Автор: Казакова Елена Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ детский сад № 43 "Гнездышко"
Населённый пункт: Самарская область город Тольятти
Наименование материала: статья
Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к истокам русской народной культуры
Раздел: дошкольное образование
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ
КУЛЬТУРЫ
Казакова Елена Валерьевна,
воспитатель МБУ детский сад № 43 «Гнёздышко»
Художественно-эстетическое
воспитание
является
неотъемлемой
частью
в
формировании
всесторонне развитой и
гармоничной
лично сти.
Начавшись
в
раннем дошкольном возрасте, оно в дальнейшем содействует человеку в развитии его
способностей.
С
в в е д е н и е м
Ф е д е р а л ь н о го
го с уд а р с т в е н н о го
о б р а з о в а т е л ь н о г о
стандарта дошкольного образования
создаются
широкие
возможности
для
творческого
самовыражения детей: поддерживающие инициативу, стремление к импровизации при
самостоятельном
воплощении
ребенком художественных
замыслов.
Происходит
вовлечение детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-
ролевые
и
режиссерские
игры,
освоение
различных
средств,
материалов,
способов
реализации замыслов (в том числе и в совместной детской деятельности).
Зачастую проблемы родителей в бурном ритме современной жизни возникают из-за
постоянной трудовой занятости - они мало разговаривают со своими детьми, а также
проводят с ними мало времени. Поэтому дети нередко растут в условиях скудности
эстетического воспитания.
А кто, как не мы, взрослые, должны показать детям дорогу в этот сказочный и
добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное? Нам необходимо развить у
детей такие качества, как культура, эстетика, художественный вкус, доброта, благородство.
Мы решили обратиться к русской народной культуре, как средству художественно-
эстетического
развития
дошкольников.
Э т о
н а п р а в л е н и е
в
м о е й
р а б о т е
является приоритетным.
Почему
мы
выбрали русскую
народную
культуру?
В
первую
очередь
потому,
что русская
культура –
это
кладезь
мудрости
и
опыта,
красоты
слова
и
музыки,
неповторимости
мастерства,
величайшего
трудолюбия.
Ценность народного искусства
определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам
выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер.
Цель
нашей
деятельности
по
данному
направлению:
разработать
систему
педагогических
условий
для художественно-эстетического
развития
детей
через
приобщение их к истокам русской народной культуры.
Задачи:
• знакомить детей с наследием русской народной культуры;
•
воспитывать
интерес
и
любовь к
народному
творчеству,
обычаям,
традициям,
обрядам;
• развивать э м о ц и о н а л ь н у ю
о т з ы в ч и в о с т ь ,
ф а н т а з и ю ,
т в о р ч е с к и е
способности дошкольников;
• создать разнообразную творческую среду соответственно возрасту;
• вовлечь родителей в воспитательно–образовательный процесс.
Новизна опыта заключается в осуществлении художественно-эстетического цикла
через
интеграцию художественно-творческой
деятельности,
как
одной
из
форм
взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к русской народной
культуре.
Над этой проблемой мы работаем в течение трех лет с постепенным усложнением
материала.
Руководствуюсь
образовательной
программой дошкольного
учреждения
программой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией
Князевой О. Л. Маханевой М. Д.
Для
реализации
поставленных
задач
в
детском
саду
создана
предметно-
пространственная развивающая среда:
-мини-музей, который располагается в специально отведенной комнате;
-тематические
уголки
в
группе: «Народные ремесла
и
промыслы
России»,
«Русские музыкальные инструменты», «Русский народный костюм».
- информационные уголки для родителей;
- наличие методической литературы, перечень которой постоянно пополняется;
- электронные образовательные ресурсы – аудио, видео материалы (энциклопедии,
сказки, музыкальные произведения и т. д.);
-
наличие
детской художественной литературы
–
иллюстрированные русские
народные сказки, былины, потешки и т. д. ;
-
наличие
материала
для
детского
творчества
–
стандартные
наборы,
а
также
подручный и бросовый материал (крупа, тесто, ткань, тесьма, сухоцветы, веревка, лыко и
т. д.).
В работе используются различные методы и приемы:
• метод одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми
средствами выразительности);
•
метод
обследования,
наглядности (рассматривание
подлинных
изделий,
иллюстраций, видеофильмов и т. п.);
• словесный метод (беседа, использование художественного слова и т. п.);
• практический метод (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий);
• эвристический метод (развитие находчивости и активности);
•
проблемно-мотивационный
метод
(стимулирует
активность
детей
за
счет
включения проблемной ситуации в ход занятия).
Художественно-эстетическое
развитие
посредством
приобщения
детей
к
русской
народной культуре стараюсь осуществлять через интеграцию образовательных областей:
речевое развитие,
познавательное развитие,
ф и з и ч е с ко е развитие,
с о ц и а л ь н о -
коммуникативное развитие.
Приоритетами данного опыта являются:
• Проведение систематических интегрированных занятий-игр;
• Создание атмосферы русского народного быта;
• Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок
и др.);
• Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством;
• Знакомство с русскими народными играми;
• Проведение народных праздников.
Проведение систематических интегрированных занятий-игр.
Подойдя творчески к реализации данного направления, мною были разработаны
конспекты занятий. Интерес к теме возникает у ребёнка тогда, когда будет затронута его
эмоционально-чувственная сфера. Это достигается благодаря включению в программу
занятий - игр элементов театрализации и практической деятельности, во время которой
дети имеют возможность сделать что-то самостоятельно.
Например, в ходе ОД «Хлебосольство на Руси» дети с удовольствием обыгрывали
угощение хлебом-солью.
Создание атмосферы русского народного быта.
С
этой
целью
мы
посещаем
районный
краеведческий
музей,
где
дети
имеют
возможность познакомиться с богатым историческим материалом. Большой цикл занятий
рассчитан на проведение их в мини-музее детского сада. Здесь дети с удовольствием все
трогают, рассматривают, используют в деле. Наблюдая за ними, я убеждаюсь, что, только
прикасаясь к настоящим предметам старины, они могут познать значимость, красоту
простых, но удивительных вещей.
Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и
др.)
Знакомство с народным декоративно-прикладным творчеством.
Большая работа по этой теме ведется в рамках дополнительного образования. Два
раза в неделю дети посещают кружок «Народные промыслы», руководителем которого я
являюсь.
Детям нравятся русские игрушки, деревянные ложки и другие предметы народных
умельцев. На занятиях кружка дети с удовольствием рисуют, лепят, конструируют по
образцам моделей.
В зависимости от изучаемой темы, в группе оформляются выставки детских работ.
Знакомство с русскими народными играми.
Русские
народные игры
использую
на
занятиях,
на
прогулке,
на
праздниках
и развлечениях.
Часто предлагаю детям самим выбирать игры, которых они знают немало. Они
любят
хороводные
игры
(«Карусель», «Гори,
гори
ясно»,
игры-забавы
(«Тень-тень,
потетень»);
игры-состязания
(«Снежки»).
Н а
прогулке
дет и
лю бят
и г р а т ь
в «Салочки», «Лиса и цыплята».
Мы собрали картотеку русских народных игр, подобрала необходимые атрибуты к
ним.
Проведение народных праздников.
Помимо
традиционных
праздников (Рождество,
Масленица,
Пасха) в
нашей
группе проводятся:
• Праздник птиц
• Посиделки
• Ярмарка и др.
Работа с родителями
Также в приобщении детей к истокам русской народной культуры велика роль семьи.
Родители
с
удовольствием
откликаются
на
совместные народные
мероприятия,
шьют
костюмы для праздников. Одной из родительниц была изготовлена серия обереговых
кукол, которые используются на занятиях.
Для родителей были проведены:
- родительские собрания,
- мастер-классы,
- изготовлены памятки.
Результативность
Работая
по
данной
теме
в
течение
трех
лет,
можно
говорить
о
результатах
образовательной деятельности по данному направлению. Дети:
• эмоционально-эстетически откликаются на проявления прекрасного;
• различают и называют предметы народных промыслов;
• любят по собственной инициативе рисовать, лепить, конструировать;
• проявляют творческую активность и самостоятельность;
• проявляют участие в процессе выполнения коллективных работ.
Мои воспитанники участвуют в различных конкурсах как муниципального, так и
республиканского уровня, где занимают призовые места.
Опыт работы по данному направлению был представлен на педагогических советах,
семинарах-практикумах.
Р а з р а б о т а н а
п р е з е н т а ц и и занятий: « Д ы м к о в с к а я
и г р у ш к а », «Русская
изба», «Народный
костюм»,
были
изготовлены
дидактические
игры «Русская
матрешка», «Наряди
Акулину»,
которые
используют
в
работе
воспитатели
нашего
детского
сада.
Разработки
были
размещены
на
профессиональных
сайтах
педагогических работников: МААМ. ru, nsportal.
Совместно с детьми и родителями старшей группы реализуем проект «Русская
горница».
Опыт
работы
могут
использовать
воспитатели
ДОУ,
педагоги
дополнительного
образования, родители.
Данный опыт поможет педагогам в организации и проведении занятий, натолкнет на
более совершенные творческие решения.
Работа по ознакомлению с русской народной культурой может проводиться во всех
группах
ДОУ.
Использование
данной
технологии
не
поздно
начать
применять
с
любого дошкольного возраста.