Напоминание

Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях в дополнительном образовании.


Автор: Носикова Юлия Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО "Центр развития творчества детей и юношества г. Новотроицка Оренбургской области"
Населённый пункт: г.Новотроицк Оренбургская область.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях в дополнительном образовании.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Применение здоровьесберегающих технологий

на занятиях

в дополнительном образовании.

Известно,

что

здоровье

-

один

из

важнейших

компонентов

человеческого

благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий

успешного

социального

и

экономического

развития

любой

страны.

В

Конвенции

по

правам

ребёнка

прописаны

его

законные

права

право

на

здоровый рост и развитие.

Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного

процесса

является

особенно

актуальной

на

современном

этапе

развития

общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к

состоянию

здоровья

человека,

особенно

детей

школьного

возраста.

Однако

данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье нашего

подрастающего

поколения

далеко

не

соответствует

ни

потребностям,

ни

потенциальным

возможностям

современного

общества.

Поэтому

именно

на

этапе школьного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей

мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый

образ жизни. Необходима технология формирования культуры двигательной

деятельности личности соответственно возрастным особенностям школьников,

которая была бы ориентирована на их самосохранение и саморазвитие.

Здоровьесберегающие

технологии

-

это

совокупность

приёмов,

методов,

методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу.

Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить

сохранение, укрепление и восстановление здоровья обучающихся? Но чтобы

ответить на этот вопрос и успешно решать его, необходимо понять собственно

условия жизни человека.

Образование

-

культура

-

здоровье

являются

фундаментальной

основой

здоровьесберегающей

системы,

стратегической

целью

которой

является

формирование гармонично развитой личности.

Цель

данных

рекомендаций

практическое

применение

педагогами

дополнительного образования здоровьесберегающих технологий на учебных

занятиях.

За последние годы педагоги дополнительного образования при организации

у ч е б н о во с п и т ат е л ь н о го

п р о ц е с с а

б ол ь ш о е

в н и ма н и е

уд е л я ю т

здоровьесбережению обучающихся.

Столь важная роль здоровьесбережения интереса в обучении не случайна. Его

можно

считать

своеобразным

эпицентром

активизации

обучения,

формирования активности обучающегося и его положительного отношения к

обучению,

к

педагогу,

к

соучастникам

своей

деятельности,

к

процессу

и

результатам своего труда.

Здоровьесбережение в дополнительном образовании выступает как средство

активизации учебной деятельности, повышение качества обучения и вызывает

интерес к выполнению различных видов деятельности.

Важная

составная

часть

здоровьесберегающей

работы

педагога

это

рациональная организация урока.

Показателем рациональной организации образовательного процесса являются:

• объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность;

• занятия активно-двигательного характера: динамические паузы и др.

1. Понятие о здоровьесберегающих технологиях - приобретение и усвоение

знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение;

-

формирование

духовно-нравственных

качеств

личности

(ответственности,

честности, доброты, милосердия);

- развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни;

- воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, отдыха и т.д.);

-

воспитание

трудолюбия,

духовной

культуры,

патриотизма,

национального

самосознания, толерантности;

- формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку,

алкоголю и влиянию деструктивных религиозных культов и организаций;

3-

воспитание

гуманистических

ориентиров

поведения,

исключающих

жестокость, насилие над личностью;

- воспитание потребности в занятиях физической культурой, закаливании и

совершенствовании

физических

способностей

и

возможностей

организма

человека;

- формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром;

- развитие умений оказать первую медицинскую помощь;

-

формирование

у

обучающейся

молодежи

знаний

о

здоровой

семье,

роли

родителей и воспитании здоровых детей.

Целостность учебно-воспитательного процесса предполагает, что все аспекты

учебновоспитательного процесса должны быть направлены на формирование

культуры здоровья обучающихся. Это длительный процесс, он не может носить

временный,

половинчатый

характер

и

требует

использования

всех

средств,

форм, методов.

Целостность также означает, что здоровую жизнь человека мы рассматриваем в

единстве

всех

ее

составляющих:

психическое,

физическое,

социальное

и

духовное здоровье.

Целостность подразумевает и то, что процесс формирования культуры здоровья

обучающихся охватывает и обучение, и развитие, и воспитание детей, и это, в

первую очередь, отражается на функциях управления образования.

2. Что предполагают здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании - это совокупность

приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному

процессу, при котором выполняются следующие требования:

- учёт индивидуальных особенностей ребёнка;

- недопущение чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, нагрузки

при освоении учебного материала;

-

обеспечение

такого

подхода

к

образовательному

процессу,

который

гарантировал

бы

поддержание

только

благоприятного

морально-

психологического

климата

в

коллективе.

Например,

музыка

несет

в

себе

огромный здоровьесберегающий потенциал, который, к сожалению, не всегда

используется

в

образовании.Так

же

могут

быть

использованы

на

занятиях

физкультминуты, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены.

Данные здоровьесберегающие технологии решают целый ряд задач:

-

предупреждение

раннего

умственного

утомления

и

восстановление

умственной

работоспособности

активизацией

мозгового

кровообращения

и

переключением внимания;

- устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе

упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и

расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза;

-

устранение

неблагоприятных

последствий

длительного

растяжения

и

расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое.

2.1 Физкультминутки

Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных

занятий достаточно широко может применяться с детьми любого возраста. Цель

проведения физкультурной минутки:

- повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях;

- обеспечить кратковременный активный отдых для обучающихся во время

занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха;

- мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии;

- мышцы кисти работающей руки.

Исходя

из

этого,

для

физкультурной

минуты

составляют

комплекс,

включающий в себя 3-4 простых упражнения для больших групп мышц (ног,

рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыхание и кровообращение.

Выполняются они в течение 1,5-2 минут.

4 Пример физминутки: «У нас славная осанка, мы свели лопатки, мы походим

на носках, а потом на пятках. Пойдем мягко, как лисята, ну, а если надоест, то

пойдем все косолапо, как медведи ходят в лес».

Пример физкультминутки:

«Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали!

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики погрели.

Бабочки летали,

Крылышками махали.

Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять,

Нам пора букет собрать.

Раз присели, два присели,

В руках ландыши запели».

Продолжительность физкультурных пауз, в отличие от физкультурных минут,

несколько

дольше.

Кроме

гимнастических

упражнений

в

комплексы

физкультурных

пауз

полезно

включать

малоподвижные

игры,

развлечения.

Упражнения

подбираются

по

тому

же

принципу,

что

и

в

физкультурных

минутках, с той лишь разницей, что их количество увеличивается до 5-8. И

физические упражнения, и игры должны быть детям хорошо знакомы.

Полезно содержание физкультурных пауз строить на программном материале,

включая в них упражнения, знакомые детям, или упражнения, способствующие

подготовке

нового

двигательного

действия.

Прежде

всего,

каждый

педагог,

работающий

с

дошкольником,

обязан

помнить,

что

главное

назначение

физкультурных минут и физкультурных пауз - активный отдых. Еженедельно

комплексы физкультминуток обновляются, обогащаются новыми движениями,

либо заменяются полностью.

Выполнение упражнений физкультминуток с пособиями или дидактическим

инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения,

способствует формированию правильной осанки.

Детям

можно

предложить

упражнения

с

такими

пособиями,

как

флажки,

погремушки,

кубики.

Интересны

упражнения

с

флажками,

кубиками,

ленточками, палками, круговой веревкой, обручами.

Дети старшего возраста должны уметь выполнять упражнения с обручами,

мячами разного размера, скакалками, ленточками и др. Прежде всего, важно,

чтобы дети принимали правильное исходное положение.

Дошкольникам младшего возраста удобное исходное положение для ног -

стойка,

ноги

на

ширине

плеч,

ступни

параллельно.

Такая

стойка

будет

обеспечивать

устойчивое

положение

и

способствовать

равномерному

распределению тяжести тела.

Для детей старшего возраста можно использовать разные исходные положения

для ног при выполнении упражнений. Приседание, поднимание и отведение ног

выполняется из исходного положения ноги вместе. Выполняя упражнения для

туловища, используется исходное положение - ноги слегка расставлены, на

ширине плеч, ноги вместе. Исходное положение для рук - руки вниз, отведены

назад, за спину, на поясе, руки в стороны, вверх, за голову, перед грудью, к

плечам.

Дети младшего возраста, выполняя упражнения, не умеют правильно сочетать

движения

с

ритмом

дыхания,

часто

задерживают

дыхание.

Стихотворные

физкультминутки помогают решить эти проблемы.

Чтобы

научить

детей

правильно

дышать

при

выполнении

упражнений,

предложите

им

при

опускании

рук

вниз,

при

приседаниях,

наклонах,

произносить

звуки

или

слова.

Например,

при

наклоне

вперед

протяжно

произнести звук «ш-ш-ш»: как шипят гуси, как сдувается лопнувший шарик и т.

д.

На эффективность проведения физкультминуток влияет качественная и глубоко

продуманная предварительная работа педагога по подготовке всех необходимых

пособий

и

инвентаря,

которые

помогут

проводить

комплекс

живо,

эмоционально,

интересно.

Музыкальное

сопровождение

(бубен,

барабан,

фортепиано, аудиозаписи) оставит неизгладимый след в памяти школьников и

будет способствовать наиболее яркому восприятию движений.

2.2. Физкультпаузы

Под двигательным режимом понимают регламентированную по интенсивности

физическую

нагрузку,

которая

полностью

удовлетворяет

потребность

в

движениях,

соответствует

функциональным

возможностям

организма,

способствует

укреплению

здоровья

и

гармоничному

развитию

человека.

Выполнение

недельного

двигательного

режима

требует

от

подростка

определенных

усилий.

Но

если

он

будет

заниматься

физическими

упражнениями

не

менее

двух

часов

в

день,

как

рекомендует

школьная

программа,

его

физическое

развитие

и

состояние

здоровья

будут

соответствовать норме.

Перечень видов двигательной активности ориентирует взрослых на то, какими

упражнениями подростки могут заполнить время самостоятельных занятий.

Эти упражнения могут быть включены как в утреннюю зарядку, так и в

физкультминутки,

физкультпаузы

при

выполнении

домашних

заданий,

самостоятельные тренировки по развитию и совершенствованию физических

качеств, домашние задания по физической культуре, спортивные тренировки.

Физкультпауза

-

это

форма

кратковременного

активного

отдыха

при

выполнении

домашнего

задания.

Обычно

через

35-40

минут

занятий

у

подростка

ослабляется

внимание,

от

долгого

сидения

нарушается

кровообращение

(застой

крови

в

нижних

конечностях).

Для

повышения

умственной

работоспособности,

улучшения

кровообращения,

активизации

работы сердца и легких, ускорения выделения продуктов обмена из организма

необходимо

устраивать

короткие

-

на

5-10

мин

-

перерывы

в

работе

с

выполнением физических упражнений.

Физкультурные

паузы

состоят

из

5-8

упражнений,

повторяемых

6-8

раз

в

среднем

темпе.

Упражнения

должны

быть

простыми,

хорошо

знакомыми

подростку. В физкультпаузы включают упражнения для рук, плечевого пояса,

туловища, ног. Для снятия напряжения и укрепления мышц кистей следует

выполнять

упражнения

для

сгибания

и

выпрямления

рук,

сжимания

и

разжимания пальцев и кулак, потряхивание кистями, круговые вращения кистей

и др. Для мышц туловища полезно включать упражнения типа потягивания с

глубоким

дыханием,

всевозможные

наклоны

(особенно

вперед

и

назад),

повороты и круговые движения (вращения). В упражнения для ног включают

приседания, махи, подскоки, прыжки на скакалке и др.

Физкультпауза может выполняться как в комнате (тогда следует открыть окно,

фрамугу,

форточку),

так

и

во

дворе,

на

балконе.

Вначале

выполняются

упражнения типа потягивания, затем - для рук и плечевого пояса, далее - для

туловища и ног.

Заканчивается физкультпауза легким бегом или прыжками, после чего следуют

упражнения на восстановление дыхания и расслабление.

3 . Использование

информационно-коммуникационных

технологий

с

элементами здоровьесбережения

Для

активизации

познавательной

деятельности

обучающихся

на

занятиях

применяю информационно-коммуникационные технологии, поэтому о здоровье

ребенка

задумалась

ещё

задолго

до

того,

как

обучающиеся

приступили

к

занятиям с использованием компьютера.

Детский

развивающийся

организм

имеет

свои

особенности.

Все

эти

особенности

очень

важно

учитывать

при

посадке

обучающегося

за

компьютером, за партой, а также при проведении уроков с использованием

интерактивной доской.

Опыт практической деятельности выявил следующие пути решения проблемы

сохранения здоровья детей:

1.

Использование

технологий,

имеющих

здоровьесберегающий

ресурс

(уровневой дифференциации, индивидуального обучения, программированного

обучения,

групповых

и

игровых

технологий,

укрупнения

дидактических

единиц, развивающего обучения, и др.)

2. Применение активных методов обучения и форм организации познавательной

деятельности учащихся.

3. Рациональная организация труда педагога и обучающихся.

4. Создание комфортного психологического климата на занятии.

5. Соблюдение СанПиН и правил охраны труда.

6. Чередование различных видов деятельности на занятии.

7. Использование аудиовизуальных средств обучения.

Обучение – тяжелый, универсальный труд, который должен быть организован в

оптимальном режиме сочетания умственной активности и разрядки, смены

видов деятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся.

Использование компьютера может нанести гораздо больший вред здоровью

растущему организму, чем на обычном уроке.

Понятие технологии здоровьесбережения слишком широко и я стараюсь на

уроке по максимуму использовать способы и приемы преподавания, выполняя

которые

можно

создать

условия

для

максимального

сбережения

здоровья

ребенка.

Что

должен

сделать

педагог

для

обеспечения

безопасного

сотрудничества

ребенка с компьютером, в компьютерном классе?

В первую очередь это условия работы. Очень важно соблюдать температурный

режим, подобрать удобную мебель. Все это соблюдается у нас в центре: кабинет

информатики, где мы проводим уроки по расписанию, оборудован жалюзи.

Компьютеры установлены в соответствии с нормами, исключая до минимума,

воздействие электромагнитного излучения на ребенка. Стены светлых тонов. В

кабинете всегда светло и свежо.

Обучающийся, заходя в такой кабинет, вне всяких сомнений, настраивается на

творческую

и

плодотворную

работу.

Моей

основной

задачей

становится

развивать этот настрой, не давая ему угаснуть в течение занятия. После звонка,

во

время

организационного

момента,

при

создании

рабочей

обстановки

в

группе, стараюсь уловить психологическое состояние каждого ученика: ведь

неизвестно с какими проблемами он пришел из дома, с кем успел поссориться

на перемене, на кого обидеться.

Для каждого ребенка находится доброе слово и полезный совет. Созданный

таким

образом

благоприятный

эмоциональный

климат

сохраняется

на

протяжении

всего

занятия.

Очень

интересными

являются

проблемные

ситуации,

исследование

на

уроке.

Они

всегда

ориентированы

на

самостоятельную

деятельность

обучающихся

через

организацию

индивидуальной, парной, групповой форм работы.

Ученик,

анализируя

фактический

материал

и

оперируя

им,

расширяет

и

углубляет знания при помощи ранее усвоенной информации. А поэтапная смена

деятельности данных методов не дает ребенку утомить свой организм. Часто, во

время работы с учащимися, использую игровой, соревновательный момент и

тогда, деятельность обучающихся, обретает хотя бы временную, но значимость.

Ведь,

вместо

банального

составления

алгоритма,

организовав

урочные

соревнования, активность ребенка возрастает и ни о каком переутомлении не

может быть и речи. Такие формы работы с обучающимися помогают избежать

однообразия на уроках, монотонности, преждевременной усталости детей. Ведь

лучший вид отдыха – смена деятельности.

Учитывая

требования

здоровьесберегающих

технологий,

для

сохранения

здоровья

обучающихся

и

эффективной

работы

на

занятиях

я,

обязательно

провожу динамические паузы, физминутки, минутки релаксации.

Для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради или за компьютером

я

рекомендую

учащимся

в

течение

всего

занятия,

при

первых

симптомах

усталости глаз, отводить взгляд вдаль на несколько секунд. После нескольких

уроков

у

них

формируется

устойчивая

привычка,

которая

в

дальнейшем

поможет сберечь остроту зрения.

На уроках необходимо выполнять простейшие упражнения для глаз, которые

необходимо

включать

в

физкультминутку

при

работе

за

компьютером,

с

интерактивной доской, так как они не только служат профилактикой нарушения

зрения,

но

и

благоприятны

при

неврозах,

гипертонии,

повышенном

внутричерепном давлении.

Зарядка для глаз проводиться, не всегда стандартно: я предлагаю ребятам не

только инструкции по снятию утомления глаз, но и стереограммы. Они, как

известно, рекомендованы людям, много работающим за компьютером. С их

помощью укрепляются глазные мышцы, великолепно снимается усталость глаз.

Дети обожают определять изображение, спрятанное на рисунке. На уроке

начинает присутствовать элемент соперничества, в котором зарядка для глаз не

воспринимается как серьезный этап урока.

В интернете количество стереограмм не ограничено, да и программ для их

создания предостаточно. При закреплении изучаемого материала использую

всевозможные игровые моменты, чтобы разнообразить виды деятельности на

уроке и помочь обучающимся легче усвоить новый материал.

Например, для переключения видов деятельности использую игры «Домино»,

«Собери картинку».

Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для

этого очень полезно и я стараюсь развивать зрительную память, использовать

различные

формы

выделения

наиболее

важного

материала

(подчеркнуть,

обвести, записать более крупно, другим цветом).

Все обучающиеся класса совершают за занятие несколько перемещений. Таким

образом, создаются условия:

для разнообразной учебной деятельности,

создания эмоциональных разрядок,

активизации двигательной активности учащихся на уроке,

чередования

положений

сидя

-

стоя,

что

способствует

профилактике

нарушений осанки.

реализации физических потребностей ребёнка (потребность в движении).

Использование различных форм и методов здоровьесбережения на занятиях Не

следует забывать также, что творческий характер образовательного процесса

является крайне необходимым условием здоровьесбережения. Ведь включение

школьника в творческий процесс не только способствует развитию личности

учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления.

Следовательно,

возникает

необходимость

увлечь

обучающихся

творческой

деятельностью, добившись их личной заинтересованности в учебном процессе,

в достижении цели.

Немаловажную роль играют для здоровьясбережения и положительные эмоции,

которые получает учащийся на уроке.

Один из приемов создания положительных эмоций на уроке – юмор, доброе

слово, обращение по имени, строки из стихотворения.

Второй прием – для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье,

часто на уроках рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с

понятиями

“правильное

питание”,

“здоровый

образ

жизни”,

“безопасное

поведение на дорогах”.

Положительное влияние на эмоциональное здоровье обучающихся оказывает

совместная

деятельность

обучающихся

и

педагога,

коллективный

диалог.

Совместная

деятельность

выступает,

согласно

учению

Л.

С.

Выготского,

основным условием развития ребёнка.

В своей практике я опираюсь на следующий подход к совместной деятельности

(СД):

вся

СД

связана

с

взаимодействиями

в

малых

группах

и

процессами

психического развития ее участников;

организацию СД начинаю с парного взаимодействия. Чрезвычайно важно,

что общение в парах основано на диалоговой симметричности, на равенстве,

полном

партнёрстве

его

участников.

Метод

работы

в

парах

расширяет

возможности активизации работы каждого, работа в парах позволяет каждому

выявить свою позицию и быть успешным;

после того как освоен механизм работы в парах, приступаю к организации

групповой работы. Осваивать взаимодействие в группе ребятам будет легче,

если у них будет опыт работы в парах.

8 Создавая пространство отношений на уроке, я тем самым создаю условия:

для сбережения эмоционального здоровья моих учеников,

развития эмоциональной сферы ребенка,

становления учебного сот

рудничества.

Пространство отношений пронизывает мыслительное пространство, которое

может сужаться до малых размеров, когда педагог на занятии ограничивается

только учебником и доской. Но это пространство занятия можно и расширять.

Для

расширения

мыслительного

пространства

занятия

мною

используется

следующее. 1. Нетрадиционные формы организации урока:

уроки-экскурсии ;

уроки-практикумы, которые провожу в группе.

Уроки-практикумы

активизируют

двигательную

активность

обучающихся,

обеспечивают учебную активность всех обучающихся, обеспечивают лучшее

понимание и запоминание учебного материала, обеспечивают эмоциональный

комфорт;

уроки-игры (имитационные) с практической деятельностью;

театрализованные

уроки

вносят

атмосферу

праздника,

приподнятое

настроение, позволяют детям проявлять инициативу, способствуют выработке у

ребят чувства взаимопомощи, коммуникативных умений.

Различные экскурсии:

расширяется все пространства урока;

«освобождают

детей

от

длительного

сидения

за

партой,

снимают

статическое

напряжение

с

вытекающими

последствиями

для

физического

здоровья, осанки, зрения»;

активизируют двигательную активность учащихся;

«позволяет осуществлять образование многосенсорно: вижу, слышу, осязаю,

трогаю, двигаюсь, чувствую»;

дают «возможность проявления чувств и эмоций детей»;

создают условия для эмоционального благополучия ребят;

дают детям возможность применять изученный программный материал в

реальных условиях на практике.

Включение личного опыта учащихся в учебный материал. Это включение

возможно, если, прежде чем перейти к изучению нового материала, детям

задать вопросы:

Что вы знаете об этом?

Что вы хотите узнать об этом?

3.

Парная,

групповая,

общегрупповая

формы

организации

учебной

деятельности, которые способствуют:

развитию навыков общения,

освоению различных социальных ролей в группе,

формированию в детях уверенности, чувства ответственности, способности

радоваться успехам других людей, что приводит к укреплению и развитию

духовнонравственного здоровья.

4. Дифференцированное обучение.

Дифференциация по особенностям восприятия. По особенностям восприятия

выделяю группы визуалов, аудиалов и кинестетиков. На уроке как педагог чаще

всего использую визуально-аудиальные каналы передачи информации. Поэтому

обучающиеся,

у

которых

лучше

развит

кинестетический

канал

восприятия

информации, попадает в группу риска и испытывает на занятиях состояние

эмоционального дискомфорта, становится неуспешным. Для преодоления этой

ситуации

я

работаю

над

тем,

как

преподносить

материал

во

всех

трёх

модальностях, ввожу в урок задания, которые ориентированы на кинестетиков.

Работая над созданием и расширением пространства занятия, я тем самым

создаю условия для сохранения и укрепления физического и эмоционального

здоровья моих учащихся.

Включая в урок хотя бы один элемент здоровьесберегающей технологии,

стараюсь сделать процесс обучения интересным и занимательным, создать у

детей

бодрое,

рабочее

настроение,

облегчить

преодоление

трудностей

в

усвоении учебного материала, усилить интерес детей к предмету.

В конце занятия применяю разнообразные элементы рефлексии. Я продумываю,

какие растения разместить в аудитории, где проходят занятия. Эти растения

поглощают из атмосферы и перерабатывают внутри себя энергию тяжести,

резкости,

облагораживают

пространство,

делают

атмосферу

более

уютной,

располагающей и к отдыху, и к творчеству. Растения помогают приспособиться

организму человека к новым условиям: берегут от простуд, недомоганий при

смене атмосферного давления, влажности и температуры воздуха, улучшают

качество воздуха в помещении.

Обучающиеся

сами

с

удовольствием

ухаживают

за

ними.

Обязательно

проводится проветривание кабинета согласно санитарным нормам.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии, которые я использую на

уроках, способствуют укреплению и сохранению здоровья детей.

Развивают творческий потенциал детей, снимают стресс и повышают интерес к

урокам.



В раздел образования