Напоминание

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к истокам русской народной культуры


Автор: Казакова Елена Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ детский сад № 43 "Гнездышко"
Населённый пункт: Самарская область город Тольятти
Наименование материала: статья
Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к истокам русской народной культуры
Раздел: дошкольное образование





Назад




ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ

КУЛЬТУРЫ

Казакова Елена Валерьевна,

воспитатель МБУ детский сад № 43 «Гнёздышко»

Художественно-эстетическое

воспитание

является

неотъемлемой

частью

в

формировании

всесторонне развитой и

гармоничной

лично сти.

Начавшись

в

раннем дошкольном возрасте, оно в дальнейшем содействует человеку в развитии его

способностей.

С

в в е д е н и е м

Ф е д е р а л ь н о го

го с уд а р с т в е н н о го

о б р а з о в а т е л ь н о г о

стандарта дошкольного образования

создаются

широкие

возможности

для

творческого

самовыражения детей: поддерживающие инициативу, стремление к импровизации при

самостоятельном

воплощении

ребенком художественных

замыслов.

Происходит

вовлечение детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-

ролевые

и

режиссерские

игры,

освоение

различных

средств,

материалов,

способов

реализации замыслов (в том числе и в совместной детской деятельности).

Зачастую проблемы родителей в бурном ритме современной жизни возникают из-за

постоянной трудовой занятости - они мало разговаривают со своими детьми, а также

проводят с ними мало времени. Поэтому дети нередко растут в условиях скудности

эстетического воспитания.

А кто, как не мы, взрослые, должны показать детям дорогу в этот сказочный и

добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное? Нам необходимо развить у

детей такие качества, как культура, эстетика, художественный вкус, доброта, благородство.

Мы решили обратиться к русской народной культуре, как средству художественно-

эстетического

развития

дошкольников.

Э т о

н а п р а в л е н и е

в

м о е й

р а б о т е

является приоритетным.

Почему

мы

выбрали русскую

народную

культуру?

В

первую

очередь

потому,

что русская

культура –

это

кладезь

мудрости

и

опыта,

красоты

слова

и

музыки,

неповторимости

мастерства,

величайшего

трудолюбия.

Ценность народного искусства

определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам

выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер.

Цель

нашей

деятельности

по

данному

направлению:

разработать

систему

педагогических

условий

для художественно-эстетического

развития

детей

через

приобщение их к истокам русской народной культуры.

Задачи:

• знакомить детей с наследием русской народной культуры;

воспитывать

интерес

и

любовь к

народному

творчеству,

обычаям,

традициям,

обрядам;

• развивать э м о ц и о н а л ь н у ю

о т з ы в ч и в о с т ь ,

ф а н т а з и ю ,

т в о р ч е с к и е

способности дошкольников;

• создать разнообразную творческую среду соответственно возрасту;

• вовлечь родителей в воспитательно–образовательный процесс.

Новизна опыта заключается в осуществлении художественно-эстетического цикла

через

интеграцию художественно-творческой

деятельности,

как

одной

из

форм

взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к русской народной

культуре.

Над этой проблемой мы работаем в течение трех лет с постепенным усложнением

материала.

Руководствуюсь

образовательной

программой дошкольного

учреждения

программой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией

Князевой О. Л. Маханевой М. Д.

Для

реализации

поставленных

задач

в

детском

саду

создана

предметно-

пространственная развивающая среда:

-мини-музей, который располагается в специально отведенной комнате;

-тематические

уголки

в

группе: «Народные ремесла

и

промыслы

России»,

«Русские музыкальные инструменты», «Русский народный костюм».

- информационные уголки для родителей;

- наличие методической литературы, перечень которой постоянно пополняется;

- электронные образовательные ресурсы – аудио, видео материалы (энциклопедии,

сказки, музыкальные произведения и т. д.);

-

наличие

детской художественной литературы

иллюстрированные русские

народные сказки, былины, потешки и т. д. ;

-

наличие

материала

для

детского

творчества

стандартные

наборы,

а

также

подручный и бросовый материал (крупа, тесто, ткань, тесьма, сухоцветы, веревка, лыко и

т. д.).

В работе используются различные методы и приемы:

• метод одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми

средствами выразительности);

метод

обследования,

наглядности (рассматривание

подлинных

изделий,

иллюстраций, видеофильмов и т. п.);

• словесный метод (беседа, использование художественного слова и т. п.);

• практический метод (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий);

• эвристический метод (развитие находчивости и активности);

проблемно-мотивационный

метод

(стимулирует

активность

детей

за

счет

включения проблемной ситуации в ход занятия).

Художественно-эстетическое

развитие

посредством

приобщения

детей

к

русской

народной культуре стараюсь осуществлять через интеграцию образовательных областей:

речевое развитие,

познавательное развитие,

ф и з и ч е с ко е развитие,

с о ц и а л ь н о -

коммуникативное развитие.

Приоритетами данного опыта являются:

• Проведение систематических интегрированных занятий-игр;

• Создание атмосферы русского народного быта;

• Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок

и др.);

• Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством;

• Знакомство с русскими народными играми;

• Проведение народных праздников.

Проведение систематических интегрированных занятий-игр.

Подойдя творчески к реализации данного направления, мною были разработаны

конспекты занятий. Интерес к теме возникает у ребёнка тогда, когда будет затронута его

эмоционально-чувственная сфера. Это достигается благодаря включению в программу

занятий - игр элементов театрализации и практической деятельности, во время которой

дети имеют возможность сделать что-то самостоятельно.

Например, в ходе ОД «Хлебосольство на Руси» дети с удовольствием обыгрывали

угощение хлебом-солью.

Создание атмосферы русского народного быта.

С

этой

целью

мы

посещаем

районный

краеведческий

музей,

где

дети

имеют

возможность познакомиться с богатым историческим материалом. Большой цикл занятий

рассчитан на проведение их в мини-музее детского сада. Здесь дети с удовольствием все

трогают, рассматривают, используют в деле. Наблюдая за ними, я убеждаюсь, что, только

прикасаясь к настоящим предметам старины, они могут познать значимость, красоту

простых, но удивительных вещей.

Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и

др.)

Знакомство с народным декоративно-прикладным творчеством.

Большая работа по этой теме ведется в рамках дополнительного образования. Два

раза в неделю дети посещают кружок «Народные промыслы», руководителем которого я

являюсь.

Детям нравятся русские игрушки, деревянные ложки и другие предметы народных

умельцев. На занятиях кружка дети с удовольствием рисуют, лепят, конструируют по

образцам моделей.

В зависимости от изучаемой темы, в группе оформляются выставки детских работ.

Знакомство с русскими народными играми.

Русские

народные игры

использую

на

занятиях,

на

прогулке,

на

праздниках

и развлечениях.

Часто предлагаю детям самим выбирать игры, которых они знают немало. Они

любят

хороводные

игры

(«Карусель», «Гори,

гори

ясно»,

игры-забавы

(«Тень-тень,

потетень»);

игры-состязания

(«Снежки»).

Н а

прогулке

дет и

лю бят

и г р а т ь

в «Салочки», «Лиса и цыплята».

Мы собрали картотеку русских народных игр, подобрала необходимые атрибуты к

ним.

Проведение народных праздников.

Помимо

традиционных

праздников (Рождество,

Масленица,

Пасха) в

нашей

группе проводятся:

• Праздник птиц

• Посиделки

• Ярмарка и др.

Работа с родителями

Также в приобщении детей к истокам русской народной культуры велика роль семьи.

Родители

с

удовольствием

откликаются

на

совместные народные

мероприятия,

шьют

костюмы для праздников. Одной из родительниц была изготовлена серия обереговых

кукол, которые используются на занятиях.

Для родителей были проведены:

- родительские собрания,

- мастер-классы,

- изготовлены памятки.

Результативность

Работая

по

данной

теме

в

течение

трех

лет,

можно

говорить

о

результатах

образовательной деятельности по данному направлению. Дети:

• эмоционально-эстетически откликаются на проявления прекрасного;

• различают и называют предметы народных промыслов;

• любят по собственной инициативе рисовать, лепить, конструировать;

• проявляют творческую активность и самостоятельность;

• проявляют участие в процессе выполнения коллективных работ.

Мои воспитанники участвуют в различных конкурсах как муниципального, так и

республиканского уровня, где занимают призовые места.

Опыт работы по данному направлению был представлен на педагогических советах,

семинарах-практикумах.

Р а з р а б о т а н а

п р е з е н т а ц и и занятий: « Д ы м к о в с к а я

и г р у ш к а », «Русская

изба», «Народный

костюм»,

были

изготовлены

дидактические

игры «Русская

матрешка», «Наряди

Акулину»,

которые

используют

в

работе

воспитатели

нашего

детского

сада.

Разработки

были

размещены

на

профессиональных

сайтах

педагогических работников: МААМ. ru, nsportal.

Совместно с детьми и родителями старшей группы реализуем проект «Русская

горница».

Опыт

работы

могут

использовать

воспитатели

ДОУ,

педагоги

дополнительного

образования, родители.

Данный опыт поможет педагогам в организации и проведении занятий, натолкнет на

более совершенные творческие решения.

Работа по ознакомлению с русской народной культурой может проводиться во всех

группах

ДОУ.

Использование

данной

технологии

не

поздно

начать

применять

с

любого дошкольного возраста.



В раздел образования