Напоминание

Краски из природных материалов


Автор: Слепцов Мир Николаевич
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Эвено-Бытантайский район село Батагай-Алыта
Наименование материала: Дополнительная образовательная программа изостудии «Маранга»
Тема: Краски из природных материалов
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УЛУСНЫЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР»

ЭВЕНО-БЫТАНТАЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Утверждена методическим советом

Протокол № _______

от «__» __________2019 г.

Директор _______________

/Слепцов С.С./

Дополнительная образовательная программа

изостудии «Маранга»

по теме «Краски из природных материалов»

Возраст обучающихся: 11-15 лет.

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Слепцов Мир Николаевич,

педагог дополнительного

образования

Батагай-Алыта

2019 г.

Содержание

Вводная часть

1.Пояснительная записка___________________________ 3 стр.

2.Цель и задачи обучения__________________________ 4 стр.

3.Сроки реализации программы_____________________ 5 стр

4.Ожидаемый результат программы_________ _________ 5 стр.

Основная часть

5.Учебно-тематический план___________________ _______ 6 стр.

6.Содержание программы_____________________________ 7 стр.

7.Методическое обеспечение__________________________ 8 стр.

Заключительная часть

1.Литература_______________________________________ 10 стр.

2.Приложения______________________________________ 11 стр.

2

Пояснительная записка

Данная

программа

разработана

на

основе

образовательной

программы

изостудии

«Маранга».

Мира без красок не существует. Роль краски сложно переоценить. Без ярких цветов мир и

предметы были бы очень скучными и унылыми. В жизни человека краски встречаются на каждом

шагу, будь ты дома или на улице. Любой из нас, немного задумавшись, может назвать больше

десяти наименований красок, использующихся в разных сферах жизни. Краски – это цветные

красящие вещества, предназначенные для непосредственного использования в той или иной сфере

быта. Краски могут быть органические и минеральные, а также природные и синтетические;

масляные, клеевые или водяные; краски сухие, карандаши. История красок началась, по моему

мнению,

вместе

с

появлениям

человека.

Появление

красок

и

рисование

относится

к

доисторическим временам. Еще тысячи лет назад первобытные люди самыми примитивными

орудиями рисовали на стенах пещер. Древние люди находили краски в природе. Самыми первыми

красками были мел, уголь, глина. Потом человек заметил, что некоторые растения и ягоды

выделяют

очень

стойкие

вещества,

которые

долго

держатся

и

плохо

смываются

водой.

Со

временем натуральные ингредиенты были вытеснены и их заменили искусственные. В последнее

время возвращается спрос на натуральные краски. Скорее это связано с их экологичностью и

безопасностью благодаря входящим в состав природным компонентам. Мне стало интересно:

«Какие же растения, растущие в нашем северном улусе, подойдут для рисования?». С 2014 года

начал

вплотную

заниматься

изучением

возможности

природных

материалов

как

красящих

веществ: ознакомился с научно-популярной, учебной литературой по теме исследования, изучал

из

каких

веществ

состоят

краски,

рецепты

их

изготовления,

проводил

эксперименты

по

изготовлению красок самостоятельно в домашних условиях, рисовал рисунки из полученных

красок. Проанализировав литературу и статьи в интернете, сначала стать искать сырье. В моей

копилке оказались зеленая трава, лепестки различных цветков, кора лиственницы, ягоды, Очистил

сырье от посторонних примесей. Зеленую траву прессировал до выделения зеленого сока, кору

лиственницы отваривал в воде до появления коричневого цвета, ягоды смешивал с водой или

выдавливал. Краска из зеленой травы получалась светло-зеленого цвета, не получилось получить

более темный насыщенный цвет. Этой краской можно было пользоваться только рисунком на

бумаге. Краска из коры лиственницы хорошо подходила для окрашивания выделенной кожи оленя,

она окрашивалась в качественный коричневый цвет. Кожу окрашивал путем замачивания. Для

получения красок из лепестков цветов нужно очень много сырья, на бумаге и на выделенной коже

она держится хорошо, однако в баночках она очень быстро портилась, поэтому готовить ее

приходилось ежедневно. Моя гипотеза подтвердилась: краски можно изготовить самостоятельно в

домашних условиях, но они будут отличаться от магазинных. Подробнее о красках из ягод

приведу ниже подробно и на практической части. Актуальность этой темы в практике имеет

большую значимость.

Оказалось, что такие растения, которые дают различные цвета, очень много растут и на

нашей земле. Особенно разные ягоды: черная смородина, охта, голубика, брусника, черника.

Поэтому объектом моего пристального исследования стали ягоды, растущие в нашем Эвено-

Бытантайском

районе,

а

предметом

исследования

способность

их

окрашивать.

Почему

я

остановился именно на ягодах, могу сказать, что и акварель легкая, полупрозрачная краска,

которая

требует

разбавления

водой,

так

и

ягоды

в

основном

состоят

из

воды.

Стал

экспериментировать.

Отщипывал (отрезал) ягоды и проводил ими по белому листу бумаги.

Смотрел в какой цвет окрашиваются. Они получались разными: ягода давало неожиданные

оттенки или несколько цветов. Разбавленная с водой ягода давала более светлый цвет от исходного

и рисунок долго высыхал. А свежевыдавленные ягоды давали более насыщенный цвет.

Изучив различные литературные источники, интернет ресурсы, на своей практике я

убедился, что в природных материалах (овощах, фруктах, ягодах и травах)

действительно

содержится краска, поскольку они содержат в себе красящий пигмент, который и отвечает за

цвет овощей и фруктов. Краски, находятся вокруг нас, стоит только присмотреться. Сама

природа дарит их нам. Бери и пользуйся, как это делал древний человек. Одна и та же ягода

может давать несколько цветов. По безопасности и пользе для здоровья мои краски, конечно,

полезнее и безопаснее. Практическая часть моей работы содержит рисование голубикой на

3

бумаге. Ягоды разведенные с водой дают более светлый оттенок, выжатые – более темный.

Таким образом, я сделал вывод, что органические, природные

краски из ягод пригодны для

использования, они достаточно стойкие, однако их цветовая гамма ограничена, они не такие

яркие как искусственные красители.

Актуальность программы

Дополнительная образовательная программа «Краски из природных материалов»

учит

раскрывать

души

детей

для

красоты,

учит

смотреть

на

мир

и

видеть

в

нем

неповторимое и удивительное. Учит детей создавать свои неповторимые цвета и краски

из родной природы.

Отличительные особенности и новизна программы

Данная дополнительная программа предназначена для получения воспитанниками кружка

«Маранга»

понятия

и

практики,

что

для

рисования

природными

красками

не

нужно

быть

художником и иметь большие творческие способности. Достаточно желания и можно изобразить

любую свою мечту. В перспективе хочу проверить, долговечны ли нарисованные картины на

бумаге, созданные при помощи природных материалов – ягод.

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети

могут

применить

полученные

знания

и

практический

опыт

в

оформлении школы,

организации праздников, могут ассистировать педагогу, участвовать в научно-практических

конференциях на различном уровне, в выборе профессии.

Направленность

дополнительной

образовательной

программы

«Краски

из

природных

материалов» по содержанию является художественной.

Функциональное предназначение – прикладное.

Форма организации – кружковая, очная.

По

уровню

усвоения

программа

является

общекультурной

и

углубленной

(предполагает

разноуровневое обучение).

По времени реализации – одногодичная.

Цель: ознакомить и научить обучающихся основным приемам и методам получения красок из

природных материалов, уметь ими пользоваться.

Задачи:

1.

Создать условия для развития личности воспитанника средствами искусства; получения

опыта художественно-творческой деятельности.

2.

Привить у детей эстетические чувства и понимание прекрасного, интерес и любовь к

искусству.

Знание

культуры,

обычаев,

традиций

эвенского

народа,

уважительное

отношение к ним. Воспитание любви и гордости за свой народ.

3.

Ознакомление с технологией изготовления красок из природных материалов;

4.

Уметь создавать коллекцию колера из разных ягод;

5.

Уметь рисовать рисунки, используя природные краски;

Возраст

детей,

участвующих

в

реализации

данной

дополнительной

образовательной

программы от 11 до 15 лет. Дети 11-12 лет способны на начальном (стартовом) уровне выполнять

предлагаемые задания. Дети 12-13 лет способны под руководством педагога и самостоятельно

выполнять задания среднего (базового) уровня. Дети 14-15 лет уже самостоятельно способны

4

выполнять задания повышенного (продвинутого) уровня, приносить собственные художественные

идеи и замыслы, участвовать в мастер-классах для детей младшего возраста.

Срок реализации данной программы – 1 год, и предполагает разноуровневый подход.

Стартовый

уровень

- обучения является подготовительным

этапом и направлен

на

первичное знакомство

с изобразительным искусством, историей развития рисунка у своего

народа,

также

разных

народов,

знакомство

с

произведениями

искусства,

выполненными

различными художественными материалами;

Базовый уровень - ребята учатся самостоятельно составлять простейшие композиции,

передавать на рисунке пропорции предметов, объём, с применением тени;

Продвинутый - работа с детьми, имеющими

хорошие способности, направлен на более

глубокое изучение приемов рисования с красками из природных материалов.

Режим занятий

На обучение за 1 год обучения отводится 144 часа (по 4 часа 2 раза в неделю с 15 минутным

перерывом),

Во

время

перерыва

проводятся

подвижные

игры

и

конкурсы,

приближенные

к

тематике кружковых занятий.

Наполняемость одной группы - 20 человек.

Формы занятий

Занятия

по

дополнительной

программе

«Краски

из

природного

материала»

состоят

из

теоретической

и

практической

частей,

причем

большее

количество

времени

занимает

практическая

часть.

Теоретическая

часть

занятий

должна

быть

максимально

компактной

и

включать в себя необходимую информацию о теме, новых понятиях и терминах. Форму занятий

можно определить как самостоятельную деятельность детей. В основе обучения лежат групповые

занятия.

Для

наиболее

успешного

выполнения

поставленных

задач

программой

предусмотрены

следующие виды занятий: рисование с натуры, рисование на заданные темы по памяти и по

представлению; рисование из природных материалов; беседы об изобразительном искусстве;

посещение улусного музея; подготовка к конкурсам.

Ожидаемые результаты обучения

К концу году обучения обучающиеся

должны знать:

правила смешения цветов;

технологию изготовления красок из природных материалов;

об особенностях работы с красками из природных материалов, элементарных правилах

смешивания главных красок для получения составных цветов.

простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и теплого

оттенков;

разновидности ягод и трав;

структуру ягод и трав;

правила техники безопасности;

должны уметь:

правильно сидеть за столом, мольбертом, держать лист бумаги и карандаш; свободно

работать карандашом без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая

при этом лист бумаги;

создавать коллекцию колера из разных ягод;

5

правильно работать красками — разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими

нужную поверхность;

находить новые нестандартные решения творческих задач;

развить фантазию, воображение, проявляющихся в конкретных формах творческой

художественной деятельности;

Учебно-тематический план

1 год обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

I

Введение

20

11

9

1

Знакомство с курсом обучения.

Требования

по

безопасности

труда и пожарной безопасности

на занятиях.

4

4

0

2

Знакомство с курсом обучения.

Оборудование

и

материалы,

необходимые

для

з а н я т и й .

Вводный контроль.

4

2

2

Творческая

индивидуальная

работа

3

Знакомство с программой.

Особенно сти

обучения

п о

данной программе

4

2

2

4

Смысл рисования из природных

материалов. С чего нужно

учиться рисовать.

4

1

3

5

Закрепление

раздела.

Текущий

контроль.

4

2

2

Викторина.

II

Рисование

из

природных

материалов

120

10

10

6

Природные особенности ягод и

трав.

Правила

рисования

из

природных материалов.

12

2

10

7

Инструменты

для

получения

красок

12

2

10

8

П р а в и л а

р и с о в а н и я

и з

п р и р о д н ы х

м а т е р и а л о в .

Выведение различных цветов

12

2

10

9

Ц в е т о в е д е н и е .

Ц в е т о в ы е

оттенки основных цветов.

12

4

8

10

Праздник

тёплых

и

холодных

цветов

12

4

8

11

С в о й с т в а

ж и в о п и с н ы х

материалов,

приёмы

работы

с

ними: ягоды

12

4

8

12

П р а в и л а

р и с о в а н и я

и з

п р и р о д н ы х

м а т е р и а л о в .

Рисование на свободную тему

16

4

12

13

П р а в и л а

р и с о в а н и я

и з

п р и р о д н ы х

м а т е р и а л о в .

Рисование птиц и животных.

12

2

10

14

П р а в и л а

р и с о в а н и я

и з

п р и р о д н ы х

м а т е р и а л о в .

16

4

12

6

Рисование на выделенной шкуре

оленя.

15

Закрепление

раздела.

Текущий

контроль.

4

2

2

III

Итоговые занятия

4

2

2

16

Итоговый контроль. Творческая

работа на выставку.

4

2

2

Контрольные

в о п р о с ы

+

тестирование.

В ы с т а в к а

р а б о т

воспитанников

ИТОГО

144

часа

СОДЕРЖАНИЕ

Год обучения

1. Введение

Задачи:

— познакомить учащихся с содержанием курса обучения ;

— вызвать интерес к занятию изобразительным искусством.

Содержание:

Ознакомление учащихся с курсом обучения. Требования по безопасности труда и пожарной

безопасности

на

занятиях

по

изобразительной

деятельности.

Оборудование

и

материалы,

необходимые для занятий. Правила внутреннего распорядка учебного кабинета.

2. Рисование из природных материалов

Задачи:

— учить детей делать краски из природных материалов (ягоды, травы);

— учить простейшим приемам и навыкам изготовления красок;

— развивать зрительную память, глазомер, творческое воображение;

воспитать

у

детей

представление

о

прекрасном,

как

о

совершенстве,

гармоничности,

целесообразности, завершенности предметов и явлений действительности.

Содержание занятий предусматривает

рисование из природных материалов (листьев, ягод,

фруктов, овощей) предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению;

знакомство с природными особенностями трав и листьев. Процесс получения красок. Рисование

красками из природных материалов на бумаге, на выделенной коже оленя.

В качестве примерных заданий могут быть рекомендованы:

• получение красок из листьев, ягод;

• рисование из полученных красок;

• рисование птиц и животных по памяти и по представлению;

3. Итоговые занятия

Задачи:

— закрепить знания и умения учащихся по курсу обучения;

— выявить реальный уровень знаний и умений учащихся по данной дополнительной программе

изобразительной деятельности.

Содержание:

Теоретические знания учащихся проверяются с помощью устного опроса, тестов, контрольных

карточек, кроссвордов.

Методическое обеспечение

7

Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции.

После

изложения

теоретических

сведений

педагог

вместе

с

детьми

переходит

к

практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей

технике обращения с различными природными материалами (ягоды, травы, фрукты, овощи

и т.д.). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть,

карандаш, палитра и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист

бумаги,

прикрепленный

на

мольберт.

Таким

образом,

педагог

раскрывает

творческие

возможности работы над определённым заданием.

Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся

строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.

В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ

выполненной

работы

и

разбор

типичных

ошибок.

После

подведения

итогов

занятия

педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.

Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха,

задания

должны

быть

зрительно

эффектными.

В

этих

целях

программа

обеспечена

специальным набором игровых приёмов.

На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу,

внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.

Удачи

окрыляют

даже

самых

неуверенных

детей,

пробуждают

же ла н и е

экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.

В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко, вызывая

активный интерес каждого подростка, независимо от его способностей, что приведет к

желаемому

результату.

Ведь

художественное

образование

не

должно

ориентироваться

только на наиболее способных к изобразительной деятельности детей.

На занятиях присутствует сотворчество педагога и детей, объединенное общим содержанием,

общей целью создания новых цветов, колера из природных материалов, поддерживается интерес

к совместным действиям. Все это вызывает у детей эмоциональный отклик и создает радостное

настроение. Дети становятся духовно богаче, задумываются о смысле жизни, становятся быть

добрыми и учатся сострадать. Дети больше узнают о своем родном крае. Это есть то главное,

чему учит изостудия «Маранга».

8

Иллюстрации к произведениям:

1.

Русские народные сказки;

2.

Якутские народные сказки;

3.

Произведения якутских и эвенских писателей.

Методический фонд

1.

Коллекция рисунков воспитанников из природных материалов.

2.

Репродукции картин разных художников.

3.

Фотографии и иллюстрации животных.

4.

Детские и педагогические работы как примеры выполнения творческих заданий.

5.

Ягоды, травы и т.д.

6.

Таблица растений, имеющих способность окрашивать.

Литература для педагога:

9

1.

Заболотская И.А Образовательная программа по изобразительному искусству «Юный

художник»/ «Внешкольник», 2007г, №1.

2.

Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-

4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.

3.

Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М.

Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.

4.

Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г.

Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

5.

Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва.

– Ростов н/Д., 2007.

6.

Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.

7.

Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. –

М., 1998.

8.

Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.

9.

Петрушевский Ф.Ф., Краски, употребляемые для живописи//Энциклопедический словарь

Брокгауза и Ефрона: в 86 т. – СПб., 1890-1907.

10. Лидов А.П., Краски органические естественные. Энциклопедический словарь Брокгауза и

Ефрона: в 86 т.т – СПб., 1890-1907 г.

11. Титова И.М. Вещества и материалы в руках художника – М., 2001 г.

Литература для воспитанников:

1.Грибовская

А.А.

«Ознакомление

дошкольников

с

графикой

и

живописью»,

Москва

«Педагогическое общество.России», 2004 г.

2.Курбатова Н.В. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2002 г.

3.Рутковская А. «Рисование в начальной школе», Москва, Олма-Пресс, 2003 г.

4.Федотова И.В. «Изобразительное искусство», Волгоград «Учитель», 2006 г.

5.Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль «Академия развития», 2006 г.

6.Фиона Уотт «Как научиться рисовать», Москва «Росмэн», 2002 г.

7.Фиона Уотт «Я умею рисовать», Москва «Росмэн», 2003 г.

8.Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство», Москва «Просвещение», 2000 г.

9.Шалаева Г.П. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2004 г

Приложение 1

10

ТАБЛИЦА

растений, имеющих способность окрашивать

Название

растения

Источники

красителя

Цвет окраски

На бумаге

На коже

1.

Голубика

Ягоды

Фиолетовый

Фиолетовый

2.

Чёрная

смородина

ягоды

синий

Бледно-синий

3.

Свекла

корнеплод

Бордовый

Бордовый

4.

Красная

смородина

ягоды

красный

красный

5.

малина

ягоды

красный

красный

6.

Помидор

плод

Бледно-розовый

Бледно-розовый

11



В раздел образования