Напоминание

«Мир поэзии Некрасова в живописи художников –передвижников 1860-х годов»


Автор: Ягнеша Галина Юрьевна
Должность: учитель истории и культуры СПБ, мировой художественной культуры
Учебное заведение: ГБОУ №595
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: литературно-театральная постановка
Тема: «Мир поэзии Некрасова в живописи художников –передвижников 1860-х годов»
Раздел: полное образование





Назад




Литературно-театральная постановка:

«Мир поэзии Некрасова в живописи художников –

передвижников 1860-х годов»

Автор составитель:

Ягнеша Галина Юрьевна

Учитель МХК

ГБОУ школа №595

Приморского района

Санкт-Петербурга

1

I. Пояснительная записка

Цель: Рассмотреть влияние творчества Некрасова на развитие русской

живописи XIX века.

Целевая аудитория: учащиеся 8-11 класса

Оборудование и технические средства:

Техническое:

мультимедийная

презентация,

компьютер,

проектор,

аудиколонки, экран;

Музыкальное оформление:

Звук №1. фоновая музыка, открытие кулис,

Звук №2. фоновая музыка «Взрыв лазерной пушки»

Звук №3. «Мелодия души»

Звук №4 «Тревожная музыка» (рефрен)

Звук №5 Ц.Кюи. Прелюдия №18

Звук №6 Русская народная песня "Заиграй моя волынка" в переложении для

балалайки и баяна Анатолия Сенина Инструментальный дуэт "РУССКИЕ

ВИРТУОЗЫ"

в

составе

Владимира

Болдырева

(балалайка)

и

Анатолия

Сенина (баян)

Звук

№7.

«Эй,

ухнем»

(муз.

и

слова

народные)

в

исполнении

Краснознаменного ансамбля песни и пляски СА им. Александрова

Звук №8 П.И. Чайковский. Симфония 6, финал

Наглядное:

- презентация «Н.А. Некрасов и художники-передвижники», автор Муратов

Родион. (20 слайдов)

Декорации, реквизит, атрибуты: перо, книга, стол, 1 стул, два костюма к

спектаклю, шарф, 2 гимнастические палки с лентами, мольберт, палитра,

кисть, светильник, ваза, веточка цветов.

2

Условия и особенности реализации. Поэт одет строго: костюм, галстук. Музы

– древнегреческие костюмы. Муза Радости – красный костюм, Муза Печали -

черный. Художники -

береты, ворот расстегнут, шарф. Малое количество

актеров и декораций создаёт условие быстрого перевоплощения.

Форма проведения: монтаж-композиция с элементами драматизации.

По специфике аудитории – групповая

По временным параметрам и устойчивости – эпизодическая

По содержанию- просветительская

Методы: информирование, разъяснение, погружение, театрализация.

Ведущий метод: театрализация, метод повтора (музыкальная заставка между

сценами, речитатив); принцип подвижного оформления.

II. Сценарный план

1. Пролог. Музей-квартира А. Некрасова

2.Завязка. Поэт и Музы

3. Кульминация. Бунт в Академии художеств

4. Развитие действия. В Русском музее.

- картина И. Шишкина «Сосновый лес»

- картины А.И. Корзухина «Птичьи враги», В.Е. Маковского «Ночное»

- картина И. Репина «Бурлаки на Волге»

5. Финал.

Условия и особенности реализации. Общая сценография – черное и белое.

Поэт одет строго: костюм, галстук. Участники одеты в черное. У юноши

белая

рубашка,

у

девушек

белые

блузы.

Это

может

создать

быстрое

перевоплощение. Музы – одеты в черные плащи. На голе Музы 1 - маска.

Художники - береты, ворот расстегнут, шарф.

Форма проведения: монтаж-композиция с элементами драматизации.

По специфике аудитории – групповая

3

По временным параметрам и устойчивости – эпизодическая

По содержанию- просветительская

Методы: информирование, разъяснение, погружение, театрализация.

Ведущий метод: театрализация, метод повтора (музыкальная заставка между

сценами, речитатив); принцип подвижного оформления.

II. Сценарный план

1. Пролог. Музей-квартира А. Некрасова

2.Завязка. Поэт и Музы

3. Кульминация. Бунт в Академии художеств

4. Развитие действия. В Русском музее.

- картина И. Шишкина «Сосновый лес»

- картины А.И. Корзухина «Птичьи враги», В.Е. Маковского «Ночное»

- картина И. Репина «Бурлаки на Волге»

5. Финал.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Юноша экскурсовод

Поэт

Муза Радости

Муза Скорби и печали

Художник И.Н. Крамской

Художник Шишкин

Художник Репин

Девушка экскурсовод

III. Ход спектакля.

I. Пролог.

На экране Литейный проспект Санкт-Петербурга. На переднем плане мемориальный

музей-квартира Н.А. Некрасова.

Экскурсовод

(бодро обращаясь к публике).

Рад

вас

приветствовать

в

мемориальном

музее

Н.А.

Некрасова.

Здесь

в

трехэтажном доме на Литейном проспекте, 36 Николай Некрасов жил с 1857

года до 1877 года.

4

В этом здании он прожил двадцать лет. Именно здесь были написаны его

самые известные произведения: «Кому на Руси жить хорошо», «Мороз -

Красный нос», «Последние песни» и другие произведения.

Н.Некрасов нам известен не только как поэт и писатель, но и как

редактор

двух

прогрессивных

журналов

эпохи:

сначала

«Современника»,

позже

«Отечественных

записок».

В

60-70х

годах

XIX

века

квартира

Некрасова была центром литературной и общественной жизни России.

Многие произведения поэта перекликаются с творчеством художников

второй половины 19 века. Воспользуемся современными технологиями и

переместимся в иное время. ( фоновый звук-выстрел плазменной пушки)

II. Действие 1. Поэт и Музы

(фоновый

звук

№3. «Мелодия

души»)

На

экран

выводится

кабинет

поэта.

Световая

пушка

освещает

в

переднем

левом

углу

стол.

За

столом

сидит

автор,

сочиняет. Рядом с ним Музы выводят в воздухе стихотворные строки, освещение сцены

постепенно нарастает. Поэт вздыхает, что-то зачеркивает, начинает писать вновь.

Перечитывает. В расстройстве комкает лист и бросает на пол. Музы замирают.

Поэт

(дотрагиваясь до лба, огорченно)

Нет, Музы ласково поющей и прекрасной

Не помню над собой я песни сладкогласной!

Муза Радости

(ведет себя беспечно, обмахиваясь веером, облокачивается о стол

).

Всё пишешь?

Поэт

( не поднимая головы).

Пишу.

Муза Радости.

А что пишешь?

Поэт:

Стихи сочиняю.

Муза Радости

( с улыбкой).

Ну и как? Получается?

Поэт

(удрученно).

Да когда как! Вчера весь день мучился, ни одной строчки не

вывел.

Муза Радости.

( спокойно).

Что мучает тебя, поэт?

Поэт

(вспоминая

)

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную,

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...

(«Вчерашний день, часу в шестом»,1848г)

5

Муза Радости

(подходит, хлопает веером по плечу, говорит приторно-ласково)

Забудь о ней!

Зачем писать о боли и печали?

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв…»

Поэт

(негодующе отталкивает руку Музы радости)

Уйди! Не мой ты ангел вдохновенья!

…надо мной отяготели узы

Другой, неласковой и нелюбимой Музы,

Печальной спутницы печальных бедняков …

(«Муза»,1852 г)

Муза Скорби и печали

(подходит к поэту, протягивает ему новое перо и

бумагу )

… поэт! избранник неба,

Глашатай истин вековых,

Не верь, что не имущий хлеба

Не стоит вещих струн твоих!

Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей Любви;

(«Поэт и гражданин», 1855 или 1856г)

Поэт.

(благодарит, возвращается за стол, быстро пишет )

Послушай, Муза, что я

написал.

В рабстве спасенное

Сердце свободное -

Золото, золото

Сердце народное!

Сила народная,

Сила могучая -

Совесть спокойная,

Правда живучая!

(«Русь », 1876г)

Муза Радости

( обращаясь к Музе скорби и печали ).

«Забыл он осторожность!

Он будет сам судьбы своей виной!..»

Муза Скорби и печали

Не хуже нас он видит невозможность

Служить добру, не жертвуя собой.

( «Пророк»)

Муза Радости

( обращаясь к Музе скорби и печали )

Но любит он возвышенней и шире,

В его душе нет помыслов мирских.

6

Муза Скорби и печали

( обращаясь к Поэту)

Ты призван был воспеть страданья

Терпеньем изумляющий народ

И бросить хоть единый луч сознанья

На путь, которым бог тебя ведет

Действие 2. Бунт художников…

(фоновый звук - №4 «Тревожная музыка» (рефрен) – под ритмические

движения, актеры преображаются в художников, меняют декорации)

На экране мастерская художников. В левом углу сцены молодые две девушки

позируют художнику.

7

Художник

Крамской

(входит

в

мастерскую,

решительно

обращается

к

товарищам).

Нет! Так дальше продолжаться не может! Молчать опасно... Они

могут навязать нам свои заплесневелые сюжеты насильно!

Художник

(не отрываясь от мольберта, язвительно).

Интересно, что готовят

нам профессора на сей раз? Какую библейскую ахинею должны мы написать

для конкурса? Мы скоро закончим курс, а сами не знаем, правильно ли нас

обучали в Академии. Не потеряли ли мы попусту бесценные годы молодости,

занимаясь бесконечным копированием застывших античных форм.

8

Художник Крамской.

(беспокойно

ходит,

нахмурившись

и

заложив

руки

в

карманы).

Мы не дети. Не юноши. Многим из нас под тридцать. Что нам

медаль! У каждого из нас есть нечто более дорогое: своя тема в искусстве.

Давайте,

друзья,

обратимся

в

совет

Академии

с

просьбой

отменить

мифологические сюжеты и разрешить нам писать на свободные темы из

жизни Отечества.

Художник.

Идемте

в

Академию

художеств!

(все встают, перемещаются в

правый угол сцены к экрану)

Художник

Крамской

(обращается

к

князю

Гагарину)

Мы

уже

подавали

прошение об изменении решения Академии, но наша просьба, как видим, не

уважена.

Если

так,

просим

совет

освободить

нас

совсем

от

участия

в

конкурсе и выдать нам дипломы свободных художников.

Художник.

Куда же мы теперь пойдем?

Художник Крамской

мной,

за

мной! (обнимая

за

плечо). Мне

думается,

пойдем

мы

теперь

к

созданию

русской

национальной

школы

живописи. В этом весь смысл нашего бунта… Иного пути у нас нет.

(фоновый звук - №4 «Тревожная музыка» (рефрен) – под ритмические

движения, актеры выстраиваются в линию )

Художник

Крамской.

(энергично)

9 ноября

1863

года

в Академии

художеств произошел «Бунт четырнадцати».

Художник.

(энергично)

В том же году была образована первая в истории

российского изобразительного искусства «Художественную артель».

Художник

3.

(энергично)

В

1870 г.

„Художественная

артель“

была

преобразована в „Товарищество передвижных художественных выставок“.

Художник

4.

(энергично)

Художники-

передвижники

грезили

об

искусстве во имя служения народу, его просвещения и воспитания.

(речитативом повторяют высказывание Крамского)

1-ый Искусство должно говорить правду о жизни…

2-ой … искусство должно быть национальным.

3-ий Искусство должно говорить правду о жизни!

4-ый … искусство должно быть национальным !

9

Гаснет свет ( фоновый звук №2-выстрел плазменной пушки). Действие

переносится в Государственный Русский музей

Действие 3. В Русском музее.

Девушка-экскурсовод

(обращается к публике). Уважаемые посетители,

не беспокойтесь. Мы с вами вернулись в наше время и находимся … (пауза,

появляется свет, оглядывается, удовлетворенно кивает головой)

Мы с вами находимся в Русском музее, в зале №27, который посвящен

художникам пейзажистам XIX в.

(на экран выводится репродукция картин И. Шишкина) В зале представлены

картины

одного

из

виднейших

пейзажистов, Ивана Ивановича Шишкина.

Образ художника у всех вызывал ассоциации с русским лесом, с русскими

пейзажами.

Среди

своих

современников

Иван

Иванович

слыл

как

«царь

леса», или «лесной художник - богатырь».

Характерны и названия картин Шишкина: «Дубы», «Зима»,

«Сосновый лес»,

одно из самых больших полотен «Корабельная роща»,

написанная

незадолго

до

смерти. Пейзаж

Шишкина

близок

и

понятен

каждому русскому человеку. Он выразил в своих полотнах его сокровенные

думы о нашей земле.

(появляется Муза в сопровождении художника и поэта)

Муза

.

Историк

искусства

В.В.

Стасов

называл Шишкина

народным

художником. В искусстве описания русской природы он не имеет соперников,

он единственный.

Художник

Шишкин.

Я считаю

«…пейзаж

должен

быть

не

только

национальным, но даже местным. Порукой всему сказанному будет мой

долголетний опыт и все мое желание послужить родному пейзажу, и надеюсь,

что

придет

время,

когда

вся

русская

природа,

живая

и

одухотворенная,

взглянет с холстов русских художников».

Поэт

(обращаясь к зрителям). В отношении Шишкина к русской природе

есть что-то близкое к моим стихам…

(На экран выводится картина И.И.Шишкина: «Сосновый лес»,звучит

фоновый звук №5- Кюи. Прелюдия 18)

Муза.

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,

За листком летит листок,

И струей, сухой и быстрой,

Набегает холодок.

10

Полумрак на всё ложится;

Налетев со всех сторон,

С криком в воздухе кружится

Стая галок и ворон. («Перед дождём». 1846)

(фоновый звук №6 - русская народная песня "Заиграй моя волынка" в

переложении для балалайки и баяна)

Девушка-экскурсовод

(переходит к левой стороне экрана). Перейдем в

следующий зал. В зале №30 вы можете познакомиться с произведениями

художников-передвижников, написанные в бытовом жанре.

(на

экран

выводятся

картины

художников) Перед Вами картины двух

художников. Корзухина Алексея Ивановича и В. Маковского «Ночное».

Мир крестьянских детей будет волновать многих художников. Одни

будут

показывать

несправедливость,

нищету,

непосильный

труд,

другие

показывать гармонию крестьянских детей с природой.

Поэт

(обращаясь

к

зрителям).

В

детстве

я

часто

тайком

убегал

к

крестьянским ребятишкам. Мы вместе ходили на Волгу, в лес, собирали

грибы и ягоды. Став известным писателем, им я посвятил стихотворение

«Крестьянские дети».

О милые плуты! Кто часто их видел

Тот, верю я , любит крестьянских детей;

Но если бы даже ты их ненавидел,

Читатель, как «низкого рода людей».-

Я всё-таки должен сознаться открыто,

Что часто завидую им:

В их жизни так много поэзии слито,

Как дай бог балованным деткам твоим.

Счастливый народ! Ни науки, ни неги

Не ведают в детстве они. ( «Крестьянские дети», 1861)

Д е в у ш к а - э к с к у р с о в о д .

Само стоятельно сть,

т р уд о л ю б и е ,

неизбалованность сельских детей вызывает восхищение. Несмотря на тяготы

жизни они счастливы от того, что видят прекрасное в русской природе.

Стихотворение было написано в год отмены крепостного права. Поэт мечтал

о лучшем будущем…

Муза.

Играйте же, дети! - Растите на воле!

На то вам и красное детство дано,

Чтоб вечно любить это скудное поле,

Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Храните свое вековое наследство,

Любите свой хлеб трудовой -

11

И пусть обаянье поэзии детства

Проводит вас в недра землицы родной!..

(фоновый звук № 7 - русская народная песня: «Эй, ухнем»)

Девушка-экскурсовод.

Одной

из

главных

тем

худ ож н и ко в -

передвижников была тема социальной несправедливости.. В зале № 33 Вы

можете увидеть одно из самых известных полотен художника-передвижника,

Ильи Ефимовича Репина. Картину «Бурлаки на Волге». Картина писалась в

течении трех лет.

Перед нами –десять бурлаков, идущих чередою по раскаленному песку.

Просторы Волги, баржа – всё это художником отодвинуто на задний план. А

вперед выступают десять героев картины, бурлаки. Чей труд по тяжести не

знал себе равного.

Художник-Репин.

Впервые бурлаков я увидел, когда был на этюдах в

Усть-Ижоре

вместе

с

Константином

Савицким.

Это

была

невероятная

картина.

Это

ужас,

люди

вместо

скота впряжены!

Критики связали мою

картину с некрасовскими стихами «Размышления у парадного подъезда») в

качестве первоисточника. Хотя я впервые их прочел лишь два года спустя

после окончания картины

Муза.

Выдь на Волгу: чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется -

То бурлаки идут бечевой!..

Волга! Волга!.. Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля, -

Где народ, там и стон... Эх, сердечный!

( «Размышления у парадного подъезда»,1858г)

Финал.

(фоновый

звук №8

П.И.

Чайковский,6

симфония,

финал)

Действие происходит в квартире поэта. На экран выводится портрет

Некрасова кисти Крамского.

Поэт

( взывает). Борюсь с мучительным недугом,

Борюсь - до скрежета зубов...

О муза! ты была мне другом,

Приди на мой последний зов!

(«Вступление к песням 1876-77 годов»)

Муза Скорби и печали.

Усни, страдалец терпеливый!

12

Свободной, гордой и счастливой

Увидишь родину свою,

………………………………

Еще вчера людская злоба

Тебе обиду нанесла;

Всему конец, не бойся гроба!

Не будешь знать ты больше зла!

……………………………………

Не бойся горького забвенья:

Уж я держу в руке моей

Венец любви, венец прощенья,

Дар кроткой родины твоей... ( «Баюшки-баю»)

(фоновый звук №9 – биение сердца) Выход всех участников на поклон

Использованные ресурсы:

Литература

1. Алянский Ю.Л. Рассказы о русском музее.Л.-М.:Искусство,1964. С273

2. Гнедич П.П. история искусств. Живопись. Скульптура.Архитектура.-М.:

Инзд. Эксмо, 2004.-846 с

3. Г.И.Данилова «Мировая художественная культура», изд. «Дрофа», Москва

2008г.

4. Ермильченко.Н.В. Энциклопедия живописи для детей. Передвижники, Изд.

«белый город». 2006,47с

5. Знаменитые русские художники. Биографический словарь. – издательство

«Азбука», 2001.

6. Коровин В.И. Русская поэзия ХIХ века. М., 1983.

7. Леняшин А.А., Перов.В.Г./ А.А. Леняшин, Л.: Художник РСФСР, 1993.

8.

Манин,

В.С.

Архип

Иванович

Куинджи./

В.С.

Манин.

Л.:

Художник

РСФСР, 1990.

9. Манин В.С. Шедевры русской живописи./ В.С. Манин. М.: Белый Город,

2000.

10. Некрасов Н.А.. Кому на Руси жить хорошо. Серия «Классика для школы».

М.: «Стрекоза-Пресс», 2005.

11. Некрасов Н.А. Стихотворения. Поэмы – Москва, издательство «Дрофа» и

«Вече», 2002.

12. Научно-методический журнал «Литература в школе», № 4 2003, №1 2001,

№8 2002.

13. Некрасов А.Н. Избранные произведения /авт. Сотавитель Стукалин. Е.В.

Инз. Лениздат, 1972, 550с

13

14. Парамонов, А.В. Передвижники./ А.В.Парамонов. М.: Искусство, 1975.

15. Русская литература XIXв. Вторая половина. Ю. В. Лебедев – Москва

«Просвещение», 1990.

16. Рыкова, М.М. История русского искусства./ М.М. Рыкова, И.В. Рязанцев.

М.: Искусство, 1978.Т2

17. Рогинская, Ф.С. Передвижники./ Ф.С.Рогинская. М.: АРТ-Родник, 1997.

18. Русская живопись 14-20 вв./ под ред. Т.В. Калашниковой. М.: ОЛМА-

ПРЕСС, 2002.

19.

Шувалова,

И.Н.

Иван

Иванович

Шишкин./

И.Н.Шувалова.

СПб.:

Художник России, 1993.

20. Экшкут С.А., Шайка передвижников. История одного творческого союза,

М., «Дрофа», 2008 г., с.34-35.

21

Яковлев

В.Н.

О

великих

русских

художниках.

Литературно-

художественные заметки.Изд.Академии художеств., М.:, 1962,164с

14



В раздел образования