Напоминание

" Эстрадный вокал. Доступность и актуальность занятий эстрадным вокалом в условиях дополнительного образования"


Автор: Вершинина Елена Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДОД "ЗАРЕЧЬЕ"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: статья для публикации
Тема: " Эстрадный вокал. Доступность и актуальность занятий эстрадным вокалом в условиях дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




« Эстрадный вокал. Доступность и актуальность

занятий эстрадным вокалом в условиях

дополнительного образования»

Аннотация.

Детская

эстрада

сегодня

является

очень

популярной

в

сфере

дополнительного

образования.

В

данной

статье

рассматривается

доступность

и

актуальность

эстрадного

вокала

в

любом

детском

образовательном учреждении, в том числе и в общеобразовательной

школе.

В

статье

рассматривается

доступность

вокального

музицирования,

рассказывается

о

специфических

физиологических

возможностях

человека,

об

обладании

каждым

из

нас

уникальным

инструментом, который находится внутри нас, т.е. голосом. В настоящее

время занятия вокалом и участие в различных эстрадных конкурсах

детей и подростков стало очень популярным. Кроме того пропаганде и

популяризации

эстрадного

исполнительства

способствуют

средства

массовой информации, в том числе очень широко телевидение. От этого

актуальность занятий эстрадным вокалом возрастает с каждым днём.

Слово вокал происходит от итальянского «воче» — голос. Но голос

служит только инструментом, само же искусство пения гораздо сложнее

одного звуковедения. Оно рисует нам образы, отражает эмоциональные

состояния. В пении участвует не только звук, но и осмысленное слово.

Вокал рассматривается как технологический процесс художественного

пения. Как всякий специалист вооружен знаниями и определенными

приемами, так и певец должен владеть вокальной техникой, то есть

свободно управлять своим голосом

Эстрадный вокал по своему звучанию находится между

академическим

(классическим)

и

народным.

Основное

отличие

от

академического и народного вокала заключается в целях и задачах

вокалиста. Академические и народные певцы работают в рамках канона,

регламентированного

звучания,

для

них

отклоняться

от

нормы

не

принято. Задача эстрадного исполнителя — поиск своего собственного

звука,

своей

оригинальной,

характерной,

легко

узнаваемой

манеры

пения и сценического образа

Пение - основной и наиболее доступный способ музицирования.

Голос-инструмент общедоступный и именно он позволяет привлечь ребенка к

активной музыкальной деятельности, к осознанию красоты

музыкального

искусства.

Эстрадное пение занимает особое место

в современной музыке, у

детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из

важнейших

задач

данного

предмета

является

не

только

обучение

детей

профессиональным

творческим

навыкам,

но

и

развитие

их

творческих

способностей, возможностей воспринимать музыку во всём её богатстве её

форм и жанров.

В последние десятилетия особенно возрос интерес общества к эстраде и

эстрадному исполнительству, как к новому виду вокального искусства среди

детей и молодежи. Центральное телевидение демонстрирует широкому кругу

телезрителей крупные проекты в этом направлении: «Голос», « Детский

Голос», «Новая Волна», « Славянский базар», « Евровидение», « Детское

Евровидение»

и

т.д.

По

результатам

таких

мероприятий

и,

по

мнению

специалистов в этом направлении, стало очевидным, что начинать заниматься

эстрадным вокалом можно с раннего возраста.

Первые попытки в освоении этого направления взяли на себя Центры

детского

творчества,

кружки

при

общеобразовательных

школах,

Центры

дополнительного Образования, Музыкальные школы и Школы Искусств. С

возросшим

интересом

к

этому

виду

искусства

естественным

образом

возникла потребность в профессиональной подготовке обучающихся, острая

необходимость

в

разработке

программ

и

методик

по

эстрадному

направлению.

И

это

неслучайно,

т.к.

эстрадное

пение

развивает

художественный

вкус

детей,

расширяет

и

обогащает

их

музыкальный

кругозор, способствует повышению культурного уровня и интеллекта.

Эстрадное пение как вид вокального искусства, сформировалось от слияния

народного и академического пения. Несмотря на существенные различия с

академическим

вокалом,

эстрадное

пение

базируется

на

тех

же

физиологических

принципах

в

работе

голосового

аппарата.

Основные

свойства,

характерные

для

эстрадной

манеры

пения:

близость

к

речевой

фонетике, плотное звучание в грудном регистре, отсутствие выраженного

прикрытия «верхов». Для обучения физиологическим принципам в работе

голосового

аппарата

включены

упражнения

из

разных

методик

по

академическому и эстрадному пению:

- дыхательной гимнастики индийских йогов,

- дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой,

- фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова,

- методики педагога-вокалиста США и Канады Сет Риггса.

В процессе пения принимает участие не только звук, но и что не

менее

важно

-

осмысленное

слово.

Вокал

в

данном

случае

можно

рассматривать

как

некий

технологический

процесс

художественного

пения.

Любой

исполнитель,

безусловно,

должен

владеть

вокальной

техникой, то есть определенными знаниями и специальными приемами.

Благодаря этой технике, он может свободно управлять своим голосом.

Развитие

и

реализация

природных

голосовых

возможностей

человека

происходит постепенно. Оптимальным порядком считается прохождение

нескольких этапов. На первом этапе осуществляется постановка голоса,

причем это актуально для любых видов вокала (эстрадного, классического

и

других).

Далее

происходит

освоение

подходящих

для

конкретного

человека приемов эстрадного вокала. И, наконец, на последнем этапе

осуществляется

самое

важное

и

в

то

же

время

самое

сложное

-

формируется

уникальный,

узнаваемый

голос,

с

характерной

манерой

пения и конкретным сценическим образом. Надо отметить, что правильная

постановка

голоса

является

очень

значимым

моментом

в

развитии

и

реализации

голосовых

данных

человека.

Как

принято

считать,

при

правильной постановке даже небольшой голос может звучать сильно.

Вокал, кроме всего прочего, это ведь еще и просто хорошее дыхание,

что в свою очередь означает отличную работу всех внутренних органов

человека.

Поэтому

занятия

пением,

даже

на

любительском

уровне,

оздоравливают наш организм. Что касается профессионального пения, то

это,

прежде

всего,

тяжелый

и

упорный

труд,

сравнимый

с

работой

профессионального спортсмена.

Для пения рожден любой человек - просто не каждый из нас оценил

и развил свои природные способности, данные ему с рождения. Но при

желании, заняться вокалом и добиться определенных успехов можно в

практически любом возрасте. Петь может практически каждый ребёнок.

Можно ли научиться петь? Конечно, есть люди, которых бог наделил

природным

даром:

хорошим

музыкальным

слухом,

красивым

тембром

голоса и тонким чувством. Но, что делать тем, кто не попадает под эту

категорию? Нужно «идти» в этом направлении, набраться терпения и

усиленно

заниматься.

Существует

множество

упражнений,

которые

укрепят

певческое

дыхание,

активизируют

артикуляцию,

дикцию,

развивают музыкальный слух, силу голоса и т.д.

Вокальное искусство индивидуально. Связано это с тем, что у певца,

в

отличие

от

инструменталистов,

его

инструмент

является

частью

организма. Строение гортани, размеры резонаторных полостей и т.д. у

каждого человека разные, что сказывается на тембре, характере звука.

Таким образом, каждый человек имеет свой индивидуальный вокальный

инструмент. Поэтому, главным принципом вокалиста должен быть девиз

“найди свой голос”.

Эстрадное

пение,

несмотря

на

существенные

различия

с

академическим

вокалом,

базируется

на

тех

же

физиологических

принципах в работе голосового аппарата

Стоит отметить, что

предмет

«эстрадное пение» предполагает

обучение не только правильному и красивому исполнению произведений

в данном жанре, но ещё и

умение работать с микрофоном, владение

сценическим движением и актёрскими навыками. Движение на сцене -

одно

из

важнейших

составляющих

имиджа

эстрадного

артиста,

исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со

зрителем, а так же,

как выходить из неприятных курьёзных ситуаций,

которые зачастую случаются в момент выступлений.

В свою очередь

актёрское мастерство является проводником к сердцу зрителя. Каждый

талантливый певец должен быть хорошим актёром, герой песни – его

главная роль, сама же песня должна быть настоящим моноспектаклем. А

для того, чтобы выполнить поставленные актёрские задачи необходимо

понять

и

прочувствовать

душу

главного

героя

песни,

слиться

с

этим

образом и только после этого считать произведение выученным, готовым к

показу.

Конечно,

работая

над

исполнительской

манерой,

необходимо

изучать, т.е. «снимать» чужие «фишки» и нюансы. Но, делать это надо

адаптировано под свой голос. Это очень важно, т.к. в эстрадном пении

ценится именно индивидуальность, открытие новых музыкальных «ниш»,

способность

воздействовать

на

слушателя

своей

«энергетикой»,

легко

узнаваемой манерой исполнения. Вокальная педагогика учитывает, что

каждый

обучающийся

есть

неповторимая

индивидуальность,

обладающая

свойственными

только

ей

психическими,

вокальными

и

прочими

особенностями

и

требует

всестороннего

изучения

этих

особенностей и творческого подхода к методам их развития.



В раздел образования