Напоминание

статья о девиантных подростках


Авторы: Егорова Светлана Юрьевна, Бакшеева Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель,педагог психолог
Учебное заведение: ГСУВОУ"Кемеровская специальная общеобразовательная школа" им.Народного учителя РСФСР Э.Г Фельде.
Населённый пункт: Кемеровская область г. Кемерово с.Верхотомское
Наименование материала: Выбор продуктивных копинг-стратегий у обучающихся с девиантным (общественно-опастным) поведением Бакшеева Т.С., Егорова С.Ю.
Тема: статья о девиантных подростках
Раздел: высшее образование





Назад




Выбор продуктивных копинг-стратегий у обучающихся

с девиантным (общественно-опастным) поведением

Бакшеева Т.С., Егорова С.Ю.

В связи с повышением девиаций в поведении подростков большое

значение приобрела проблема продуктивного выхода из стрессовой ситуации.

Интерес

к

данной

проблеме

обусловлен

тем,

что

возникает

множество

вопросов: «Зачем необходимо формирование умения выходить из стресса?»,

«Как при этом сохранить свое здоровье?» и т.д.

Теория совладания личности с трудными жизненными ситуациями (копинга)

возникла

в

психологии

во

второй

половине XX

в.

Термин

введен

американским

психологом

Абрахамом

Маслоу

(Maslow,

1987).

Под

«копингом»

(от

англ. to

соре — справиться, совладать) подразумеваются

постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться

со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые

оцениваются

как

напряжение

или

превышают

возможности

человека

справиться с ними (Neal, 1998) [3].

Копинг-стратегии

-

осознаваемые

паттерны

поведения. Копинг-

поведение — форма поведения, отражающая готовность индивида решать

жизненные проблемы. Это поведение, направленное на приспособление к

обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать

определенные

средства

для

преодоления

эмоционального

стресса.

При

выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия

стрессоров

на

личность.

Особенности

этого

умения

связаны

с

«Я-

концепцией»,

локусом

контроля,

эмпатией,

условиями

среды.

По

представлениям

Маслоу,

копинг-поведение

прот ивопо с т а вле но

экспрессивному поведению [1, 7].

Исследование

проходило

в

Государственном

специальном

учебно-

во спитательном

учреждении

для

обучающихся

с

д евиантным

(общественно

опастным)

поведением

«Кемеровская

специальная

общеобразовательная школа» имени народного учителя СССР Э.Г. Фельде.

1

Школа

является

муниципальным

учреждением,

где

созданы

условия

для

перевоспитания

детей

с

одиннадцати

до

восемнадцати

лет,

и

где

им

оказывается

комплексная

социальная,

медицинская,

п р а в о ва я ,

психологическая

и

педагогическая

помощь.

Подростки

направляются

в

школу на один – три года, по постановлению суда. В последнее время, в

специальную общеобразовательную школу начали поступать подростки с

различными отклонениями в психическом развитии.

В

результате

углубленного

медицинского

осмотра

воспитанники

относятся

ко

второй,

либо

третьей

группе

здоровья.

Имеют

различные

заболевания, или диагнозы, связанные с их последствиями: токсикомания,

алкоголизм,

наркомания.

Некоторые

имели

до

спецшколы

сотрясение

головного

мозга,

черепно-мозговые

травмы,

ММД,

по следствия

резидуальной

энцефалопатии

и

др.

Поэтому

у

воспитанников

снижена

работоспособность,

они

быстро

утомляются,

отвлекаются,

испытывают

трудности в обучении.

В

результате

по

данным

областного

ПМПК

по

адаптированной

программе

занимались

10

(17,5%)

воспитанников

АООП

ООО

(адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

общего

образования для детей с ОВЗ) в течение 2018-2019 учебного года.

Большая часть воспитаников – это те, кто совершил кражу – 94,1%,

грабеж

31,3%,

66,6%

-

характеризуются

частными

уходами

из

дома,

бродяжничеством, употребление ПАВ 30%.

Воспитаники направляются в

спецшколу из неблагополучных семей -82,4%, в том числе, 62,8% - дети из

неполных семей (чаще всего имеют мать и часто меняющихся отчимов); 7,8%

- дети, оставшиеся без попечения родителей (родители либо скончались, либо

лишены родительских прав), 17,6% из них сироты.

Исследование проходило с помощью методики Э. Хайма, где можно

просмотреть

выбор

осознаваемых

копинг-стратегий

поведения

воспитанников в стрессовых ситуациях (Приложение 1).

2

В ходе исследования, воспитанники выбирали конкретное утверждение

как наиболее привычное для себя. Стратегии совладания со стрессом могут

быть: продуктивными, относительно продуктивными и непродуктивными.

Данные говорят об индивидуальном стиле совладания со стрессом. Мы

с

вами

может

использовать

это

не

только

в

целях

диагностики

непродуктивных паттернов поведения, так и ресурсов личности.

Копинг-стратегии делятся на три подгруппы:

- когнитивные,

- эмоциональные,

- поведенческие.

К продуктивным копинг-стратегиям на уровне А, Б, В относятся:

A. Когнитивные копинг-стратегии

-

проблемный

анализ

«Я

стараюсь

проанализировать,

все

взвесить

и

объяснить себе, что же случилось».

Б. Эмоциональные копинг-стратегии

- оптимизм — «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации».

B. Поведенческие копинг-стратегии

-

сотрудничество

«Я

использую

сотрудничество

со

значимыми

мне

людьми для преодоления трудностей» [2].

По результатам наблюдения и диагностики на начало учебного года из

47 воспитанников, продуктивные выборы имеют:

- когнитивные копинг-стратегии 15 чел. (31,9%);

- эмоциональные копинг-стратегии 30 чел. (63,8%);

- поведенческие копинг-стратегии 13 чел. (27,8%).

Причины

неконструктивного

выхода

из

стрессовых

ситуаций

следующие:

а) внутренние:

- подростковый кризис – внутренние противоречия (от детства оторвался, к

взрослым

еще

не

допускают);

проявляется

оппозиция

по

отношению

к

3

самому себе и окружающим взрослым и в то же время к сверстникам особое

притяжение;

-

педиатрические

заболевания;

заболевания

ЦНС

(из

пятидесяти

восьми

учащихся четыре подростка без отклонений в физическом и психическом

развитии);

- направление в специальную общеобразовательную школу рассматривается

подростками, как наказание, что становится фактором нервно-психических

деформаций

и

как

следствие

проявляется

в

выборе

непродуктивных

и

оптимально-продуктивных копинг-стратегий;

- подростки прибыли из неблагополучной среды, девиантной, деликвентной

субкультуры

у

них

срабатывает

передаточный

механизм

преступной

деятельности, агрессивного поведения, со своей философией (оправдание и

возвеличивание преступного поведения, оправдание низменных побуждений,

обвинительный уклон в оценке поведения жертвы).

б) внешние:

- скученность;

- жара, духота, холод;

- запах, обостренное обоняние;

- отсутствие свободы передвижения, изоляция от внешнего мира, постоянное

наблюдение – вызывает чувство протеста и негативизма;

-

отсутствие

индивидуально

-

личностного

пространства,

несет

в

себе

обострение поведенческих реакций;

- социально-психологическая депривация – перемена среды обитания, отрыв

от семьи, болезненно переживается отсутствие связи с семьей.

Основной целью работы педагогов-психологов, воспитателей в этом

направлении

является:

формирование

умения

выходить

из

стрессовых

ситуаций конструктивным путем:

- развитие процессов эмпатии, индентификации;

-

формирование

способности

замечать

свои

положительные

качества

и

окружающих людей;

4

-развитие

коммуникативных

и

конструктивных

навыков

решения

конфликтных ситуаций;

- формирование позитивных убеждений и ценностей.

Структура работы по развитию продуктивных выборов следующая:

- работа по адаптации с вновь прибывшими воспитанниками;

- работа по стабилизации эмоциональных состояний, коррекция и развитие

эмоционально-волевой сферы;

- формирование и развитие социально-психологических навыков;

-

работа

по

подготовке

к

выпуску

(формирование

позитивного

целеполагания).

Для воспитанников проходят различные тематические беседы. Беседы с

вновь

прибывшими,

об

осознании

причин

направления

в

специальную

общеобразовательную школу, об уровне принятия данной меры воздействия,

выявление

перспективы

лично стного

развития

и

пов ы ше ния

образовательного уровня.

Беседа «Твой выбор» - формирование чувства ответственности за свой

выбор, каков бы ни был выбор, главное, чтобы он был сознательным и

ответственным.

Беседа «Поверь в себя» - анализ своих возможностей, формирование

копилки

успехов

Чему

научился?

Что

умеешь?

Где

это

пригодится?

Обсуждение

позитивных

изменений,

с

целью

повышения

чувства

уверенности в себе и создания ситуации успеха.

Проводятся консультации:

- индивидуальных консультаций (по запросам);

- консультации «Как работать над собой?»;

- групповые консультации «Умей властвовать собой!», «Умей сказать нет!», в

1-5 группах.

В

начале

учебного

года

для

педагогических

работников

проведена

консультация

по

психологическим

особенностям

воспитанников.

Даны

рекомендации.

5

Проводятся

часы

психологической

разгрузки

в

1-5

группах.

Деятельность

связана

со

снижением

эмоционального,

мышечного

напряжения, развитием визуализации, навыкам переключения внимания с

негатива

на

позитив,

обучению

навыкам

саморегуляции.

Часы

психологической разгрузки проходят раз в неделю.

В ходе индивидуальных занятий воспитанники получают возможность:

- отреагировать чувства обиды и снять эмоциональное напряжение;

- обучиться навыкам самоонализа для развития адекватной самооценки;

- сформировать позитивный образ будущего.

В

групповой

форме

воспитаники

проходят

занятия

по

коплексной

программе

«Дорога

в

бущее»

по

реабилитации,

коррекции

и

развитию

личности девиантных подростков, состоящая из подпрограмм, направленных

на:

- развитие высших психических функций, преодоление и предупреждение

трудностей в учебе воспитанников «Путешествие в мир мышления»;

-

формирование

представлений

о

конфликтах

и

умения

распознавать,

прогнозировать, разрешать конфликтные ситуации «Жить в мире с самим

собой и другими»;

-

раскрытие

личностных

ресурсов,

коррекция

неблагоприятных

психологических особенностей, приводящих к трудностям в межличностном

общении

(коррекция

агрессивного

поведения),

повышения

уровня

эмоционального комфорта «Наш мир»;

-

профилактика

саморазрушающего

поведения,

преодоление

негативного

отношения к жизни, повышение уровня адаптации в условиях закрытого

учреждения «Жить в позитиве!»;

-

формирование

ценностно-смысловых

ориентаций

(здоровья,

знания,

морали,

нравственных,

волевых,

деловых,

коммуникативных

качеств

личности) «Мои ценности»;

-

создание

условий

для

развития

социально-положительных

лидерских

качеств у воспитанников с девиантным поведением «Я-лидер!»;

6

Также

в

учебно-воспитательном

процессе

проводиться

работа

по

программе

«Калейдоскоп» , главной

целью

которой

является

средствами

игры

способствовать

разрешению

проблем

личностного

развития

воспитанников

спецшколы,

формированию

нравственно

и

физически

здоровой личности.

Программа строится в форме игры-экспедиции по планете Игр, где

воспитанникам приходится преодолевать различные препятствия, трудности,

испытания.

На

один

год

обучения

разрабатывается

Маршрутная

карта

-

экспедиция. По окончанию путешествий подводятся итоги и по количеству

заработанных баллов, выявляется самый лучший путешественник.

В итоге, после диагностического обследования, получены следующие

данные, продуктивные выборы имеют из 51 воспитаника:

- когнитивные копинг-стратегии 22 чел. (43,1%);

- эмоциональные копинг-стратегии 49 чел. (96,1%);

- поведенческие копинг-стратегии 29 чел. (56,8%).

Сравнительная таблица копинг - стратегии

Продуктивные копинг

стратегии

%

начало

года

%

к о н е ц

года

Динамика в %

когнитивные

31,9

43,3

повысилось на 11,4%

эмоциональные

63,8

96,1

повысилось на 32,3%

поведенческие

27,6

56,8

повысилось на 29,2%

В

результате

исследования

наблюдается

положительная

динамика

в

выборе продуктивных копинг-стратегий у воспитаников спецшколы.

В будущем необходимо продолжить исследование, направленное на

формирование и закрепление умения использовать продуктивные выборы в

стрессовых ситуациях у воспитанников спецшколы, для сохранения своего

здоровья.

Список литературы

1. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика – М.:Эксмо; 2008. - 563 с.

7

2. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и

совладания

со

стрессом

(определение,

структура,

функции,

виды,

психотерапестическая коррекция). Учебное пособие. – Казань: 2003. – С.23-

29

3. Селье Г. Как противостоять стрессу. Стресс без болезней. – Спб.: ТОО

«Лейла», 1994. - 384 с.

Приложение 1.

A. Когнитивные копинг-стратегии

1. «Говорю себе: в данный момент есть что-то важнее, чем трудности» (О).

2. «Говорю себе: это судьба, нужно с этим смириться» (Н).

3. «Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо»

(О).

4.

«Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и

стараюсь никому не показывать своего состояния» (О).

5.

«Я

стараюсь

проанализировать,

все

взвесить

и

объяснить

себе,

что

же

случилось» (П).

6. «Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей мои — это пустяк»

(О).

7. «Если что-то случилось, то так угодно Богу» (О).

8. «Я не знаю, что делать и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих

трудностей» (Н).

9.

«Я

придаю

своим

трудностям

особый

смысл,

преодолевая

их,

я

совершенствуюсь сам» (О).

10. «В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со

временем смогу справиться и с ними, и с более сложными» (О).

Б. Эмоциональные копинг-стратегии

8

1. «Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую»

(О).

2. Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу» (Н).

3. «Я подавляю эмоции в себе» (Н).

4. «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации» (П).

5. «Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы

помочь мне» (О).

6. «Я впадаю в состояние безнадежности» (Н).

7. «Я считаю себя виноватым и получаю по заслугам» (Н).

8. «Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным» (Н).

B. Поведенческие копинг-стратегии

1. «Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях» (О).

2. Я стараюсь помочь людям, и в заботах о них забываю о своих горестях» (О).

3.

«Стараюсь

не

думать,

всячески

избегаю

сосредоточиваться

на

своих

неприятностях» (Н).

4. «Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных

средств, вкусной еды и т.п.)» (О).

5. «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду

путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т.п.) (О).

6. «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой» (Н).

7. «Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления

трудностей» (П).

8. «Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом» (О).

9



В раздел образования