Автор: Петрова Мария Дмитриевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат №9
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Конспект логопедического занятия
Тема: "Дифференциация гласных и согласных звуков и букв"
Раздел: начальное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 9
Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 1 класса с нарушением
речи
«Лес»
Автор-составитель:
Учитель-логопед Петрова М.Д.
2019
Тип занятия :
-по структуре: занятие обобщающего типа;
- по назначению: комбинированного типа;
Грамматическая тема: Образование притяжательных прилагательных;
Лексическая тема: лес.
Фонетическая тема: дифференциация гласных и согласных звуков и букв.
Цель: - развитие языкового анализа и синтеза.
Задачи:
1.
Коррекционно-образовательные:
- учить дифференцировать гласные и согласные звуки и буквы;
-закреплять знания о характеристиках звуков;
-закреплять правильную артикуляцию звуков;
-совершенствовать буквенный гнозис и праксис;
-совершенствовать фонематическое восприятие;
-актуализировать словарный запас по лексической теме «Лес» ;
-совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные;
-совершенствовать и развивать умение выполнять действия согласно заданному алгоритму.
2.
Коррекционно-развивающие:
- развитие языкового анализа и синтеза;
- развивать навыки звукобуквенного анализа слов;
- развитие фонематического восприятия анализа на уровне слогов, слов;
- развитие мелкой моторики;
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать плавный и длительный ротовой выдох;
-развивать фонематические представления на уровне слов.
-развивать зрительное внимание;
-развивать воображение;
-развивать долговременную память;
-развивать буквенный синтез.
3.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитание усидчивости, аккуратности, организованности и дисциплинированности;
- воспитание интереса к логопедическим занятиям.
Технологии: игровая, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная.
Оборудование: индивидуальные зеркала, картинки с лесными животными, изображения
мухомора и боровика (на каждого учащегося), числовые ряды, мяч, мешочек с буквами,
индивидуальные карточки с буквами.
Ход урока:
Краткое содержание деятельности
учителя-логопеда
Краткое содержание деятельности
ученика
1.
Организационный момент
Приветствие. Ортопедическая минутка.
Здравствуйте. Сядьте ровно. Закройте глаза и
послушайте что происходит вокруг.
Расслабление с элементами релаксации.
Развитие воображения, актуализация
словаря по лексической теме
- Давайте представим, что мы с вами оказались
в лесу. А теперь каждый подумает и скажет, что
он видит вокруг себя.
Представляют себя в лесу,
рассказывают, что видят вокруг себя.
Артикуляционная, дыхательная, и
мимическая зарядка
Артикуляционные
упражнения:
ул ы б к а ,
трубочка,
улыбка-трубочка,
вкусное
варенье,
качели, часики, шарики.
Мимические
упражнения:
открыть
гл а з а ,
закрыть глаза, нахмурить брови, зажмуриться,
закрыть правый глаз/левый глаз.
Дыхательная гимнастика: Расскажи как
правильно нужно дышать?
Игра «Футбол». Подуй на ватку так,
чтобы попасть в ворота.
Выполняют упражнения перед
зеркалом.
(вдыхаем носом, выдыхаем ртом, нельзя
поднимать плечи)
Дует на ватку, стараясь «забить гол в
ворота».
Закрепление и обобщение изученного
Повторение
артикуляции
и
характеристик
звуков перед зеркалом.
- Если бы мы потерялись в лесу, что бы мы
кричали?
- Назовите первый звук, второй звук.
- Посмотрите в зеркало и произнесите сначала
[a].
- Ау!
- Первый звук [a], второй звук [y].
Рот открыт или закрыт? Есть ли преграда для
воздуха?
Можно его тянуть? Голос звучит?
Значит, какой это звук?
-
Теперь
звук
[y].
Произнесем,
посмотрим
в
зеркало.
Как открыт рот?
Как расположены губы?
Есть ли преграда для воздуха?
Можно его тянуть? Есть голос?
Значит, какой это звук?
- Ууууу! Кто из зверей в лесу такое звук издает?
- Звук [п]. Произносим.
Что делают губы?
Есть ли преграда для воздуха? Какая?
Можно его петь? Есть голос? Какой это звук?
- Звук [м]. Произносим.
Как расположены губы?
Есть ли преграда для воздуха? Какая? Можно
его петь? Есть голос? Какой это звук?
- Звук [ф]. Произносим.
Есть ли преграда для воздуха?
Какая преграда? Как расположены губы, зубы?
Можно его петь? Какой это звук?
- Рот широко открыт, губы свободно
раскрыты, нет преграды,
можно тянуть/петь.
- Гласный.
- Рот «неплотно» закрыт,
губы вытянуты трубочкой,
нет преграды,
можно тянуть/петь.
- Гласный.
- Волк.
Сомкнутые губы «взрываются» под
давлением выдыхаемого воздуха.
Преграда есть- губы.
Звук не тянется, голоса нет. Согласный.
Рот закрыт, губы сомкнуты, выдох
направляется через нос
(контроль –можно почувствовать рукой,
что воздух идет из носа ).
преграда – губы.
Этот звук согласный
-Нижняя губа смыкается с верхними
резцами, выдыхаемая струя проходит
через эту щель.
Преграда – зубы. Звук нельзя петь.
Согласный звук.
Кто в лесу фырчит?
- Звук [д].
Как расположены губы? Есть ли преграда для
воздуха? Какая преграда? Можно его петь? Есть
голос? Какой это звук?
Какой лесной житель издает такие звуки, стуча
по дереву?
Слайд 1.
- В лесу фырчит ёж.
- Губы растянуты, преграда – язык, петь
нельзя, голос есть.
Согласный.
Дятел.
Сообщение темы урока.
- Сегодня мы будем учиться различать гласные
и согласные звуки.
И всё наше занятие будет связано с лесом и
лесными животными.
Слайд 2.
Изучение нового материала.
1) Отличия гласных и согласных звуков.
- Перечислим все отличия гласных и согласных
звуков и запишем их в тетрадь.
Слайд 3.
Учащиеся перечисляют все отличия и
проверяют себя, смотря на слайд
презентации .
А затем записывают в тетради отличия
гласных и согласных звуков.
2) Развитие долговременной памяти.
- Разучим стихотворение.
Если гласный говорят -
Нет во рту у нас преград.
А если согласный сказать надо
Во рту возникает преграда.
3)Развите произвольного зрительного внимания
Каждому раздаю двух сказочных человечков.
Скажите
дети
чем
эти
интересные
герои
отличаются?
4 )Развитие простого фонематического анализа.
Игра «Светофор»
а) Изолированно на материале звуков.
- Теперь слушайте меня внимательно.
Если
услышите
гласный
звук
–
человечка
с
широко
открытым
ртом.
Если
услышите
согласный звук – человечка с закрытым ртом. А,
Б, О, Ы, Ш, М, Э
б) На материале слогов.
У первого человечка рот широко
открыт, а у второго человечка рот
закрыт.
Учащиеся выполняют задание.
Учащиеся слушают и выполняют
задание.
-
Теперь
слушаем
внимательно первый
звук.
Поднимаем нужного человечка.
ОМ, АТ, НА, УФ, ДИ
в) На материале односложных слов.
-
Слушаем второй
звук.
Поднимаем
нужного
человечка.
МЫ, ОН, ОНА, ЛЕС, ЛУГ, БРЕВНО.
Динамическая пауза.
Образование притяжательных прилагательных.
«Чей-чьё?» с мячом.
У зайца чей хвост?
У лисы чья шуба?
У собаки чьи лапы?
У ежа чьи иголки?
У белки чей хвост?
Внимательно слушают учителя-
логопеда и отвечают.
Заячий
Лисья.
Собачьи.
Ежиные.
Беличий.
Закрепление пройденного материала.
Графический диктант. «Шифровка».
Поработаем
с
вами
шпионами.
Буд ем
зашифровывать слова.
- Я диктую слова (+картинки), а вы записываете
только гласные:
Лиса, кабан, филин.
- Я диктую слова (+картинки), а вы записываете
только согласные:
Дупло, дерево, ветка.
2)
Развитие буквенного анализа, зрительного
внимания.
Карточки с буквами.
-
Закрасьте
все
гласные
буквы
красным
карандашом
_________и_________а
____а________а_____н
_____и_____и
__Д__ПЛ__
Д__Р__В__
В__Т__К__
В К М Л Э Ц Ф В Т К З
П Н Г И Т Ш У Ш Д Л Ш З Д
Ф В УФ Ц П РЫ Д Ч С Н
Т Б Н О Х К М А Х П Г С
Д Л Н Ф Т Э М Г П К Щ
3) Развитие буквенного синтеза.
Рассыпались буквы. Если их правильно собрать
получится название еще одного лесного жителя.
(+картинки).
- В тетрадях разделите страницу пополам.
В левом будут гласные, в правом – согласные.
- Какой звук первый в слове «сова»? Запишите
его в правый столбик.
Запишите остальные слова в тетрадь в нужный
столбик,
выделите
гласные
буквы
красным
карандашом, а согласные простым карандашом.
4) Развитие буквенного праксиса, гнозиса,
фонематических представлений.
Игра «Волшебный мешочек».
-
В
«Волшебном
мешочке»
перемешались
буквы.
Подходите
по
одному.
Доставай
букву,
ощупывай,
узнавай.
Эта
буква
гласная
или
согласная?
Придумай
слово,
начинающееся на эту букву,
связанное с лесом. (Или с этой буквой. Тогда
какая первая?)
В какой столбик запишем это слово?
Где гласные или где согласные?
- Подчеркните эту букву (из мешочка). Гласную
– красным карандашом, согласную – простым.
Собирают буквы, получаются слова:
СОВА, ОЛЕНЬ, ЛОСЬ, ЗАЯЦ.
Выполняют задание в тетрадях.
Узнают букву и отвечают на вопросы.
Подведение итогов урока.
Какие звуки мы сегодня учились различать?
Чем они различаются?
Сегодня мы учились различать гласные
и согласные буквы.
Они различаются тем, что гласные
можно петь, во рту воздух не встречает
преграды, учавствует голос. А
согласные петь нельзя, т.к. во рту
встречаются преграды такие как губы,
зубы, язык. Согласные образуются с
помощью шума или шума+голоса.
Оценка деятельности детей.
Что у кого сегодня хорошо получилось?
Что
у
кого
сегодня
получилось
не
очень
хорошо?
У меня сегодня хорошо поучилось…..
У меня сегодня не очень хорошо
поучилось…..
X. Организация окончания урока.
Закройте тетради. Наведите порядок на столах.
Занятие окончено, до свидания!
До свидания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1