Автор: Беленко Татьяна Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Павловского филиала ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж»
Населённый пункт: г Павловск Воронежской обл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект ООД " Апельсиновые следы ведут...."
Раздел: среднее профессиональное
Методическая разработка конспекта ООД
в подготовительной группе
Тема занятия: «Апельсиновые следы ведут……»
Образовательные области: познавательное развитие, речевое
развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое
развитие, физическое развитие.
Возрастная группа: подготовительная группа
Цель занятия: содействие формированию представлений о фрукте
«апельсин» посредством познавательно – исследовательской деятельности
.
Задачи занятия:
- совершенствовать умение составлять описательный рассказ о
предмете по мнемотаблице, используя методы и приемы исследовательской
деятельности.
- познакомить детей с родиной апельсина;
- формировать умение самостоятельно делать выводы, умозаключение с
помощью игровых ситуаций;
- развивать художественно - эстетические способности, фантазию,
воображение, мышление, связную речь, познавательную активность;
- воспитывать целеустремленность, любознательность, умение работать
индивидуально.
Методы и приемы:
Наглядные
● демонстрация презентации «Апельсин»;
● иллюстрация;
● наблюдение.
Словесные
● беседа;
● рассказ;
Практические
● исследование апельсина, свойств апельсина (форма, размер, цвет,
запах, вкус, плавучесть)
● несложные опыты с апельсином.
Словарная работа: цедра, Китай, поры, пористая кожура.
Планируемый результат занятия: расширение представлений о
фрукте «апельсин» и его свойствах.
Материалы и оборудование: мультимедийный экран, ноутбук,
презентация, апельсины, тарелка, флешкарта с фоновой китайской народной
музыкой, контейнер с водой, колокольчик, «карточки –схемы для
расследования», шарфы, лупы, шары, маркеры, мнемотаблицы по количеству
детей, следы, картинка сороки, «чудесный мешочек», шпажки, салфетки.
!!! В образовательной деятельности принимают участие дети,
1
у которых нет аллергии на цитрусовые
Конспект ООД
Этапы
деятельности
Деятельность воспитателя
Деятельно
сть детей
Организац
ионно-
мотивационный
этап
В о с п и т а т е л ь
з в о н и т
в
колокольчик:
-
Один,
два,
три,
четыре,
пять
-
становитесь все играть.
Настал новый день. Я передаю вам
колокольчик
вместе
с
улыбкой,
а
вы,
передавая
колокольчик,
подарите
друг
другу
свою
улыбку. Замечательно,
наш
звонкий колокольчик подарил нам весёлое
настроение. Сделайте глубокий вдох через
нос и вдохните в себя свежесть, доброту,
красоту.
А
выдохните
через
ротик
все
обиды, злобу и огорчения.
Сегодня к нам на занятие пришла в
гости самая говорливая и болтливая птица.
Ребята, вы догадались о ком я?
Верно,
наша
гостья-
сорока
–
говорушка.
Она
приготовила
разминку
для
языка, давайте сначала будем внимательно
слушать, а потом повторять.
Ря – ря – ря – мы веселые друзья.
Ри – ри – ри – в гости к вам пришли.
Ерь
–
ерь
–
ерь
–
приоткрой
нам
дверь.
-Классно.
Ой,
ребята,
посмотрите,
какие-то
следы. Как вы думаете, кто их оставил?
Чтобы узнать, кто их оставил, нужно
провести расследование.
Ребята,
вы
знаете,
кто
т а к и е
детективы?
-
Что
они
делают?
Какими
они
должны быть?
-
Я
п р е д л а г а ю
в а м
с е г о д н я
попробовать
себя
в
роли
детективов.
Перевоплотиться
нам
помогут
шарфики
настоящих детективов и лупы.
Передают
колокольчик с
улыбкой.
Делают
вдох и выдох(2
раза).
Ответы
детей.
Дети
проговаривают
чистоговорку.
2
Высказыва
ют
предположения
Ответы
детей.
Дети
одевают шарфы,
берут лупы.
Основной
этап
- Посмотрите, это наше детективное
агентство.
У
нас
есть
задание,
узнать,
кто
оставил эти оранжевые следы.
Это улики! Может, они нам помогут.
Возьмите
лупы
и
рассмотрите
их
внимательно.
Что
в
них
необычного?
Знаки
на
что
похожи?
Надо
их
восстановить,
чтобы
понять,
что
они
означают.
-
Что
же
у
вас
п о л у ч и л о с ь ?
Молодцы,
коллеги!
Если
мы
выложим
цифры
по
порядку,
то
попадем
в
исследовательскую лабораторию.
Итак,
мы
в
исследовательской
лаборатории.
Смотрите,
ч уд е с н ы й
мешочек!
В
нем
что-то
с п р я т а н о !
Детективы,
наша
задача
исследовать
объект, не видя его, т.е. вслепую!
Дети достают апельсин
Апельсин: Ой, где это я? Кто я?
Все,
что
я
помню
–
я
упал
с
дерева.
Помогите мне вспомнить, кто я и где моя
Родина.
Уважаемые
коллеги!
Поможем
нашему
герою?
Давайте
провед е м
« р а с с л е д о в а н и е »
и
с о б е р е м
в с ю
Смотрят
слайды.
Ответы
детей.
Рассматрив
ают следы.
Дети
дописывают
цифры.
Выкладыва
ют цифры по
порядку от 1 до
10.
Дети
пробуют на
ощупь,
предполагая, что
может
находиться в
мешочке. Затем,
один ребенок
3
информацию о нашем объекте. В этом нам
помогут «карточки расследования».
Исследовательская деятельность.
Карточка 1. Цвет-форма
- Детективы, изучите внимательно
карточку!
-Что
мы
должны
определить
в
объекте?
-Какого цвета апельсин?
-Что еще бывает оранжевым?
-Какой формы апельсин?
-Что еще бывает такой формы?
-
Предлагаю
вам
внести
в
свою
м н е м о т а б л и ц у
р е з ул ьт а т
н а ш е г о
«расследования».
-Давайте посмотрим на следующую
карточку.
Карточка 2. Твердость- мягкость
-Что будем сейчас определять?
-Попробуйте
апельсин,
он
твердый
или мягкий?
-А ты как думаешь? (3-4 человека)
-Апельсин
твердый
и
м я г к и й
одновременно.
-Как можно сказать, какой он?
-Предлагаю
вам
внести
в
свою
м н е м о т а б л и ц у
р е з ул ьт а т
н а ш е г о
«расследования»
-Следующая карточка!!!
Карточка 3. Запах - вкус
-Как вы думаете, что сейчас будем
определять?
Возьмите
на
тарелке
ку с оч е к
апельсина и понюхайте его.
-Есть ли у апельсина запах, как вы
думаете?
-Какой он?
-Ребята,
кому
дома
р од и т е л и
разрешают кушать апельсин, я предлагаю
вам попробовать его на вкус. (3-4 ребенка)
-Предлагаю
вам
внести
в
свою
м н е м о т а б л и ц у
р е з ул ьт а т
н а ш е г о
«расследования»
-
П р о д о л ж а е м
н а ш е
«расследование» объекта «апельсин».
просовывает руку
в мешок,
потирает ею о
предмет и по
запаху
определяет
спрятанный
объект.
Ответы
детей.
Дети
вносят результат
«расследования»
в мнемотаблицу.
Дети
исследуют
апельсин на
твёрдость.
Ответы
детей.
Дети
вносят результат
«расследования»
в мнемотаблицу.
Ответы
детей.
Дети
4
Карточка 4.Тонет – не тонет
- Что мы сейчас будем определять?
-
Как
вы
думаете,
если
положить
апельсин
в
воду
он
утонет
или
нет?
Проверим нашу версию.
-
Саша,
погрузи
апельсин
в
воду.
Поразительно.
-Что произошло с апельсином?
-Как вы думаете, почему он плавает?
-Как вы думаете, почему апельсин не
тонет?
-Давайте
рассмотрим
апельсин.
Возьмите лупы и посмотрите на него.
-Что вы видите?
-Правильно, у апельсина на кожуре
е сть
маленькие
дырочки,
кото р ы е
называются поры.
-Значит, какая кожура у апельсина?
(3-4 ребенка).
В
этих
порах
находится
воздух,
поэтому апельсин не тонет.
-Так почему не тонет апельсин?
- Какой мы можем сделать вывод?
-Предлагаю
вам
внести
в
свою
м н е м о т а б л и ц у
р е з ул ьт а т
н а ш е г о
«расследования»
-П р о д о л ж а е м
н а ш е
«расследование!»
Карточка 5. Части апельсина
- Что мы сейчас будем определять?
-
Давайте
рассмотрим
фрукт
в
разрезе!
-Из чего состоит апельсин?
-
Ребята,
а
апельсиновые
дольки
какой формы?
-Предлагаю
вам
внести
в
свою
м н е м о т а б л и ц у
р е з ул ьт а т
н а ш е г о
«расследования»
-Следующая,
последняя
карточка
«расследования!»
Карточка
6 .
И с п о л ь з о в а н и е
апельсина
- Итак, коллеги, вспомним все, что
нам
стало
известно
об
ап е л ь с и н е .
пробуют
апельсин на вкус
и запах.
Дети
вносят результат
«расследования»
в мнемотаблицу.
Ответы
детей.
Опускают
апельсин в
контейнер с
водой.
(Предполо
жение детей.
Способ проверки
предположения)
Рассматрив
ают апельсин под
лупой.
Ответы
детей.
Дети
делают вывод.
Дети
5
Составьте подробный рассказ об объекте,
используя ваши мнемотаблицы.
-Кто расскажет о нем?
-Мы выполнили «расследование» и
за это нас ждет волшебное перемещение на
родину
апельсинов!!!
Для
этого
просто
закройте глаза
Показ презентации
(звучит китайская музыка)
-Ребята, мы на родине апельсина — в
Китае. Слово «апельсин» переводится как
«китайское яблоко».
На
родине
апельсина
его
плоды
используют не только в пищевых, но и в
лекарственных
целях.
Оранжевый
фрукт
укрепляет
здоровье,
помогает
работе
мозга,
содержит
большое
количество
витаминов.
Регулярное
употребление
апельсинов
продлевает
молодость
кожи,
свежевыжатый сок бодрит,
поэтому его
часто употребляют на завтрак.
Апельсин
–
это
дерево,
которое
способно
приносить
плоды
в
течение
девяти месяцев. Стоит обратить внимание,
что
весь
этот
срок
цветы
и
зреющие
а п е л ь с и н ы
н а
д е р е в е
н а х о д я т с я
одновременно. Созревшие плоды на ветках
могут оставаться до двух лет. Весной они
снова
зазеленеют,
а
осенью
становятся
оранжевыми.
Китайцы
считают
апельсины
символом золота и растением, способным
приносить
счастье
в
дом,
поэтому
м а л е н ь к и е
д е р е в ц а
в
го р ш к а х
с
небольшими
плодами
часто
можно
встретить в их жилищах.
вносят результат
«расследования»
в мнемотаблицу.
Ответы
детей.
Ответы
детей (кожура–
цедра, дольки,
зернышки,
кожица, мякоть)
Дети
вносят результат
«расследования»
в мнемотаблицу.
Рассказ 1-2
детей по
составленным
мнемотаблицам.
Дети
рассаживаются
на ковре.
Дети
слушают
воспитателя и
рассматривают
слайды
Заключите
льный этап
- Детективы! Проведя расследование
о
за г а д оч н ом
ф ру кт е ,
м ы
м ож е м
рассказать, кто же он такой.
Зовите сюда апельсин.
-Ой, вы узнали, кто же я?
- Откуда я упал?
Ответы
детей
6
- На что я похож?
- А где же моя Родина?
- Я умею плавать?
- Я полезный фрукт?
- Меня едят?
Спасибо,
ребята,
вы
мне
очень
помогли, я все вспомнил и отправлюсь на
Родину.
Ребята,
в
результате
расследования
вы много узнали о фрукте апельсин.
-Какая информация об апельсине вас
удивила?
-
Где
вам
пригодятся
знания
об
апельсине?
-Ребята,
вы
сегодня
замечательно
исполнили
роль
детективов.
За
это
вы
награждаетесь апельсиновыми шариками,
которые так же, как и апельсины, приносят
людям радость! Давайте с ними немного
пот анцуем!
(флешмоб
под
п е с н ю
«Оранжевое солнце»).
- Ну, что ж, ребята, «расследование»
закончено
и
нам
пора
возвращаться
из
Китая
в
Россию!
Давайте
все
вместе
скажем: «Один, два, три - шарик нас домой
неси» (Под музыку переносятся домой).
- С возвращением, ребята! Возьмите,
пожалуйста, фломастеры и отразите свое
настроение на шарике.
- Спасибо, ребята! Мне с вами было
очень интересно. До свидания!
Чтобы всё
у з н а т ь
о б
апельсине
и
у з н а т ь
е г о
родину.
Страна
КИТАЙ.
Ответы
детей.
7