Автор: Катибова Марина Гасановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Курахская СОШ- детский сад №1"
Населённый пункт: с. Курах Курахского района РД
Наименование материала: ДОКЛАД
Тема: "Организация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики"
Раздел: среднее образование
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ МР «КУРАХСКИЙ РАЙОН»
МКОУ «КУРАХСКАЯ СОШ- ДЕТСКИЙ САД №1»
0
Организация мыслительной деятельности учащихся на уроках
математики.
Научно- техническая революция «придает иной, чем, характер труду, а
стало быть, и подготовке человека к труду».
В условиях бурного развития науки и техники преподавание в школе не
может сводиться только к тому, чтобы вооружить учащихся определенным
запасом знаний. Необходимо добиться высокого уровня их мышления, с тем,
чтобы учащиеся могли в дальнейшем самостоятельно расширять свои знания,
применять их в смежных областях, находить решения в разных ситуациях. В
связи
с
этим
важно
обучить
школьников
основным
приемам
умственной
деятельности,
сформировать
у
них
умение
анализировать
и
сопоставлять
факты, делать обобщения.
Среди различных учебных предметов высшая роль отводится математике.
Некоторые
учителя
математики
очень
умело
организуют
мыслительную
деятельность
учащихся,
терпеливо
и
систематически
учат
их
думать,
рассуждать
и
делать
выводы.
Однако,
есть
учителя,
которые
не
уделяют
достаточного внимания развитию мышления учащихся.
Математика, как учебный предмет, содержит богатый материал для
обучения школьников сопоставлению и осмыслению фактов. Так, например,
при изучении графиков элементарных функций полезно обратить внимание
1
учащихся на наличие у некоторых из них осей и центра симметрии и на
возможность
использования
этих
фактов
при
построении
графика.
При
введении числовых промежутков нужно подчеркнуть, что существуют понятия
наибольшего и наименьшего элементов.
При подготовке к объяснению нового материала необходимо
прослеживать его связи с ранее изученным. ( Так при изучении арифметической
прогрессии важно обратить внимание на ее связь с линейной функцией).
Для активизации мыслительной деятельности учащихся при изучении
ими
теоритического
материала,
учителю
при
подготовке
к
уроку
следует
придумать
систему
вопросов,
позволяющих
направить
мысли
учеников
в
нужное
русло,
сделать
их
активными
участниками
в
открытии
новых
положений, связей и закономерностей.
Богатые возможности для развития мышления учащихся открывает
система упражнений, содержащаяся в школьных учебниках математики. Было
бы
неправильным
думать,
что
развитие
смекалки
и
сообразительности
учащихся, обучение их дедуктивным умозаключениям способствуют лишь те
задачи,
в
которых
им
непосредственно
предлагается
что-то
доказать,
или
ответить
на
какой
либо
вопрос.
Почти
каждое
упражнение,
наряду
с
дидактическими, выполняет и развивающие функции в обучении. Однако, для
того,
чтобы
работа
с
упражнениями
более
эффективно
способствовала
умственному
развитию
учащихся,
необходимо
строить
ее
методически
правильно. Очень важно приучить учащихся по окончании решения задачи
вернуться к ее условию и осмыслению полученного ответа.
Если учащиеся привыкли формально относиться к полученным
результатам,
не
приучены
сопоставлять
их
с
исходными
данными,
то
в
дальнейшем в их работах будут появляться нелепые ответы и ошибки (другой
ответ при нахождении, например, количества людей в задаче). Нужно ставить
оценки и поощрять учащихся в случае наличия рационального пути решения и
той,
или
иной
задачи;
наличии
правильного
решения
с
ответом.
Далее
продемонстрировать остальным учащимся преимущество данного способа.
Заметим, что самый хороший способ решения задачи оставит след в
сознании
учащихся
лишь
тогда,
когда
он
преподнесен
им
достаточно
эффективно и ярко, а не просто сообщено.
Пример: Решим систему:
х
2
-5ху=10,
х-5у=1.
2
Ответ можно найти устно, если разложить многочлен х
2
-5ху на множители:
х*(х-5у). при рассмотрении в классе такого упражнения целесообразно сначала
дать учащимся возможность решить систему обычным способом, выразив из
второго уравнения у через х, затем предложить им более простой метод. Тогда
рассмотренный
прием
решения
этой
системы,
показанный
кем-либо
из
учащихся,
или
учителем,
произведет
на
детей
сильное
впечатление,
будет
правильно оценен ими и останется в памяти. Нужно на уроках постоянно
требовать у учащихся обосновать ответ. Вопрос «почему» на уроках математики
должен быть центральным. Отвечая на него ученики осваивают формулировки
определений,
теорем,
глубже
осознают
связи
между
различными
фактами,
активно
овладевают
математической
теорией.
Чтобы
выявить
степень
понимания материала, необходимо всячески варьировать задаваемые учениками
вопросы. Только тогда можно будет обнаружить, не являются ли знания ученика
формальными, основаны ли они на глубоком понимании материала, или только
на запоминании.
Иногда за правильным ответом ученика следует полное понимание этого
ответа.
Учитель
постоянно
должен
следить
за
полнотой
и
аргументацией,
приводимой учащимися.
Нужно развивать критичность мышления учащихся, приучая их
вдумчиво
выслушивать
ответы
товарищей,
находить
в
них
ошибки
и
неточности.
Пример: объясните, почему не имеет решения система неравенств:
х <3,
х >12.
Вопросы учителя: «Что можно сказать о числах, модули которых
меньше, чем 3? Где расположены эти числа на координатной прямой? Могут ли
они быть больше 12? Почему?»
Таким образом, мысли учащегося были направлены в нужное русло, т. е.
учитель сделал свою работу. Верно ли это? Нет!
Важным моментом в воспитании культуры мышления учащегося
является развитие их речи, языковая грамотность, культура речи- необходимые
условия овладения основами наук.
Математика, как учебный предмет, особенно благоприятствует
воспитанию
стойкости
и
строгости
речи.
Специальной
заботой
учителя
3
математики
является
обучение
учащихся
математическому
языку-
языку
понятий
и
символов.
Необходимой
предпосылкой
правильного
речевого
развития
учащихся
является
четкая,
монотонная,
логически
стройная
речь
учителя на уроке. Любая небрежность в речи учителя просто недопустима.
Учителю следует с высокой требовательностью относиться к речи учащегося.
Слушая
их
ответы
на
уроке,
он
должен
быть
предельно
внимательным
и
реагировать
на
любые
неточности,
недомолвки.
Тогда
и
сами
ученики
привыкнут критически относиться к своей речи и речи товарищей.
Педагогический процесс следует строить таким образом, чтобы вопросы
организации мыслительной деятельности учащихся и развития их речи все
время оставались в поле зрения учащегося.
4