Напоминание

Артикуляционная гимнастика по системе "Дерево", методика Архиповой Е.Ф.


Автор: Шагивалеева Люция Равилевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Населённый пункт: Высокая гора
Наименование материала: презентация
Тема: Артикуляционная гимнастика по системе "Дерево", методика Архиповой Е.Ф.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

ПО СИСТЕМЕ «ДЕРЕВО»,

методика АРХИПОВОЙ Е.Ф.

Подготовила:

Учитель-логопед Шагивалеева Л.Р.

АРХИПОВА ЕЛЕНА ФИЛИППОВНА ПРОФЕССОР. ДОКТОР

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

Артикуляционная активная гимнастика

проводится с функциональной нагрузкой по

системе «Дерево». Отрабатываются 4

комплекса - ветви «Дерева».

Каждое упражнение отрабатывается в 4

шага:

1.

перед зеркалом

2.

по подражанию,

3.

по инструкции,

4.

с биоэнергопластикой.

Активная гимнастика (20 упр.) для

отработки качеств движений.

Цель - создать положительные кинестезии в мышцах и артикуляционные

уклады.

Для чего нужна

артикуляционная гимнастика.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

• Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную

проводимость;

• Улучшить подвижность артикуляционных органов;

• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

• Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

• Увеличить амплитуду движений;

• Уменьшить напряженность артикуляционных органов;

• Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений для

тренировки и развития подвижных органов артикуляционного

аппарата.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной

гимнастики.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, 3-4 раза в день по 3-5

минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 3-5 раз.

3. При отборе упражнений соблюдать определенную последовательность, идти от простых

упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

4. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье

даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение

недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый

материал.

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка

прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы

самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок

и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед

зеркалом.

7. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной

гимнастики.

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством

выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения,

устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения

каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой

стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной

ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю

губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к

выполнению упражнений творчески.

1.

«Забор

2.

«Окно»

3.

«Мост»

4.

«Парус»

5.

«Трубочка»

6.

Чередование «Забор» –

«Трубочка

7.

«Лопата»

8.

«Лопата копает»

9.

«Вкусное варенье»

10-а. «Теплый ветер»

10-б. «Жук».

11. «Цокает лошадь».

12. «Молоток»

13. «Дятел»

14. «Пулемет

15-а. «Холодный ветер»

15-б. «Комар»

16-а. «Пароход». 1

вариант 16-б. 2 вариант:

«Пароход» 17. «Пароход

гудит».

18. «Маляр»

19. «Качели»

20. «Фокус

АГ 20 упражнений

«Дерево» артикуляционная гимнастика с

нагрузкой

Материал подготовила учитель-

логопед Шагивалеева Л. Р.

По методике Архиповай Е.Ф

1

2

3

4

6

5

1

15

1

8

9

10

16

11

17

7

12

13

14

Артикуляция гласных

звуков

Фонетическая ритмика

Комплекс №

1

1

комплекс

упражнений

для

свистящих

(дорсальная позиция)

Забор – Окно – Мост – Забор – Холодный ветер

№ 1

№ 2 № 3 № 1

№ 15

Комплекс № 2

2

к о м п л е к с

у п р а ж н е н и й

д л я

ш и п я щ и х

(какуминальная позиция)

Забор – Окно – Мост – Лопата – Лопата копает –

№ 1

№ 2 № 3 № 7 № 8

Вкусное варенье – Фокус – Теплый ветер

№ 9

№ 20 № 10

Комплекс № 3

3

комплекс

упражнений

для

«р»

(альвеолярная

позиция)

Забор – Окно – Мост – Парус – Цокает лошадка –

№ 1

№ 2 № 3 № 4

№ 11

Молоток – Дятел – Пулемет

№ 12 № 13

№ 14

Комплекс № 4 Артикуляция гласных звуков

4

комплекс

упражнений

для

«л»

(альвеолярная

позиция)

Забор – Окно – Мост – Лопата – Пароход – Пароход

№ 1

№ 2 № 3 № 7 № 16

№ 17

гудит

Спасибо

за просмотр!



В раздел образования