Напоминание

Развитие мелкой моторики у детей


Автор: Матвеева Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №50 комбинированного вида Кировского района Санкт - Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики у детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие мелкой моторики у детей

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как

развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в

самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Мелкая моторика -

это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы

кисти руки. Они важны не только для выполнения различных повседневных

действий, но и для стимуляции развития детского мозга.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а

также словарный запас вашего малыша.

В первые годы жизни ребенок осваивает множество движений. Сначала

его действия неловки, неумелы, негармоничны. Моторные навыки

развиваются постепенно, и у каждого ребенка их формирование идет своим

темпом. Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями, важно

создать активную подготовительную среду, предложить разнообразные игры

и упражнения, способствующие развитию координации и

совершенствованию двигательных навыков.

Упражнения по развитию мелкой моторики у детей грудного возраста

Рекомендуется начинать работу по развитию моторки с 2 месяцев. В этом

возрасте будут полезны следующие упражнения:

потягивать пальчики малыша, как будто хотите их вытащить; движения

должны быть очень легкими и нежными;

осуществлять круговые движения каждым пальчиком в отдельности,

сначала в одну, а потом в другую сторону.

очень хорошо использовать мини-тренажёры. В качестве таких

тренажёров можно использовать «мохнатые» шарики из латекса (они

продаются в зоомагазинах). До трех месяцев маленькие шарики

диаметром 3-4 см вкладывайте в ладони ребёнка. Когда ребёнок

засыпает, сжимая эти шарики, то его руки сохраняют правильную

форму.

В 4-5 месяцев для массажа можно использовать крупные шарики.

Изменяется и массаж: держа руки ребёнка в своих руках, надо зажать мячик

между его ладоней и покрутить.

В 5-6 месяцев для укрепления мышц ладоней хорошо использовать

упражнение «Причёсывание»: руки малыша по очереди поднимаем вверх и

плавно ими двигаем вдоль головы вперёд и назад. При выполнении этого

упражнения работают мышцы плечевого пояса, ладоней, пальцев. В этом же

возрасте переходим к массажу кисти рук, массируя каждый палец, каждую

его фалангу. Проводим разминание ежедневно в течение 2-3 минут.

В 6-7 месяцев к ранее выполняемым упражнениям добавляем

прокатывание грецкого ореха по ладони ребёнка (круговые движения) в

течение 3-4 минут.

В 8-10 месяцев начинаем проводить активные упражнения для пальцев

рук, вовлекая в движение больше пальцев, проводим упражнения с хорошей

амплитудой. Хорошо тренируют движения пальцев рук всем известные

упражнения, созданные талантом нашей народной педагогики: «Ладушки»,

«Сорока — белобока», «Коза рогатая».

В 10-12 месяцев ребёнка учат разбирать и собирать пирамиду без учета

размера колец. В этом возрасте можно начинать учить ребёнка держать

ложку, чашку, карандаш, учить рисовать «каракули»

Развитие мелкой моторики с 1 года до 3 лет

К 1 году ребенок в норме уже неплохо владеет руками. Может взять

любою игрушку (предмет) рукой, пальцами или всей ладошкой. Любит

бросать игрушки, сталкивать их с чем-либо. Умеет открывать и закрывать

крышки коробок, банок, пытается рисовать каракули. Ребенок ставит друг на

друга 2-3 кубика, пытается развернуть завернутый в бумагу предмет.

Если ребенок, в силу различных причин, освоил не все действия,

перечисленные выше, ничего страшного, однако нужно уделить максимум

внимания развитию мелкой моторики, как на занятиях специалистов, так и

на занятиях в домашней обстановке.

застёгивание пуговиц;

завязывание и развязывание узлов (хорошо использовать различные

шнуровки);

переливание воды из ёмкости с узким горлышком в ёмкость с широким

горлышком;

доставание игрушек из бассейна с крупой. Для изготовления такого

бассейна надо насыпать крупу (горох, фасоль, пшеницу, перловку) в

таз, на дно тазика положить различные игрушки (желательно не очень

крупные) и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне;

пальчиковые игры. Для достижения результата выполнять упражнения

необходимо ежедневно по 5-7 минут. Начинать работу лучше с

упражнений, которые содержат элементы массажа.

Развитие мелкой моторики от 3 до 4 лет

В этом возрасте гимнастика для пальчиков выполняется так же

ежедневно, но увеличивается время до 10 минут. Занятия начинаем с

массажа, но массаж дети делают самостоятельно — ребёнок вполне с этим

справится.

Чтобы получить наибольший эффект, рекомендуется во время занятий

сочетать пальчиковую гимнастику со следующими видами деятельности:

застёгивание и расстёгивание пуговиц (специальный набор для занятий

можно купить в магазине);

всевозможные шнуровки;

нанизывание колец на тесьму;

игры с мозаикой;

сортировка мозаики, помпончиков, бусинок по ячейкам руками или

пинцетом, небольшими щипцами и т.д.;

игры с конструктором;

перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха);

закручивание-раскручивание болтов и гаек;

нанизывание бус (из готовых комплектов или, для разнообразия, из

макарон, коктельных трубочек, цветных скрепок и т.д.);

игры с прищепками (закрепление на картонной основе недостающих

частей из прищепок: ежику-иголки, солнышку – лучики, цветочку –

лепестки, тучке – капельки и т.д.) – из таких деталей с прищепками

можно собирать целые картины, разыгрывать сказки как на

индивидуальном занятии с ребенком, так и в группе детей;

составление фигур из палочек;

вырезание простейших фигур ножницами или обрывание их из бумаги.

Рекомендации для родителей

1.

Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе,

начиная с первых месяцев жизни ребёнка.

2.

В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие,

расслабление и растяжение кистей малыша.

3.

Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

4.

Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в

соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития

малыша.

5.

Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере

освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.

6.

Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком

правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо

задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение

пальцев и т. п.

7.

Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения

ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более

сложных.

8.

Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием

(а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.

9.

Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает

какие-нибудь упражнения.

10.Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи,

но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим

состоянием.



В раздел образования