Напоминание

Проект "Воспитание любви к книге" (по сказкам А.С. Пушкина)


Авторы: Гусак Татьяна Владимировна, Морозова Мария Николаевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - детский сад №67
Населённый пункт: Приморский край, город Уссурийск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Воспитание любви к книге" (по сказкам А.С. Пушкина)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр

развития ребенка – детский сад № 67 УГО

Проект

«Воспитание любви к книге»

(по сказкам А.С. Пушкина).

Составила: Гусак Татьяна Владимировна

Продолжительность проекта: среднесрочный – 3 месяца.

Участники

проекта:

воспитанники

подготовительной

группы,

воспитатель, родители.

Актуальность

проекта:

Актуальность

проекта

обусловлена

недостаточной

востребованностью

книг

подрастающим

поколением

как

основного источника знаний для развития и воспитания.

Как

приобщить

ребенка

к

чтению?

Как

научить

добывать

самостоятельно из книг необходимую информацию? Актуальность решения

этой

проблемы

очевидна.

Книга

незаменимый

источник

знаний

для

взрослых и детей. Ребенок, беря в руки книгу, непроизвольно ее открывает.

Загадочный и неизведанный мир предстает перед ним: сказки, волшебные

страны,

незнакомые

предметы,

удивительная

природа

-

все

так

и

манит

заглянуть

вглубь

книги,

проникнуть

в

ее

тайны,

разгадать

загадки

и

отправиться вместе с ее героями в путешествие за знаниями. В современном

обществе

на

смену

книгам

все

чаще

и

чаще

приходят

компьютеры,

электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными,

пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Современному

родителю

проще

нажать

кнопку

дистанционного

пульта,

чем

достать

и

прочитать своему ребенку книгу. А только при живом общении происходит

становление и развитие ребенка. Следствием недостаточного общения детей

с

книгами

становятся

речевые

нарушения,

нарушения

мыслительных

процессов, развитие коммуникативных функций и т.д. Все это негативно

отражается

на

общем

состоянии

ребенка

и

на

формировании

его

как

личности. Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть

процессом воспитания собственной души, требующим от человека большой

работы ума и сердца, переживания, осмысления. Чтение развивает интеллект,

формирует духовно зрелую, образованную личность. Читающий человек –

мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям любовь, к книге

начиная

с

дошкольного

возраста.

Ведь

книга

способствует

расширению

горизонта

детского

знания

о

мире,

помогает

ребёнку

усвоить

образцы

поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях, формирует

начальные представления о прекрасном. Особое значение для читательской

судьбы

ребёнка

имеет

семейное

чтение.

Слушая

чтение

взрослого,

рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает,

переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего

опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей,

стимулирует

и

наполняет

содержанием

редкие

и

радостные

минуты

духовного

общения,

воспитывает

в

ребёнке

доброе

и

любящее

сердце.

Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению. Чтобы

воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к

книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для

детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и

помогать при анализе произведения.

Цель проекта: приобщение детей к художественной литературе на

примере

сказок

А.С.

Пушкина,

повышение

интеллектуального

уровня

воспитанников.

Задачи для воспитанника:

1.

Открыть удивительный мир чтения, книжных чудес.

2.

Понять

мотивы

поступков

героев

литературных

произведений;

зарядить

детей

эмоциональным

отношением

к

литературным

персонажам, их поступкам и чувствам.

3.

Формирование

представлений

у

детей

о

роли

книги

в

жизни

человека.

Задачи для воспитателя:

1.

Создание условий для всестороннего художественно-эстетического

развития детей.

2.

Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во

взаимодействии всех участников образовательного процесса.

3.

Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.

Предполагаемые результаты: правильное понимание и восприятие у

детей

художественного

слова;

повысить

интерес

как

к

книге,

так

и

к

художественным произведениям; умение узнавать произведение по отрывкам

из знакомого текста, узнавать героев одной сказки.

Основное

направление

внеурочной

деятельности:

духовно-

нравственное.

Формы проведения:

Игровая деятельность;

Дидактические игры;

Элементы инсценирования;

Беседа;

Показ иллюстраций и картин;

Поисково-исследовательская деятельность;

Выставки;

Совместная

деятельность

воспитателя

и

детей,

воспитателя

и

родителей, детей и родителей.

Основные этапы работы: подготовительный этап, основной этап и

заключительный этап.

Подготовительный этап.

Деятельность воспитателя: НОД, чтение литературных произведений

(сказки А.С. Пушкина), подбор иллюстраций, составление дидактических

игр, организация игровой деятельности, организация выставок.

Деятельность воспитанников: рассматривание иллюстраций и книг,

выполнение творческих заданий, игровой деятельности, театрализованная

деятельность, продуктивная деятельность.

Основной этап.

Образовательная область «речевое развитие».

1.

Инсценировка на тему: «Знакомство с книгой».

2.

Беседа на тему: «Происхождение книг».

3.

Чтение сказок А.С. Пушкина. (в день по одной сказке).

После каждой сказки проводится беседа по ней, называют главных

героев сказки, анализируют их поступки и чувства. Пересказ сказок.

4.

Заучивание наизусть отрывков из сказов, считалки.

Образовательная область «познавательное развитие».

Цель: углублять, расширять и дополнять знания детей о сказках .

Программное содержание: воспитатель определяет вместе с детьми, что

же такое сказка. Поправляет и дополняет ответы детей. Спрашивает, какие

сказки они знают и какие им нравятся, почему. Затем спрашивает, а какие

сказки бывают. Если дети затрудняются ответить, воспитатель объясняет, что

сказки бывают народные и авторские. Народные – те, что придумали в

народе, то есть у них нет определённого автора, или его имя давно забыто,

или неизвестно вовсе. Авторские – те сказки. автора которых мы помним.

Сказки Пушкина – это авторские сказки. Педагог спрашивает детей. почему?

Дети объясняют, что автор этих сказок – Александр Сергеевич Пушкин. мы

знаем его имя, его биографию, потому и сказки его являются авторскими.

Тематическое занятие «Биография великого поэта»

Цель: познакомить детей с биографией великого русского поэта.

Программное

содержание:

воспитатель

показывает

детям

на

экране

портрет А. С. Пушкина. просит детей описать его, а затем рассказывает

детям.

что

за

человек

изображён

на

экране,

как

он

жил

и

писал

свои

произведения.

Александра Сергеевича Пушкина знают не только в нашей стране. Он

известен всему миру. Конечно, сначала был просто маленький Саша Пушкин.

Родился он очень давно – 6 июня 1799 года. В то время ещё не жили ни вы,

ребята, ни я, не было на свете даже моей бабушки. Саша жил в большой

семье. У него были старшая сестра и два младших брата. А ещё у Саши была

няня Арина Родионовна. В доме у них было очень много книг. Отец Саши

очень любил читать и писал стихи. Саша тоже начал писать стихи очень рано

– в три года.

Но мы с вами знаем, что Александр Сергеевич Пушкин писал не только

стихи.

Он

написал

ещё

и

сказки.

Сказки

он

любил

с

детства.

Арина

Родионовна знала много сказок и очень хорошо их рассказывала. Арина

Родионовна брала в руки вязанье, садилась, и начиналась сказка… Эти сказки

маленький Саша мог слушать подолгу. Но когда он вырос, он не забыл свою

няню. он написал о ней стихотворение «Буря мглою небо кроет…» и, когда

приезжал домой, обязательно слушал сказки и рассказы своей старенькой

няни.

Когда Саше исполнилось 11 лет, его привезли учиться в Царское Село,

в Лицей – школу для мальчиков. Здесь он проучился шесть лет, встретил

своих будущих друзей. Ивана Пущина, Антона Дельвига. В Царском Селе

Пушкин начал писать свои настоящие стихи (можно продемонстрировать

рисунок. Пушкин читает стихи своим друзьям). Пушкин любил рисовать и

часто рядом со стихами он рисовал пером.

Прошло много лет с того времени, когда жил великий поэт. Но его

стихи не забыты. Его помнят и любят не только в нашей стране, но и во всём

мире. Его именем названы город, станция метро, улицы, площади. В Казани,

в самом центре города стоит памятник поэту. Создан музей Пушкина.

Каждый год печатаются новые книги с его стихами, сказками. Но есть

одна старая книга, которая хранится в музее. Учитель - Онегин Д. С. –

прислал с фронта своим дочерям письмо и книгу со стихами Пушкина. Он

думал, что погибнет на войне, не вернётся домой. В письме он написал,

чтобы дочери хранили эту книгу, раненую в бою. Но он вернулся, много лет

хранил эту книгу, а потом передал её в музей, где она хранится до сих пор.

Образовательная область «социально-коммуникативное развитие».

Беседы на темы: «Происхождение книг», «Детские писатели», «Сказки

А.С. Пушкина».

Дидактические

игры:

«Найди

портрет»,

«Угадай

сказку»,

«Встреча

героев сказки», «Закончи сказку».

Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Золотая рыбка», «Книжный

магазин», «Золотой петушок».

Подвижные игры: «Белочка с орешком», «Повторяй за мной», «Море»,

«Куда смотрит петушок».

Образовательная область «художественно-эстетическое развитие».

Рисование:

«Белочка

грызет

орешки»,

«Золотая

рыбка»,

«Золотой

петушок», «Море волнуется…».

Лепка:

«Любимый

герой

сказки»,

«Золотая

рыбка»,

рисование

пластилином «Зеркальце».

Аппликация: «Царица - Лебедь», «Три девицы под окном…», «Золотой

петушок».

Образовательная область «физическое развитие».

Игры-эстафеты:

«Кто

быстрее?»,

«Собери

портрет»,

«Найди

быстрее».

Подвижные игры: «Белочка с орешком», «Повторяй за мной», «Море»,

«Куда смотрит петушок».

Совместная

деятельность

воспитателя

и

родителей,

детей

и

родителей: совместное чтение сказок, создание рисунков по мотивам сказок

А.С.

Пушкина

для

оформления

выставки,

создание

книжек-малышек,

заучивание

отрывков

из

сказок,

оформление

книжного

уголка

в

группе,

подбор книг.

Приложение

Тема занятия: «Книга – лучший друг» (по сказкам А.С. Пушкина).

Цель: развитие интереса к творчеству А.С. Пушкина, приобщение к

художественной литературе.

Задачи:

1.

Формировать представление у детей о роли книги в жизни человека.

2.

Понять мотивы поступков главных героев.

3.

Умение

узнавать

произведение

по

отрывкам

литературного

произведения.

Форма

занятия:

элементы

инсценирования,

беседа,

игровая

деятельность.

Этапы занятия.

1.

Инсценировка «Знакомство с книгой».

Действующие лица: Мишка, Лисичка, Лягушка, Мышка.

Выходит Мишка, вертит в руках книгу, пытается прочитать.

Лисичка: Мишка, здравствуй! Что ты делаешь?

Мишка: Читаю!

Лисичка: Давай читать вместе!

Читают.

Лягушка: Здравствуйте! Что вы делаете?

Мишка и Лисичка: Читаем!

Лягушка: Давайте вместе читать будем!

Читают.

Мышка: Здравствуйте! Чем вы занимаетесь?

Все: Читаем!

Мышка: И я с вами!

Читают все вместе.

Мишка: Что же здесь написано? Здесь, наверное, написано «мед».

Лисичка: Здесь написано «курочка»!

Лягушка: Нет! Здесь написано «муха»!

Мышка: Здесь написано «сыр»!

Воспитатель: Не спорьте, Зверята, давайте я вам помогу прочитать.

Здесь написано «книга».

Все: Книга?

Воспитатель: Да, книга.

Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно,

Ты беседуй чаще с ней –

Будешь вчетверо умней.

2.

Беседа воспитателя с детьми.

Как вы думаете, что такое книга?

Книги встречают человека с раннего детства и сопровождают его на

протяжении всей жизни. До того как изобрели бумагу, люди изготавливали

книги из коры березы – бересты, потом из пергамента – это тонкая кожа

животных. Поэтому раньше книги были большими и тяжелыми.

О чем же нам может рассказать книга?

Книга – это наш друг и спутник в жизни. Книга – это мудрость народа.

Она дает нам ответы на многие вопросы, помогает думать, размышлять,

делает нас умнее, дает знания.

Кто пишет книги?

Что и для кого пишут детские писатели?

У детской книги есть свой день рождения – 2 апреля – международный

день детской книги.

Каких детских писателей вы знаете?

В этом году, 6 июня празднуют юбилей А.С. Пушкина (220 лет) –

великого русского писателя и поэта.

Что он писал?

Сегодня мы вспомним сказки, которые написал этот великий писатель.

3.

Дидактическая игра «Найди портрет».

Разделить

детей

на

две

группы.

Кто

быстрее

найдет

портрет

А.С.

Пушкина и заселит его в замок. Заселить остальных писателей и назвать их.

4.

Игровая деятельность. «Угадай сказку».

На каждый правильный ответ проводится игра.

1)

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут,

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

(«Сказка о царе Салтане»).

Игра «Белочка с орешком».

С помощью считалки выбирается белочка:

Ты волна моя, волна!

Ты гуллива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли –

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!

Дети становятся в круг и, складывая ладошки лодочкой, протягивают

руки навстречу Белочке. Белочка ходит по кругу с орешком в руках со

словами:

Под елкою высокой,

Видит, белочка при всех

Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки равные кладет

И с присвисточкой поет

При честном при всем народе:

Во саду ли, в огороде.

Изображает, что вкладывает в ладошки ребят орешек, а кому-нибудь

дает его на самом деле. После слов «Раз, два, три, беги!» ребенок с орешком

выбегает в центр круга, задача остальных детей не дать ребенку выбежать.

2)

На девичник собираясь,

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркалом своим

Перемолвилася с ним:

- Я ль, скажи мне, всех милее

Всех румяней и белее?

Что же зеркальце в ответ?

- Ты прекрасна - спору нет,

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее.

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).

Игра «Повторяй за мной».

Убыстряя все более и более показывать движения:

И царица – хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

3)

Вот идет он к синему морю,

Видит, на море черная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»).

Игра «Море».

Слушайте внимательно и меняйте волны так, как в сказке.

Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

(море спокойное, волны слегка плещутся, едва поднимаясь над

полом).

Вот пошел он к синему морю, видит – море слегка разыгралось.

(волны увеличиваются, чуть-чуть приподнимаются).

Вот пошел он к синему морю, помутилось синее море, старичок

отправился

к

морю

почернело

синее

море.

(постоянно

поднимают руки от пола, движения становятся быстрее).

Вот идет он к синему морю, видит на море черная буря: так и

вздулись сердитые волны, так и ходят воем воют. Ничего не

сказала рыбка, лишь хвостиком плеснула и ушла в глубокое море.

(волны успокаиваются, у детей появляется улыбка).

4)

Коль кругом все будет мирно,

Так сидеть он будет смирно;

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Закричит и встрепенется

И в то место обернется!

(«Сказка о золотом петушке»).

Игра «Куда смотрит петушок».

Дети выполняют команды педагога: налево, направо и т.д.

5.

Дидактическая игра «Встреча героев сказки».

У каждого ребенка карточка с изображением героя сказки. Дети ходят,

рассматривают друг у друга картинки и собираются вместе герои одной

сказки.

6.

Заключение.

- Наше занятие подошло к концу.

Чему учат сказки А.С. Пушкина? Отвечает каждый ребенок, передавая

мяч друг другу.

(доброте, любви, верности, борьбе за справедливость, не отступать

перед трудностями, нельзя быть жадным и злым, нужно помогать другим,

высмеивается скупость, зависть, невежество.)

Чем они заканчиваютя?

Добро побеждает зло.

Добро, прославляемое Пушкиным в своем творчестве, надеюсь надолго

останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдется место.

Дидактическая игра «Найди портрет писателя»

Дидактическая игра «Встреча героев сказки»

Портреты А.С. Пушкина

Создание книги



В раздел образования