Напоминание

Роль театра в воспитании детей дошкольного возраста


Автор: Чеботарь Марина Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Роль театра в воспитании детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГБДОУ детский сад № 11

Приморского района Санкт-Петербурга

Чеботарь Марина Дмитриевна, воспитатель

«Роль театра в воспитании детей дошкольного возраста»

Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

И нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

Идет развитие духовного мира детей…»

(Б. М. Тепло)

Психологи считают, все дети творцы. Нужно лишь, как можно раньше разглядеть

творческое начало и развить индивидуальные способности.

О театре как средстве воспитания говорили многие великие люди, такие как

Вольтер, Гоголь Н.В. и др. В многообразии форм и средств всестороннего развития детей в

период дошкольного детства важное место занимает театр – один из видов творческой

деятельности,

позволяющий

разрешать

вопросы

воспитания

и

развития

растущего

человека.

Важное

влияние

на

развитие

личностных

качеств

детей,

творческих

способностей, оказывают театрализованные игры, кукольный театр, которые обладают

большими возможностями воспитания, желанием творить, смотреть и видеть, образно

мыслить, слушать и слышать.

Кукольный

театр

это

искусство,

с

помощью

которого

решаются

многие

актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

— художественным образованием и воспитанием детей;

— формированием эстетического вкуса;

— нравственным воспитанием;

— развитием коммуникативных качеств личности;

— воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи.

созданием

положительного

эмоционального

настроя,

снятием

напряжённости,

решением конфликтных ситуаций через игру.

Существует

четыре

вида

кукольного

театра:

настольный,

пальчиковый,

театр

кукол типа Петрушки, театр марионетки.

Настольный театр самый доступный вид театра для дошкольников, его можно

отнести к режиссерским играм. Показ театра картинок проводится во всех возрастных

группах детского сада, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Дети младшей и

средней

групп

с

удовольствием

смотрят

спектакли.

В

старшей

и

подготовительной

группах этот вид театра дают для свободного пользования.

Пальчиковый театр – это театр актёров, которые всегда с нами. Достаточно надеть

героя на палец. Ребёнок сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу

действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст сказки,

стихотворения или потешки. Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной

деятельности,

так

как

театрализованные

игры

повышают

эмоциональный

подъем,

жизненный тонус ребенка и ребенок чувствует себя раскованно, свободно.

Театр

кукол

считается

наиболее

распространённой

формой

организации

детского досуга в детском саду. Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию,

ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому и воспринимают её

как

близкого

друга.

В

таких

спектаклях

дети

действуют,

как

в

режиссерской

игре:

разыгрывают

литературное

произведение,

героев

которых

изображают

с

помощью

игрушек, озвучивая их роли.

В

театре

бибабо,

используются

куклы

перчаточного

типа,

надетая

на

руку

взрослого, «оживает» и тем самым вызывает неподдельный интерес у детишек разного

возраста.

Ведь

она

может

шевелить

руками,

здороваться,

орудовать

различными

предметами, разговаривать, смеяться, плакать, петь песни... Такие куколки переносят

малышей в сказочный волшебный мир, мир эмоций. Это удивительно – но малыши

воспринимают

театральных

кукол

самостоятельными

живыми

существами,

охотно

разговаривают с ними, делятся своими эмоциями. Такие куклы совершенно необходимы

детям с рождения и до самой школы.

Роль

кукольного

театра

в

развитии

ребёнка-дошкольника

невозможно

переоценить. Кукла помогает установить контакт с ребёнком, если он «закрепощён»,

эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Маленькая кукла вызывает меньше

страха, опасений, и с ней ребёнок, быстрее идёт на контакт, нежели со взрослым. Дети,

которые

избегают

прикосновений,

скорее

соглашаются

дать

руку

и

поздороваться

с

куклой,

чем

с

педагогом.

Активно

взаимодействуя

с

куклой,

ребёнок

постепенно

становится

более

открытым,

смелым

в

прямых

контактах

с

окружающим

миром,

с

людьми. Это позволяет ребёнку-дошкольнику наиболее безболезненно пройти период

адаптации.

Театральные

игры

играют

огромную

роль

в

речевом

развитии

ребёнка.

Они

способствуют активизации разных сторон речи – словаря, грамматического строя, диалога,

монолога, совершенствования звуковой стороны речи.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка

позволяет

использовать

их

как

сильное,

но

не

навязчивое

педагогическое

средство.

Воспитательные и образовательные возможности театрализованных игр усиливается тем,

что их тематика практически не ограничена. Театрализованные игры позволяют, решать

многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями,

формирования

элементарных

математических

представлений

до

физического

совершенствования.

Очень важным моментом является совместная творческая деятельность детей и

взрослых, она всегда эффективна, поэтому родителей воспитанников следует привлекать к

участию в театрализованных занятиях, праздниках, причём в качестве не только зрителей,

но и исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. Это

поможет им лучше узнать своего ребёнка, особенности его характера, темперамента. О

значении театра в воспитании детей следует рассказывать родителям на консультациях,

круглых столах.

В заключении отметим, что театр может сыграть большую роль в формировании

личности

ребенка.

Он

доставляет

много

радости,

привлекает

своей

яркостью,

красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду

обогатится за счет интеграции игры в разных видах искусства, которые находят свой

воплощение в театрально-игровой деятельности.

Театр учит нас видеть прекрасное в жизни и людях, заставляет сердце биться

сильнее,

стремиться

к

прекрасному

и

доброму.

Детский

спектакль

кульминация

проделанной детьми, педагогами и родителями работы, это, вероятно, одна из самых

замечательных возможностей остановить прекрасные мгновения жизни. Причем уловить

счастливые моменты радости могут все: родители, наблюдающие за игрой своих детей на

сцене,

педагоги,

знающие

цену

труда

и

сценического

успеха,

и

воспитанники,

игра

которых помогает созидать большие личности маленьких исполнителей. А это того стоит!



В раздел образования