Автор: Шагивалеева Люция Равилевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Населённый пункт: Высокая гора
Наименование материала: презентация
Тема: Артикуляционная гимнастика по системе "Дерево", методика Архиповой Е.Ф.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида
Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
ПО СИСТЕМЕ «ДЕРЕВО»,
методика АРХИПОВОЙ Е.Ф.
Подготовила:
Учитель-логопед Шагивалеева Л.Р.
АРХИПОВА ЕЛЕНА ФИЛИППОВНА ПРОФЕССОР. ДОКТОР
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК
Артикуляционная активная гимнастика
проводится с функциональной нагрузкой по
системе «Дерево». Отрабатываются 4
комплекса - ветви «Дерева».
Каждое упражнение отрабатывается в 4
шага:
1.
перед зеркалом
2.
по подражанию,
3.
по инструкции,
4.
с биоэнергопластикой.
Активная гимнастика (20 упр.) для
отработки качеств движений.
Цель - создать положительные кинестезии в мышцах и артикуляционные
уклады.
Для чего нужна
артикуляционная гимнастика.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
• Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную
проводимость;
• Улучшить подвижность артикуляционных органов;
• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
• Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
• Увеличить амплитуду движений;
• Уменьшить напряженность артикуляционных органов;
• Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений для
тренировки и развития подвижных органов артикуляционного
аппарата.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной
гимнастики.
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, 3-4 раза в день по 3-5
минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 3-5 раз.
3. При отборе упражнений соблюдать определенную последовательность, идти от простых
упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
4. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье
даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение
недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый
материал.
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка
прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы
самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок
и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед
зеркалом.
7. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной
гимнастики.
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством
выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения,
устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения
каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой
стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной
ложки или просто чистым пальцем).
5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю
губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к
выполнению упражнений творчески.
1.
«Забор
2.
«Окно»
3.
«Мост»
4.
«Парус»
5.
«Трубочка»
6.
Чередование «Забор» –
«Трубочка
7.
«Лопата»
8.
«Лопата копает»
9.
«Вкусное варенье»
10-а. «Теплый ветер»
10-б. «Жук».
11. «Цокает лошадь».
12. «Молоток»
13. «Дятел»
14. «Пулемет
15-а. «Холодный ветер»
15-б. «Комар»
16-а. «Пароход». 1
вариант 16-б. 2 вариант:
«Пароход» 17. «Пароход
гудит».
18. «Маляр»
19. «Качели»
20. «Фокус
АГ 20 упражнений
«Дерево» артикуляционная гимнастика с
нагрузкой
Материал подготовила учитель-
логопед Шагивалеева Л. Р.
По методике Архиповай Е.Ф
1
2
3
4
6
5
1
15
1
8
9
10
16
11
17
7
12
13
14
Артикуляция гласных
звуков
Фонетическая ритмика
Комплекс №
1
1
комплекс
упражнений
для
свистящих
(дорсальная позиция)
Забор – Окно – Мост – Забор – Холодный ветер
№ 1
№ 2 № 3 № 1
№ 15
Комплекс № 2
2
к о м п л е к с
у п р а ж н е н и й
д л я
ш и п я щ и х
(какуминальная позиция)
Забор – Окно – Мост – Лопата – Лопата копает –
№ 1
№ 2 № 3 № 7 № 8
Вкусное варенье – Фокус – Теплый ветер
№ 9
№ 20 № 10
Комплекс № 3
3
комплекс
упражнений
для
«р»
(альвеолярная
позиция)
Забор – Окно – Мост – Парус – Цокает лошадка –
№ 1
№ 2 № 3 № 4
№ 11
Молоток – Дятел – Пулемет
№ 12 № 13
№ 14
Комплекс № 4 Артикуляция гласных звуков
4
комплекс
упражнений
для
«л»
(альвеолярная
позиция)
Забор – Окно – Мост – Лопата – Пароход – Пароход
№ 1
№ 2 № 3 № 7 № 16
№ 17
гудит
Спасибо
за просмотр!