Напоминание

Поликультурное воспитание дошкольников


Автор: Ширшикова Ирина Валерьевна
Должность: заместитель заведующей по ВМР
Учебное заведение: МБУ детский сад № 43
Населённый пункт: Самарская область город Тольятти
Наименование материала: статья
Тема: Поликультурное воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ширшикова Ирина Валерьевна,

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 43 «Гнездышко» г.о. Тольятти (МБУ детский сад № 43 «Гнездышко»)

заместитель заведующей по Воспитательной и методической работе

Я хочу начать со слов Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Любовь к родному краю,

родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему

жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь

к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Где

и

когда

бы

мы

с

вами

не

находились,

нас

всегда

окружают

люди

разных

национальностей. Ведь не случайно Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы,

многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей

земле…». Исторически сложилось так, что Россия – родина разных народов, говорящих на

разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и

менталитетов.

Могущество

и

сила

Российского

государства

во

многом

обусловлены

крепкой дружбой народов, населяющих ее. Мы никогда не забудем пример истинной

дружбы

и

сплоченности,

когда

в

годы

Великой

Отечественной

войны

весь

многонациональный тогда советский народ встал на защиту своей Родины и отстоял ее

свободу.

Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения

велась

всегда.

И

наше

время

не

является

исключением.

Понятия

«патриотизм»,

«гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное

значение.

Потому

что

уважение

воспитанников

к

детям

другой

национальности,

полноценное

общение

на

примерах

равноправия,

оказание

необходимой

помощи,

внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – вот одна их

главных

ценностей

человеческого

существования

в

гармонии

с

миром

природы

и

общества.

Умение

жить

в

ладу

с

другими

нациями

и

народами

закладывается

в

детстве,

особенно в начальном звене это фундамент гражданского поведения личности.

Те, кто родился еще в СССР, помнят главную идею государства о единении наций.

Дети

60-80-х

годов

с

удовольствием

переодевались

на

утренниках

в

национальные

костюмы других республик, пели песни других народов, учили стихи и танцевали их

национальные танцы. Вряд ли современные дети и молодежь – новое поколение – знают,

что это такое. Но, как гласят законы истории, все начинания проходят свой виток, затем

утрачиваются, а потом вновь становятся актуальными.

Человек изначально интересовался историей. И не важно, чья это история: история

человека, государства, а может и всего мира. Ведь заглянуть в прошлое, поучиться опыту

предков всегда необходимо. Можно почувствовать себя наследником великих нравов и

обычаев. А для этого, прежде всего, нужно сохранять свои традиции, помнить свои

национальные черты, самобытность народа и его духовность, историю, культуру. Именно

через это мы учимся любить свою родину, свой родной город, все то, что оставили в дар

наши предки.

У нас – общая история и общее будущее. Веками взаимопонимание и взаимопомощь

людей разных культур были основой исторического развития нации. И мы с вами должны

постоянно учиться и учить наших детей принимать друг друга такими, какие мы есть –

независимо от национальности, вероисповедания, убеждения и обычаев. Учиться уважать

друг друга и беречь межнациональное согласие в нашей стране. И пусть мы говорим на

разных языках, но все вместе образуем единый многонациональный народ Российской

Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле.

Поликультурное воспитание дошкольника – это воспитание ребенка на культуре

народов

региона,

где

проживает

малыш,

с

приоритетом

для

него

культуры

его

национальности:

Это

во спит ание

пат риотиче ских

чувств,

у в а ж е н и я

к

н а р о д н ы м

традициям, приобщению детей к ценностям родной музыкальной культуры.

Это возникновение у детей желания: знакомиться с русским народным творчеством

(песни,

танцы,

хороводы,

игры,

сказки),

с

народным

костюмом;

играть

на

русских

народных инструментах (деревянные ложки, трещотки, колокольчики, бубенцы и др.).

Это развивать умение выразительно двигаться, говорить, петь, подражать, изображать

действия

героя,

инсценировать

прибаутки,

потешки,

дразнилки,

колыбельные

песни,

сказки.

Поликультурное образование в условиях детского сада включает несколько этапов

работы: первый этап мы назвали «Я и мой дом», который включает несколько тем:

Я – человек, моя семья, мои родственники, мои друзья, мой детский сад. Детский сад

и семья тесно связаны и имеют общие цели и задачи по воспитанию дошкольников:

любовь и уважение к членам семьи, своим друзьям, уважение к окружающим взрослым.

Поэтому на этом этапе проводятся следующие мероприятия: игры детей, где дошкольники

разных национальностей учатся общаться друг с другом; образовательная деятельность с

детьми, совместные с родителями праздники и развлечения (например: «Новый год», «23

февраля», «Зарница», «8 марта» и др.), мастер – классы,

изготовление поделок на

выставки и конкурсы, подарки родителям.

Второй этап «Саратов - наш город родной», включающий такие темы как: мой двор,

моя улица, история Саратова, достопримечательности города, знаменитые люди Саратова.

Это конечно образовательная и игровая деятельность, экскурсии по городу Саратову: в

городской парк культуры и отдыха, в сквер, на Соколовую гору, в музеи, театры, школы,

в техникум железнодорожного транспорта, на почту и т.д., образовательная деятельность с

КВЦ «Радуга» о Ю.А.Гагарине, о саратовцам, воевавших в годы Великой Отечественной

войны,

о творчестве А.С.Пушкина – это уже следующий этап нашей работы по

поликультурному

воспитанию

«Моя страна» и соответствующие ей темы: далёкое

прошлое

наших

предков,

государственность,

достопримечательности,

знакомство

с

Москвой,

декоративно

прикладное

искусство,

музыка,

знакомство

с

народными

инструментами, танцы, игры, литература; культура, быт и традиции русского народа,

народов Поволжья и других национальностей. Мероприятия этого этапа: образовательная

и

игровая

деятельность,

посещение

музеев,

создание

мини

музеев

детского

сада:

«Русская изба», «Декоративно – прикладного искусства», «Железная дорога», праздники и

развлечения характерные для нашей страны: «Новый год», «Рождество», «Масленица»,

«Пасха»,

«День

Победы»,

«Олимпийские

игры»,

создание

творческих

мастерских,

кружковая работа. Это театрализованная деятельность: изготовления разных видов театра

с

воспитателями

и

родителями;

обыгрывание

художественных

произведений,

и

приходящие детские театры «10 королевство» и «Планета Карамелька».

Четвёртый этап – «Мир, в котором мы живём», а также изучение английского языка и

знакомство с Англией и Великобританией.

И своё выступление хочу закончить такими словами:

Вместе живут на огромной планете

Разные взрослые, разные дети.

Внешностью разные и цветом кожи,

Но, безусловно, мы в чём - то похожи!



В раздел образования