Авторы: Егорова Светлана Юрьевна, Бакшеева Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель,педагог психолог
Учебное заведение: ГСУВОУ"Кемеровская специальная общеобразовательная школа" им.Народного учителя РСФСР Э.Г Фельде.
Населённый пункт: Кемеровская область г. Кемерово с.Верхотомское
Наименование материала: Выбор продуктивных копинг-стратегий у обучающихся с девиантным (общественно-опастным) поведением Бакшеева Т.С., Егорова С.Ю.
Тема: статья о девиантных подростках
Раздел: высшее образование
Выбор продуктивных копинг-стратегий у обучающихся
с девиантным (общественно-опастным) поведением
Бакшеева Т.С., Егорова С.Ю.
В связи с повышением девиаций в поведении подростков большое
значение приобрела проблема продуктивного выхода из стрессовой ситуации.
Интерес
к
данной
проблеме
обусловлен
тем,
что
возникает
множество
вопросов: «Зачем необходимо формирование умения выходить из стресса?»,
«Как при этом сохранить свое здоровье?» и т.д.
Теория совладания личности с трудными жизненными ситуациями (копинга)
возникла
в
психологии
во
второй
половине XX
в.
Термин
введен
американским
психологом
Абрахамом
Маслоу
(Maslow,
1987).
Под
«копингом»
(от
англ. to
соре — справиться, совладать) подразумеваются
постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться
со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые
оцениваются
как
напряжение
или
превышают
возможности
человека
справиться с ними (Neal, 1998) [3].
Копинг-стратегии
-
осознаваемые
паттерны
поведения. Копинг-
поведение — форма поведения, отражающая готовность индивида решать
жизненные проблемы. Это поведение, направленное на приспособление к
обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать
определенные
средства
для
преодоления
эмоционального
стресса.
При
выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия
стрессоров
на
личность.
Особенности
этого
умения
связаны
с
«Я-
концепцией»,
локусом
контроля,
эмпатией,
условиями
среды.
По
представлениям
Маслоу,
копинг-поведение
прот ивопо с т а вле но
экспрессивному поведению [1, 7].
Исследование
проходило
в
Государственном
специальном
учебно-
во спитательном
учреждении
для
обучающихся
с
д евиантным
(общественно
опастным)
поведением
«Кемеровская
специальная
общеобразовательная школа» имени народного учителя СССР Э.Г. Фельде.
1
Школа
является
муниципальным
учреждением,
где
созданы
условия
для
перевоспитания
детей
с
одиннадцати
до
восемнадцати
лет,
и
где
им
оказывается
комплексная
социальная,
медицинская,
п р а в о ва я ,
психологическая
и
педагогическая
помощь.
Подростки
направляются
в
школу на один – три года, по постановлению суда. В последнее время, в
специальную общеобразовательную школу начали поступать подростки с
различными отклонениями в психическом развитии.
В
результате
углубленного
медицинского
осмотра
воспитанники
относятся
ко
второй,
либо
третьей
группе
здоровья.
Имеют
различные
заболевания, или диагнозы, связанные с их последствиями: токсикомания,
алкоголизм,
наркомания.
Некоторые
имели
до
спецшколы
сотрясение
головного
мозга,
черепно-мозговые
травмы,
ММД,
по следствия
резидуальной
энцефалопатии
и
др.
Поэтому
у
воспитанников
снижена
работоспособность,
они
быстро
утомляются,
отвлекаются,
испытывают
трудности в обучении.
В
результате
по
данным
областного
ПМПК
по
адаптированной
программе
занимались
10
(17,5%)
воспитанников
АООП
ООО
(адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
общего
образования для детей с ОВЗ) в течение 2018-2019 учебного года.
Большая часть воспитаников – это те, кто совершил кражу – 94,1%,
грабеж
–
31,3%,
66,6%
-
характеризуются
частными
уходами
из
дома,
бродяжничеством, употребление ПАВ 30%.
Воспитаники направляются в
спецшколу из неблагополучных семей -82,4%, в том числе, 62,8% - дети из
неполных семей (чаще всего имеют мать и часто меняющихся отчимов); 7,8%
- дети, оставшиеся без попечения родителей (родители либо скончались, либо
лишены родительских прав), 17,6% из них сироты.
Исследование проходило с помощью методики Э. Хайма, где можно
просмотреть
выбор
осознаваемых
копинг-стратегий
поведения
воспитанников в стрессовых ситуациях (Приложение 1).
2
В ходе исследования, воспитанники выбирали конкретное утверждение
как наиболее привычное для себя. Стратегии совладания со стрессом могут
быть: продуктивными, относительно продуктивными и непродуктивными.
Данные говорят об индивидуальном стиле совладания со стрессом. Мы
с
вами
может
использовать
это
не
только
в
целях
диагностики
непродуктивных паттернов поведения, так и ресурсов личности.
Копинг-стратегии делятся на три подгруппы:
- когнитивные,
- эмоциональные,
- поведенческие.
К продуктивным копинг-стратегиям на уровне А, Б, В относятся:
A. Когнитивные копинг-стратегии
-
проблемный
анализ
—
«Я
стараюсь
проанализировать,
все
взвесить
и
объяснить себе, что же случилось».
Б. Эмоциональные копинг-стратегии
- оптимизм — «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации».
B. Поведенческие копинг-стратегии
-
сотрудничество
—
«Я
использую
сотрудничество
со
значимыми
мне
людьми для преодоления трудностей» [2].
По результатам наблюдения и диагностики на начало учебного года из
47 воспитанников, продуктивные выборы имеют:
- когнитивные копинг-стратегии 15 чел. (31,9%);
- эмоциональные копинг-стратегии 30 чел. (63,8%);
- поведенческие копинг-стратегии 13 чел. (27,8%).
Причины
неконструктивного
выхода
из
стрессовых
ситуаций
следующие:
а) внутренние:
- подростковый кризис – внутренние противоречия (от детства оторвался, к
взрослым
еще
не
допускают);
проявляется
оппозиция
по
отношению
к
3
самому себе и окружающим взрослым и в то же время к сверстникам особое
притяжение;
-
педиатрические
заболевания;
заболевания
ЦНС
(из
пятидесяти
восьми
учащихся четыре подростка без отклонений в физическом и психическом
развитии);
- направление в специальную общеобразовательную школу рассматривается
подростками, как наказание, что становится фактором нервно-психических
деформаций
и
как
следствие
проявляется
в
выборе
непродуктивных
и
оптимально-продуктивных копинг-стратегий;
- подростки прибыли из неблагополучной среды, девиантной, деликвентной
субкультуры
–
у
них
срабатывает
передаточный
механизм
преступной
деятельности, агрессивного поведения, со своей философией (оправдание и
возвеличивание преступного поведения, оправдание низменных побуждений,
обвинительный уклон в оценке поведения жертвы).
б) внешние:
- скученность;
- жара, духота, холод;
- запах, обостренное обоняние;
- отсутствие свободы передвижения, изоляция от внешнего мира, постоянное
наблюдение – вызывает чувство протеста и негативизма;
-
отсутствие
индивидуально
-
личностного
пространства,
несет
в
себе
обострение поведенческих реакций;
- социально-психологическая депривация – перемена среды обитания, отрыв
от семьи, болезненно переживается отсутствие связи с семьей.
Основной целью работы педагогов-психологов, воспитателей в этом
направлении
является:
формирование
умения
выходить
из
стрессовых
ситуаций конструктивным путем:
- развитие процессов эмпатии, индентификации;
-
формирование
способности
замечать
свои
положительные
качества
и
окружающих людей;
4
-развитие
коммуникативных
и
конструктивных
навыков
решения
конфликтных ситуаций;
- формирование позитивных убеждений и ценностей.
Структура работы по развитию продуктивных выборов следующая:
- работа по адаптации с вновь прибывшими воспитанниками;
- работа по стабилизации эмоциональных состояний, коррекция и развитие
эмоционально-волевой сферы;
- формирование и развитие социально-психологических навыков;
-
работа
по
подготовке
к
выпуску
(формирование
позитивного
целеполагания).
Для воспитанников проходят различные тематические беседы. Беседы с
вновь
прибывшими,
об
осознании
причин
направления
в
специальную
общеобразовательную школу, об уровне принятия данной меры воздействия,
выявление
перспективы
лично стного
развития
и
пов ы ше ния
образовательного уровня.
Беседа «Твой выбор» - формирование чувства ответственности за свой
выбор, каков бы ни был выбор, главное, чтобы он был сознательным и
ответственным.
Беседа «Поверь в себя» - анализ своих возможностей, формирование
копилки
успехов
–
Чему
научился?
Что
умеешь?
Где
это
пригодится?
Обсуждение
позитивных
изменений,
с
целью
повышения
чувства
уверенности в себе и создания ситуации успеха.
Проводятся консультации:
- индивидуальных консультаций (по запросам);
- консультации «Как работать над собой?»;
- групповые консультации «Умей властвовать собой!», «Умей сказать нет!», в
1-5 группах.
В
начале
учебного
года
для
педагогических
работников
проведена
консультация
по
психологическим
особенностям
воспитанников.
Даны
рекомендации.
5
Проводятся
часы
психологической
разгрузки
в
1-5
группах.
Деятельность
связана
со
снижением
эмоционального,
мышечного
напряжения, развитием визуализации, навыкам переключения внимания с
негатива
на
позитив,
обучению
навыкам
саморегуляции.
Часы
психологической разгрузки проходят раз в неделю.
В ходе индивидуальных занятий воспитанники получают возможность:
- отреагировать чувства обиды и снять эмоциональное напряжение;
- обучиться навыкам самоонализа для развития адекватной самооценки;
- сформировать позитивный образ будущего.
В
групповой
форме
воспитаники
проходят
занятия
по
коплексной
программе
«Дорога
в
бущее»
по
реабилитации,
коррекции
и
развитию
личности девиантных подростков, состоящая из подпрограмм, направленных
на:
- развитие высших психических функций, преодоление и предупреждение
трудностей в учебе воспитанников «Путешествие в мир мышления»;
-
формирование
представлений
о
конфликтах
и
умения
распознавать,
прогнозировать, разрешать конфликтные ситуации «Жить в мире с самим
собой и другими»;
-
раскрытие
личностных
ресурсов,
коррекция
неблагоприятных
психологических особенностей, приводящих к трудностям в межличностном
общении
(коррекция
агрессивного
поведения),
повышения
уровня
эмоционального комфорта «Наш мир»;
-
профилактика
саморазрушающего
поведения,
преодоление
негативного
отношения к жизни, повышение уровня адаптации в условиях закрытого
учреждения «Жить в позитиве!»;
-
формирование
ценностно-смысловых
ориентаций
(здоровья,
знания,
морали,
нравственных,
волевых,
деловых,
коммуникативных
качеств
личности) «Мои ценности»;
-
создание
условий
для
развития
социально-положительных
лидерских
качеств у воспитанников с девиантным поведением «Я-лидер!»;
6
Также
в
учебно-воспитательном
процессе
проводиться
работа
по
программе
«Калейдоскоп» , главной
целью
которой
является
средствами
игры
способствовать
разрешению
проблем
личностного
развития
воспитанников
спецшколы,
формированию
нравственно
и
физически
здоровой личности.
Программа строится в форме игры-экспедиции по планете Игр, где
воспитанникам приходится преодолевать различные препятствия, трудности,
испытания.
На
один
год
обучения
разрабатывается
Маршрутная
карта
-
экспедиция. По окончанию путешествий подводятся итоги и по количеству
заработанных баллов, выявляется самый лучший путешественник.
В итоге, после диагностического обследования, получены следующие
данные, продуктивные выборы имеют из 51 воспитаника:
- когнитивные копинг-стратегии 22 чел. (43,1%);
- эмоциональные копинг-стратегии 49 чел. (96,1%);
- поведенческие копинг-стратегии 29 чел. (56,8%).
Сравнительная таблица копинг - стратегии
Продуктивные копинг
стратегии
%
начало
года
%
к о н е ц
года
Динамика в %
когнитивные
31,9
43,3
повысилось на 11,4%
эмоциональные
63,8
96,1
повысилось на 32,3%
поведенческие
27,6
56,8
повысилось на 29,2%
В
результате
исследования
наблюдается
положительная
динамика
в
выборе продуктивных копинг-стратегий у воспитаников спецшколы.
В будущем необходимо продолжить исследование, направленное на
формирование и закрепление умения использовать продуктивные выборы в
стрессовых ситуациях у воспитанников спецшколы, для сохранения своего
здоровья.
Список литературы
1. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика – М.:Эксмо; 2008. - 563 с.
7
2. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и
совладания
со
стрессом
(определение,
структура,
функции,
виды,
психотерапестическая коррекция). Учебное пособие. – Казань: 2003. – С.23-
29
3. Селье Г. Как противостоять стрессу. Стресс без болезней. – Спб.: ТОО
«Лейла», 1994. - 384 с.
Приложение 1.
A. Когнитивные копинг-стратегии
1. «Говорю себе: в данный момент есть что-то важнее, чем трудности» (О).
2. «Говорю себе: это судьба, нужно с этим смириться» (Н).
3. «Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо»
(О).
4.
«Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и
стараюсь никому не показывать своего состояния» (О).
5.
«Я
стараюсь
проанализировать,
все
взвесить
и
объяснить
себе,
что
же
случилось» (П).
6. «Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей мои — это пустяк»
(О).
7. «Если что-то случилось, то так угодно Богу» (О).
8. «Я не знаю, что делать и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих
трудностей» (Н).
9.
«Я
придаю
своим
трудностям
особый
смысл,
преодолевая
их,
я
совершенствуюсь сам» (О).
10. «В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со
временем смогу справиться и с ними, и с более сложными» (О).
Б. Эмоциональные копинг-стратегии
8
1. «Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую»
(О).
2. Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу» (Н).
3. «Я подавляю эмоции в себе» (Н).
4. «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации» (П).
5. «Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы
помочь мне» (О).
6. «Я впадаю в состояние безнадежности» (Н).
7. «Я считаю себя виноватым и получаю по заслугам» (Н).
8. «Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным» (Н).
B. Поведенческие копинг-стратегии
1. «Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях» (О).
2. Я стараюсь помочь людям, и в заботах о них забываю о своих горестях» (О).
3.
«Стараюсь
не
думать,
всячески
избегаю
сосредоточиваться
на
своих
неприятностях» (Н).
4. «Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных
средств, вкусной еды и т.п.)» (О).
5. «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду
путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т.п.) (О).
6. «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой» (Н).
7. «Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления
трудностей» (П).
8. «Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом» (О).
9