Автор: Бутенко Ольга Борисовна
Должность: преподаватель хоровых и теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: Татарстан Верхнеуслонский район село Верхний Услон
Наименование материала: статья
Тема: влияние хорового пения на организм и формирование личности человека
Раздел: дополнительное образование
Влияние хорового пения на организм и
формирование личности человека
Активная форма музыкальной деятельности, в котрую
включены
все
психофизиологические
системы
человека,
является
хоровое
пение.
Этот
вид
искусства
определяет
огромное
влияние
на
процесс
становления
личностных
качеств человека.
Хор, как большая семья, где каждый поющий вкладывает
частичку в создании общей гармонии.
Хор учит познавать себя и чувствовать окружающих. В
хоре голоса людей сливаются, этим самым рождается чувство
согласия.
Большинство успешных людей в детстве пели в хоре, так
как именно хоровое пение развивает творческие способности
в любой области жизни. Давно доказано, что дети которые
поют в хоре, гораздо меньше болеют. Пение снимают стресс,
дает человеку расслабиться, а так же благотворно влияет на
проблемы
логопедии,
помогает
изучению
математики
и
иностранных языков.
Хоровое пение с давних времен существует в России как
неотьемлемая часть жизни, люди пели в моменты отдыха и за
работой, во время торжест. Пели везде.
Учеными давно доказно что пение помогает избвиться от
стрессов. Во время пения в мозге вырбатываются эндорфин,
вещество,
благодаря
которому
человек
ощущает
радость,
умиротворение,
появляется
прекрасное
настроение
и
повышенный
жизненный
тонус.
С
помощью
пения
можно
исправить
осанку,
цвет
лица,
улучшить
кроовообращение,
улучшить
дикцию,
постановку
разговорной
речи
и
даже
можно исправить заикание.
Особенно важно пение для детей. Не случайно дети
занимающиеся
пением
отличаются
от
своих
сверстников
положительной
эмоциональностью,
самодостаточностью.
Поэтому
у
нас
так
много
хоровых
коллективов
создаются
практически
в
каждой
школе,
так
как
это
помогает
формировать
дружеские
отношения
и
приносит
пользу
здоровью.
Именно вокал является уникальным средством
самомассажа внутренних органов, который способствует их
функционированию и оздоровлению. Во время пения активно
работает
диафрагма,
тем
самым
массируя
печень
и
предотвращая
застой
желочи,
улучшается
работа
органов
брюшой полости и кишечника, помогает очищаться от шлаков.
Искусство
пения
это
еще
и
прежде
всего
искусство
правильного дыхания, которое является важнейшим фактором
нашего
здоровья,
тренируется
диафрагмальное
дыхание,
дыхательная мускулатура, улучшается дренаж легких.
Есть
з в у к и ,
к о т о р ы е
м о г у т
п о л н о с т ь ю
в о с с т а н о в и т ь
кроовообращение и устранить застойные явления. В Индии и
Китае до сих пор используют звукотерапевтическую практику.
Гласные.
"а" - лечит сердце и верхние доли легких, помогает при
параличе и респиратурных заболеваниях, оказывает мощное
действие на весь организм, способствуя насыщением тканей
кислородом.
"и"- помогает в лечении глаз, ушей, тонкого кишечника,
прочищает нос, стимулирует работу сердца.
"о"- лечит кашель, бронхит, трахеит, воспаление легких,
снимает
спазмы
и
боли,
облегчает
течение
туберкулеза
легких.
"у" - улучшает дыхание, стимулирует работу почек, лечит
горло
и
голосовые
связки,
а
так
же
все
органы,
расположенные в области живота.
"ы" - помогает при лечении ушей, улучшает дыхание.
" э" - улучшает работу головного мозга.
Согласные.
Научно доказана целебная сила некоторых соласных
звуков.
"в", "н", "м" - улучшает работу головного мозга.
"к", "щ" - помогает при лечении ушей.
"х" - освобождает организм от отработанных веществ и
негативной энергии, улучшает дыхание.
"с" - помогает при лечении кишечника полезен для
сердца, сосудов, желез внутренней секреции.
Звукосочетания.
"ом"- помогает в снижении артериального давления, он
приводит в баланс тело, успокаивает ум, устраняя причину
повышенного давления. Этот звук распахивает сердце, и оно
становится способным принимать мир, любя, не сжимаясь от
страха или негодования..
"ух", "ох", "ах" - стимулирует выброс из организма от
отработанных веществ и негативной энергетики.
Данные звуки надо не просто
произносить , их
обязательно
необходимо
пропевать.
Обязательно
надо
обращать
внимание
с
какой
интенсивностью
пропеваютя
звуки. Если протекает сердечно-сосудистое заболевание, то не
следует
делать
упражнение
слишком
интенсивно,
если
неободима терапия органов брюшой полости - наоборот чем
интенсивнее, те лучше.
Петь в любом случае полезно, даже если человек считает
что у него нет ни голоса ни слуха. Научившись выражать свои
эмоции голосом человек получает эффективное средство для
снятия стрессов, внутреннего напряжения помогает успокоит
нервы у детей при сильных стрессах и переживаниях.
Музыка - по выражению Стендаля - является
единственным
искусством,
проникающим
в
сердце
человеческое
так
глубоко,
что
может
изображать
даже
переживания его дум.
Многие композиторы и музыковеды неоднократно
подчеркивали, что музыкально-эстетическое воспитание надо
вести
систематически
включая
в
процесс
по
воспитанию
гармонически развитого человека. Большое значение в этом
процессе имеет музыкальная работа с детьми.
Степень музыкальной культуры подрастающего поколения,
во
многом
зависит
от
решения
проблем
ээстетического
воспитания и образования.
Музыкальное
искусство
величайший
источник
эстетического и духовного наслаждения. Музыка представляет
собой
искусство
выражения
эмоций,
чувств,
настроений,
мыслей
и
идей.
Ее
эмоциональная
сила
заключается
в
способности
показать
богатый
мир
чувств
человека.
Приобретая
определенные
знания
о
музыке,
умения
и
навыки,
дети
приобщаются
к
музыкальному
искусству.
Это
должно
помогать
и
способствовать
формированию
предпочтений
интересов
потребностей
вкусов
детей,
т.е.
элементов
музыкально-эстетического
сознания.
Развивая
эмоции, вкусы, интересы ребенка можно заложить основы
музыкальной культуры.
Пение оказывает положительное влияние на развитие
личности.
Помогает
научиться
общению
в
коллективе,
быстрее
и
легче
адаптиррваться
к
обучению
в
школе.
Запоминание
большого
количества
мелодий
и
текста
способствует развитию памяти.
Коллективное пение помогает неуверенным и замкнутым
детям
почувствовать
свою
значимость,
первые
успехи
у к р е п л я ю т
п ол ож и тел ь н у ю
с а м о о ц е н к у
р е б е н к а .
Формируются лидерские качества.
На хоровых занятиях у детей формируется и сценическая
культура: умение выйтии на сцену встать на свое место уйти
со сцены.
Важно чтобы в процессе музыкального воспитания
приобретения
знаний,
умений
и
навыков
не
являлась
самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих
способностей, формированию
основ музыкальной и общей
духовой культуры.
Пение способно воздействовать на всесторнниее развитие
ре б е н ка ,
п о бу ж д а ть
к
н р а в с т в е н н о - э с т е т и ч е с к и м
переживаниям,
вести
к
ативному
мышлению.
Наряду
с
художественной
литературой,
театром,
изобразительным
искусством,
хоровое
пение
выполняет
важнейшую
социальную функцию.
Таким образом, занятия хоровым пением способствует
гармоничному физиологическому и психическому развитию
подрстающего поколения.
Концерто-исполнительная деятельность - важнейшая часть
творческой
работы
хорового
коллектива.
Публичное
выступление
хорового
коллектива
на
концертной
эстраде
вызывает у испонителей особое психологическое состояние,
определеяющееся
эмоциональной
приподнятостью,
взволованностью.
Хор - не собрание поющих, хор - это множество
личностей.
Обьединение
множества
личностей
в
единстве
музыкального образа в процессе общения со слушателем -
цель хорового музицирования.
Опыт показывает, что чем больше ярких личностей в
хоровом коллективе тем интеренее, теплее, ярче звучит хор,
тем зрительнее процесс музицирования.
Хор - идеальное место для развития детей.
Именно
из
учащихся,
которые
успешно
сочетали
учебу
в
школе
и
занятия
в
развивющем
хоре,
часто
вырастают
высокоорганизованные
и
трудолюбивые
люди,
с
крепким
характером,
чувством
цели,
интересные
и
разносторонние
личости.
В любой профессиональной деятельности важно овладеть
искусством общения - друг с другом и с руководством. Уметь
слушать, уметь спорить, поощерять, уступать, двать отпор, не
задевая достоинства оппонента, хор - прекрасное место для
выработки всех эти навыков.
Если ребенок поет в хоре, то есть надежда на то, что он
вырастет
умным,
интеллектуальныно
и
духовно
развитым
человеком.