а ты скажи,
правильно я их произношу или нет. Ребенку предлагается на слух определить
правильно или нет логопед произносит слова.
Логопед произносит слова (лампа, мыло, стул, диван и т.д) с дефектно
произносимыми или заменяемыми звуками имитируя а)произношение
ребенка, б) дефекты которых нет в речи ребенка, в) правильное
произношение.
Основные направления логопедической работы по формированию
фонематического восприятия у дошкольников с ФФН.
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается
путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой
11
стороны речи и фонематического недоразвития. «Система обучения и
воспитания детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим
недоразвитием включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к
полноценному обучению грамоте (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина,
1978, 1974 г.)». Дети, поступающие в группы с фонетико-фонематическим
недоразвитием должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков,
который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.
Предусмотрены специальные разделы по формированию произношения и
обучению грамоте.
Логопедическая работа включает формирование произносительных
навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа
и синтеза. Коррекционное обучение предусматривает также определенный
круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых
умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном
возрастном этапе.
Работа по преодолению недоразвития фонематического восприятия
строится поэтапно.
1 этап. Формирование восприятия устной речи на фонематическом уровне.
2 этап. Формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне.
Задачами первого этапа являются:
- развитие распознания звуков речи, т.е. восприятия устной речи на
сенсомоторном уровне;
- развитие стимулирующей функции речеслухового анализатора
(формирование четкого слухового образа звука);
- формирование слухового контроля за качеством собственного
произношения;
- создание благоприятных условий для последующего формирования
фонематических функций.
Логопедическая работа на данном этапе проводилась по двум направлениям.
1 направление - Формирование восприятия устной речи в процессе имитации
слогов.
Выбор метода имитации слогов является достаточно эффективным при
развитии распознания и различения на элементарном (сенсомоторном)
уровне, так как дает возможность исключить избыточность информации,
встречное моделирование, смысловую догадку, играющих существенную
роль при восприятии семантически значимых единиц. Методом имитации
слогов у детей формируется навык аудирования (направленного восприятия
звуков речи), способствующий развитию слушать и слышать речевой
материал.
Можно провести такую игру: логопед вызывает водящего и говорит ему
на ухо какой-то слог, например по. Ребенок вслух повторяет его. Затем
логопед называет или тот же самый слог, или оппозиционный. Это должно
выглядеть примерно так:
Логопед. По. Ребенок. По.
12
Логопед. Во. Ребенок. Во.
Логопед. Ро. Ребенок. Ро.
Логопед. Жо. Ребенок. Жо и т.д.
Необходимо подчеркнуть, что первый слог всегда называет логопед
(воспитатель). То, что он делает это шепотом (на ухо водящему), повышает
интерес детей к занятию, служит дополнительным средством для мотивации
их внимания.
2 направление - Формирование восприятия устной речи в процессе
различения правильно и искаженно произнесенного звука.
1. Распознание дефектного произношения, отличающегося от
собственного, в чужой речи (взрослого или ребенка).
Развитие слухового контроля ведется параллельно с формированием
правильного артикуляторного уклада, с использованием зрительной опоры,
тактильных и кинестетических ощущений.
2. Распознание дефектного произношения, аналогичного собственному, в
чужой речи.
Работа проводится в той же последовательности и теми же приемами.
Но при этом логопед имитирует произношение, аналогичное дефектному
произношению ребенка, или просит детей, имеющих такой же, как у
ведущего, дефект назвать свои картинки.
В связи с тем, что четкие фонематические представления о звуковом
составе языка способствуют совершенствованию правильного произношения
(особенно в процессе автоматизации звуков речи), в задачи второго этапа
входит развитие функций фонематической системы.
Формирование фонематических функций осуществляется в двух
направлениях: развитие фонематического восприятия (дифференциации
фонем) и развитие фонематического анализа и синтеза.
Работа на этом этапе начинается с последовательного уточнения
произносительного и слухового образов обрабатываемого звука и ведется по
трем направлениям.
1 направление - Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное,
слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
При уточнении правильной артикуляции звука обращается внимание на
работу артикуляторных органов при его произнесении.
2 направление - Выделение звука на фоне слога.
Детям предлагается ряд слогов, из которых нужно выделить звук. Слоги не
должны включать оппозиционных звуков.
3 направление - Выделение звука на фоне слова.
Эта работа проводится на материале слов, включающих данный звук и не
имеющих его. Исключаются слова со сходными акустически и
смешиваемыми в произношении звуками.
Предлагаем примерные упражнения и игры.
Определение наличия заданного звука в слове.
«Чудо-дерево».
13
Украсить дерево игрушками, картинками, в названии которых имеется
соответствующий звук.
Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение
местоположения заданного звука.
«Мяч передавай, слово называй».
Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками
над головой (возможны другие способы передачи мяча).
Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и
передает мяч дальше.
Определение последовательности и количества звуков в слове.
«Живые звуки»
Логопед предлагает поиграть в игру «Живые звуки». Один ребенок – звук С,
другой – О, третий – К. играющие дети называют эти звуки. Затем они
прячутся, и логопед приглашает их появиться по одному, спрашивая у
остальных детей, какой звук пришел за ним, какой звук пришел последним. В
какой последовательности должны встать дети-звуки, чтобы получилось
слово? Какое слово получилось?
Определение места звука по отношению к другим звукам.
При формировании указанного действия с детьми проводится работа по
анализу слова, выяснению, какой звук слышится в слове перед заданным и
после заданного звука. Детям предлагается самим подобрать слова, в которых
перед заданным звуком или после него слышатся определенные звуки. При
подборе дидактического и речевого материала учитывается, что согласные
звуки легче распознаются, если они находятся в прямом слоге в начале или в
середине слова, в обратном слоге в конце слова; труднее – если они находятся
в обратном слоге в середине слова, а также в стечении с другими согласными
звуками. Трудность выделения звука на фоне слова нарастает с увеличением
звукового ряда.После отработки отдельного звука проводится его
сопоставление с другими звуками: сначала с артикуляторно и акустически
близкими.
В качестве примера приведем последовательность логопедической работы
по дифференциации звуков С и Ш.
Дифференциация звуков С и Ш в слогах.
«Скажи наоборот».
Логопед бросает детям по очереди мяч, произнося при этом слоги различной
структуры со звуком С и Ш. ребенок, поймавший мяч, бросает его обратно,
изменяя звук в слоге: са – ша, су – шу, асу – ашу, асо – ашо.
Дифференциация звуков С и Ш в словах.
«Кто внимательнее?».
Логопед произносит ряд слов со звуками С и Ш, находящимися в разной
фонетической позиции. Если в слове есть звук С, дети поднимают синий
кружок, звук Ш – зеленый: каша, лиса, шайка, каска, соска, шрам, шпора,
маска и т.д.
Таким образом, к моменту поступления в школу дети, прошедшие курс
14
специального обучения, подготавливаются к усвоению программы
общеобразовательной школы. Они умеют различать и дифференцировать на
слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно
контролировать звучание собственной и чужой речи, последовательно
выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его
элементы. Дети учатся распределять внимание между различными звуковыми
элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове, что
является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и
чтения
Заключение
В настоящее время, когда наблюдается повышение требований к
начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических
проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребёнка в школе во
многом определяются его готовностью к ней. Для дошкольников с речевыми
расстройствами решение этих вопросов имеет особое значение.
Нарушение произношения звуков при ФФН находится в тесной
взаимосвязи с недоразвитием у детей фонематического восприятия, что в
свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением,
формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты.
Признаком фонематического недоразвития у детей данной категории
является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся
тонкими акустическими или артикуляторными признаками.
Разработкой наиболее эффективных методов и приемов работы,
направленных на преодоление ФФН, в свое время занимались Р.Е Левина,
Ф.А.Рау, М.Е. Хватцев, Н.А. Чевелева и др.
Анализ литературных источников показал, что:
При этой форме дети с трудом различают звуки из-за недостаточной
дифференциальной способности коркового окончания слухового анализатора.
Ребенок не распознает звуковые оттенки, которые образуются
физиологически по одинаковому принципу.
В основе нарушения лежит недостаточная сформированность
фонематического слуха, назначением которого является узнавание и
различение входящих в состав слова фонем, сличения акустических
признаков звуков и принятие решения о фонеме. Система фонем оказывается
у ребенка не полностью сформированной (редуцированной) по своему
составу. Ребенок не опознает тот или другой акустическический или
артикуляторный признак сложного звука, по которому одна фонема
противопоставлена другой. Вследствие этого при восприятии речи
происходит уподобление одной фонемы другой на основе общности
большинства признаков. В связи с неопознанием того или другого признака
звук узнается неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов.
Эти недостатки мешают правильно воспринимать речь как самому
говорящему, так и слушающему.
Без специального коррекционного воздействия ребенок не научится
15
различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав
слов, что приведет к появлению стойких ошибок при овладении письменной
речью.
Система коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием в условиях дошкольного логопедического пункта
предусматривает единство основных направлений и работе: постановку
отсутствующих и неправильно произносимых звуков, введение поставленных
звуков в речь и развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слов.
Список используемой литературы:
1.
Краузе Е. Логопедия, С-Пб, 2002
2.
Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика:
практическое пособие. - СПб.: КОРОНА принт, 2004.
3.
Смирнов Л.Н. Логопедия в детском саду М., 2002
4.
Логопедия: учебник для ВУЗов. Под редакцией Л.С. Волковой. - М.:
ВЛОДОС , 2009
5.
Домашний логопед / сост. Руденко, В.И. - Ростов-на-Дону.: Феникс,
2002.
6.
Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоления: сб.
упражнений. - М.: Сфера, 2005
16