Напоминание

Физминутки на уроках в образовательном учреждении с инклюзией


Автор: Кожухарь Евгения Григорьевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: СОШ №18
Населённый пункт: РС(Я) г. Нерюнгри
Наименование материала: Методическое пособие для ОУ с инклюзией
Тема: Физминутки на уроках в образовательном учреждении с инклюзией
Раздел: среднее образование





Назад




«ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С ИНКЛЮЗИЕЙ»

Е. Г. Кожухарь

Муниципальное общеобразовательное учреждение – Средняя

общеобразовательная школа № 18 г. Нерюнгри

Здоровьесберегающие

технологии

в

образовании

занимают

одно

из

самых ведущих направлений, ведь наибольшей ценностью является здоровье

ребенка, а физическая активность - это одно из наиболее важных условий

современной жизни. Около 35% детей в России рождаются с различными

осложнениями или заболевают в первый год жизни. Ежегодно не менее 12%

детей появляется на свет недоношенными или с низкой массой тела. Более

того,

из-за

травм

и

заболеваний

многие

получают

инвалидность

еще

в

детском возрасте — по состоянию на 2016 год, количество детей-инвалидов в

России составило 541 тыс. человек, более половины из них — это подростки

от 10 до 17 лет. В связи с такой статистикой сохранению здоровья следует

уделять максимум внимания. Особое внимание хочется обратить на детей с

ограниченными возможностями здоровья. Каждая из категорий таких детей

имеет

особые

образовательные

потребности

относительно

физической

культуры.

В

настоящее

время

инклюзия

-

это

приоритетное

направление

в

современном

образовательном

процессе.

В

нашей

школе

обучаются

140

детей, имеющих особые образовательные потребности. Из них 2 человека с

нарушениями

речи,

двое

слабовидящих,

трое

глухих,

14

человек

слабослышащих, пять обучающихся с нарушениями опорно-двигательного

аппарата, 13 умственно отсталых и 100 детей с задержкой психического

развития.

В

соответсвии

с

требованиями

СанПиНа

в

оздоровительных

целях

общеобразовательные

учреждения

должны

создавать

условия

для

удовлетворения

биологической

потребности

школьников

в

движении.

Эта

потребность может быть реализована посредством дозированной ежедневной

двигательной активности.

Научно

доказано,

что

трудоспособность

в

течение

учебной

недели

меняется.

В

первые

два

учебных

дня

трудоспособность

повышается,

максимальные показатели приходятся на второй и

третий учебные дни, к

концу недели этот уровень постепенно снижается.

Так же необходимо принимать во внимание, что и в течение одного

учебного

дня

работоспособность

учащихся

повышается

примерно

к

одиннадцати часам дня, затем показатели трудоспособности достигают своего

максимума и сохраняются около двух часов.

Большое

количество времени учащиеся в школе проводят сидя за

партой. Это вызывает статическое напряжение в мышцах, неподвижность в

позвонках, утомление органов зрения.

В связи с высокой утомляемостью

детей

на

занятиях

необходимо

включать

в

уроки

физкультминутки,

как

средство

релаксации,

либо

как

средство

повышения

работоспособности.

Физкультминутки

на

уроке

-

это

одно

из

средств

снятия

утомления

как

физического, так и психического.

Конечно, каждый педагог включает в свои уроки физкультминутки, но

проведение такого вида деятельности должно быть грамотным, приносящим

максимум пользы.

Необходимо привязывать форму и содержание таких пауз к

предмету и теме урока. Это не только снимет напряжение, но и

поможет учащимся лучше усвоить пройденный материал.

С

осторожностью

можно

применять

музыкальное

сопровождение,

так

как

в

зависимости

от

категории

детей

восприятие музыки так же различно.

Следует вводить проведение

физкультминуток на уроках

постепенно, так как при резком внедрении чего-то нового у детей

возникает проблемное восприятие.

Овладеть методикой проведения физических упражнений,

знать специальную терминологию. Повторение упражнений вслед

за учителем создает психо-физиологический комфорт для детей.

На уроках математики и русского языка в 6в (инклюзивный класс) и 7в

(специальный

коррекционный

класс)

учителя

систематически

проводили

физминутки, привязанные к теме урока. Например, на уроке математики

ученики изучали тему «Положительные и отрицательные числа». Во время

физминутки

ребятам

предлагалось

выполнять

различные

действия

в

зависимости

от

того,

какое

число

называл

учитель.

Если

число

положительное

нужно

выполнить

поворот

головы

вправо,

если

число

отрицательное – поворот головы влево, если называлось число ноль – поднять

руки вверх. При изучении темы «Правильные и неправильные дроби» если

учитель называл правильную дробь, ученики хлопали в ладоши, если дробь

неправильная – прыгали на месте, если смешанное число – зажмуриться и

закрыть глаза ладошками. При сравнении чисел на экране, если первое число

больше – поднять правую руку вверх, если первое число меньше – поднять

левую руку, если числа равны – развести руки в стороны. Таким образом,

учащиеся, которые не имели устойчивого навыка в данных темах, глядя на

других учащихся, закрепляли знания, не испытывая при этом дискомфорта. А

также получали заряд энергии, улучшали свое психо-физическое состояние.

Таблица 1

Мониторинг по математике обучающихся 7 в класса по теме «Положительные

и отрицательные числа» до использования физминуток.

вариант

Проверяемые элементы

Кол-во

баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Ученик

1

1

0

1

1

0

1

0

1

0

1

0

0

1

0

0

6

Ученик

2

2

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2

Ученик

3

2

1

1

1

1

1

1

0

0

1

0

0

0

1

0

8

Ученик

4

2

0

1

0

1

1

1

1

0

0

0

0

0

1

0

6

Ученик

5

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

1

0

0

0

0

5

Ученик

6

2

1

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

2

Ученик

7

1

1

1

1

1

0

0

0

0

1

0

1

0

1

0

7

Ученик

8

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

Ученик

9

2

1

1

0

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

4

Ученик

1

1

0

1

1

0

0

1

1

0

0

0

0

0

1

6

10

Таблица 2

Мониторинг по математике обучающихся 7 в класса по теме «Положительные

и отрицательные числа» после использования физминуток.

вариант

Проверяемые элементы

Кол-во

баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Ученик

1

1

0

1

1

0

1

0

1

0

1

0

0

1

0

0

6

Ученик

2

2

0

1

0

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

3

Ученик

3

2

1

1

1

1

1

1

0

0

1

0

0

1

1

0

9

Ученик

4

2

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

1

0

8

Ученик

5

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

1

0

0

0

0

5

Ученик

6

2

1

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

2

Ученик

7

1

1

1

1

1

0

0

0

0

1

0

1

0

1

0

7

Ученик

8

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

Ученик

9

2

1

1

0

0

1

0

0

0

1

1

0

0

1

0

6

Ученик

10

1

1

0

1

1

0

0

1

1

0

1

0

0

0

1

7

Таблица 3

Мониторинг по математике обучающихся 6 в класса по теме «Правильные и

неправильные дроби» до использования физминуток.

вариант

Проверяемые элементы

Кол-во

баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Ученик

1

1

1

1

1

0

1

0

1

0

1

1

0

1

0

0

8

Ученик

2

2

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2

Ученик

3

2

1

1

1

1

1

1

0

0

1

0

0

0

1

0

8

Ученик

4

2

0

1

0

1

1

1

1

0

0

0

0

0

1

0

6

Ученик

5

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

1

0

0

0

0

5

Ученик

6

2

1

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

0

0

4

Ученик

7

1

1

1

1

1

0

0

0

0

1

0

1

0

1

0

7

Ученик

8

1

1

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

3

Ученик

9

2

1

1

0

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

4

Ученик

10

1

1

0

1

1

0

0

1

1

0

0

0

0

0

1

6

Таблица 4

Мониторинг по математике обучающихся 6 в класса по теме «Правильные и

неправильные дроби» после использования физминуток.

вариант

Проверяемые элементы

Кол-во

баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Ученик

1

1

0

1

1

0

1

0

1

0

1

0

0

1

0

0

6

Ученик

2

2

1

1

0

1

1

0

0

0

0

1

0

0

0

0

5

Ученик

3

2

1

1

1

1

1

1

0

0

1

0

0

0

1

0

8

Ученик

4

2

0

1

0

1

1

1

1

0

0

0

0

0

1

0

6

Ученик

5

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

1

0

0

0

1

7

Ученик

6

2

1

1

1

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

4

Ученик

7

1

1

1

1

1

0

0

0

0

1

0

1

0

1

0

7

Ученик

8

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

Ученик

9

2

1

1

0

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

4

Ученик

10

1

1

1

1

1

0

0

1

1

0

0

0

0

0

1

7

Исходя

из

данных

мониторингов,

наблюдается

небольшой

рост

обученности.

Физминутки можно привязывать также и к теме урока русского языка.

Например, изучая тему «Наречие» либо «Глагол», на экране располагаются

стихотворения со словами-деепричастиями или глаголами, которые выделены

большим размером и другим цветом. Ребята вслед за учителем выполняют

физические

упражнения,

проговаривая

стихотворения.

Таким

образом,

изучаемый

материал

усваивается

лучше,

ученики

хорошо

запоминают

простые стихотворения.

Таблица 5

Мониторинг по русскому языку обучающихся 7 в класса по теме «Наречие»

до проведения физминуток.

вариант

Проверяемые элементы

Кол-во

баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Ученик

1

1

1

1

1

0

1

0

1

0

1

1

1

1

0

0

9

Ученик

2

2

1

1

1

1

1

0

0

0

0

1

0

0

0

0

6

Ученик

3

2

1

1

1

1

1

1

0

0

1

0

0

0

1

0

8

Ученик

4

2

0

1

0

1

1

1

1

0

0

0

0

0

1

0

6

Ученик

5

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

1

0

0

0

1

7

Ученик

6

2

1

1

1

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

4

Ученик

7

1

1

1

1

1

0

0

0

0

1

0

1

0

1

0

7

Ученик

8

1

1

1

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

4

Ученик

9

2

1

1

0

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

4

Ученик

10

1

1

1

1

1

0

0

1

1

0

0

0

0

0

1

7

Таблица 6

Мониторинг по русскому языку обучающихся 7 в класса по теме «Наречие»

после проведения физминуток.

вариант

Проверяемые элементы

Кол-во

баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Ученик

1

1

0

1

1

1

1

0

1

0

1

1

0

1

0

0

8

Ученик

2

2

1

1

0

1

1

0

0

0

0

1

0

0

0

0

5

Ученик

3

2

1

1

1

1

1

1

0

0

1

0

0

0

1

0

8

Ученик

4

2

1

1

0

1

1

1

1

1

0

0

0

0

1

0

8

Ученик

5

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

1

0

0

0

1

7

Ученик

6

2

1

1

1

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

4

Ученик

7

1

1

1

1

1

0

0

0

0

1

0

1

0

1

0

7

Ученик

8

1

1

0

0

0

0

1

0

0

0

1

1

0

1

0

5

Ученик

9

2

1

1

0

0

0

1

1

0

1

1

0

0

0

0

6

Ученик

10

1

1

1

1

1

0

0

1

1

0

0

0

0

0

1

7

Таблица 7

Мониторинг по русскому языку обучающихся 6 в класса по теме «Глагол» до

проведения физминуток.

вариант

Проверяемые элементы

Кол-во

баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Ученик

1

1

0

0

1

0

1

0

1

0

1

0

0

0

0

0

4

Ученик

2

2

1

1

0

1

1

0

0

0

0

1

0

0

0

0

5

Ученик

3

2

1

0

1

0

1

1

0

0

1

0

0

0

0

0

5

Ученик

4

2

0

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

3

Ученик

5

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

1

0

0

0

1

7

Ученик

6

2

1

1

1

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

4

Ученик

7

1

1

1

1

1

0

0

0

0

1

0

1

0

1

0

7

Ученик

8

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

Ученик

9

2

1

1

0

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

4

Ученик

10

1

1

1

1

1

0

0

1

1

0

0

0

0

0

1

7

Таблица 8

Мониторинг по русскому языку обучающихся 6 в класса по теме «Глагол»

после проведения физминуток.

вариант

Проверяемые элементы

Кол-во

баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Ученик

1

1

0

1

1

0

1

0

1

0

1

0

0

1

0

0

6

Ученик

2

2

1

1

0

1

1

0

0

0

0

1

0

0

0

0

5

Ученик

3

2

1

1

1

1

1

1

0

0

1

0

0

0

1

0

8

Ученик

4

2

0

1

0

1

1

1

1

0

0

0

0

0

1

0

6

Ученик

5

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

1

0

0

0

1

7

Ученик

6

2

1

1

1

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

4

Ученик

7

1

1

1

1

1

0

0

0

0

1

0

1

0

1

0

7

Ученик

8

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

Ученик

9

2

1

1

0

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

4

Ученик

10

1

1

1

1

1

0

0

1

1

0

0

0

0

0

1

7

На вопрос: «Какие изменения в твоей учебной деятельности произошли

после регулярного проведения физминуток?» даны следующие ответы:

- перестали ждать перемену 25%;

- уроки проходят быстрее 20%;

- уроки стали интереснее 27%;

- улучшились учебные результаты 11%;

- повысилась активность на уроке 10%;

- изменились взаимоотношения с учителями 6%

Учащиеся, участвовавшие в опросе, на вопрос: «Физминутки на уроках

помогают или мешают?» ответили:

- помогают преодолевать сонливость и однообразность 35%;

- повышают работоспособность 30%;

- создают хорошее настроение 20%;

- способствуют общению 6%;

- мешают уроку 5%;

- ограничивают время урока 4%.

Использование

физкультминуток,

привязанных

к

теме

урока,

дает

возможность учащимся переключиться с одного вида деятельности на другой,

не

прерывая

изучения

материала.

Физические

упражнения

улучшают

кровоснабжение головного мозга и всех органов и систем организма, снижают

утомляемость,

являются

профилактикой

развития

нарушений

осанки.

Правильный эмоциональный посыл учителя повышает настроение, заряжает

энергией, что повышает работоспособность учащихся.

Проблемы и возможные риски

Отсутствие специально подготовленных педагогов к работе с детьми с

ОВЗ;

Недостаточные

материально-технические

ресурсы

сопровождения

обучения детей с ОВЗ;

Сложности в построении оптимальных отношений между здоровыми

детьми и детьми с ОВЗ, обучающимися в одном классе;

Сложности в построении оптимальных отношений между родителями

здоровых детей и детей с ОВЗ, обучающимися в одном классе, в одной школе;

Список литературы.

1.

Е.Л.

Гончарова,

О.И.

Кукушкина

«Ребенок

с

особыми

образовательными потребностями» ;

2.

Зинкевич-Евстигнеева

Т.

Д.,

Нисневич

Л.

А.

Как

помочь

«особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. СПб., 2000

3.

Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней

педагогической помощи детям с отклонениями в развитии / Пер с англ.

М., 1997.

4.

Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней

педагогической помощи детям с отклонениями в развитии / Пер с англ.

М., 1997.



В раздел образования