Напоминание

Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста


Автор: Кисанова Ольга Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №226 "Капитошка"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассмотрено развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.

Раскрывается

педагогическое значение использования пальчиковых игр в работе с дошкольниками,

приводится их классификация в схематичном виде.

Представлены

рекомендации по подбору пальчиковых игр для дальнейшей работы по развитию мелкой моторики.

Ключевые слова: моторика рук,мелкая моторика, пальчиковые игры, младший дошкольный возраст.

Постановка проблемы.

Проблема поиска новейших эффективнейших средств для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста остается

актуальной уже очень долгое время.

Речь ребенка,

его координационные способности,

глазомер находятся в прямопропорциональной зависимости от

ловкости движений пальцев и кисти руки, умения оперировать с мелкими предметами, гибкости, подвижности и пластичности детских ручек.

Начинают развитие мелкой моторики с раннего и младшего дошкольного возраста с простых и незатейливых народных игр-потешек,

закрепляя в

последствии в более старших возрастных периодах более сложными и разнообразными пальчиковыми играми.

Именно в этот период дети должны

овладеть основными движениями пальцев и кисти руки для того, чтобы у них продолжалось нормальное развитие. Именно поэтому ведущими педагогами-

практиками используются и совершенствуются различные пальчиковые игры в развитии мелкой моторики.

Освещение опыта использования различных

пальчиковых игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста может быть полезно современным воспитателям ДОУ, логопедам, дефектологам, а

также родителям детей.

Анализ последних публикаций. Проблемой развития мелкой моторики детей занимались и занимаются многие ученые прошлого и современности. Среди

исследователей прошлого можно отметить последователей наследия Л.Выготского (А.

Запорожца,

Л.

Венгера и их соратников),

приверженцев идей

М.Монтессори (Ю.Фаусек, Е.Хилтунен и др.).

Среди современных исследователей, занимающихся проблемой сенсорного развития детей дошкольного возраста в целом, и развитием мелкой моторики

в частности, можно отметить таких ученых как: Ю. Хохрякова, О. Бетехина. Данные ученые-исследователи в своих научных трудах отмечают, что несмотря

на разработанность проблем сенсорного воспитания и развития,

результаты обследования детей младшего дошкольного возраста показывают,

что в

детских садах не в полной мере внедряются имеющиеся в теории научные материалы.

Авторы актуализируют проблему внедрения более эффективных

личностно-ориентированных форм работы с детьми,

акцентирование внимания на игровой форме обучения. Особое внимание в трудах авторы уделяют

пальчиковым играм.

Цель данного исследования - раскрыть значение пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Изложение основного материала. Реализация ФГОС ДО в практику дошкольных образовательных учреждений приносит первые результаты.

Смещение

акцента с привычного образовательного процесса,

направленного на формирование у дошкольников требуемых знаний в сторону развития общей

культуры личности,

привело педагогов естественным образом к пересмотру устоявшихся малоэффективных форм организации деятельности ребенка во

время его пребывания в детском саду. Конечно, никто не отрицает, что наиболее естественным в дошкольном возрасте, иными словами ведущим, видом

деятельности является игра.

Однако игра игре рознь.

Умелое совмещение педагогами игрового,

воспитательного и обучающего компонентов в игре

является залогом всестороннего гармоничного развития их воспитанников. Одним из таких вариантов развивающих игр выступают пальчиковые игры.

Пальчиковые игры известны давно.

В народной педагогике данные игры зачастую использовались в единстве с другими малыми жанрами фольклора

(потешками,

прибаутками,

дразнилками и пр.).

Так,

к примеру,

всем известны и любимы с детства такие пальчиковые игры,

как «Идет коза рогатая»,

«Ладушки-ладушки» и «Сорока-белобока кашку варила»,

однако это далеко не полный перечень тех игр,

что можно и нужно использовать в работе с

детьми.

В рамках нашего исследования под пальчиковыми играми мы понимаем различные двигательные действия кистью и пальцами под какое-либо речевое

сопровождение (сказку,

потешку,

стишок и пр.).

Они

помогают инсценировать текст,

который не обязательно рифмированный,

он может быть и в

прозаическом виде, но с простым лаконичным сюжетом, чтобы суметь завлечь ребенка.

Соглашаемся и разделяем мнение с Л.И.

Моурлот,

Л.А.

Ремезовой утверждающими,

что пальчиковые игры – это универсальное дидактическое и

развивающее средство, сущность которого состоит в том, что во время его проведения нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая

деятельность активизируется [2].

Таким образом в процессе игры дети разминают пальцы и кисти рук,

проводят своеобразный пальчиковый тренинг.

Пальчиковый тренинг включает

упражнения:

статические (удержание приданной пальцам определенной позы),

динамические (развитие подвижности пальцев,

переключения с одной

позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др. [1]. Смена упражнений помогает напрягать, тонизировать, расслаблять еще

неокрепшие и неумелые руки ребенка, постепенно формируя его моторику.

Современный исследователь в развитии сенсорики у детей дошкольного возраста не только раскрывает сущность пальчиковых игр, но и их главное отличие

от пальчиковых упражнений,

состоящее в сопроводительном речитативном материале.

В контексте данного исследования,

хотелось бы отметить,

что

выбор в пользу пальчиковых игр в качестве ведущего средства по развитию мелкой моторики младших дошкольников,

пал именно потому что в силу

специфики возраста, детям интереснее играть в сопровождении смешных стишков, инсценировать мини-спектакли, подражать ручной умелости взрослого

под

соответсвующее речевое сопровождение, а не просто выполнять какие-то упражнения пальцами. Если просто показывать упражнения для развития

мелкой моторики дети быстро теряют к ним интерес и эффекта от такого обучения нет.

К такому же выводу склоняются многие специалисты,

особенно исследователи-практики,

методисты,

работающие непосредственно в данном русле.

Так

И.Е. Светловой раскрывается значение пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, которое состоит

в том что:

развивается ловкость пальцев, умение координировать и согласовывать движения рук и пальцев;

формируется и развивается устная речь ребенка;

развиваются творческие навыки, воображение;

непринужденно прививаются основные культурно-гигиенические навыки;

концентрируется внимание на определенном виде деятельности, что способствует развитию усидчивости;

корректируется эмоциональная сфера ребенка [4].

Эффективность использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики подчеркивается и в исследовании Л.И.

Тищенко,

отмечающей,

что снизить

напряжение

в руках и содействовать расслаблению мышц всего тела помогают именно простые движения,

такие как пальчиковые сгибы,

зажимы,

разжимы и пр.[5, с. 57]. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счету, в других - ребенок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше

осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.

Широкий спектр пальчиковых игр предоставляет большие возможности в их выборе. Исследователями предлагаются различные способы классификации,

приведем наиболее ёмкую и в тоже время компактную,

на наш взгляд.

Так И.В.

Дворова,

О.П.

Рожков классифицируют пальчиковые игры следующим

образом:

пальчиковые игры без речевого сопровождения;

пальчиковые игры с речевым сопровождением;

народные пальчиковые игры;

кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

упражнения с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой [1].

Главный принцип отбора пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста состоит в том,

что составляющие их упражнения должны быть

разнообразными,

сочетающими в себе сжатие,

расслабление,

растяжение пальцев,

а также по возможности акцентирующими внимание поочередно на

каждом пальчике.

Выводы. Пальчиковые игры – наиболее эффективное средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста при умелом их

использовании.

Доступность понимаю детей изображаемых персонажей пальчиковых игр (семья пальчиков,

сорока,

коза,

паучок и пр.) делает процесс

игры увлекательным развлечением,

дети охотно повторяют

за взрослым движения,

у

них

улучшается

настроение,

снимается

мышечный тонус,

активизируются творческие задатки,

развивается память,

улучшается речь.

Все это в совокупности представляет собой мощнейшее и в тоже время

доступное

средство

развития

ребенка.

Большое

разнообразие

видов

упражнений

в

пальчиковых

играх

дает

возможность

использовать

дифференцированный и личностно-ориентированный подходы в развитии мелкой моторики ребенка.

Список литературы:

Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни / И.В. Дворова, О.П. Рожков. – М.: МПСИ Модэк, 2007.

Моурлот,

Л.И.

Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста :

учебно–методическое пособие / Л.И.

Моурлот,

Л.А.

Ремезова.

Самара: СГПУ, 2007. – 122 с.

Петров, А.В. Игротека “Ловкие ручки” обучает и воспитывает : Методическое пособие / А.В. Петров. – Великий Новгород: НовГУ им.Ярослава Мудрого, 2002.

– 44 с.

Светлова, И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И.Е. Светлова. – М.: «Олма–Пресс», 2001. – 236 с.

Тищенко, Л.И. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста / Л.И. Тищенко // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2014. –

№ 12. – С. 56–59.

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольников

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому необходимо уделять

большое внимания развитию движения пальцев рук и совершенствованию мелкой моторики рук ребенка.

У большинства детей с задержкой речевого

развития наблюдаются отклонения в формировании тонких движений пальцев (движения неточные, неккординированные).

Предлагаемая далее пальчиковая гимнастикасостоит из пяти комплексов упражнений. Каждый комплекс разучивается в течении недели (пять комплексов

– пять недель).

Затем начинается повторение. Предварительно с детьми заучиваются названия пальцев. Каждый комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки.

Сначала даются упражнения, а затем потешка. Слушая потешку, дети производят соответствующие движения, постепенно заучивая текст.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 1)

1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь — вместе.)

2. Ладошка — кулачок — ребро (на счет «раз, два, три»).

3. Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).

5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

Потешка «ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК»

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Взрослый показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от

указательного до мизинца.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 2)

1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).

2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).

3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).

4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).

5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

Потешка «БЕЛКА»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки,

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Взрослый и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 3)

1. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).

2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).

3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).

4. Цветок (то же, но пальцы разъединены).

5. Корни растения (прижать корни — руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).

Потешка «ЭТОТ ПАЛЬЧИК»

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья.

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 4)

1. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг).

2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).

3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).

4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).

5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

Потешка «БРАТЬЯ»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди ...

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться

к большому пальцу, разогнуть все пальчики.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 5)

1. Замок (на счет «раз» — ладони вместе, а насчет «два» — пальцы соединяются в «замок»).

2. Лиса и заяц (лиса «крадется» — все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц «убегает» — перебирая пальцами, быстро движутся назад).

3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).

4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе).

5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).

Потешка «HУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ»

Hу-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому — дрова рубить.

Печи все — тебе топить.

А тебе — воду носить.

А тебе — обед варить.

А малышке — песни петь.

Песни петь, да плясать,

Родных братьев забавлять.

Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.



В раздел образования