Напоминание

Развитие вокальных навыков дошкольников с признаками вокальной одаренности.


Автор: Артемьева Галина Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №10
Населённый пункт: город Лениногорск Республика Татарсан
Наименование материала: статья
Тема: Развитие вокальных навыков дошкольников с признаками вокальной одаренности.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Добрый день, уважаемые коллеги.

Думаю,

вы

со

мной

согласитесь,

что

пение

является

одним

из

самых доступных и

близких

детям

видов

исполнительской

деятельности. Моя

музыкально-педагогическая

деятельность

в

детском

саду

определяется

идеей

научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое

главное

красиво,

с

большой

самоотдачей.

Дети

должны

петь

естественным,

высоким, светлым звуком, без крика и напряжения.

Сегодня

же

мне

хотелось

бы

рассмотреть

вопросы

влияния

развития

вокальных

навыков

на

речевое

развитие

дошкольников.

Тем

более,

что

в

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

дошкольного

образования содержание образовательной области «Художественно-эстетическое

развитие»

также

отражает

интегративный

подход

в

речевой

и

музыкальной

деятельности. Речь и музыка имеют общие основы. Как и речь, музыка начинается

со звука. И речь, и музыкальное произведение, как симфония, так и опера - это

тексты, которые требуют определенного прочтения. И у музыки и у речи есть

особый письменный код - это ноты и азбука, которые сохраняют партитуры и

тексты. Письменная форма речи, превратившаяся с помощью таланта известных

писателей

и

поэтов,

в

произведения

литературного

искусства,

может

быть

содержанием музыкального произведения, но и музыка может быть содержанием

речи: при общении между людьми, при высказывании чего-то личного, глубокого.

В

таком

музыкальном

виде

деятельности,

как

пение

работа

над

речью

дошкольников проходит наиболее продуктивно.

И сейчас я расскажу о своей

работе в данном направлении, т.к. я уверена, что пение, развивая координацию

слуха и голоса, оказывает самое непосредственное влияние на детскую речь, а

речь, как известно, является основой мышления.

Итак, давайте вспомним, что же такое вокальные навыки? Уточню, что это

взаимодействие

звукообразования,

дыхания

и

дикции. В

пении

активно

развивается дыхание, оно формирует чувство ритма и темпа речи, развивает слух

и голос, а так же улучшается дикция. Пение помогает корректировать недостатки

в речи, например, такие как невнятное произношение, проглатывание окончания

слов. Пропевая песни с короткими, удобными для дыхания фразами, педагог

развивает у ребёнка силу воздушной струи, тем самым способствует правильному

речевому дыханию. Для речевого развития необходимо создать эмоционально-

положительную

среду,

основой,

которой,

может

служить

музыкальное

сопровождение. Развитие координации слуха и голоса способствуют развитию

артикуляционного аппарата, гласные звуки пропеваются на хорошем дыхании, с

правильным звукообразованием, построенным на умении ребёнка расслаблять

голосовые связки.

В первую очередь, при обучении дошкольников пению я слежу за тем, как

они сидят, стоят, держат корпус, голову, открывают рот. В правильном положении

у них лучше работает главная дыхательная мышца – диафрагма.

Ведущей деятельностью обучения детей пению для меня является– игра.

Именно

в

игре

ребёнок

самоутверждается

как

личность,

у

него

развивается

интерес, положительные эмоции, образ, фантазия, речевое общение, движение, а

самое

главное

непроизвольное

обучение

детей

в

игре

не

нарушает

их

психофизического

состояния.

В

процессе

игровых

занятий

дети

способны

выполнять

такой

объём

работы,

какой

им

недоступен

в

обычной

учебной

ситуации.

Для этого в своей работе использую следующие виды деятельности:

1.

Двигательные

упражнения,

которые

способствуют

формированию

правильной осанки и снятию мышечной зажатости перед пением.

2. Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно

активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность

артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить

мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию. В основу

применяемой мною артикуляционной гимнастики взяты упражнения по методу В.

В. Емельянова.

3. Дыхательная гимнастика способствует не только нормальному развитию

голоса, но и служит охране голоса от заболеваний.

4. Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения применяю в своей

работе, потому что такие игры способствуют развитию чувства ритма, темпа,

тембра, динамики, дикции, выразительности речи.

5. Отправной точкой при формировании певческих навыков является эталон

певческого звука, поэтому в своей работе я использую песни-игры по принципу

“Эхо”, в которых у детей есть возможность ориентироваться на эталон певческого

звука, а также увеличивается самоконтроль и появляется возможность сравнить

свое исполнение с исполнением педагога или сверстников.

6.

Для

развития

хорошей

дикции,

четкого

произношения,

ритмического

ансамбля

и

подвижности

нижней

челюсти

используем

прием

моделирования

темпа от медленного до быстрого (речевое, двигательное, графическое)

7.

Прием

ритмодекломация

-

это

одновременно

речевая

игра,

предполагающая творческую свободу в интонационно ритмическом исполнении

текста, а также упражнение для исполнения, соинтонирования музыки.

8. Для музыкального воспитания речевые упражнения важны прежде всего

потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым.

Речевой слух - одна из основ слуха музыкального. Базой для речевых упражнений

служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки,

прибаутки, заклички, пальчиковые игры, стихотворения.

9. Большое значение для приобретения и закрепления певческих навыков

имеют игры с голосом. Игровая ситуация усиливает интерес детей к песенной

деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.

10. Часто бывает, что педагог поет красиво, а ребенок «гудит». Известно, что

многократное

повторение

одной

и

той

же

мелодии

может

привести

к

положительному результату. Но ребенка невозможно заставить петь одно и то же

много раз. Вот здесь приходит на помощь игра. Для того, чтобы развить и

обострить

восприятие

высоты

звуков

в

этом

возрасте,

хорошо

использовать

различные предметы, помогающие понять это соотношение. Например, сложить в

«музыкальную

коробочку»

красивые

ленточки

и

вытягивать

их

по

одной,

пропевая при этом «длину» ленточки.

11.

Эффективными

для

речевого

развития

дошкольников

являются

музыкально-логопедические

рифмовки

-

короткие

стихи,

имеющие

чёткую

ритмическую

структуру,

которые

необходимо

пропевать.

Тексты

рифмовок

включают

большое

количество

квазиомонимов,

различающихся

между

собой

несколькими

фонемами,

что

делает

их

незаменимыми

в

работе

над

фонематическим

восприятием.

Многократное

восприятие

и

воспроизведение

грамматических

форм,

предложно-падежных

конструкций,

словосочетаний,

которыми максимально насыщена рифмовка способствуют формированию у детей

морфологических и синтаксических обобщений. Критерием тщательного отбора

содержания рифмовки является его соответствие детскому опыту. Простой текст и

мелодия рифмовки рассчитаны на то, что ребёнок сможет подпевать взрослому.

Пропевание,

протягивание

гласных

в

слове

способствует

развитию

речевого

дыхания,

чувства

ритма,

речеслухового

внимания,

памяти,

формированию

воздушной

струи.

Кроме

того,

стихотворный

материал

с

музыкальным

сопровождением оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние

ребёнка: вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при

многократном

повторении,

снижает

эмоциональное

напряжение,

содействует

возрастанию общей активности.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», эта фраза принадлежит

известному

педагогу

В.А.

Сухомлинскому.

Связь

мелкой

моторики

и

интеллектуального развития, речи была отмечена еще давно многими педагогами

и психологами, например, связав музыку, речь и мелкую моторику Е. Железнова и

С. Железнов разработали комплекс упражнений по развитию мелкой моторики

под

музыку:

«С

помощью

стихотворного

ритма

у

детей

совершенствуется

произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух.

Образная, яркая, весёлая музыка способствует развитию у детей музыкальных

способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма, а также

создаёт

благоприятную

атмосферу

для

занятий.

Развитие

мелкой

моторики

активизирует

у

детей

работу

мозга,

способствует

развитию

речи

и

помогает

дошкольникам, подготовить руку к письму. Уже в средней группе детского сада,

предусматривается

изучение

нового

инструмента-металлофона.

Игра

на

нем

способствует развитию у дошкольников мелодического слуха, чувства ритма и

музыкальной

памяти.

Дети

начинают

подбирать

мелодии

на

слух,

что

активизирует

их

речь,

так

как

речевой

слух

составляет

основы

слуха

музыкального.

Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает

мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию

речи:

помогает

глубже

понять

лексическое

значение

слова,

его

эстетическую

сущность.

Хочу

отметить,

что

для

каждого

ребенка

мною

разработан

свой

индивидуальный маршрут развития. При подборе репертуара и упражнений я в

первую

очередь

продумываю

его

соответствие

возрасту

ребенка.

Задания

направлены прежде всего на то, чтобы пробудить способности и желание петь, на

стремление

ребенка

познавать

новое

и

экспериментировать

с

приобретенным

опытом. Слышать, видеть, ощущать - необходимые для дошкольника процессы, он

узнает окружающий мир всем телом, сердцем, мыслями. Именно с помощью этих

процессов

получение

первых

вокальных

навыков

доступно,

понятно

и

эффективно.

Главное,

чтобы

обучение

пению

было

процессом

интересным

и

увлекательным. Возможно, достичь больших результатов сразу не получится, но

самым большим подарком будет ощущение радости от происходящего на занятии.



В раздел образования