Автор: Купкенова Зухра Миндусовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: село Шыгырдан
Наименование материала: Урок по математике
Тема: Решение задач
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
Предмет: математика
Класс: 3А
Тип урока: закрепление нового материала
Тема: «Решение задач»
Цель: закреплять навыки решения задач и примеров.
Этап урока
Ход урока
Орг.момент
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Зухра Миндусовна, сегодня я у вас проведу урок математики.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Будем всё решать на пять,
Так откройте же тетрадь.
-Я надеюсь, что это стихотворение придаст вам уверенность в том, что на уроке всё у вас получится.
Откройте тетрадь и запишите – «24 октября. Классная работа.»
Актуализация
знаний
(устный счёт)
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без устного счёта.
Не сдвинется с места любая работа.
Устный счёт
- Назовите три числа, которые в сумме дают число, записанное в скобках.
(Наглядные пособия на доске)
35, 18, 21, 17, 19 (73) (35+21+17=73)
44, 10, 12, 36, 40 (86) (10+36+40=86)
35,27,28, 26, 30 (90) (35+27+28=90)
(проблемная
ситуация)
Готовясь к встрече с вами и к сегодняшнему уроку математики, я наткнулась на такое стихотворение:
Хоть ты смейся, хоть ты плачь,
Не люблю решать задач.
Потому что нет удачи
На проклятые задачи.
Может быть, учебник скверный,
Может быть, таланта нет,
Не могу открыть секрет:
Как задаче дать ответ…
- Итак, о чём стихотворение? В какую область математики мы отправляемся?
-Обратите внимание на слайд. Вам необходимо составить задачи по выражениям.
Давайте для начала вспомним, из чего состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)
1)
У Пети было 8 р., а у Коли в 2 раза больше. Сколько денег было у ребят?
8+8*2=24(р.)
2)
У Пети было 8 р., а у Коли на 2 р. больше. Сколько денег было у ребят?
8+(8+2)=18(р.)
-Какое у вас возникло затруднение? Легко было составлять задачу?
-Молодцы, ребята. Как вы думаете, что мы будем делать на сегодняшнем уроке? (Мы будем решать,
сравнивать и придумывать задачи)
-Совершенно верно.
Составь задачи по
выражениям
1)8+8*2
2)
8+(8+2)
Закрепление
нового
материала
(Работа по учебнику)
-Ребята, откройте учебники на стр. 47 и найдите 1 номер.
(Взаимопроверка по слайду)
Сравни задачи, сравни их решения.
1)
В мастерской изготовили 40 больших столов, а маленьких в 8 раз меньше, чем больших. Сколько
всего столов изготовили?
2)
В мастерской изготовили 40 больших столов, а маленьких на 8 меньше, чем больших. Сколько
всего столов изготовили?
-Что известно в задаче? (Что изготовили 40 больших столов, а маленьких в 8 раз меньше, чем
больших)
-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет)
-Почему? (Потому что мы не знаем количество маленьких столов)
-Давайте составим краткую запись :
Б.с. – 40
М.с. - ?, в 8 раз <
-Как мы это можем узнать? Какое будет первое действие, если маленьких столов в 8 раз меньше, чем
больших? (Чтобы узнать, сколько изготовили маленьких столов, 40:8=5(м.с.)
-Мы ответили на вопрос задачи? (Нет)
-Как найти ответ? Сколько всего столов изготовили? (К количеству больших столов прибавить
количество маленьких столов 40+5=45(с.)
-Что известно во второй задаче? (То, что изготовили 40 больших столов, а маленьких на 8 меньше,
чем больших)
-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет)
-Почему? (Потому мы не знаем количество маленьких столов)
-Давайте составим краткую запись :
Б.с. – 40
М.с. - ?, на 8 раз <
-Как мы это можем узнать? Какое будет первое действие, если маленьких столов на 8 меньше, чем
больших?) (Чтобы узнать, сколько изготовили маленьких столов, мы 40-8=32(м.с.)
-Хорошо. Мы ответили на вопрос задачи? (Нет)
-Какой вопрос задачи? (Сколько всего столов изготовили?)
-Как найдем общее количество столов? (К количеству больших столов прибавим количество маленьких
столов).
-Ребята, посмотрите на 1 и 2 задачи. Они почти одинаковые. Но что же их различает? Почему 1 задачу
мы решили делением, а вторую вычитанием? На какие главные слова мы должны обратить внимание?
(В 8 раз меньше, на 8 раз меньше)
-Совершенно верно. Если в задаче содержатся слова «на сколько больше» , то мы прибавляем. Если- «на
сколько меньше», то мы вычитаем. Если «во сколько раз больше» - умножаем, «во сколько раз меньше» -
делим. (Слайд)
Сейчас мы с вами немножко поиграем. Я каждому из вас раздала карточки +,-,*,:. Я буду читать задачи,
вы должны внимательно послушать и поднять карточку с таким знаком, с которым решается данная
задача:
Задачи:
1.
С одной яблони собрали 40 кг яблок, а с другой только 10 кг. На сколько больше кг яблок собрали с
первой яблони, чем со второй? (40-10=30кг)
2.
Бабушка посадила весной 8 кг картофеля, а осенью собрала 40 кг. Во сколько раз больше картофеля
собрала бабушка осенью, чем посадила весной? (40:8=5раз)
3.
С одной яблони собрали 40 кг яблок, а с другой только 10 кг. Во сколько раз меньше собрали яблок
со второй яблони, чем с первой? (40:10=4раза)
4.
На верхней полке было 25 книг, а на нижней - на 4 больше. Сколько книг было на нижней полке?
(25+4=29книг)
5.
Света купила 5 конфет, а Петя в 4 раза больше. Сколько конфет купил Петя? (5*4=20конфет)
6.
Валера нашёл 18 белых грибов, а Серёжа на 5 грибов больше. Сколько грибов нашёл Серёжа?
(18+5=23грибов)
7.
Дима вырезал 9 красных флажков, а синих в 2 раза больше. Сколько синих флажков вырезал Дима?
(9*2=18флажков)
8.
В нашем подъезде 20 квартир, а в соседнем на 2 квартиры меньше, чем в нашем. Сколько квартир в
соседнем подъезде?(20-2=18квартир)
Физминутка
(Интерактивная физ.минутка)
Закрепление
изученного
Найдите 6 номер. 1 уравнение решаем вместе? (остальные на доске и в тетр.)
23+х=31 к-17=33 45-а=9
х=31-23 к=33+17 а=45-9
х=8 к=50 а=36
23+8=31 50-17=33 45-36=9
8=8 50=50 36=36
-Сейчас мы с вами поиграем в игру. На слайде вы видите таблицу. Вам необходимо их заполнить. Я
любому из вас буду кидать мяч, вы должны в уме посчитать и сказать только ответ.
Итог урока
-Ребята, над какой темой мы с вами работали? (Решение задач)
-Какую цель мы ставили в начале урока? (решать и сравнивать задачи)
-Мы достигли этой цели? (Да)
-Какая задача(задание) вам показалась самой трудной(интересной)?
Рефлексия
«Незаконченное предложение»
-На слайде представлены незаконченные предложения, вам нужно выбрать одно из них и закончить.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
У меня получилось…