Авторы: Гусак Татьяна Владимировна, Морозова Мария Николаевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - детский сад №67
Населённый пункт: Приморский край, город Уссурийск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Воспитание любви к книге" (по сказкам А.С. Пушкина)
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр
развития ребенка – детский сад № 67 УГО
Проект
«Воспитание любви к книге»
(по сказкам А.С. Пушкина).
Составила: Гусак Татьяна Владимировна
Продолжительность проекта: среднесрочный – 3 месяца.
Участники
проекта:
воспитанники
подготовительной
группы,
воспитатель, родители.
Актуальность
проекта:
Актуальность
проекта
обусловлена
недостаточной
востребованностью
книг
подрастающим
поколением
как
основного источника знаний для развития и воспитания.
Как
приобщить
ребенка
к
чтению?
Как
научить
добывать
самостоятельно из книг необходимую информацию? Актуальность решения
этой
проблемы
очевидна.
Книга
–
незаменимый
источник
знаний
для
взрослых и детей. Ребенок, беря в руки книгу, непроизвольно ее открывает.
Загадочный и неизведанный мир предстает перед ним: сказки, волшебные
страны,
незнакомые
предметы,
удивительная
природа
-
все
так
и
манит
заглянуть
вглубь
книги,
проникнуть
в
ее
тайны,
разгадать
загадки
и
отправиться вместе с ее героями в путешествие за знаниями. В современном
обществе
на
смену
книгам
все
чаще
и
чаще
приходят
компьютеры,
электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными,
пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Современному
родителю
проще
нажать
кнопку
дистанционного
пульта,
чем
достать
и
прочитать своему ребенку книгу. А только при живом общении происходит
становление и развитие ребенка. Следствием недостаточного общения детей
с
книгами
становятся
речевые
нарушения,
нарушения
мыслительных
процессов, развитие коммуникативных функций и т.д. Все это негативно
отражается
на
общем
состоянии
ребенка
и
на
формировании
его
как
личности. Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть
процессом воспитания собственной души, требующим от человека большой
работы ума и сердца, переживания, осмысления. Чтение развивает интеллект,
формирует духовно зрелую, образованную личность. Читающий человек –
мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям любовь, к книге
начиная
с
дошкольного
возраста.
Ведь
книга
способствует
расширению
горизонта
детского
знания
о
мире,
помогает
ребёнку
усвоить
образцы
поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях, формирует
начальные представления о прекрасном. Особое значение для читательской
судьбы
ребёнка
имеет
семейное
чтение.
Слушая
чтение
взрослого,
рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает,
переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего
опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей,
стимулирует
и
наполняет
содержанием
редкие
и
радостные
минуты
духовного
общения,
воспитывает
в
ребёнке
доброе
и
любящее
сердце.
Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению. Чтобы
воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к
книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для
детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и
помогать при анализе произведения.
Цель проекта: приобщение детей к художественной литературе на
примере
сказок
А.С.
Пушкина,
повышение
интеллектуального
уровня
воспитанников.
Задачи для воспитанника:
1.
Открыть удивительный мир чтения, книжных чудес.
2.
Понять
мотивы
поступков
героев
литературных
произведений;
зарядить
детей
эмоциональным
отношением
к
литературным
персонажам, их поступкам и чувствам.
3.
Формирование
представлений
у
детей
о
роли
книги
в
жизни
человека.
Задачи для воспитателя:
1.
Создание условий для всестороннего художественно-эстетического
развития детей.
2.
Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во
взаимодействии всех участников образовательного процесса.
3.
Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
Предполагаемые результаты: правильное понимание и восприятие у
детей
художественного
слова;
повысить
интерес
как
к
книге,
так
и
к
художественным произведениям; умение узнавать произведение по отрывкам
из знакомого текста, узнавать героев одной сказки.
Основное
направление
внеурочной
деятельности:
духовно-
нравственное.
Формы проведения:
Игровая деятельность;
Дидактические игры;
Элементы инсценирования;
Беседа;
Показ иллюстраций и картин;
Поисково-исследовательская деятельность;
Выставки;
Совместная
деятельность
воспитателя
и
детей,
воспитателя
и
родителей, детей и родителей.
Основные этапы работы: подготовительный этап, основной этап и
заключительный этап.
Подготовительный этап.
Деятельность воспитателя: НОД, чтение литературных произведений
(сказки А.С. Пушкина), подбор иллюстраций, составление дидактических
игр, организация игровой деятельности, организация выставок.
Деятельность воспитанников: рассматривание иллюстраций и книг,
выполнение творческих заданий, игровой деятельности, театрализованная
деятельность, продуктивная деятельность.
Основной этап.
Образовательная область «речевое развитие».
1.
Инсценировка на тему: «Знакомство с книгой».
2.
Беседа на тему: «Происхождение книг».
3.
Чтение сказок А.С. Пушкина. (в день по одной сказке).
После каждой сказки проводится беседа по ней, называют главных
героев сказки, анализируют их поступки и чувства. Пересказ сказок.
4.
Заучивание наизусть отрывков из сказов, считалки.
Образовательная область «познавательное развитие».
Цель: углублять, расширять и дополнять знания детей о сказках .
Программное содержание: воспитатель определяет вместе с детьми, что
же такое сказка. Поправляет и дополняет ответы детей. Спрашивает, какие
сказки они знают и какие им нравятся, почему. Затем спрашивает, а какие
сказки бывают. Если дети затрудняются ответить, воспитатель объясняет, что
сказки бывают народные и авторские. Народные – те, что придумали в
народе, то есть у них нет определённого автора, или его имя давно забыто,
или неизвестно вовсе. Авторские – те сказки. автора которых мы помним.
Сказки Пушкина – это авторские сказки. Педагог спрашивает детей. почему?
Дети объясняют, что автор этих сказок – Александр Сергеевич Пушкин. мы
знаем его имя, его биографию, потому и сказки его являются авторскими.
Тематическое занятие «Биография великого поэта»
Цель: познакомить детей с биографией великого русского поэта.
Программное
содержание:
воспитатель
показывает
детям
на
экране
портрет А. С. Пушкина. просит детей описать его, а затем рассказывает
детям.
что
за
человек
изображён
на
экране,
как
он
жил
и
писал
свои
произведения.
Александра Сергеевича Пушкина знают не только в нашей стране. Он
известен всему миру. Конечно, сначала был просто маленький Саша Пушкин.
Родился он очень давно – 6 июня 1799 года. В то время ещё не жили ни вы,
ребята, ни я, не было на свете даже моей бабушки. Саша жил в большой
семье. У него были старшая сестра и два младших брата. А ещё у Саши была
няня Арина Родионовна. В доме у них было очень много книг. Отец Саши
очень любил читать и писал стихи. Саша тоже начал писать стихи очень рано
– в три года.
Но мы с вами знаем, что Александр Сергеевич Пушкин писал не только
стихи.
Он
написал
ещё
и
сказки.
Сказки
он
любил
с
детства.
Арина
Родионовна знала много сказок и очень хорошо их рассказывала. Арина
Родионовна брала в руки вязанье, садилась, и начиналась сказка… Эти сказки
маленький Саша мог слушать подолгу. Но когда он вырос, он не забыл свою
няню. он написал о ней стихотворение «Буря мглою небо кроет…» и, когда
приезжал домой, обязательно слушал сказки и рассказы своей старенькой
няни.
Когда Саше исполнилось 11 лет, его привезли учиться в Царское Село,
в Лицей – школу для мальчиков. Здесь он проучился шесть лет, встретил
своих будущих друзей. Ивана Пущина, Антона Дельвига. В Царском Селе
Пушкин начал писать свои настоящие стихи (можно продемонстрировать
рисунок. Пушкин читает стихи своим друзьям). Пушкин любил рисовать и
часто рядом со стихами он рисовал пером.
Прошло много лет с того времени, когда жил великий поэт. Но его
стихи не забыты. Его помнят и любят не только в нашей стране, но и во всём
мире. Его именем названы город, станция метро, улицы, площади. В Казани,
в самом центре города стоит памятник поэту. Создан музей Пушкина.
Каждый год печатаются новые книги с его стихами, сказками. Но есть
одна старая книга, которая хранится в музее. Учитель - Онегин Д. С. –
прислал с фронта своим дочерям письмо и книгу со стихами Пушкина. Он
думал, что погибнет на войне, не вернётся домой. В письме он написал,
чтобы дочери хранили эту книгу, раненую в бою. Но он вернулся, много лет
хранил эту книгу, а потом передал её в музей, где она хранится до сих пор.
Образовательная область «социально-коммуникативное развитие».
Беседы на темы: «Происхождение книг», «Детские писатели», «Сказки
А.С. Пушкина».
Дидактические
игры:
«Найди
портрет»,
«Угадай
сказку»,
«Встреча
героев сказки», «Закончи сказку».
Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Золотая рыбка», «Книжный
магазин», «Золотой петушок».
Подвижные игры: «Белочка с орешком», «Повторяй за мной», «Море»,
«Куда смотрит петушок».
Образовательная область «художественно-эстетическое развитие».
Рисование:
«Белочка
грызет
орешки»,
«Золотая
рыбка»,
«Золотой
петушок», «Море волнуется…».
Лепка:
«Любимый
герой
сказки»,
«Золотая
рыбка»,
рисование
пластилином «Зеркальце».
Аппликация: «Царица - Лебедь», «Три девицы под окном…», «Золотой
петушок».
Образовательная область «физическое развитие».
Игры-эстафеты:
«Кто
быстрее?»,
«Собери
портрет»,
«Найди
быстрее».
Подвижные игры: «Белочка с орешком», «Повторяй за мной», «Море»,
«Куда смотрит петушок».
Совместная
деятельность
воспитателя
и
родителей,
детей
и
родителей: совместное чтение сказок, создание рисунков по мотивам сказок
А.С.
Пушкина
для
оформления
выставки,
создание
книжек-малышек,
заучивание
отрывков
из
сказок,
оформление
книжного
уголка
в
группе,
подбор книг.
Приложение
Тема занятия: «Книга – лучший друг» (по сказкам А.С. Пушкина).
Цель: развитие интереса к творчеству А.С. Пушкина, приобщение к
художественной литературе.
Задачи:
1.
Формировать представление у детей о роли книги в жизни человека.
2.
Понять мотивы поступков главных героев.
3.
Умение
узнавать
произведение
по
отрывкам
литературного
произведения.
Форма
занятия:
элементы
инсценирования,
беседа,
игровая
деятельность.
Этапы занятия.
1.
Инсценировка «Знакомство с книгой».
Действующие лица: Мишка, Лисичка, Лягушка, Мышка.
Выходит Мишка, вертит в руках книгу, пытается прочитать.
Лисичка: Мишка, здравствуй! Что ты делаешь?
Мишка: Читаю!
Лисичка: Давай читать вместе!
Читают.
Лягушка: Здравствуйте! Что вы делаете?
Мишка и Лисичка: Читаем!
Лягушка: Давайте вместе читать будем!
Читают.
Мышка: Здравствуйте! Чем вы занимаетесь?
Все: Читаем!
Мышка: И я с вами!
Читают все вместе.
Мишка: Что же здесь написано? Здесь, наверное, написано «мед».
Лисичка: Здесь написано «курочка»!
Лягушка: Нет! Здесь написано «муха»!
Мышка: Здесь написано «сыр»!
Воспитатель: Не спорьте, Зверята, давайте я вам помогу прочитать.
Здесь написано «книга».
Все: Книга?
Воспитатель: Да, книга.
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно,
Ты беседуй чаще с ней –
Будешь вчетверо умней.
2.
Беседа воспитателя с детьми.
Как вы думаете, что такое книга?
Книги встречают человека с раннего детства и сопровождают его на
протяжении всей жизни. До того как изобрели бумагу, люди изготавливали
книги из коры березы – бересты, потом из пергамента – это тонкая кожа
животных. Поэтому раньше книги были большими и тяжелыми.
О чем же нам может рассказать книга?
Книга – это наш друг и спутник в жизни. Книга – это мудрость народа.
Она дает нам ответы на многие вопросы, помогает думать, размышлять,
делает нас умнее, дает знания.
Кто пишет книги?
Что и для кого пишут детские писатели?
У детской книги есть свой день рождения – 2 апреля – международный
день детской книги.
Каких детских писателей вы знаете?
В этом году, 6 июня празднуют юбилей А.С. Пушкина (220 лет) –
великого русского писателя и поэта.
Что он писал?
Сегодня мы вспомним сказки, которые написал этот великий писатель.
3.
Дидактическая игра «Найди портрет».
Разделить
детей
на
две
группы.
Кто
быстрее
найдет
портрет
А.С.
Пушкина и заселит его в замок. Заселить остальных писателей и назвать их.
4.
Игровая деятельность. «Угадай сказку».
На каждый правильный ответ проводится игра.
1)
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
(«Сказка о царе Салтане»).
Игра «Белочка с орешком».
С помощью считалки выбирается белочка:
Ты волна моя, волна!
Ты гуллива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли –
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!
Дети становятся в круг и, складывая ладошки лодочкой, протягивают
руки навстречу Белочке. Белочка ходит по кругу с орешком в руках со
словами:
Под елкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде.
Изображает, что вкладывает в ладошки ребят орешек, а кому-нибудь
дает его на самом деле. После слов «Раз, два, три, беги!» ребенок с орешком
выбегает в центр круга, задача остальных детей не дать ребенку выбежать.
2)
На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркалом своим
Перемолвилася с ним:
- Я ль, скажи мне, всех милее
Всех румяней и белее?
Что же зеркальце в ответ?
- Ты прекрасна - спору нет,
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.
(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).
Игра «Повторяй за мной».
Убыстряя все более и более показывать движения:
И царица – хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
3)
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»).
Игра «Море».
Слушайте внимательно и меняйте волны так, как в сказке.
Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
(море спокойное, волны слегка плещутся, едва поднимаясь над
полом).
Вот пошел он к синему морю, видит – море слегка разыгралось.
(волны увеличиваются, чуть-чуть приподнимаются).
Вот пошел он к синему морю, помутилось синее море, старичок
отправился
к
морю
–
почернело
синее
море.
(постоянно
поднимают руки от пола, движения становятся быстрее).
Вот идет он к синему морю, видит на море черная буря: так и
вздулись сердитые волны, так и ходят воем воют. Ничего не
сказала рыбка, лишь хвостиком плеснула и ушла в глубокое море.
(волны успокаиваются, у детей появляется улыбка).
4)
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется!
(«Сказка о золотом петушке»).
Игра «Куда смотрит петушок».
Дети выполняют команды педагога: налево, направо и т.д.
5.
Дидактическая игра «Встреча героев сказки».
У каждого ребенка карточка с изображением героя сказки. Дети ходят,
рассматривают друг у друга картинки и собираются вместе герои одной
сказки.
6.
Заключение.
- Наше занятие подошло к концу.
Чему учат сказки А.С. Пушкина? Отвечает каждый ребенок, передавая
мяч друг другу.
(доброте, любви, верности, борьбе за справедливость, не отступать
перед трудностями, нельзя быть жадным и злым, нужно помогать другим,
высмеивается скупость, зависть, невежество.)
Чем они заканчиваютя?
Добро побеждает зло.
Добро, прославляемое Пушкиным в своем творчестве, надеюсь надолго
останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдется место.
Дидактическая игра «Найди портрет писателя»
Дидактическая игра «Встреча героев сказки»
Портреты А.С. Пушкина
Создание книги