Автор: Кожухарь Евгения Григорьевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: СОШ №18
Населённый пункт: РС(Я) г. Нерюнгри
Наименование материала: Методическое пособие для ОУ с инклюзией
Тема: Физминутки на уроках в образовательном учреждении с инклюзией
Раздел: среднее образование
«ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С ИНКЛЮЗИЕЙ»
Е. Г. Кожухарь
Муниципальное общеобразовательное учреждение – Средняя
общеобразовательная школа № 18 г. Нерюнгри
Здоровьесберегающие
технологии
в
образовании
занимают
одно
из
самых ведущих направлений, ведь наибольшей ценностью является здоровье
ребенка, а физическая активность - это одно из наиболее важных условий
современной жизни. Около 35% детей в России рождаются с различными
осложнениями или заболевают в первый год жизни. Ежегодно не менее 12%
детей появляется на свет недоношенными или с низкой массой тела. Более
того,
из-за
травм
и
заболеваний
многие
получают
инвалидность
еще
в
детском возрасте — по состоянию на 2016 год, количество детей-инвалидов в
России составило 541 тыс. человек, более половины из них — это подростки
от 10 до 17 лет. В связи с такой статистикой сохранению здоровья следует
уделять максимум внимания. Особое внимание хочется обратить на детей с
ограниченными возможностями здоровья. Каждая из категорий таких детей
имеет
особые
образовательные
потребности
относительно
физической
культуры.
В
настоящее
время
инклюзия
-
это
приоритетное
направление
в
современном
образовательном
процессе.
В
нашей
школе
обучаются
140
детей, имеющих особые образовательные потребности. Из них 2 человека с
нарушениями
речи,
двое
слабовидящих,
трое
глухих,
14
человек
слабослышащих, пять обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата, 13 умственно отсталых и 100 детей с задержкой психического
развития.
В
соответсвии
с
требованиями
СанПиНа
в
оздоровительных
целях
общеобразовательные
учреждения
должны
создавать
условия
для
удовлетворения
биологической
потребности
школьников
в
движении.
Эта
потребность может быть реализована посредством дозированной ежедневной
двигательной активности.
Научно
доказано,
что
трудоспособность
в
течение
учебной
недели
меняется.
В
первые
два
учебных
дня
трудоспособность
повышается,
максимальные показатели приходятся на второй и
третий учебные дни, к
концу недели этот уровень постепенно снижается.
Так же необходимо принимать во внимание, что и в течение одного
учебного
дня
работоспособность
учащихся
повышается
примерно
к
одиннадцати часам дня, затем показатели трудоспособности достигают своего
максимума и сохраняются около двух часов.
Большое
количество времени учащиеся в школе проводят сидя за
партой. Это вызывает статическое напряжение в мышцах, неподвижность в
позвонках, утомление органов зрения.
В связи с высокой утомляемостью
детей
на
занятиях
необходимо
включать
в
уроки
физкультминутки,
как
средство
релаксации,
либо
как
средство
повышения
работоспособности.
Физкультминутки
на
уроке
-
это
одно
из
средств
снятия
утомления
как
физического, так и психического.
Конечно, каждый педагог включает в свои уроки физкультминутки, но
проведение такого вида деятельности должно быть грамотным, приносящим
максимум пользы.
Необходимо привязывать форму и содержание таких пауз к
предмету и теме урока. Это не только снимет напряжение, но и
поможет учащимся лучше усвоить пройденный материал.
С
осторожностью
можно
применять
музыкальное
сопровождение,
так
как
в
зависимости
от
категории
детей
восприятие музыки так же различно.
Следует вводить проведение
физкультминуток на уроках
постепенно, так как при резком внедрении чего-то нового у детей
возникает проблемное восприятие.
Овладеть методикой проведения физических упражнений,
знать специальную терминологию. Повторение упражнений вслед
за учителем создает психо-физиологический комфорт для детей.
На уроках математики и русского языка в 6в (инклюзивный класс) и 7в
(специальный
коррекционный
класс)
учителя
систематически
проводили
физминутки, привязанные к теме урока. Например, на уроке математики
ученики изучали тему «Положительные и отрицательные числа». Во время
физминутки
ребятам
предлагалось
выполнять
различные
действия
в
зависимости
от
того,
какое
число
называл
учитель.
Если
число
положительное
–
нужно
выполнить
поворот
головы
вправо,
если
число
отрицательное – поворот головы влево, если называлось число ноль – поднять
руки вверх. При изучении темы «Правильные и неправильные дроби» если
учитель называл правильную дробь, ученики хлопали в ладоши, если дробь
неправильная – прыгали на месте, если смешанное число – зажмуриться и
закрыть глаза ладошками. При сравнении чисел на экране, если первое число
больше – поднять правую руку вверх, если первое число меньше – поднять
левую руку, если числа равны – развести руки в стороны. Таким образом,
учащиеся, которые не имели устойчивого навыка в данных темах, глядя на
других учащихся, закрепляли знания, не испытывая при этом дискомфорта. А
также получали заряд энергии, улучшали свое психо-физическое состояние.
Таблица 1
Мониторинг по математике обучающихся 7 в класса по теме «Положительные
и отрицательные числа» до использования физминуток.
вариант
Проверяемые элементы
Кол-во
баллов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Ученик
1
1
0
1
1
0
1
0
1
0
1
0
0
1
0
0
6
Ученик
2
2
1
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
2
Ученик
3
2
1
1
1
1
1
1
0
0
1
0
0
0
1
0
8
Ученик
4
2
0
1
0
1
1
1
1
0
0
0
0
0
1
0
6
Ученик
5
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
1
0
0
0
0
5
Ученик
6
2
1
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
2
Ученик
7
1
1
1
1
1
0
0
0
0
1
0
1
0
1
0
7
Ученик
8
1
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
Ученик
9
2
1
1
0
0
0
0
0
0
1
1
0
0
0
0
4
Ученик
1
1
0
1
1
0
0
1
1
0
0
0
0
0
1
6
10
Таблица 2
Мониторинг по математике обучающихся 7 в класса по теме «Положительные
и отрицательные числа» после использования физминуток.
вариант
Проверяемые элементы
Кол-во
баллов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Ученик
1
1
0
1
1
0
1
0
1
0
1
0
0
1
0
0
6
Ученик
2
2
0
1
0
0
0
1
1
0
0
0
0
0
0
0
3
Ученик
3
2
1
1
1
1
1
1
0
0
1
0
0
1
1
0
9
Ученик
4
2
1
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
0
1
0
8
Ученик
5
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
1
0
0
0
0
5
Ученик
6
2
1
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
2
Ученик
7
1
1
1
1
1
0
0
0
0
1
0
1
0
1
0
7
Ученик
8
1
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
Ученик
9
2
1
1
0
0
1
0
0
0
1
1
0
0
1
0
6
Ученик
10
1
1
0
1
1
0
0
1
1
0
1
0
0
0
1
7
Таблица 3
Мониторинг по математике обучающихся 6 в класса по теме «Правильные и
неправильные дроби» до использования физминуток.
вариант
Проверяемые элементы
Кол-во
баллов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Ученик
1
1
1
1
1
0
1
0
1
0
1
1
0
1
0
0
8
Ученик
2
2
1
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
2
Ученик
3
2
1
1
1
1
1
1
0
0
1
0
0
0
1
0
8
Ученик
4
2
0
1
0
1
1
1
1
0
0
0
0
0
1
0
6
Ученик
5
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
1
0
0
0
0
5
Ученик
6
2
1
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1
1
0
0
4
Ученик
7
1
1
1
1
1
0
0
0
0
1
0
1
0
1
0
7
Ученик
8
1
1
0
0
1
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
3
Ученик
9
2
1
1
0
0
0
0
0
0
1
1
0
0
0
0
4
Ученик
10
1
1
0
1
1
0
0
1
1
0
0
0
0
0
1
6
Таблица 4
Мониторинг по математике обучающихся 6 в класса по теме «Правильные и
неправильные дроби» после использования физминуток.
вариант
Проверяемые элементы
Кол-во
баллов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Ученик
1
1
0
1
1
0
1
0
1
0
1
0
0
1
0
0
6
Ученик
2
2
1
1
0
1
1
0
0
0
0
1
0
0
0
0
5
Ученик
3
2
1
1
1
1
1
1
0
0
1
0
0
0
1
0
8
Ученик
4
2
0
1
0
1
1
1
1
0
0
0
0
0
1
0
6
Ученик
5
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
1
0
0
0
1
7
Ученик
6
2
1
1
1
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
4
Ученик
7
1
1
1
1
1
0
0
0
0
1
0
1
0
1
0
7
Ученик
8
1
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
Ученик
9
2
1
1
0
0
0
0
0
0
1
1
0
0
0
0
4
Ученик
10
1
1
1
1
1
0
0
1
1
0
0
0
0
0
1
7
Исходя
из
данных
мониторингов,
наблюдается
небольшой
рост
обученности.
Физминутки можно привязывать также и к теме урока русского языка.
Например, изучая тему «Наречие» либо «Глагол», на экране располагаются
стихотворения со словами-деепричастиями или глаголами, которые выделены
большим размером и другим цветом. Ребята вслед за учителем выполняют
физические
упражнения,
проговаривая
стихотворения.
Таким
образом,
изучаемый
материал
усваивается
лучше,
ученики
хорошо
запоминают
простые стихотворения.
Таблица 5
Мониторинг по русскому языку обучающихся 7 в класса по теме «Наречие»
до проведения физминуток.
вариант
Проверяемые элементы
Кол-во
баллов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Ученик
1
1
1
1
1
0
1
0
1
0
1
1
1
1
0
0
9
Ученик
2
2
1
1
1
1
1
0
0
0
0
1
0
0
0
0
6
Ученик
3
2
1
1
1
1
1
1
0
0
1
0
0
0
1
0
8
Ученик
4
2
0
1
0
1
1
1
1
0
0
0
0
0
1
0
6
Ученик
5
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
1
0
0
0
1
7
Ученик
6
2
1
1
1
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
4
Ученик
7
1
1
1
1
1
0
0
0
0
1
0
1
0
1
0
7
Ученик
8
1
1
1
0
0
1
1
0
0
0
0
0
0
0
0
4
Ученик
9
2
1
1
0
0
0
0
0
0
1
1
0
0
0
0
4
Ученик
10
1
1
1
1
1
0
0
1
1
0
0
0
0
0
1
7
Таблица 6
Мониторинг по русскому языку обучающихся 7 в класса по теме «Наречие»
после проведения физминуток.
вариант
Проверяемые элементы
Кол-во
баллов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Ученик
1
1
0
1
1
1
1
0
1
0
1
1
0
1
0
0
8
Ученик
2
2
1
1
0
1
1
0
0
0
0
1
0
0
0
0
5
Ученик
3
2
1
1
1
1
1
1
0
0
1
0
0
0
1
0
8
Ученик
4
2
1
1
0
1
1
1
1
1
0
0
0
0
1
0
8
Ученик
5
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
1
0
0
0
1
7
Ученик
6
2
1
1
1
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
4
Ученик
7
1
1
1
1
1
0
0
0
0
1
0
1
0
1
0
7
Ученик
8
1
1
0
0
0
0
1
0
0
0
1
1
0
1
0
5
Ученик
9
2
1
1
0
0
0
1
1
0
1
1
0
0
0
0
6
Ученик
10
1
1
1
1
1
0
0
1
1
0
0
0
0
0
1
7
Таблица 7
Мониторинг по русскому языку обучающихся 6 в класса по теме «Глагол» до
проведения физминуток.
вариант
Проверяемые элементы
Кол-во
баллов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Ученик
1
1
0
0
1
0
1
0
1
0
1
0
0
0
0
0
4
Ученик
2
2
1
1
0
1
1
0
0
0
0
1
0
0
0
0
5
Ученик
3
2
1
0
1
0
1
1
0
0
1
0
0
0
0
0
5
Ученик
4
2
0
1
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
3
Ученик
5
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
1
0
0
0
1
7
Ученик
6
2
1
1
1
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
4
Ученик
7
1
1
1
1
1
0
0
0
0
1
0
1
0
1
0
7
Ученик
8
1
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
Ученик
9
2
1
1
0
0
0
0
0
0
1
1
0
0
0
0
4
Ученик
10
1
1
1
1
1
0
0
1
1
0
0
0
0
0
1
7
Таблица 8
Мониторинг по русскому языку обучающихся 6 в класса по теме «Глагол»
после проведения физминуток.
вариант
Проверяемые элементы
Кол-во
баллов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Ученик
1
1
0
1
1
0
1
0
1
0
1
0
0
1
0
0
6
Ученик
2
2
1
1
0
1
1
0
0
0
0
1
0
0
0
0
5
Ученик
3
2
1
1
1
1
1
1
0
0
1
0
0
0
1
0
8
Ученик
4
2
0
1
0
1
1
1
1
0
0
0
0
0
1
0
6
Ученик
5
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
1
0
0
0
1
7
Ученик
6
2
1
1
1
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
4
Ученик
7
1
1
1
1
1
0
0
0
0
1
0
1
0
1
0
7
Ученик
8
1
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
Ученик
9
2
1
1
0
0
0
0
0
0
1
1
0
0
0
0
4
Ученик
10
1
1
1
1
1
0
0
1
1
0
0
0
0
0
1
7
На вопрос: «Какие изменения в твоей учебной деятельности произошли
после регулярного проведения физминуток?» даны следующие ответы:
- перестали ждать перемену 25%;
- уроки проходят быстрее 20%;
- уроки стали интереснее 27%;
- улучшились учебные результаты 11%;
- повысилась активность на уроке 10%;
- изменились взаимоотношения с учителями 6%
Учащиеся, участвовавшие в опросе, на вопрос: «Физминутки на уроках
помогают или мешают?» ответили:
- помогают преодолевать сонливость и однообразность 35%;
- повышают работоспособность 30%;
- создают хорошее настроение 20%;
- способствуют общению 6%;
- мешают уроку 5%;
- ограничивают время урока 4%.
Использование
физкультминуток,
привязанных
к
теме
урока,
дает
возможность учащимся переключиться с одного вида деятельности на другой,
не
прерывая
изучения
материала.
Физические
упражнения
улучшают
кровоснабжение головного мозга и всех органов и систем организма, снижают
утомляемость,
являются
профилактикой
развития
нарушений
осанки.
Правильный эмоциональный посыл учителя повышает настроение, заряжает
энергией, что повышает работоспособность учащихся.
Проблемы и возможные риски
Отсутствие специально подготовленных педагогов к работе с детьми с
ОВЗ;
Недостаточные
материально-технические
ресурсы
сопровождения
обучения детей с ОВЗ;
Сложности в построении оптимальных отношений между здоровыми
детьми и детьми с ОВЗ, обучающимися в одном классе;
Сложности в построении оптимальных отношений между родителями
здоровых детей и детей с ОВЗ, обучающимися в одном классе, в одной школе;
Список литературы.
1.
Е.Л.
Гончарова,
О.И.
Кукушкина
«Ребенок
с
особыми
образовательными потребностями» ;
2.
Зинкевич-Евстигнеева
Т.
Д.,
Нисневич
Л.
А.
Как
помочь
«особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. СПб., 2000
3.
Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней
педагогической помощи детям с отклонениями в развитии / Пер с англ.
М., 1997.
4.
Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней
педагогической помощи детям с отклонениями в развитии / Пер с англ.
М., 1997.