Напоминание

"Чувство Родины в жизни и творчестве В.М.Шукшина"


Автор: Калинина Валентина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Населённый пункт: с. Паутово Петропавловского района Алтайского края
Наименование материала: Исследовательская работа "Чувство Родины в жизни и творчестве В.М.Шукшина"
Тема: "Чувство Родины в жизни и творчестве В.М.Шукшина"
Раздел: среднее образование





Назад




Чувство Родины в жизни и творчестве В.М.Шукшина

Родина… И почему же живёт в

сердце мысль, что я когда-то останусь

там навсегда?... Может, потому, что она и

живёт постоянно в сердце, и образ её

светлый погаснет со мной вместе. Видно,

так. Благослови тебя, моя родина, труд и

разум человеческий! Будь счастлива!

Будешь ты счастлива, и я буду счастлив.

В. М. Шукшин

(Сростки – родина В. М. Шукшина)

Что значит для каждого из нас родина? Родина – это край, где ты

родился и вырос; это дом; это детство, тёплые руки матери, запах горячего

хлеба… Родина – это целый мир, это земля, взрастившая и воспитавшая тебя.

Василий Макарович Шукшин – единственный деятель искусств, у

которого тема родины прочувствована сердцем, она проходит через все его

писательские, кинематографические и актёрские творения. Чувство родины

жило в нём настолько глубоко, что любая мысль о разлуке с ней отзывалась в

душе острой болью. Так было всегда, когда он покидал родную деревню.

Живя в столице, он постоянно ощущал невыносимую тоску по своей малой

родине, интересовался деревенскими новостями и искренне завидовал тем,

кто побывал на Алтае. Всё-таки чем же была родина для Василия

Макаровича? Почему же так крепко держали его родственные связи и корни?

Наверное, это передалось от предков, которые обрели свою родину, проделав

невероятно долгий и трудный путь с Волги и Дона на Алтай. Будущий

писатель восхищался их огромной силой и упорством, сердечно благодарил

их за то, что они сберегли в своём сердце чувство обретённой родины для

потомков. Шукшин любил красоту родной земли и считал её редкой, людей,

не ней живущих, пашню… Что же запомнил Василий из той жизни? На этот

вопрос он даёт полный, точный и конкретный ответ: «… я запомнил образ

жизни русского крестьянства, нравственный уклад этой жизни, больше того,

у меня с годами крепло убеждение, что он, этот уклад, прекрасен в целом,

начиная с языка, с жилья». В доме деда Шукшин не только получил самые

ценные уроки Нравственности, которые он пронёс через всю свою недолгую

жизнь, но и научился строго выполнять неписанный кровный закон –

соблюдение Правды. К выше названному ещё прилагались Труд и Совесть.

По словам самого писателя, «человек, лишённый совести – пустой человек,

если не хуже». Родина дала Василию Макаровичу «запас прочности»,

чувство защищённости, стойкость духа, огромную жизнеспособность, ведь

есть куда вернуться, отдышаться и собраться с мыслями. Он свято верил в то,

что «родной воздух, родная речь, знакомая песня, ласковое слово матери

врачуют душу». Отношения Шукшина с родиной были непростыми.

Сложность состояла в том, он не мог без неё прожить и дня, и одновременно

испытывал чувство неловкости и даже стыда перед своими земляками за то,

покинул родной Алтай. Его мучили сомнения: имеет ли право он называть

это всё своим? «Моё ли это – моя родина, где я родился и вырос? Моё.

Говорю это чувством глубокой правоты, ибо всю мою жизнь несу родину в

душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и

горько… Я не выговариваю себе это чувство, не извиняюсь за него перед

земляками – оно моё, оно – я».

Образ Родины, живший в сердце писателя, невозможно представить

без матери, Марии Сергеевны. Мама – часть родины, именно она явила миру

такого сына, талант которого не перестаёт волновать сердца и души

читателей и зрителей планеты Земля. Шукшин любил свою мать нежно и

трогательно, просто и искренне, с чувством бесконечной благодарности.

Мария Сергеевна всю свою жизнь посвятила тому, чтобы Вася с Талей

выросли настоящими людьми. По её мнению, самое дорогое наследство от

родителей детям – это человечность, естественность и душевная щедрость. С

какой сыновней теплотой и нежностью обращается Василий Макарович к

своей маме в письмах: «…родненькая моя, родная моя мамочка, дорогая моя,

милая моя, хорошая моя». Любовь матери и сына была, несомненно,

взаимной. На свой первый гонорар сын купил для матери дом, который стал

теперь музеем. Это ли не самое искреннее проявление сыновней любви и

заботы!

(У дома матери Марии Сергеевны)

– Вася очень любил работать в нашем доме в Сростках,– рассказывала Мария

Сергеевна. – Работал в зале, в самой большой комнате. Засиживался до

глубокой ночи. Мария Сергеевна перечитывала всё, написанное сыном,

пересматривала фильмы, бережно собирала и хранила вещи, вышивала

портрет (ей очень хотелось вышить «Васю с детками»),

(Портрет сына, вышитый руками матери)

а самое главное – она поделилась самый дорогим для неё – дала согласие на

издание писем Василия Макаровича, которым в нравственном отношении нет

цены. В каждой строчке, в каждом слове здесь звучат безграничная любовь и

доброта к людям, к родине. Вся её жизнь – это настоящий материнский

подвиг!

Искренней любовью к родине писатель и режиссёр Шукшин наделил

своих героев. Они настолько самобытны и естественны, что кажутся нам не

книжными персонажами, а реальными, живыми, яркими образами. Один из

героев рассказа Стёпка сбегает из заключения, немного не дождавшись

окончания срока, потому что ему каждую ночь снится родная деревня.

Сбежав и погуляв один вечер дома, он снова возвращается в тюрьму уже на

новый срок. «Ничего… Я теперь подкрепился, теперь можно сидеть».

Народные характеры, изображённые Шукшиным – серьезное исследование

писателя. Они – выходцы из деревни, скопированы с реальных сельских

жителей, с простых деревенских трудяг. Иван – герой произведения «Брат

мой», очень похож на самого Шукшина, который приезжает в свою деревню,

чтобы пообщаться с роднёй, друзьями и соседями, отдохнуть от городской

суеты. Но ему неловко от того, что подумают о нём земляки. Шукшину, как

никому, очень знакомо это чувство. Автор, как настоящий патриот,

затрагивает острую и больную тему и ставит вопрос: почему молодые люди

навсегда уезжают и бросают свои родные места? Читатель вместе с автором

остро ощущает тоску героев по дому, по родному краю. Проблема, поднятая

Шукшиным, была и остаётся вполне актуальной и на сегодняшний день:

молодежь в селе остаётся неохотно или вообще бежит из деревни, потому что

нет работы. А те, кто остаются, страдают от безработицы и не имеют никакой

перспективы, потому проводят время у пивного ларька, избавляясь от

последнего рубля и запивая горе алкоголем. Несмотря на проблемы и

грустные раздумья, герой рассказа Иван восхищается красотой родимого

края, его необъятностью и величием. Так искренне, затрагивая глубокие

струны души, мог написать только человек, переживший и

прочувствовавший это всё сам.

Василий Шукшин создал в своих произведениях не просто персонажи,

а героев, близких себе по духу, любящих сибирскую деревню, её жителей, её

природу. Образ красавицы-берёзки появляется не случайно: он – символ

родины. Как любил эти деревца Егор Прокудин, называя их «невестушками».

По пути в Сростки нельзя не заметить многочисленные берёзовые рощи,

берёзки растут здесь всюду: по берегам зеленоглазой Катуни, где любил

бродить Шукшин, в саду, около дома, по дороге на гору Пикет. «Берёзки

будто к дому бежали с горы, а узнав, что нет их хозяина, так и застыли на

склоне холма», – сказал один из выступающих на шукшинских чтениях. В

«Печках – лавочках» Василий Макарович говорит о своих любимцах:

«Выбежали к дороге белоногие берёзки – и такие они ясные, белые под

луной, такие родные… И грустные»…

В шукшинских рассказах, романах и фильмах везде и всюду

встречаешь исключительно народную речь, песни и частушки, звучавшие на

родине, в Сростках. Его герои – большие песенники, любящие простую

народную русскую мелодию. Это и торжественные песни, и грустные,

задумчивые, и весёлые залихватские частушки. Язык, на котором говорят

герои Шукшина, как и язык его предков, правильный, правдивый и

свободный, точный и сильный. В текстах произведений часто встречаются

просторечия, выражения и фразы, свойственные только перу Шукшина:

«хочу крестьянствую, хочу хвост дудкой», «наговорил сорок бочек», «дым

коромыслом», «ё-моё», «ни сном – ни духом», «хоть матушку-репку пой»,

«ядрёна мать», «пятый угол искать», «как собаке пятая нога», «пришей-

пристебай», «кишмя кишело», «баш на баш», «взятки гладки», «ушки

топориком», «кудыкина гора» и др. Шукшинский язык знаком, доступен и

прост, в этом и заключается его притягательная сила. Шукшин читается легко

и непринуждённо, а самого писателя с уверенностью можно назвать

мастером народного слова.

Родина – неотъемлемая часть шукшинской души и шукшинского

творчества. Это понятие очень ёмко, его значение трудно переоценить.

Родина – это и семья, и память о традициях предков, это полати и печка;

родина – это песня, белоствольная берёзка, народный говор, действующий

как живительный бальзам для души. Через всю свою жизнь великий писатель

пронёс чистое и светлое чувство бесконечной любви к простой сибирской

деревне, которая дала мощный толчок к развитию его таланта и творческих

возможностей. Шукшин, воспитанный деревней, действительно стал

неповторимым и самобытным художником слова, подлинным артистом и

режиссёром. Он охотно делится со всеми своим нравственным опытом, своим

знанием жизни, заставляет задуматься о смысле и правде, глубоко затрагивая

человеческие души и сердца. Василий Макарович Шукшин всегда жил с

чувством родины и святой, самоотверженной верности ей. «…Когда буду

помирать, если буду в сознании, в последний момент успею подумать о

матери, о детях и о родине, которая живёт во мне. Дороже у меня ничего

нет…». Эти слова знаменитого земляка не нуждаются ни в каких

комментариях.

Талант Шукшина – явление удивительное и редкостное. Писатель

мечтал о том, чтобы люди были добрее и внимательнее друг к другу, чтобы

жили с чувством справедливости и преданности родной земле. Он был и

будет примером человека высочайшего патриотизма, на который способен не

каждый. Наш нравственный долг – бережно хранить всё то, что связано с

именем великого Шукшина. Во время шукшинских чтений на Пикете

соберутся тысячи поклонников и почитателей таланта выдающегося деятеля

искусства и кинематографии Василия Макаровича Шукшина, чтобы ещё раз

низко поклониться его памяти и той земле, которая его вырастила и на

которую он так похож.



В раздел образования