Автор: Воронцова Ирина Александровна
Должность: Преподаватель УД "История", "Основы философии".
Учебное заведение: ГБПОУ "Пермский машиностроительный колледж"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: Технология критического мышления как инновационный подход к формированию профессиональных компетенций специалиста.
Раздел: среднее профессиональное
Технология критического мышления как инновационный подход к
формированию профессиональных компетенций специалиста.
ГБПОУ «Пермский
машиностроительный колледж»
преподаватель И.А.Воронцова
Специфика
компетентностного
подхода
современного
профессионального
образования
состоит
в
подготовке
специалистов
функционального
уровня,
предполагающего
не
только
вооружение
обучающихся определенным набором знаний, умений и навыков в выбранной
сфере, но и становление личности будущего профессионала, способного к
индивидуальным креативным решениям и к самообучению.
Задачей каждого педагога является создание условий, позволяющих
личности
максимально
самореализоваться,
развить
свои
способности.
Помочь
в
решении
этих
проблем
и
в
создании
условий,
максимально
стимулирующих
развитие
творческих
способностей
студентов,
может
использование приемов технологии развития критического мышления.
Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимается
формирование совокупности качеств и умений, обусловливающих высокий
уровень
исследовательской
культуры
студента,
а
также
«мышление
оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а
отправной
точкой,
аргументированное
и
логическое
мышление,
которое
б а з и р у е т с я
н а
л и ч н о м
о п ы т е
и
п р о в е р е н н ы х
ф а к т а х .
Современные
образовательные
технологии,
опираются
на
три
стержневых
компонента,
которые
предложил Эдвард
Гл е й з е р :
- осуществление мыслительного процесса при решении проблем и вопросов,
ко т о р ы е
в ход я т
в
д и а п а з о н
ф о р м и р о в а н и я
с в о е го
о п ы т а ;
-
знание
методов
логиче ского
исследования
и
р а с суж д е н и я ;
- практические навыки в применении данных методов.
Условия
необходимые
для
развития
критического
мышл ения.
Прежде всего, возможность вовлечения каждого учащегося в активный
познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями,
а
активной
познавательной
деятельности
каждого
уч а ще го с я .
Это возможность работать совместно, в сотрудничестве, проявляя при этом
о п р е д е л е н н ы е
к о м м у н и к а т и в н ы е
у м е н и я .
Возможность свободного доступа к необходимой информации с целью
формирования собственного независимого, но аргументированного мнения.
Для того чтобы учащийся мог воспользоваться технологией
критического
мышления, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Дайана
Халперн выделяет:
Готовность
к
планированию. Мысли
часто
возникают
хаотично.
Важно
упорядочить их, выстроить последовательность изложения.
Упорядоченность мысли – признак уверенности.
Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не
сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет
подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной
информацией.
Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее
решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик
обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не
будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы,
воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за
собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения
воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне
высказываний.
Технология развития критического мышления даёт обучаемому:
повышение эффективности восприятия информации;
повышение интереса к изучаемому материалу, и к самому процессу обучения;
умение критически мыслить;
умение ответственно относиться к собственному образованию;
умение работать в сотрудничестве с другими;
повышение качества образования учеников;
желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Технология развития критического предполагает:
- умение создать в аудитории атмосферу открытости и ответственного
сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных
методик, которые способствуют развитию критического мышления и
самостоятельности в процессе обучения;
- стать рефлексивным практиком, грамотно анализировать свою
деятельность.
Всё вышеизложенное устанавливает равные партнёрские отношения, как
в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в
процессе обучения, а преподаватель перестает быть главным источником
информации, и, используя приёмы технологии, превращает обучение в
совместный и интересный поиск. Согласно таксономии мыслительных
умений Бенджамина Блума, основные навыки критического мышления
структурируются в определённую систему иерархии: от самых низких
(знание, понимание, применение) до высоких (анализ, синтез, оценивание).
Основой технологии развития критического мышления является
трёхфазовая структура урока: вызов - осмысление - рефлексия.
Стадия вызова предполагает пробуждение имеющихся знаний, интереса к
получению
новой
информации.
Её
функции:
м от и ва ц и о н н а я ,
информационная
и
коммуникационная.
Для
активизации
познавательной
деятельности
учащихся
на
начальном
этапе
урока,
используется
приём «верно – не верно», когда учащимся предлагаются карточки с текстом
верных
и
неверных
утверждений.
Учащиеся
должны
определить
их
правильность, делая пометки по принципу: крестики (верно) – нолики (не
верно). На стадии вызова можно использовать приём ЗХУ («Знаю», «Хочу
узнать»,
«Узнал»).
В
начале
обсуждения
темы
учащиеся
записывают
сведения, которые знают по теме в колонку «Знаю». Спорные идеи и вопросы
заносят
в
колонку
«Хочу
узнать».
В
процессе
освоения
темы
учащиеся
заполняют
третью
колонку
«Узнал».
Данный
приём
эффективен
и
для
подведения
итога
урока,
т.к.
позволяет
осуществлять
рефлексию.
Стадия осмысления – это получение учащимися новых знаний, которая
несёт в себе информационную и систематизирующую функции. Организовать
активную деятельность учащихся на стадии осмысления можно с помощью
методического приёма « зигзаг». Материал для изучения делится на 4 части, а
класс делится на четыре группы, каждая группа при этом работает над своей
проблемой. Затем представители от группы («учителя») переходят в другие
группы
и
объясняют
материал
своей
группы.
При
этом
приёме
можно
организовать работу в парах (составить вопросы по теме и т.п.). Возможности
применения стратегии разнообразны и здесь многое зависит от креативности
педагога. При изучении достаточно объёмного текста, можно использовать
приём «зигзаг2". Учащиеся делятся на группы, в которых каждый участник
работает
над
своим
материалом
темы,
обозначая
его
конспективно
или
схематически.
Затем
учащиеся,
работавшие
над
одним
материалом,
объединяются
и
прорабатывают
проблему
в
так
называемых
экспертных
группах, систематизируя и оформляя материал (например: кластер) После
этого эксперты возвращаются в свои рабочие группы и знакомят со своей
темой.
Таким
образом,
происходит
обмен
информацией
всех
участников
группы и в каждой рабочей группе, благодаря экспертам, складывается общее
представление об изучаемой теме. Следующий этап – презентация сведений
по
отдельным
проблемам,
которую
проводит
один
из
экспертов,
другие
вносят дополнения, отвечают на вопросы. Так происходит «второе слушание»
темы, а повторение, как известно, «мать учения». На стадии осмысления
весьма
эффективен
приём «Insert»,
который
делает
зримым
процесс
накопления знаний. Суть его состоит в маркировке текста на полях значками:
«v» – уже знал, «+» - новое, «-» - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы.
Таким
образом,
учащиеся
включены
в
активную
познавательную
деятельность. Приём « чтение с остановками», когда текстовый материал по
теме
читается
дозированно,
предполагает
обсуждение
или
коллективный
поиск ответа во время паузы после определённой смысловой части текста. В
данном
случае
возможно
выполнение
задания,
как
в
группах,
так
и
индивидуально.
Составление кластеров – универсальный приём. Он может применяться на
стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления
областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет
фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия
группируются и между ними устанавливаются логические связи. Кластер
(«гроздь») – это выделение смысловых единиц текста и графическое их
оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать
ведущим приемом и на стадии вызова, и рефлексии, а также и стратегией
урока в целом. Делая какие - либо записи, зарисовки для памяти, учащиеся
интуитивно распределяют их особым образом, компонуют по категориям.
Мысли
обуч аемых
располагают ся
в
определенном
п о р я д к е .
Различать в каком – либо историческом процессе или явлении составные
части, а в событии – выделять причины и последствия помогает приём
«
Фишбоун». На основе учебного материала (рассказ учителя, текст учебника,
видео
ролик,
презентация)
учащиеся
на
изображении
рыбьего
скелета
располагают смысловой материал о событии или явлении, при этом проблема
–
голова,
вывод
–
хвост,
а
факты
и
события,
повлекшие
за
собой
суть
проблемы – это косточки (верхние и нижние). На основе составленной схемы
ученику не составит труда аргументировать свой ответ и подтвердить его
примерами.
Стадия рефлексии – это рождение новых знаний, где осуществляются
коммуникационная, информационная, мотивационная и оценочная функции.
На
стадии
рефлексии
важно
выяснить,
как
учащиеся
усвоили
учебный
материал, достигнуты ли были цели урока, что и почему не удалось. Помимо
перечисленных
приёмов
и
стратегий
технологии
развития
критического
мышления, используемых на протяжении всего или большей части урока
применяются
следующие
приёмы.
Синквейн (пятистишие)
позволяет
в
коротких
фразах
обозначить
суть
пройденной
темы
и
выделить
самое
главное.
Правила
написания
синквейна:
первая
строка
–
имя
существительное (кто? что?). Вторая строка – два прилагательных (какой?).
Третья строка – три глагола (что делает?). Четвёртая строка – фраза (мысль
автора по теме) и пятая строка – новое звучание темы (кто? что?).
Например: 1.Сократ. 2.Гуманный, честный. 3.Убеждает, спорит,
защищает. 4.Гениальный мыслитель Греции. 5.Философ.
Весьма уместно на стадии рефлексии написание резюме: «Я понял (а), что…»
(учащиеся индивидуально записывают знания, полученные на уроке). А так
же написание эссе (сочинение - рассуждение) на конкретную тему, причём
главное правило при написании эссе – не останавливаться, не перечитывать,
не исправлять.
Применение тех или иных стратегий и приёмов технологии развития
критического мышления в процессе обучения - это не самоцель, а
целенаправленное творческое сотрудничество участников педагогического
процесса: обучаемых и преподавателя.
Методика
развития
критического
мышления,
посредством
интерактивного
включения
обучающихся
в
образовательный
процесс,
сотрудничество всех обучающихся и преподавателя значительно увеличивают
время коммуникации каждого обучающегося на занятии. Представленные
подходы
критического
мышления
в
этом
помогают,
дают
шанс
каждому
обучающемуся
сформировать
в
своем
сознании
систему
изучаемой
дисциплины, а также цепочку соединений не только с одним изучаемым
предметом,
а
с
несколькими.
В
итоге
у
обучающихся
формируются
модельные
и
реальные
ситуации
общения,
нарабатываются
необходимые
знания, которые сложно забыть из-за того, что они связаны цепочкой с
другими умениями и информацией.
На современном этапе развития производства подвижность трудовых
функций специалиста более всего обеспечивается не репродуктивными, а
творческими
составляющими
профессиональной
деятельности.
Это,
безусловно,
оказывает
существенное
влияние
на
цели
и
содержание
профессиональной
подготовки
обучающихся
среднего
профессионального
образования.
Эта
подготовка
должна
обеспечивать
такую
организацию
обучения,
которая
более
всего
соответствует
содержанию,
уровню
и
характеру современного индустриального труда.
В рамках развития технологии критического мышления на уроках
гуманитарных
дисциплин,
обучаемым
предоставляется
возможность
приобретения
навыков
наблюдения,
анализа,
суждения,
исследования,
интерпретации,
самостоятельного
принятия
решений,
которые
так
необходимы
современному
специалисту. Ценность
профессиональных
компетенций, получаемых в процессе работы над развитием критического
мышления,
определяется
возможностью
их
непо средственного
использования
в
производственной
деятельности.
Именно
практическое
применение
технологии
придает
личностный
смысл
и
ее
значимость
в
формировании профессиональных компетенций специалиста.