Автор: Матвеева Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №50 комбинированного вида Кировского района Санкт - Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики у детей
Раздел: дошкольное образование
Развитие мелкой моторики у детей
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как
развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.
От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в
самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Мелкая моторика -
это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы
кисти руки. Они важны не только для выполнения различных повседневных
действий, но и для стимуляции развития детского мозга.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а
также словарный запас вашего малыша.
В первые годы жизни ребенок осваивает множество движений. Сначала
его действия неловки, неумелы, негармоничны. Моторные навыки
развиваются постепенно, и у каждого ребенка их формирование идет своим
темпом. Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями, важно
создать активную подготовительную среду, предложить разнообразные игры
и упражнения, способствующие развитию координации и
совершенствованию двигательных навыков.
Упражнения по развитию мелкой моторики у детей грудного возраста
Рекомендуется начинать работу по развитию моторки с 2 месяцев. В этом
возрасте будут полезны следующие упражнения:
потягивать пальчики малыша, как будто хотите их вытащить; движения
должны быть очень легкими и нежными;
осуществлять круговые движения каждым пальчиком в отдельности,
сначала в одну, а потом в другую сторону.
очень хорошо использовать мини-тренажёры. В качестве таких
тренажёров можно использовать «мохнатые» шарики из латекса (они
продаются в зоомагазинах). До трех месяцев маленькие шарики
диаметром 3-4 см вкладывайте в ладони ребёнка. Когда ребёнок
засыпает, сжимая эти шарики, то его руки сохраняют правильную
форму.
В 4-5 месяцев для массажа можно использовать крупные шарики.
Изменяется и массаж: держа руки ребёнка в своих руках, надо зажать мячик
между его ладоней и покрутить.
В 5-6 месяцев для укрепления мышц ладоней хорошо использовать
упражнение «Причёсывание»: руки малыша по очереди поднимаем вверх и
плавно ими двигаем вдоль головы вперёд и назад. При выполнении этого
упражнения работают мышцы плечевого пояса, ладоней, пальцев. В этом же
возрасте переходим к массажу кисти рук, массируя каждый палец, каждую
его фалангу. Проводим разминание ежедневно в течение 2-3 минут.
В 6-7 месяцев к ранее выполняемым упражнениям добавляем
прокатывание грецкого ореха по ладони ребёнка (круговые движения) в
течение 3-4 минут.
В 8-10 месяцев начинаем проводить активные упражнения для пальцев
рук, вовлекая в движение больше пальцев, проводим упражнения с хорошей
амплитудой. Хорошо тренируют движения пальцев рук всем известные
упражнения, созданные талантом нашей народной педагогики: «Ладушки»,
«Сорока — белобока», «Коза рогатая».
В 10-12 месяцев ребёнка учат разбирать и собирать пирамиду без учета
размера колец. В этом возрасте можно начинать учить ребёнка держать
ложку, чашку, карандаш, учить рисовать «каракули»
Развитие мелкой моторики с 1 года до 3 лет
К 1 году ребенок в норме уже неплохо владеет руками. Может взять
любою игрушку (предмет) рукой, пальцами или всей ладошкой. Любит
бросать игрушки, сталкивать их с чем-либо. Умеет открывать и закрывать
крышки коробок, банок, пытается рисовать каракули. Ребенок ставит друг на
друга 2-3 кубика, пытается развернуть завернутый в бумагу предмет.
Если ребенок, в силу различных причин, освоил не все действия,
перечисленные выше, ничего страшного, однако нужно уделить максимум
внимания развитию мелкой моторики, как на занятиях специалистов, так и
на занятиях в домашней обстановке.
застёгивание пуговиц;
завязывание и развязывание узлов (хорошо использовать различные
шнуровки);
переливание воды из ёмкости с узким горлышком в ёмкость с широким
горлышком;
доставание игрушек из бассейна с крупой. Для изготовления такого
бассейна надо насыпать крупу (горох, фасоль, пшеницу, перловку) в
таз, на дно тазика положить различные игрушки (желательно не очень
крупные) и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне;
пальчиковые игры. Для достижения результата выполнять упражнения
необходимо ежедневно по 5-7 минут. Начинать работу лучше с
упражнений, которые содержат элементы массажа.
Развитие мелкой моторики от 3 до 4 лет
В этом возрасте гимнастика для пальчиков выполняется так же
ежедневно, но увеличивается время до 10 минут. Занятия начинаем с
массажа, но массаж дети делают самостоятельно — ребёнок вполне с этим
справится.
Чтобы получить наибольший эффект, рекомендуется во время занятий
сочетать пальчиковую гимнастику со следующими видами деятельности:
застёгивание и расстёгивание пуговиц (специальный набор для занятий
можно купить в магазине);
всевозможные шнуровки;
нанизывание колец на тесьму;
игры с мозаикой;
сортировка мозаики, помпончиков, бусинок по ячейкам руками или
пинцетом, небольшими щипцами и т.д.;
игры с конструктором;
перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха);
закручивание-раскручивание болтов и гаек;
нанизывание бус (из готовых комплектов или, для разнообразия, из
макарон, коктельных трубочек, цветных скрепок и т.д.);
игры с прищепками (закрепление на картонной основе недостающих
частей из прищепок: ежику-иголки, солнышку – лучики, цветочку –
лепестки, тучке – капельки и т.д.) – из таких деталей с прищепками
можно собирать целые картины, разыгрывать сказки как на
индивидуальном занятии с ребенком, так и в группе детей;
составление фигур из палочек;
вырезание простейших фигур ножницами или обрывание их из бумаги.
Рекомендации для родителей
1.
Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе,
начиная с первых месяцев жизни ребёнка.
2.
В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие,
расслабление и растяжение кистей малыша.
3.
Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
4.
Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в
соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития
малыша.
5.
Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере
освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.
6.
Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком
правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо
задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение
пальцев и т. п.
7.
Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения
ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более
сложных.
8.
Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием
(а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.
9.
Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает
какие-нибудь упражнения.
10.Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи,
но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим
состоянием.