Автор: Ягнеша Галина Юрьевна
Должность: учитель истории и культуры СПБ, мировой художественной культуры
Учебное заведение: ГБОУ №595
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: презентация
Тема: "Изобразительное искусство барокко"
Раздел: полное образование
©Автор презентации:
©Автор презентации:
Ягнеша Галина Юрьевна,
Ягнеша Галина Юрьевна,
учитель истории и культуры Санкт-Петербурга ,
учитель истории и культуры Санкт-Петербурга ,
мировой художественной культуры
мировой художественной культуры
ГБОУ школа№ 595, Приморский район
ГБОУ школа№ 595, Приморский район
Г Санкт-Петербург
Г Санкт-Петербург
Задание 1
Найди и исправь ошибку
1. Основоположником барокко был Б. Растрелли.
2. Барокко в архитектуре возникло в эпоху
Возрождения.
3. Отличительной чертой барокко является наличие
толстых стен, узких окон, могучих шпилей.
4. В эпоху барокко модным было применение в
архитектуре четких геометрических линий.
Задание
2
Задание
2
Выпишите
одно
из
Выпишите
одно
из
понравившихся высказываний.
понравившихся высказываний.
1.
«Мир барокко – это мир, в котором нет покоя» (И.
Бунин)
2.
«Кредо барокко - ни одной прямой линии!»
3.
«Архитектура
барокко
явилась
в
самом
деле
совершенно
новым
искусством,
сумевшим
уйти
далеко от… всяких античных форм и пропорций»
П. П. Муратов
4.
«…только
здесь,
в
Италии,
слышно
присутствие
архитектуры
и
строгое
величество
её
как
художества…» Н.В. Гоголь
5.
«…период,
который
называется
барокко,
можно
определить как период культурной революции во
имя идеологии и католицизма» Дж. К. Арган
«З» знаем
1.Вспомните, что вам известно по изучаемом
у вопросу, запишите эти сведения в первой
графе таблицы.
2.Попробуйте систематизировать имеющиеся
сведения до работы с основной
информацией, выделите
категории информации.
«Х» хотим узнать
3.Поставьте вопросы к изучаемой теме до ее изучения.
4.Познакомьтесь с текстом (фильмом, послушайте лекцию
преподавателя).
«У» узнали
5.Ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите свои
ответы в третью графу таблицы.
6.Посмотрите, нельзя ли расширить список «категорий информац
ии», включите в него
новые категории (после работы с новой информацией), запишите
это.
7.Поработайте с третьей частью таблицы. В ней столько граф, ско
лько категорий информации вы выделили. Запишите новые
и интересные информации, которую вы получили на уроке.
Приём ЗХУ –
стадия вызов или для сам работы
БАРОККО
Возрождение
Микеланджело.
Давид
Барокко
Бернини Лоренцо
Давид
В чём
новаторство?
Лоренцо Бернини
Экстаз святой Терезы,
Рим.
«Я победил мрамор и сделал его
гибким, как воск, и этим самым
смог
до
известной
с т е п е н и
о б ъ е д и н и т ь
с к у л ь п т у р у
с
живописью»
Экстаз - исступленно
восторженное
состояние
Представители
Представители
живописи барокко
живописи барокко
Италия
Микела́
нджело Ме
ризи
да Карава́
джо
(1571 -1610)
Фландрия
Питер Пауль Руб
енс
(1577-1640)
Андреа
дель Поццо
(1642-1709)
Андреа
дель Поццо
(1642-1709)
фреска «Триумф Святого Игнатия Лойолы»
церквь Сан-Иньяцио в Риме
(1691-1694)
«Прорыв» …
«...искусство
заключается
в
том,
ч т о б ы
в с е
б ы л о
вымыслом, но казалось
правдой».
Лоренцо Бернини
Возрождение
Микеланджело фрески Сикстинской капеллы
Барокко
Джованни Баттиста Гаулли
Фреска плафона церкви Иль Джезу
«Микеланджело
перспективы»
Корзина с фруктами,1596
(1596), пинакотека Амброзиана,
Милан
.
Юноша с корзиной фруктов
Галерея Боргезе,1593
В чём
новаторство?
Мальчик, укушенный
Ящерицей, 1594-95
Вакх, 1596
Галерея Уффици, Флоренция
прием «кьяроскуро» – резкое
противопоставление
света и тени
(игра света и тени)
«Недостойно
изображения!»
Микеланджело Меризи да Караваджо.
Успение Богоматери (Смерть Девы Марии).
1604-1606. Лувр, Париж
В чём новаторство?
Джотто 1310
.
Автопортрет. 1628г
«Руб енс
по
с п р а в ед л и в о с т и
н а з ы в а е т с я
ф л а м а н д с к и м
Рафаэлем… Какие богатые мысли!
Какое
согласие
в
целом!
Какие
живые краски, лица, платья!»
М. Карамзин «Письма
русского путешественника»
Питер Пауль Рубенс
(1577-1640)
Искусство Фландрии
Питер Пауль Рубенс
Снятие с креста, ок. 1615
Россия, СПБ, Эрмитаж
Питер Пауль Рубенс
Воздвижение Креста Господня, ок.
1615
Собор Антверпенской Богоматери,
Антверпен
Пирамида,
вертикаль
или
горизонталь
в
композиции?
Питер Пауль Рубенс
Автопортрет с женой Изабеллой Брант,
1609-1610
Германия, Мюнхен, Старая Пинакотека
Портрет Елены
Фоурмен, второй
жены художника,
1630
«
Шубка. Портрет
Елены Фоурман»
«В женских образах Рубенса всегда соединялись черты Изабеллы
и Елены: "в первой он как бы предвосхищал черты второй; во
вторую вложил как бы неизгладимое воспоминание о первой". …
Алексеев
Питер Пауль Рубенс
Союз Земли и Воды, 1618
Россия, СПБ, Эрмитаж
«…
в
сердце
художника
поселился
определенный
женский
тип,
который
представлялся
ему
идеальным,
поскольку
к
этому типу красоты можно было отнести в равной степени
обеих его жен.». Историк искусства Э. Фромантен
Питер Пауль Рубенс
Туалет Венеры, 1613
Лихтенштейнская картинная
галерея
«З» знаем
«Х» хотим узнать
«У» узнали
1.
Мы
знаем
барокко-
худ стиль 17 века, от
слова
«пышный
,
причудливый».
2.
Барокко
в
Италии
прославляло величие
католической
власти,
богат ство
аристократии
3.
Характерные черты
4.
Отличие
итальянского
барокко от русского
5.
Узнали
виднейших
архитекторов
барокко.
Представители:
Лоренцо Бернини,
Андреа дель Поццо, Джованни Баттиста
Гаулли, Караваджо,
Рубенс
Черты барокко
яркость, декоративность,
театральность, пышность,
динамичность, эмоциональность,
экспрессивность
Новаторство в
ИЗО
1.Эффект оптических иллюзий
2.Новое построение композиции по
диагонали
3. прием «кьяроскуро» – резкое
противопоставление света и тени (игра света
и тени)
4. Выделение лучом главного объекта
5.Направление реализма
6.Обращение к натюрморту-обм
анке
БАРОККО
Задание 1
Определи какая картина относится к
барокко. Докажи
1
2
3
Задание 2
•
Согласны
ли
вы
с
мнением
историков
искусства,
что
п р о и з в е д е н и я
П о з д н е г о
Ренессанса
предвосхитили
стиль барокко?
Подведем итоги:
Подведем итоги:
1. Как проявляются знаковые черты стиля барокко в плафонной
живописи?
2. Существует ли связь между архитектурой, живописью и скульптурой
барокко?
3.Какова роль сюжета , специфика его подачи в живописи барокко?
4. Кто из представителей барокко добился наибольшего раскрытия своего
таланта в разных областях искусства?
5.Кто из художников в своем творчестве был склонен к телесной,
чувственной красоте?
6. Кто впервые применил принцип «игры света и тени», а также
реалистическое направление в своих картинах?
7.Какие произведения вам наиболее запомнились?
Домашнее задание
1 уровень – & 3, вопросы
2 уровень – написать синквейн
3 уровень – написать 6 вопросов с
ответами (Кто? Что? Верно ли? Почему? В
чем различие?)
4 уровень. – представить сообщение о
картине художника из собраний Эрмитажа.
Литература
•
Гузик М.А. учебный путеводитель по мировой художественной культуре: древний Восток и
западная Европа: Кн. Для учащихся/ М.А. гузик.- 2-е изд- М.: Просвещение,2002. – 208 с
•
Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII в до современности . 11 кл. Базовый
уровень: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Г.И. Данилова.- 6 изд, переработ.- М.: Дрофа,
2010.- 366с
•
Срабова Ю.В. Новое время западная Европа XVII-XIXвв.: Учебное пособие/Под ред. Ю.В.
Лобановой.-2-е изд._ Спб.: Корона принт, 2009.—432сЁ
•
Шапиро Ю.Г. По Эрмитажу без экскурсовода. изд. 8-е., Ленинград.:изд «Аврора», 1972, -208 с
•
Садохин А.П. Мировая культура и искусство /М.: Зао «БММ», 2007.-448 с