Автор: Ширшикова Ирина Валерьевна
Должность: заместитель заведующей по ВМР
Учебное заведение: МБУ детский сад № 43
Населённый пункт: Самарская область город Тольятти
Наименование материала: статья
Тема: Поликультурное воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Ширшикова Ирина Валерьевна,
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 43 «Гнездышко» г.о. Тольятти (МБУ детский сад № 43 «Гнездышко»)
заместитель заведующей по Воспитательной и методической работе
Я хочу начать со слов Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Любовь к родному краю,
родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему
жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь
к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Где
и
когда
бы
мы
с
вами
не
находились,
нас
всегда
окружают
люди
разных
национальностей. Ведь не случайно Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы,
многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей
земле…». Исторически сложилось так, что Россия – родина разных народов, говорящих на
разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и
менталитетов.
Могущество
и
сила
Российского
государства
во
многом
обусловлены
крепкой дружбой народов, населяющих ее. Мы никогда не забудем пример истинной
дружбы
и
сплоченности,
когда
в
годы
Великой
Отечественной
войны
весь
многонациональный тогда советский народ встал на защиту своей Родины и отстоял ее
свободу.
Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения
велась
всегда.
И
наше
время
не
является
исключением.
Понятия
«патриотизм»,
«гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное
значение.
Потому
что
уважение
воспитанников
к
детям
другой
национальности,
полноценное
общение
на
примерах
равноправия,
оказание
необходимой
помощи,
внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – вот одна их
главных
ценностей
человеческого
существования
в
гармонии
с
миром
природы
и
общества.
Умение
жить
в
ладу
с
другими
нациями
и
народами
закладывается
в
детстве,
особенно в начальном звене это фундамент гражданского поведения личности.
Те, кто родился еще в СССР, помнят главную идею государства о единении наций.
Дети
60-80-х
годов
с
удовольствием
переодевались
на
утренниках
в
национальные
костюмы других республик, пели песни других народов, учили стихи и танцевали их
национальные танцы. Вряд ли современные дети и молодежь – новое поколение – знают,
что это такое. Но, как гласят законы истории, все начинания проходят свой виток, затем
утрачиваются, а потом вновь становятся актуальными.
Человек изначально интересовался историей. И не важно, чья это история: история
человека, государства, а может и всего мира. Ведь заглянуть в прошлое, поучиться опыту
предков всегда необходимо. Можно почувствовать себя наследником великих нравов и
обычаев. А для этого, прежде всего, нужно сохранять свои традиции, помнить свои
национальные черты, самобытность народа и его духовность, историю, культуру. Именно
через это мы учимся любить свою родину, свой родной город, все то, что оставили в дар
наши предки.
У нас – общая история и общее будущее. Веками взаимопонимание и взаимопомощь
людей разных культур были основой исторического развития нации. И мы с вами должны
постоянно учиться и учить наших детей принимать друг друга такими, какие мы есть –
независимо от национальности, вероисповедания, убеждения и обычаев. Учиться уважать
друг друга и беречь межнациональное согласие в нашей стране. И пусть мы говорим на
разных языках, но все вместе образуем единый многонациональный народ Российской
Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле.
Поликультурное воспитание дошкольника – это воспитание ребенка на культуре
народов
региона,
где
проживает
малыш,
с
приоритетом
для
него
культуры
его
национальности:
•
Это
во спит ание
пат риотиче ских
чувств,
у в а ж е н и я
к
н а р о д н ы м
традициям, приобщению детей к ценностям родной музыкальной культуры.
•
Это возникновение у детей желания: знакомиться с русским народным творчеством
(песни,
танцы,
хороводы,
игры,
сказки),
с
народным
костюмом;
играть
на
русских
народных инструментах (деревянные ложки, трещотки, колокольчики, бубенцы и др.).
•
Это развивать умение выразительно двигаться, говорить, петь, подражать, изображать
действия
героя,
инсценировать
прибаутки,
потешки,
дразнилки,
колыбельные
песни,
сказки.
Поликультурное образование в условиях детского сада включает несколько этапов
работы: первый этап мы назвали «Я и мой дом», который включает несколько тем:
Я – человек, моя семья, мои родственники, мои друзья, мой детский сад. Детский сад
и семья тесно связаны и имеют общие цели и задачи по воспитанию дошкольников:
любовь и уважение к членам семьи, своим друзьям, уважение к окружающим взрослым.
Поэтому на этом этапе проводятся следующие мероприятия: игры детей, где дошкольники
разных национальностей учатся общаться друг с другом; образовательная деятельность с
детьми, совместные с родителями праздники и развлечения (например: «Новый год», «23
февраля», «Зарница», «8 марта» и др.), мастер – классы,
изготовление поделок на
выставки и конкурсы, подарки родителям.
Второй этап «Саратов - наш город родной», включающий такие темы как: мой двор,
моя улица, история Саратова, достопримечательности города, знаменитые люди Саратова.
Это конечно образовательная и игровая деятельность, экскурсии по городу Саратову: в
городской парк культуры и отдыха, в сквер, на Соколовую гору, в музеи, театры, школы,
в техникум железнодорожного транспорта, на почту и т.д., образовательная деятельность с
КВЦ «Радуга» о Ю.А.Гагарине, о саратовцам, воевавших в годы Великой Отечественной
войны,
о творчестве А.С.Пушкина – это уже следующий этап нашей работы по
поликультурному
воспитанию
«Моя страна» и соответствующие ей темы: далёкое
прошлое
наших
предков,
государственность,
достопримечательности,
знакомство
с
Москвой,
декоративно
прикладное
искусство,
музыка,
знакомство
с
народными
инструментами, танцы, игры, литература; культура, быт и традиции русского народа,
народов Поволжья и других национальностей. Мероприятия этого этапа: образовательная
и
игровая
деятельность,
посещение
музеев,
создание
мини
–
музеев
детского
сада:
«Русская изба», «Декоративно – прикладного искусства», «Железная дорога», праздники и
развлечения характерные для нашей страны: «Новый год», «Рождество», «Масленица»,
«Пасха»,
«День
Победы»,
«Олимпийские
игры»,
создание
творческих
мастерских,
кружковая работа. Это театрализованная деятельность: изготовления разных видов театра
с
воспитателями
и
родителями;
обыгрывание
художественных
произведений,
и
приходящие детские театры «10 королевство» и «Планета Карамелька».
Четвёртый этап – «Мир, в котором мы живём», а также изучение английского языка и
знакомство с Англией и Великобританией.
И своё выступление хочу закончить такими словами:
Вместе живут на огромной планете
Разные взрослые, разные дети.
Внешностью разные и цветом кожи,
Но, безусловно, мы в чём - то похожи!