Напоминание

«Уроки фигурного вальса в условиях общеобразовательной школы»


Автор: Гожева Ольга Константиновна
Должность: учитель хореографии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: города Костромы
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Уроки фигурного вальса в условиях общеобразовательной школы»
Раздел: начальное образование





Назад




АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА КОСТРОМЫ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

Методическая разработка

по теме:

«Уроки фигурного вальса в условиях

общеобразовательной школы»

Автор: Гожева О.К

Кострома

2019 год

Аннотация.

Автор методической разработки - Гожева О.К. учитель хореографии высшей категории

МБОУ СОШ №1 города Костромы, стаж работы в школе более тридцати лет.

Методическая разработка «Уроки фигурного вальса в условиях общеобразовательной

школы» - это учебно-методическое пособие для учителей хореографии.

Методическая разработка посвящается методике преподавания «Фигурного вальса» по

хореографии, как уроков двигательной активности в танцевальных ритмах, в рамках

физической культуры, в общеобразовательной школе в соответствии с ФГОС.

В настоящее время такие уроки актуальны и практикуются во многих школах.

Данная разработка может быть полезна учителям хореографии, работающим в

общеобразовательных

учреждениях с детьми разного уровня подготовки, различными

способностями и физическими данными. Так как учебной программой предусмотрены

временные рамки для прохождения темы, в помощь учителям в методической разработке

предлагается вариант быстрого курса по изучению основ «Фигурного вальса».

Содержание:

1.

Введение

2.

Разучиваем «Фигурный вальс»:

Из истории вальса

Методы и приёмы обучения вальсу

Основные положения в паре и соединения рук

Подготовительные и основные движения

Примерная композиция танца

3. Заключение

4. Список рекомендуемой литературы.

5.

Приложение

: Тематическое планирование уроков в ритмах танца

«Фигурный вальс».

ВВЕДЕНИЕ

Определённый вклад в дело воспитания подрастающего поколения

вносит искусство хореографии. Один из его видов – современный бальный танец,

который широко популярен и любим среди людей разных возрастов и народов.

Многогранность современного бального танца сочетает в себе средства музыкального,

пластического, физического, этического, художественно-эстетического развития и

образования. Поскольку учебный процесс протекает в коллективе и носит коллективный

характер, занятия танцами развивают чувство ответственности перед партнёром по танцу

и всем коллективом, умение считаться с их интересами. Осваивая танцевальную лексику,

учащийся учится преодолевать трудности. Познавая красоту в процессе творчества, учится

чувствовать «прекрасное» в искусстве и в жизни.

Актуальность хореографического образования

и целесообразность

заключается в

формировании творческой и гармонично-развитой личности, способствует укреплению

психического и физического здоровья.

Методическая разработка предназначена для учителей хореографии, работающих в

общеобразовательных школах, в которых (в рамках уроков физкультуры) один раз в

неделю проводится урок двигательной активности в танцевальных ритмах, как

разновидность физической деятельности учащихся, что соответствует ФГОС.

Уроки хореографии проводятся в школе с детьми разного уровня подготовки,

различными способностями и физическими данными, так как нет специального отбора

Задачи предмета хореографии:

- способствовать укреплению физического здоровья;

- приобщение детей к танцевальному искусству;

- воспитание нравственных качеств;

- способствовать разностороннему развитию личности школьника;

- воспитание музыкально-хореографической культуры;

- формирование этических манер.

Программа по танцу рассчитана на занятия один урок (45 минут) в неделю. Для

прохождения программы рекомендуется численный состав группы до 15 человек (для

удобства класс делится на две подгруппы).

Уроки проходят под музыкальное сопровождение: (инструмент пианино) или

использование фонограмм на соответствующей аппаратуре.

Кабинет хореографии должен иметь специальное оборудование: стол для

музыкальной аппаратуры, ПК, настенные зеркала, тренажный станок.

Вальс – один из самых распространённых и любимых бальных танцев. Он стал

популярен благодаря простоте и доступности движений. Вальс привлекает плавностью

вращений и непосредственностью общения партнёров в танце. Это парный танец с

синхронным движением партнёров, с техникой, связанной с необходимостью подчиняться

воле ведущего партнёра.

Целесообразно изучение с детьми «фигурного вальса» в 4-м классе уже с первой

четверти, так как в конце учебного года, как правило, проводятся праздники в связи с

окончанием начальной школы. А какой же школьный бал без вальса?!

РАЗУЧИВАЕМ «ФИГУРНЫЙ ВАЛЬС»

Из истории вальса

В 19 веке в моду стали входить балы и маскарады, где ведущее место

принадлежало вальсу. В них принимает участие не только знать, но и городское население.

Проникновение вальса на балы шло постепенно. Известно, что вращательные

движения в танцах появились задолго до рождения специальной вальсовой музыки. Слово

же вальс вошло в употребление уже в 18 веке. Среди старых песенок Германии и Австрии

найдётся много таких, которые пелись в ритме вальса. Под их нехитрую мелодию

танцевали дреер, лендлер, ленчор (вероятно, именно из этой группы танцев вышел вальс).

До сих пор происхождение вальса не определено, хотя народное происхождение вальса

бесспорно.

Появление вальса отвечало новым нормам общественной жизни. Это был лёгкий,

непринуждённый танец, дававший большую возможность импровизации, потому он и

полюбился широким кругам городского населения, которым был чужд придворный этикет.

Но долгое время церковь и светские власти запрещали исполнение даже самых

элементарных фигур вальса: в близости танцующих, в соединении рук они усматривали

безнравственность и распущенность, так как вальс предоставлял свободу в исполнении

движений и партнёр мог поддерживать партнёршу за талию. Устраивались большие

«компании» против этого безнравственного танца. Но остановить распространение вальса

было просто не возможно. Вальс победил. Его торжествующее шествие по свету началось

из Вены, и этот город по праву считают родиной вальса, а танец называют венским

вальсом.

Популярности вальса способствовали венские композиторы и дирижёры: Ланнер,

Штраус – отец и Штраус – сын, они со своими оркестрами выступали на балах. В начале

19 века танцевала вся Вена. Королём вальса суждено было стать Иоганну Штраусу – сыну.

Он создал 447 вальсов. Так вальс становился всемирно известным. Он побеждал не

только уходящие, но и вновь возникающие танцы, такие как полька, фокстроты. Он

продолжал жить и развиваться.

За долгую жизнь вальс изменялся, совершенствовался, приобретал различные

формы. Природа этого танца, его хореографическая структура такова, что исполнители и

хореографы могут варьировать и трактовать движения в соответствии со своим

творческим замыслом и художественным вкусом.

Методы и приёмы обучения вальсу.

Разучивание танца проводится в следующей последовательности:

Вводное слово педагога. Перед разучиванием танца педагог делает о нём

небольшое сообщение. Говорит об истории его происхождения, отмечает

характерные особенности музыки и хореографии, о стиле исполнения.

Слушание музыки и её анализ. Затем предлагается прослушать характерную

музыку к танцу, определить её характер, темп, музыкальный размер.

Следующий этап – разучивание элементов танца, движений, поз, переходов и

рисунка танца.

Широко используется педагогами при обучении:

традиционный приём, когда педагог объясняет и показывает материал сам, а затем тоже

повторяют ученики;

одновременный приём тоже не менее эффективен, при котором ученики повторяют

движение вместе с объяснением и показом учителя одновременно.

Существует несколько методов разучивания движений:

метод разучивания по частям сводится к делению движения на простые части и

разучивание каждой отдельно с последующей группировкой частей в нужной

последовательности в единое целое. Например: вальсовый поворот, где следует

разучивать отдельно сначала первую половину поворота, затем вторую.

целостный метод используется для разучивания простых движений целиком в

замедленном темпе. Например: балансе, вальсовая дорожка.

метод временного упрощения необходим при разучивании наиболее сложных

движений. Сложное движение сводится к простой структуре и разучивается в таком

виде. Затем движение постепенно усложняется, приближаясь к законченной форме.

Например: вальсовый поворот партнёрши под рукой партнёра.

Процесс разучивания обычно сопровождается музыкой или идёт под счёт педагога.

Занятия должны идти в хорошем темпе, не следует долго отрабатывать одно и то же

движение, долго объяснять, пытаться научить всему и сразу.

Ученик получит возможность научиться:

- эстетически красиво двигаться в ритме вальса;

-

расширить

запас

музыкальных

и

танцевальных

впечатлений

в

самостоятельной

творческой деятельности;

- владеть элементами танцевального движения как средствами выражения своих мыслей,

чувств и физических ощущений;

- доказывать свою точку зрения на обсуждаемую тему, правильно оценить увиденный

художественный результат.

Учебный план по теме «Фигурный вальс»

1 четверть

Изучение подготовительных и основных движений

9 часов

2 четверть

Работа над вариацией и композицией танца

8 часов

Примечание: Движение вальсовый поворот или иначе правый поворот в паре (венский

вальс), как сложный вариант для детей, можно заменить сочетанием параллельной

вальсовой дорожкой в паре и вальсовой дорожкой партнёрши вокруг партнёра.

Основные положения в паре и соединения рук.

Закрытое положение:

1.

«Лодочка»: Партнёр и партнёрша стоят лицом друг к другу, руки соединены во 2 п.

2.

«Окошко»: Партнёр и партнёрша стоят лицом друг к другу, правые руки соединены

во 3 п. Свободная рука у девочки находится во 2 п., у мальчика за спиной.

3.

«Пол - восьмёрка»: Партнёр и партнёрша стоят лицом друг к другу, правые руки

соединены в 1 п. на расстоянии вытянутых рук. Свободная рука у девочки

находится во 2 п., у мальчика - за спиной.

Открытое положение:

Партнёр и партнёрша стоят боком друг к другу, держась, девочка левой, а мальчик

правой руками в 1 п. Кисть девочки лежит сверху, локти округлены и приподняты.

Свободные руки в исходной позиции.

Противоположное положение:

«Лодочка спиной»: Партнёр и партнёрша стоят спиной друг к другу, руки соединены

во 2 п. у девочки левая, у мальчика правая. Свободные руки находятся во 2 п.

Подготовительные и основные движения

Дорожка вперёд: и.п.-3 п. правая нога впереди

«1»-шаг правой ногой вперёд с каблука (перекат), «2»- шаг левой ногой вперёд на

полупальцы, «3»- шаг вперёд с носка на всю ступню. В паре открытое положение.

Балансе в сторону (вправо): и. п.- 3 п. правая нога спереди.

Затакт: отведение П.Н. вправо на воздух. Колени выпрямлены. «1»- шаг П. Н. вправо в

приседание. Л. Н. сгибается в положение у щиколотки П. Н. позади; «2»- переход на

полупальцы Л. Н. по 3 п. Колено выпрямляется. П.Н. сгибается в положение у щиколотки

Л.Н. впереди; «3»-переход на П.Н. , Л.Н. сгибается в положение у щиколотки П.Н. позади.

Аналогично балансе влево, вперёд.

Вальсовый поворот (правый поворот):

1-я половина на 1 такт. Исполняется с П.Н. исходное положение лицом к центру.

«1»- шаг П.Н. вперёд -вправо с каблука на всю ступню; «2»-шаг Л.Н. в сторону по линии

танца на низкие полупальцы; «3»- приставляется П.Н. к левой в позицию, встав спиной к

центру круга.

2-я половина на 2-й такт.

«1»- шаг с Л.Н. назад по линии танца на всю ступню; «2»- шаг П.Н. в сторону по линии

танца на низких полупальцах; «3»-Л.Н. подводится к правой в позицию, встав лицом к

центру.

Аналогично левый поворот с левой ноги влево.

Фигурный вальс (примерная композиция танца)

Танец определённой композиции, состоит из 4-х фигур, занимает 32 такта.

М/Р – ¾, темп умеренный

1-я фигура (8 тактов). В паре закрытое положение «лодочка», лицом друг к другу.

Партнёр стоит спиной к центру круга.

Балансе в сторону по линии танца и балансе в сторону против линии танца(2 такта). Затем

вальсовый поворот по линии танца (партнёр левый, партнёрша правый), первая половина

заканчивается спиной друг к другу (противоположное положение), потом лицом друг к

другу (2 такта).

Комбинация повторяется 2 раза.

Схема: балансе, балансе + вальсовый поворот + балансе, балансе + вальсовый поворот.

2-я фигура (8 тактов). В паре положение рук «пол – восьмёрки», лицом друг к другу.

Партнёр стоит спиной к центру круга.

1 такт: балансе вперёд на встречу друг другу с правых ног. Положение «окошко» (правая

рука в 3 позиции)

2 такт: шаг-глиссад назад. Положение «пол – восьмёрка» (правая рука в 1 позиции)

3 такт: балансе вперёд со сменой места.

4 такт: шаг-глиссад назад.

Комбинация повторяется дважды.

Схема: балансе вперёд, шаг-глиссад + смена места, шаг-глиссад + балансе вперёд, шаг-

глиссад + на своё место, шаг-глиссад.

3-я фигура (8 тактов).

Партнёр: 4-е вальсовые дорожки вперёд по линии танца с правой ноги. Сопровождает

партнёршу по кругу, держа правой рукой в верхнем положении.

Партнёрша: 4-е правых поворота под правой рукой, левая рука в свободном приподнятом

положении в стороне.

4-я фигура (8 тактов). Пара находится в открытом положении, боком друг к другу.

1-4 такт: оба одновременно с правой ноги делают 4-е вальсовые дорожки лицом по линии

танца.

5-8 такт: партнёр стоит на левом колене, правая нога стоит согнутая впереди.

Партнёрша продолжает делать ещё 4-е вальсовые дорожки вокруг партнёра.

8-й такт: оба встают в исходное закрытое положение «лодочка», чтобы начать всё сначала.

Композицию танца можно развить, включив выход пар вальсовой дорожкой на

танцевальную площадку, и использовать простой рисунок танца для перестроений, что

сделает композицию разнообразнее, чем вариация танца без начала и конца просто по

кругу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленный в методической разработке вариант быстрого курса по изучению

основ «Фигурного вальса» и освоению танцевальных навыков,

доступен начинающим

танцорам и подходит для праздника в 4-м классе по окончании начальной школы.

Изученный материал может стать основой для «Вальса выпускников». Танец можно

усложнить движением «бабочка», раскрытиями, добавить вращения и правый поворот в

паре «венский вальс», что придаст танцевальной композиции яркую окраску.

Таким образом, уроки двигательной активности в танцевальных ритмах - это удачный

способ

разнообразить

и

активизировать

физическую

деятельность

школьников

в

общеобразовательном процессе.

Желаю удачи!

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.

Историко-бытовой танец. Учебное пособие – 2-е изд., пересмотр. – М: Искусство,

1987 г.

2.

Современный бальный танец. Под ред. В.М.Стриганова и В. И. Уральской - М.,

«Просвещение», 1977 г.

3.

Секрет танца. / Составитель Т. К. Васильева –Спб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой

век», 1997 г.

4.

Уроки танца. Смотрите, читайте, занимайтесь. Пол Боттомер. Москва, «Эксмо»,

2003 г.

(Приложение)

Тематическое планирование 4 класс.

темы

урока

1 Раздел: В ритмах танца « Фигурный вальс»

Количество

часов

1 четверть

1

1

Балансе в сторону.

2

2

Балансе в сторону в парах.

1

3

3

1-я и 2-я половина поворота

1

4

4

Полный поворот с балансе.

1

5

5

Балансе вперёд. Шаг-глиссад.

1

6

6

Балансе вперёд со сменой места.

1

7

7

Правый поворот под рукой.

1

8

8

Поворот под рукой в парах

1

9

9

Дорожка. Переменный шаг.

1

2 четверть

10

1

Дорожка с ведением.

1

11

2

Комбинация движений.

1

12

3

Отработка комбинации движений

1

13

4

Комбинация. Работа в парах.

1

14

5

Построение. Композиция танца

1

15

6

Передвижение. Композиция.

1

16

7

Перестроение. Композиция.

1

17

8

Композиция. Отработка.

1

Итого:17 часов

Автор: Гожева О.К. учитель хореографии

МБОУ СОШ №1 города Костромы

Кострома

2019



В раздел образования