Автор: Сафонова Ольга Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МУ ДО
Населённый пункт: село Казачинское
Наименование материала: учебная программа
Тема: ДПОП народные инструменты
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное
образовательное
учреждение
дополнительного
образования
детей
«
Детская
школа
искусств
п
.
Магистральный
»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
УП.01. Специальность (баян)
2013
Одобрено
Методическим советом
МОУ ДОД ДШИ
«____»________________2013 г.
Утверждаю:
Директор МОУ ДОД ДШИ
________________ С. И. Шилина
«____»________________2013 г.
Разработчик:
Сафонова
Ольга
Анатольевна
–
преподаватель
МОУ
ДОД
ДШИ
п.
Магистральный
Рецензенты:
Шилина Светлана Ивановна - преподаватель МОУ ДОД ДШИ п. Магистральный
Фаткулгаянова Светлана Мирхатовна – преподаватель ГОБУ СПО Иркутской
области «Братское музыкальное училище» (техникум)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа предполагает обучение детей по предмету «Специальность.
Баян»
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программы
«Народные инструменты». Возраст поступающих в первый класс - с десяти до двенадцати
лет. Срок освоения программы - 5 лет.
Программа
создана
с
учётом
учебных
планов
и
федеральных
государственных
требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы «Народные инструменты».
Необходимость
создания
программы
обусловлена
отсутствием
типовой
образовательной программы по специальности «Баян» по данному сроку обучения.
Программа составлена с учётом возрастных особенностей обучающихся и направлена
на:
-
выявление
одаренных
детей
в
области
музыкального
искусства
в
раннем
детском
возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-
нравственного развития детей;
- приобретение учащимися знаний, умений и навыков игры на баяне, позволяющих
творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем
музыкальной грамотности;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
-
подготовку
одаренных
детей
к
поступлению
в
образовательные
учреждения,
реализующие
основные
профессиональные
образовательные
программы
в
области
музыкального искусства.
Цель программы – приобщение обучающихся к искусству, развитие их творческих
способностей, приобретение ими начальных профессиональных навыков.
Задачи программы:
-
формирование
у
обучающихся
эстетических
взглядов,
нравственных
установок
и
потребности общения с духовными ценностями;
- формирование художественного вкуса на лучших образцах народного музыкального
творчества, классиков русской, зарубежной и современной музыки.
- воспитание у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности, как
способа самовыражения личности;
- развитие практических навыков и умений, необходимых для музицирования (чтение с
листа, подбор по слуху, транспонирование, игра в ансамбле).
- формирование у детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем
осваивать
профессиональные
образовательные
программы
в
области
музыкального
искусства.
Программа предполагает индивидуальный подход к учащимся.
Форма
проведения
аудиторного
учебного
занятия
-
индивидуальный
урок.
Занятия
проводятся в соответствии с учебным планом. Продолжительность занятия – 40 минут.
Объём учебного времени, предусмотренный
на реализацию учебного предмета
Индекс,
наименование
учебного предмета
Трудоёмкость в часах
Распределение по годам обучения
1-й класс
2-й класс
3-й класс
4-й класс
5-й класс
количество недель аудиторных занятий
32
33
33
33
33
недельная нагрузка в часах
ПО.01. УП.01
Специальность.
Баян
Аудиторные занятия
(в часах)
363
2
2
2
2,5
2,5
Самостоятельная
работа (в часах)
561
3
3
3
4
4
Максимальная
учебная нагрузка по
предмету (без учёта
консультаций)
924
5
5
5
6,5
6,5
Консультации (часов
в год)
40
8
8
8
8
8
Самостоятельная работа учащегося включает в себя следующие виды внеаудиторной
деятельности:
выполнение
домашнего
задания,
посещение
концертов,
участие
обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности
МОУ ДОД «ДШИ» (далее по тексту - Школа).
Домашняя
работа
обучающегося
состоит
из:
самостоятельного
разбора
музыкальных
произведений,
работы
над
инструктивным
материалом,
выучивания
репертуара наизусть, чтения нот с листа и других творческих видов работ. Увеличение
количества часов, выделенных на самостоятельную работу в средних и старших классах,
связано
с
усложнением
репертуара,
необходимостью
более
тщательной
работы
над
техническим, учебным и концертным материалом.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам,
зачётам,
экзаменам
и
другим
мероприятиям.
Консультации
могут
проводиться
рассредоточено
или
в
счёт
резерва
учебного
времени.
В
случае,
если
консультации
проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную
работу обучающегося.
Формы и методы контроля, критерии оценок
Контроль
знаний,
умений
и
навыков
обучающихся
обеспечивает
оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную
и корректирующую функции.
Виды
аттестации
и
учёта
успеваемости:
текущий
контроль,
промежуточная
аттестация, итоговая аттестация.
Текущий
контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в целях
оперативного контроля за качеством освоения программы.
Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы
обучающихся
по
дополнительным
предпрофессиональным
общеобразовательным
программам в области искусств и проводится с целью определения:
- качества реализации образовательного процесса;
- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
-уровня знаний, умений и навыков, сформированных у обучающегося на определённом
этапе обучения.
Основными
формами
промежуточной
аттестации
являются:
экзамен,
зачёт,
контрольный урок.
В соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму
содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных
общеобразовательных программ промежуточная аттестация проходит в виде выступлений
на
контрольных
уроках,
технических
зачётах,
академических
концертах,
экзаменах,
исполнения концертных программ.
Контрольные
прослушивания
проводятся
в
соответствии
с
графиком
проведения.
Сольные
концерты
обучающихся
приравниваются
к
выступлению
на
академическом
концерте или экзамене (по решению методического совета школы).
Выступления
обучающихся
оцениваются
характеристикой,
в
которой
отражаются
достигнутые успехи и имеющиеся недостатки, а также оценкой по пятибалльной системе,
которая выставляется коллегиально.
Итоговая аттестация выпускников осуществляется с целью контроля (оценки)
освоения
дополнительных
предпрофессиональных
общеобразовательных
программ
в
области
искусств
в
соответствии
с
федеральными
государственными
требованиями,
установленными к минимуму содержания, структуре и условиям реализации указанных
образовательных программ, а также срокам их реализации.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена, программа которого
должна соответствовать требованиям вступительных экзаменов в средние специальные
музыкальные
учреждения. По
итогам
выпускного
экзамена
выставляется
оценка
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которая заносится в
свидетельство об окончании школы.
График промежуточной и итоговой аттестации
Класс
Вид
контрольного
прослушивания
Месяц
проведения
Программные требования
1 класс
Академический
концерт
декабрь
Два произведения
Экзамен
май
Два разнохарактерных
произведения
2 класс
Технический
зачёт
октябрь
Гаммы
Этюд
Чтение нот с листа
Академический
концерт
декабрь
Два разнохарактерных
произведения
Технический
зачёт
февраль
Гаммы
Этюд
Термины
Академический
концерт
май
Пьеса с элементами полифонии
Обработка народной мелодии,
песни, танца или оригинальное
произведение
3 класс
Технический
зачёт
октябрь
Гаммы
Этюд
Пьеса подобранная по слуху
Академический
концерт
декабрь
Два разнохарактерных
произведения
Технический
зачёт
февраль
Гаммы
Этюд
Термины
Экзамен
май
Полифоническое произведение
Обработка народной мелодии,
песни, танца или оригинальное
произведение
4класс
Технический
зачёт
октябрь
Гаммы
Этюд
Термины
Самостоятельно выученная пьеса
Академический
концерт
декабрь
Произведение кантиленного
характера.
Обработка народной мелодии,
песни, танца или эстрадно-джазовое
произведение
Экзамен
май
Полифоническое произведение
Крупная форма
Виртуозное произведение
5 класс
Технический
зачёт
октябрь
Гаммы
Два этюда на разные виды техники
Итоговая
аттестация.
Выпускной
экзамен
май
Полифоническое произведение
Произведение крупной формы
Обработка народной мелодии,
песни, танца или эстрадно-джазовое
произведение
Пьеса по выбору
Критерии оценок текущего контроля успеваемости, промежуточной
и итоговой аттестации обучающихся
Оценка «5» («отлично»):
- артистичное поведение на сцене;
- увлечённость исполнением;
- художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с
содержанием музыкального произведения;
- слуховой контроль собственного исполнения;
- корректировка игры при необходимой ситуации;
- свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
- убедительное понимание чувства формы;
- выразительность интонирования;
- единство темпа;
- ясность ритмической пульсации;
- яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» («хорошо»):
- незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств
музыкальной выразительности;
- недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
- стабильность воспроизведения нотного текста;
- выразительность интонирования;
- попытка передачи динамического разнообразия;
- единство темпа.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
- неустойчивое психологическое состояние на сцене;
- формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
- слабый слуховой контроль собственного исполнения;
- ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
- темпо-ритмическая неорганизованность;
- слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;
- однообразие и монотонность звучания.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- частые «срывы» и остановки при исполнении;
- отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
- ошибки в воспроизведении нотного текста;
- низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
- отсутствие выразительного интонирования;
- метро-ритмическая неустойчивость.
Методические рекомендации
Учебный предмет «Специальность. Баян», наряду с другими предметами учебного
плана
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программы
«Народные
инструменты»,
ставит
перед
собой
цель
-
приобщение
обучающихся
к
сокровищам
национальной
и
моровой
музыкальной
культуры,
их
музыкально-
эстетическое
воспитание
и
развитие.
Среди
различных
видов
искусства
музыке
принадлежит одно из ведущих мест наряду с поэзией, литературой, живописью, театром.
Музыкальное искусство является источником умножения духовной культуры человека,
способствует становлению его идейно-нравственного облика и мировоззрения в целом.
Не менее важной целью
является подготовка наиболее талантливых детей к
продолжению музыкального образования в средних специальных учебных заведениях.
За время обучения обучающийся приобретает определённый программой объём
навыков
игры
на
инструменте,
умение
самостоятельно
разучивать
и
исполнять
произведения из репертуара детской школы искусств, читать ноты с листа, играть по
слуху,
играть
в
ансамбле
и
оркестре.
Знания,
полученные
в
школе,
«живое»
интонирование,
умение
анализировать
текст
музыкального
произведения
дают
обучающемуся возможность понимать и выявлять художественную идею, стилистические
и жанровые особенности музыки
Навыки звукоизвлечения ученики осваивают и совершенствуют под руководством
педагога
на
протяжении
всего
периода
обучения
в
школе,
работая
над
динамикой,
штрихами,
фразировкой
и
разнообразными
характерными
приёмами.
Обучающийся
должен понять, как музыкальными средствами можно выявить различные настроения,
характеры,
мысли,
звуковые
краски.
Непрерывная
связь
между
внутренним
слухом,
представлением и игровыми движениями является одним из основных методических
направлений работы преподавателя.
С
первых
лет
обучения
ученику
должны
прививаться
навыки
ансамблевого
исполнения. Начинать занятия ансамблем рекомендуется после получения учащимися
первоначальных исполнительских навыков игры на инструменте. Игра простых песенок в
ансамбле с педагогом способствует накоплению ярких слуховых впечатлений, развивает
воображение,
дает
возможность
маленькому
ученику
почувствовать
себя
настоящим
музыкантом.
Современная педагогика уделяет большое внимание детскому творчеству. Чтение с
листа, подбор по слуху, транспонирование, различные творческие упражнения (сочинение,
досочинение мелодии и т. п.) способствуют развитию музыкального мышления и должны
присутствовать в работе педагога на протяжении всех лет обучения.
Для
воспитания
и
развития
навыков
самостоятельного
мышления
можно
рекомендовать следующие формы работы с учениками:
1. Устный отчёт о подготовке домашнего задания: чего было труднее добиться,
какими способами устранялись встретившиеся трудности, каков был режим занятий и т.д.
2.
Самостоятельный
анализ
своего
исполнения
на
уроке:
следует
указать
на
допущенные
ошибки
и
наметить
способы
их
устранения,
оценить
свою
игру,
проанализировать
игру
своего
товарища,
обратив
особое
внимание
на
произведения,
которые ученик сам играл прежде и хорошо изучил.
3. Самостоятельный устный и практический разбор на инструменте нового задания
в классе под наблюдением педагога.
4.
Словесная
характеристика
замысла
или
настроения
произведения
и
анализ
средств музыкальной выразительности, использованных композитором.
5.
Определение
особенностей
произведения:
его
характера
(песенный,
танцевальный, маршевый и т.д.), лада, размера, формы.
Составной частью уроков должны быть беседы о музыке и других видах искусств,
просмотр
и
прослушивание
аудиозаписей
видеоматериалов
с
их
комментариями,
анализом, коллективными обсуждениями.
Важен контакт преподавателя с родителями. На собраниях, концертах родители
должны
слышать
успехи
своих
детей,
их
рост.
Посещение
концертов
исполнителей
классической и народной музыки помогает формировать художественный вкус учеников.
Особого
внимания
требуют
вопросы
межпредметных
связей.
Так,
знания,
полученные
на
уроках
сольфеджио,
музыкальной
литературы,
обязательно
должны
увязываться с материалом, изучаемым по специальности. Педагог должен интересоваться,
что изучается на уроках по другим предметам, чтобы содействовать осуществлению
комплексного подхода к обучению.
В начале каждого полугодия составляется индивидуальный план ученика. При его
составлении
необходимо
соблюдать
основные
дидактические
принципы
обучения
доступности,
постепенности,
последовательности;
учитывать
требования
программы
соответствующего
класса,
индивидуальные
черты
ученика:
его
психофизические
особенности,
музыкальные
способности,
интеллектуальный
уровень,
трудолюбие.
Продуманный
и
умело
подобранный
репертуар играет решающую роль в воспитании
музыкально-эстетического
вкуса
учащихся.
Индивидуальный
план
должен
включать
разнообразные
по
содержанию,
форме,
стилю
и
фактуре
музыкальные
произведения
композиторов-классиков,
современных
отечественных
и
зарубежных
композиторов,
обработки песен и танцев народов мира, оригинальные произведения для баяна, гаммы,
этюды, упражнения. Наличие в репертуаре обучающегося популярной музыки, песен
гражданской и Великой Отечественной войн повышает интерес к занятиям, позволяет
активно
заниматься
музыкально
–
просветительской
деятельностью.
Концертные
выступления
обучающихся
активизируют
домашние
занятия
за
инструментом
и
повышают общественную значимость обучения в школе искусств.
Для расширения музыкального кругозора в индивидуальный план ученика следует
включать
произведения,
предназначенные
для
ознакомления,
при
этом
допускается
различная степень завершённости работы над ними.
Техническое
развитие
обучающегося
осуществляется
в
большей
степени
с
помощью изучения гамм, арпеджио, упражнений, специальной работы над освоением
приёмов игры на баяне. За годы обучения ученик должен освоить все виды техники и
приёмы игры.
В характеристике учащегося по итогам учебного года должны быть зафиксированы
успехи и недостатки в работе и развитии ученика, необходимые выводы для дальнейшей
работы.
В программе предлагается примерный перечень произведений, рекомендуемых для
изучения, а так же варианты программ для исполнения на академических концертах,
итоговом экзамене, различных по уровню сложности и исполнительским задачам.
Для
становления
музыканта
особенно
важен
базовый
период
обучения,
когда
закладывается
творческий
фундамент
личности
и
утверждается
индивидуальное
отношение к музыке как к искусству. Здесь закладываются основы обще-музыкального и
специализированного
развития
баяниста.
Основополагающей
задачей
в
обучении
музыканта-исполнителя является формирование креативного мышления, способности к
самостоятельному решению художественных задач. Овладение искусством интерпретации
– высшая цель музыкальной педагогики. Педагог должен поощрять инициативу ученика в
отношении индивидуально-образной трактовки художественного материала, контролируя
процесс
реализации
исполнительских
навыков
и
отбор
конкретных
выразительных
средств
и
технических
приёмов.
Это
ведёт
к
активному
художественному
росту
начинающего исполнителя, является условием успешного выступления на сцене.
Педагог
должен
придерживаться
ровного,
спокойного
тона
в
отношениях
с
учениками. Чрезмерные похвалы, как и резкие порицания, излишне возбуждают детей и
отвлекают от выполнения стоящих перед ними задач.
Необходимое техническое оснащение занятий
- учебная аудитория для индивидуальных занятий;
- готово-выборный баян и баян с готовыми аккордами;
- стулья: для учителя, ученика;
- пюпитр для нот;
- подставка для ног;
- нотная литература.
Содержание курса
Содержание программы по учебному предмету «Специальность. Баян» направлено на:
- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в
достаточном объеме учебной информации,
- приобретение навыков творческой деятельности,
- умение планировать свою домашнюю работу,
- осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью,
- умение давать объективную оценку своему труду, формированию навыков
взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе,
- уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим
взглядам,
- понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности,
- определение наиболее эффективных способов достижения результата.
Годовые требования
При выполнении годовых требований программы допустимы различные формы
изучения педагогического репертуара: ознакомление, разбор, фрагментарное разучивание,
эскизное разучивание, игра по нотам, игра наизусть, концертное исполнение.
1
класс
Начальное
развитие
музыкально-слуховых
представлений.
Знакомство
с
названиями частей инструмента. Освоение упражнений для подготовки рациональных
игровых движений без инструмента. Посадка, постановка рук, плавное ведение меха,
работа над качеством звука, точностью ритма, темпа, освоение основных приёмов игры на
инструменте. Освоение аппликактурных навыков, транспонирование и подбор по слуху
знакомых попевок, мелодий одной или двумя руками. Координация работы правой и левой
рук.
Исполнение
несложных
пьес.
Умение
воспроизвести
простые
динамические,
аппликатурные,
штриховые
обозначения
в
нотном
тексте.
Чтение
с
листа.
Освоение
нотной грамоты.
В течение года ученик должен освоить:
Хроматическую гамму правой рукой в две октавы. Гаммы До, Соль, Фа мажор
отдельно
каждой
рукой
в
медленном
темпе
(второе
полугодие)
различными
длительностями,
штрихами
и
динамическими
оттенками,
определённым
количеством нот на одно движение меха (2, 3, 4, 8); ля минор (натуральный,
гармонический, мелодический) правой рукой в одну октаву.
Упражнения.
18-20 пьес, различных по характеру (народные песни, танцы, пьесы для детей).
Чтение нот с листа.
Примерный репертуарный список
Барток Б. Детская песенка
Бонаков В. Маленькая полька
Васильев-Буглай Д. Осенняя песенка
Доренский А. «Баллада» из первой эстрадно-джазовой сюиты
Дремлюга Н. Настала Зима
Кабалевский Д. Барабанщики
Кабалевский Д. Маленькая полька
Калинников В. Журавель
Кола И. Керинго-
Компанеец З. Паровоз
Красев М. Ёлочка
Крашенников А. Забавный танец
Кудрин Б. Игра в прыгалки
Латышская народная песня «Все пляшите вместе с нами»
Русская народная мелодия «Частушка»
Русская народная песня «Как под горкой, под горой»
Русская народная песня «Не летай соловей»
Русская народная песня «Отдавали молоду»
Русская народная песня «Я пойду ли, молоденька»
Самойлов Д. Пьеса ре минор
Украинская народная песня «Весёлые гуси»
Украинская народная песня «На улице скрипка играет»
Украинская народная песня «Ой лопнув обруч»
Украинская народная песня «У соседа хата была»
Украинская народная песня «Шуточная»
Филиппенко А. Беспокойные сапожки
Филиппенко А. Весёлый музыкант
Филиппенко А. На крутом бережке
Чешская народная песня «Весёлый сапожник»
Чешская народная песня «Жучка и кот»
Шестериков И. Пляска
Шестериков И. Танец (фа мажор)
Эстонский народный танец
Этюды
Беренс Г. Этюд До мажор
Бухвостов В. Этюд До мажор
Ванхаль И. Этюд До мажор
Иванов В. Этюд До мажор
Левидова Д. Этюд До мажор
Накапкин В. Этюд До мажор
Тышкевич Г. Этюд До мажор
Черни К. Этюд До мажор
Шитте Л. Этюд До мажор
Шитте Л. Этюд Фа мажор
Примерные программы экзамена
1 вариант
Русская народная песня «Я гуляю во дворе»
Русская народная песня «Во поле берёза стояла»
2 вариант
.Кабалевский Д. Маленькая полька
Самойлов Д. Пьеса ре минор
3 вариант
Доренский А. «Баллада» из первой эстрадно-джазовой сюиты
Украинская народная песня « Дощик»
2 класс
Дальнейшая
работа
над
развитием
музыкально-слуховых
представлений
и
исполнительских навыков учащегося. Ориентация на клавиатуре. Развитие музыкально-
образного
мышления.
Активизация
музыкального
слуха.
Интонирование.
Совершенствование
исполнительских
приёмов
игры
на
инструменте.
Исполнение
контрастной динамики. Работа над звуком. Игра в ансамбле.
В течение года ученик должен освоить:
Гаммы До, Соль, Ля мажор двумя руками в одну-две октавы; гаммы ля, до минор
(три
вида)
отдельно
каждой
рукой
в
одну
октаву
различными
штрихами
и
динамическими оттенками, определённым количеством нот на одно движение меха
(2, 3, 4 ,8).Трёхзвучные короткие арпеджио и тонические трезвучия с обращениями
в пройденных тональностях правой рукой.
18-20 пьес: 2 произведения с элементами полифонии, 4-5 обработок народных
песен и танцев, 6-7 разнохарактерных пьес, 4 этюда на различные виды техники, 2
ансамбля;
Упражнения;
Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
Примерный репертуарный список
Доренский А. Грустный напев
Доренский А. Хоровод и наигрыш
Книппер П. «Полюшко-поле»
Коробейников А. Весенняя капель
Лаврентьев И. «Песенка»
Лондонов П. «Утерянная кукла»
Потоловский Н. «Разыграйтеся метели»
Революционная песня «Солнце всходит и заходит»
Репников А. «Грусный вальс»
Роббер М. Марш
Русская народная песня «Как под яблонькой» обработка Аз.Иванова
Русская народная песня «Как в лесу, лесу, лесочке»
Русская народная песня «Лебёдушка»
Русская народная песня «Ленок»
Русская народная песня «Ой, мы дерево срубили»
Русская народная песня «При долинушке калинушка стоит» обработка В.Мотова
Русская народная песня «Три садочка» обработка В.Грачёва
Самойлов Д. Полифонические миниатюры №1, №2 До мажор
Телеман Г. Пьеса
Тюрк Д. «Жалоба», «Весёлый парень», «Баюшки-баю»
Украинская народная песня «Дивлюсь я на небо»
Украинская народная песня «Долина, долина»
Украинская народная песня «Ой под вишнею»
Украинская народная песня «Чом, чом не прийшов»
Холминов А. Песня
Чайкин Н. «Пионерский горн»
Чайкин Н. Марш
Чешская народная песня «Мне моя матушка говорила»
Шаинский В. «Песенка о кузнечике»
Шендерёв Г. «Колыбельная№
Шишаков А. «Эхо»
Шуберт Ф. Вальс
Этюды
Барток Б. Этюд До мажор
Беренс Г. Этюд ля минор
Беркович И. Этюд ля минор
Ванхаль И. Этюд До мажор
Иванов В. Этюд До мажор
Иванов В. Этюд ми минор
Накапкин В. Этюд До мажор
Накапкин В. Этюд ля минор
Онегин А. Этюд ми минор
Попов В. Этюд До мажор
Салин А. Этюд До мажор
Скворцов С. Этюд №7 До мажор
Томпсон Д. Этюд До мажор
Примерные программы экзамена
1 вариант
Чайкин Н. Танец Снегурочки
Иванов Аз. Русская народная песня « Во саду ли, в огороде»
2 вариант
Самойлов Д. Полифоническая миниатюра №2 До мажор
Коробейников А. Весенняя капель
3 вариант
Доренский А. Грустный напев
Самойлов Д. Вальс Фа мажор
3 класс
Работа над развитием музыкально-образного мышления. Строение музыкального
языка. Укрепление навыков взаимосвязи внутреннего слуха и игровых движений. Ровный
качественный звук. Самостоятельность в мышлении и работе над произведением, умение
анализировать собственное исполнение. Чтение нот с листа, обязательное музицирование
в
ансамбле.
Работа
над
координацией,
укрепление
мышц
рук.
Совершенствование
исполнительских приёмов игры на инструменте.
В течение года ученик должен освоить:
Мажорные гаммы до трёх знаков в ключе двумя руками вместе, в две октавы.
Минорные гаммы до двух знаков в ключе двумя руками вместе, в две октавы.
Короткие и длинные четырёхзвучные арпеджио в пройденных тональностях двумя
руками вместе. Тонические трезвучия с обращениями в пройденных тональностях
двумя руками вместе.
16-18 произведений: 2 полифонических произведения, 1-2 произведения крупной
формы, 4-5 разнохарактерных пьес, 2-3 обработки народных песен и танцев, 4
этюда на разные виды техники, 2 ансамбля, 2 произведения для самостоятельной
работы или подобранных по слуху с аккомпанементом.
Чтение с листа произведений из репертуара 1класса.
Транспонирование
несложных
мелодий
и
подбор
по
слуху
в
изученные
тональности.
Примерный репертуарный список
Андрэ И. Сонатина Соль мажор
Бах И. С. Менуэты Соль мажор, ре минор
Гедике А. Фугато
Гендель Г. Ария
Гесслер И. Менуэт Си мажор
Глинка М. Мазурка
Гречанинов А. «Грустная песенка»
Гуревич В. «Немецкая народная песня», «Сон»
Диабелли А. Сонатина
Зайцев В. «Летят журавли»
Кравченко И. Вариации на тему русской народной песни «Не летай, соловей»
Кригер И. Менуэт ля минор
Кулау Ф. Скерцо
Лондонов П. Хороводная
Мелартин Э. Сонатина Соль мажор
Мотов В. Полифоническая пьеса
Нефе Х.-Г. Аллегретто
Пёрсел Г. Ария ре минор
Прокудин В. «Волжский наигрыш»
Русская народная песня «Как ударю я во гусельки» обработка М.Двилянского
Русская народная песня «Под яблоней зелёною» обработка В.Мотова
Русская народная песня «Ходила младёшенька» обработка Н.Корецкого
Савёлов В. «Первый вальс», «Непоседа»
Салин А. Менуэт
Самойлов Д . Полифонические миниатюры №3 До мажор, №4 Фа мажор
Слонов Ю. «Маленький путешественник»
Украинская народная песня «Сусидка»
Украинские народные песни «Ихав козак за Дунай», «Страдания» обработка
Н.Корецкого
Украинский народный танец «Казачок» обработка Н.Ризоля
Холминов А. Песенка
Чайковский П. «Камаринская»
Чайковский П. Хорал
Штейбельт Д. Сонатина
Эстонский народный танец «Коламиес» обработка В.Мотова
Этюды
Аксюк С. Этюд соль минор
Белов В. Этюд До мажор
Курочкин В. Этюд ми минор
Коняев С. Этюд До мажор
Лешгорн А. Этюд До мажор
Марьин А. Этюд Соль мажор
Марьин А. Этюд Фа мажор
Онегин А. Этюд ре минор
Самойлов Д. Этюд ре минор
Черни К. Этюд До мажор
Черни К. Этюд Си бемоль мажор
Шитте Л. Этюд Соль мажор
Примерные программы экзамена
1 вариант
Самойлов Д. Полифоническая миниатюра №4 Фа мажор
Украинская народная песня «Сусидка»
2 вариант
Гесслер И. Менуэт Си мажор
Украинский народный танец « Казачок» в обработке Н.Ризоля
3 вариант
Кригер И. Менуэт ля минор
Русский народный танец «Полянка» обработка А.Ноздрачёва.
4 класс
Дальнейшая
работа
над
развитием
музыкально-слуховых
представлений
и
исполнительских навыков учащегося. Совершенствование исполнительских приёмов игры
на инструменте. Совершенствование звуковедения. Развитие всех видов музыкального
слуха. Подбор по слуху, транспонирование, чтение нот с листа, игра в оркестре (ансамбле).
В течение года ученик должен освоить:
Мажорные гаммы до пяти знаков в ключе двумя руками вместе (используется весь
диапазон). Минорные гаммы до четырёх знаков в ключе двумя руками вместе, в две
октавы. Мажорные гаммы До, Соль, Фа терциями, октавами, минорные – ля, ми, ре
терциями и октавами правой рукой Короткие и длинные арпеджио; тонические
аккорды
с
обращениями
в
пройденных
тональностях
двумя
руками
вместе
(используется весь диапазон).
Упражнения.
16
произведений:
2
полифонических
произведения,
1-2
произведения
крупной
формы, 4 разнохарактерные пьесы, 2-3 обработки народных песен и танцев, 4
этюда на разные виды техники, 2 ансамбля, 1-2 произведения для самостоятельной
работы или подобранных по слуху.
Чтение с листа произведений из репертуара 2 класса.
Транспонирование несложных мелодий из репертуара 1-2 классов в изученные
тональности.
Примерный репертуарный список
Бах И.С. Маленькая прелюдия До мажор, Менуэт-Трио
Бах И.С. Фантазия ре минор
Бургмюллер Ф. Баллада
Вейль К. Бах Ф.Э. Менуэт
Балакирев М. Бурлацкая
Бетховен Л. Рондо Фа мажор
Бетховен Л. Полонез
Бонаков. «Заключительный хорал»
Власов В.Маленькая сюита
Воробкевич И. Четыре коломийки
Гендель Г.Прелюдия
Гречанинов А. На лужайке
Гурлит К. Сонатина №4 Ля мажор
Дербенко Е. Размышление
Диабелли А. Сонатина №5 Ре мажор
Доренский А. Детская сюита №1
Закарпатский танец «Тропотянка» обработка Н.Ризоля
Звонарёв О. Сонатина
Золоторёв В. Детская сюита №1
Кадоша П. Сонатина
Киргоф Г. Аллеманда
Клементи М. Сонатина №3 До мажор
Корелли А. Сарабанда
Косенко И.Скерцино
Некрасов Ю. Лёгкая сонатина
Прокудин В. Волжский наигрыш
Полька «Дедушка» в переложении Крылусова А.
Русская народная песня «Вдоль улицы в конец» обработка Аз.Иванова
Русская народная песня «В низенькой светёлке», обработка Аз.Иванова
Русская народная песня «Калинушка», обработка Аз. Иванова
Русская народная песня «Куманёчек» обработка Аз. Иванова
Русская народная песня «Научить ли тя, Ванюша» обработка В.Мотова
Русская народная песня «Ой, да ты, калинушка» обработка А.Холминова
Русская народная песня «Тимоня» обработка Аз. Иванова
Русская народная песня «Что от терема, та до терема » обработка А.Марьина
Самойлов Д. Полифонические миниатюры №6 До мажор, №7 ля минор
Циполли Д. Пьеса
Циполли Д. Фугетта ми минор
Чайкин Н. Маленькое рондо
Чайкин Н. «Русский танец»
Чайкин Н. «Сказ» (Фуга-фантазия)
Шелепнёв А. Маленькая кадриль
Щуровский Ю. «Канон»
Этюды
Аксюк С. Этюд До мажор
Беренс Г. Этюд Фа мажор
Гедике А. Этюд До мажор
Гедике А. Этюд ми минор
Марьин А. Этюд До мажор
Слонов Ю. Этюд До мажор
Тихомиров Г. Этюд Ля мажор
Тышкевич Г. Этюд до минор
Чайкин Н. Этюд до минор
Черни К. Этюд До мажор
Примерные программы экзамена
1 вариант
Самойлов Д. Полифоническая миниатюра №6 До мажор
Косенко И.Скерцино
Шелепнёв А. Маленькая кадриль
2 вариант
Бах И.С. Фантазия ре минор
Прокудин В. Волжский наигрыш
Доренский А. Детская сюита №1
3 вариант
Циполли Д. Фугетта ми минор
Власов В.Маленькая сюита
Полька «Дедушка» в переложении Крылусова А.
5 класс
Углубление
знаний
о
стилистических
чертах,
жанровых
особенностях,
художественной
ценности
исполняемых
произведений.
Анализ
формы,
тематизма,
способов
развития
материала.
Совершенствование
техники
звукоизвлечения,
развитие
техники
левой
руки.
Закрепление
ранее
изученных
приёмов
игры
в
полном
объёме
(сонорные
и
колористические).
Совершенствование
координации
движений,
а
также
координации опережающего внутреннего слуха с игровыми движениями
.
В течение года ученик должен освоить:
Все
мажорные
и
минорные
гаммы
двумя
руками
вместе
(используется
весь
диапазон). Короткие и длинные арпеджио, тонические аккорды с обращениями в
пройденных
тональностях
двумя
руками
вместе
(используется
весь
диапазон).
Мажорные гаммы До, Соль, Фа и минорные гаммы ля, ми, ре терциями, секстами и
октавами двумя руками вместе. Хроматическая гамма двумя руками в одну октаву.
Упражнения.
12-14 произведений: 2 полифонических произведения, 1-2 произведения крупной
формы, 2 разнохарактерные пьесы. 2-3 обработки народных песен и танцев, 2-3
этюда на разные виды техники, 2 ансамбля, 1-2 произведения для самостоятельной
работы или подобранных по слуху.
Чтение с листа, транспонирование, подбор по слуху, аккомпанемент – уровень
трудности на усмотрение педагога.
Примерный репертуарный список
1.
Аренский А. Вальс
2.
Барток Б. Канон
3.
Бах И. С. Сарабанда из сюиты Си-бемоль мажор
4.
Бах И.С. Прелюдия ре минор
5.
Бухвостов В. Вальс
6.
Варло А. Аргентинское танго
7.
Гендель Г. Маленькая фуга.
8.
Гендель Г. Чакона ре минор
9.
Глинка М. Патриотическая песня
10. Глинка М. Фуга ля минор
11. Дербенко Е. Емеля на печи
12. Дербенко Е. Сюита по мотивам русской народной сказки «По Щучьему велению»
13. Доренский А. Рыжий ковбой
14. Детуш А. Паспье
15. Золоторёв В. Детская сюита №1
16. Коняев С. Вечное движение
17. Коробейников А. Прелюдия ми минор
18. Кулау Ф. Сонатина ч.1
19. Купревич В. У Баха в Томаскирхе
20. Лондонов П. Вроде хорала
21. Лядов А. Прелюдия
22. Моцарт В. Турецкий марш. Из сонаты № 11
23. Пешетти Д. Престо
24. Ребиков В. Вальс
25.
Русская народная песня «Как пойду я на быструю реченьку» обработка А.Шалаева
26. Русская народная песня «Ах, роза ты, роза моя» обработка Н.Канаева
27. Русская народная песня «В низенькой светёлке » обработка П.Лондонова
28. Русская народная песня «Возле речки, возле моста» обработка В.Мотова
29. Русская народная песня «Все я глазки проглядела » обработка А.Марьина
30. Русская народная песня «Ой да ты, калинушка» обработка И.Паницкого
31. Самойлов Д. Сонатина Фа мажор
32. Свиридов Г. Военный марш. Из музыкальных иллюстраций к повести А.С.
Пушкина «Метель»
33. Скарлатти Д. Соната ре минор в переложении О.Бурьян
34. Сорокин К. Маленькая фуга
35. Украинский народный танец «Волыняночка» обработка В.Угриновича
36. Хачатурян А. Инвенция
37. Чайкин Н. На ослике
38. Чайковский П. Русская пляска
39. Шишин В. Застывшая река
40. Яшкевич И. Сонатина в старинном стиле, часть 3
Этюды
Бертини А. . Этюд До мажор
Бертини А. . Этюд Соль мажор
Дювернуа Д. Этюд До мажор
Дювернуа Д. Этюд ля минор
Ляпунов С. Этюд фа диез минор
Онегин А. Этюд ля минор
Тышкевич Г. Этюд Си-бемоль мажор
Холминов А. Этюд Фа мажор
Чайкин Н. Этюд Ля мажор
Черни К. Этюд Соль мажор
Программы выпускного экзамена
1 вариант
Коробейников А. Прелюдия ми минор
Скарлатти Д. Соната ре минор в переложении О.Бурьян
Чайкин Н. На ослике
Украинский народный танец «Волыняночка» обработка В.Угриновича
2 вариант
Гендель Г. Чакона ре минор
Дербенко Е. Сюита по мотивам русской народной сказки «По Щучьему велению»
Варло А. Аргентинское танго
Русская народная песня «Ой да ты, калинушка» обработка И.Паницкого
3 вариант
Бах И.С. Прелюдия ре минор
Шишин В. Застывшая река
Самойлов Д. Сонатина Фа мажор
Доренский А. Рыжий ковбой
Ожидаемые результаты обучения по программе
Результатом
освоения
программы
учебного
предмета
«Специальность.
Баян»
является:
-
наличие
у
обучающегося
интереса
к
музыкальному
искусству,
самостоятельному
музыкальному исполнительству;
- умение самостоятельно разучивать и грамотно исполнять музыкальные произведения
различных жанров и стилей;
-
умения
самостоятельно
преодолевать
технические
трудности
при
разучивании
несложного музыкального произведения на баяне;
- знание баянного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров в
соответствии с программными требованиями;
- знание художественно-исполнительских возможностей инструмента;
- знание профессиональной терминологии;
- умение читать с листа несложные музыкальные произведения, подбирать по слуху и
импровизировать;
- приобретение навыков слухового контроля, умения управлять процессом исполнения
музыкального произведения;
-
приобретение
навыков
по
использованию
музыкально-исполнительских
средств
выразительности,
выполнению анализа
исполняемых
произведений,
владению
различными видами техники, использованию художественно оправданных технических
приемов;
–
наличие
творческой инициативы,
сформированных
представлений о
методике
разучивания
музыкальных
произведений
и
приемах
работы
над
исполнительскими
трудностями;
–
наличие
музыкальной
памяти,
развитого
мелодического,
ладогармонического,
тембрового слуха;
– наличие навыков репетиционно - концертной работы в качестве солиста.
Список нотной литературы
1.
Акимов Ю. Школа игры на баяне. М., 1981
2.
Акимов Ю., Гвоздев П. Прогрессивная школа игры на баяне. Ч.1.М., 1975
3.
Аксюк С. 24 пьесы-этюда для баяна. М.,1967
4.
Альбом начинающего баяниста. Вып. 18. Составитель А.Талакин.М., 1978
5.
Альбом начинающего баяниста. Вып. 19. Составитель С.Павин. М., 1979
6.
Альбом начинающего баяниста. Вып. 23. Составитель М.Панин. М.,1981
7.
Альбом начинающего баяниста. Вып.25. М.,1981
8.
Альбом начинающего баяниста. Вып. 18. Составитель Ф.Бушуев, А.Талакин., М.,
1970
9.
Ансамбли баянов. Вып. 13. Составитель А.Крылусов. М., 1982
10. Ансамбли
баянов
в
музыкальной
школе.
Вып.
6.
Составитель
А.Судариков
и
А.Талакин.М., 1988
11. Ансамбли
баянов
в
музыкальной
школе.
Вып.
7.
Составитель
А.Судариков
и
А.Талакин.М., 1989
12. Ансамбли
баянов
в
музыкальной
школе.
Вып.
9.
Составитель
А.Судариков
и
А.Талакин.М., 1988
13. Ансамбли баянов и аккордеонов е. Вып. 6. Составитель В.Иванов.М., 1990
14. А я играю на баяне. Сборник пьес для баяна и аккордеона. Вып.1. Новосибирск,
2008
15. А я играю на баяне. Сборник пьес для баяна и аккордеона. Вып.2. Новосибирск,
2011
16. Бажилин Р. Аккордеон в джазе. М.. 2000
17. Бажилин Р. Самоучитель игры на баяне. Аккомпанемент песен. М.,2004
18. Бардин Ю. Обучение игре на баяне по пятипальцевой аппликатуре.
Начальный курс.
М.,1998
19. Баян. 1-3 классы ДМШ. Составитель Д.Самойлов. М.,2003
20. Баян. 3-5 классы ДМШ. Составитель Д.Самойлов. М.,2003
21. Баян. 5-7 классы ДМШ. Составитель Д.Самойлов. М.,2003
22. Баян, аккордеон из репертуара Международного конкурса юных исполнителей им.
В.В.Андреева. Вып. 1. Составитель Л.Комарова, Е.Михайлова. С-Пб., 1994
23. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 классов. Вып. 13. Составитель В.Алёхин.
М., 1978
24. Баян в музыкальной школе. Вып. 3. Составитель С.Павин. М., 1970
25. Баян в музыкальной школе. Вып. 30. Составитель В.Грачёв. М., 1978
26. Баян в музыкальной школе. Вып. 5. Составитель Ф.Бушуев. М., 1970
27. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 классов. Вып. 19. Составитель Ф.Бушуев.
М., 1975
28. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-4 классов. Вып. 2. Составитель В.Алёхин.
М., 1969
29. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-4 классов. Вып. 29. Составитель В.Алёхин.
М., 1978
30. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 4-5 классов. Вып. 27. Составитель С.Павин.
М., 1977
31. Бонаков В. Детская тетрадь для готово-выборного баяна. М., 1978
32. Бонаков В. Избранные произведения для готово-выборного баяна. М., 1990
33. Бортянков В. Эстрадные миниатюры «Ретро» для баяна или аккордеона. Обработки и
сочинения для ансамблей баянов или аккордеонов. Вып. 1. С-Пб. 1993
34. Бухвостов В. Пьесы, обработки, ансамбли. Баян, аккордеон. М., 2003
35. Векслер Пьесы для аккордеона. Выпуск 2. М., 2001
36. Волшебные звуки Парижа. Концертные пьесы для аккордеона (баяна) в стиле мюзет.
М.. 2000
37. Говорушко П. Начальный курс игры на готово-выборном баяне. Л., 1981
38. Говорушко П. школа игры на баяне. Л., 1981
39. Готово-выборный баян в музыкальной школе. Пьесы для 2-3 классов ДМШ. Вып. 1.
Составитель В.Накапкин, В.Платонов. М., 1971
40. Готово-выборный баян в музыкальной школе. Пьесы для 2-3 классов ДМШ. Вып. 3.
Составитель В.Накапкин. М., 1973
41. Готово-выборный баян в музыкальной школе. Вып. 5. Составитель А.Толмачёв. М.,
1974
42. Готово-выборный
баян
в
музыкальной
школе.
Вып.
6.
Пьесы
для
1-2
классов.
Составитель В.Накапкин. М.,1975
43. Готово-выборный баян в музыкальной школе. Вып. 8. Составитель В.Накапкин.
М.,1976
44. Готово-выборный
баян
в
музыкальной
школе.
Вып.
9.
Составитель
В.Платонов.
М.,1976
45. Готово-выборный баян в музыкальной школе. Вып. 10. Составитель В.Накапкин.
М.,1977
46. Готово-выборный баян в музыкальной школе. Вып. 11. Составитель В.Платонов.
М.,1977
47. Готово-выборный баян в музыкальной школе. Вып. 12. Составитель В.Накапкин.
М.,1978
48. Готово-выборный баян в музыкальной школе. Вып. 13. Пьесы для 3-5 классов.
Составитель В.Платонов. М.,1978
49. Готово-выборный баян в музыкальной школе. Вып. 14. Пьесы для 3-4 классов.
Составитель В.Накапкин. М.,1979
50. Готово-выборный баян в музыкальной школе. Вып. 15. Составитель В.Накапкин.
М.,1979
51. Готово-выборный баян в музыкальной школе. Вып. 16. Составитель В.Накапкин.
М.,1980
52. Готово-выборный баян в музыкальной школе. Вып. 17. Составитель В.Платонов.
М.,1980
53. Готово-выборный баян в музыкальной школе. Вып. 21. Составитель В.Накапкин.
М.,1982
54. Готово-выборный баян в музыкальной школе. Вып. 23. Составитель А.Толмачёв.
М.,1982
55. Готово-выборный баян в музыкальной школе. Вып. 29. Составитель В.Платонов.
М.,1985
56. Дербенко Е.Детская музыка для баяна. Шесть сюит. М., 1989
57. Дербенко Е. Сюита в классическом стиле. М., 1996
58. Доренский А. Музыка для детей. Педагогический репертуар баяниста. Вып. 2. 2-3
класс. Ростов-на-Дону, 1998
59. Доренский
А.
Виртуозные
пьесы.
Педагогический
репертуар
баяниста.
Вып.
3.
Ростов-на-Дону, 1998
60. Доренский А. Пять ступений мастерства. Первая ступень. Этюды для баяна.
Ростов-
на-Дону, 2000
61. Доренский А. Эстрадно-джазовые сюиты для баяна или аккордеона. 1-3 классы
ДМШ. Ростов-на-Дону, 2008
62. Доренский А. Эстрадно-джазовые сюиты для баяна или аккордеона. 3-5 классы
ДМШ. Ростов-на-Дону, 2009
63. Завальный В. Музыкальная мозаика. Альбом для детей и юношества. Для баяна и
аккордеона. Составление и исполнительская редакция В.Родина. М., 1999
64. Завальный В. Музыкальный калейдоскоп. Пьесы для баяна и аккордеона. М., 2004
65. Звонарёв С. В мире сказок. Пьесы для баяна и аккордеона. М., 1968
66. Золотарёв Вл. Шесть детских сюит. Концертные пьесы для готово-выборного баяна.
Вып. 2. М., 1980
67. Избранные произведения для баяна Вып. 1. Составитель В.Платонов. М., 1971
68. Камалдинов Г. Пьесы, обработки и этюды для баяна. М., 1971
69. Концертные пьесы для аккордеона (баяна) в стиле мюзет. Сост. Р.Бажилин. М., 2000
70. Лондонов П. Полифонические произведения для баяна. М., 1969
71. Лондонов П. Пьесы, обработки и этюды для готово-баяна. М., 1971
72. Маленький
виртуоз.
Пьесы
для
готово-выборного
баяна.
Вып.
1.
Составитель
А.Толмачёв. М., 1977
73. Маленький
виртуоз.
Пьесы
для
готово-выборного
баяна.
Вып.
2.
Составитель
А.Толмачёв. М., 1978
74. Мелодии прошлых лет для аккордеона или баяна. Составитель Г.Левкодимов. М.,
1989
75. Мотов В. Русские миниатюры. М., 2004
76. Накапкин В. Школа игры на готово-выборном баяне. М., 1985
77. На
пути
к
Парнасу.Педагогический
репертуар
для
баяна
(аккордеона).
Старшие
классы. Минск, 2008
78. Нотная тетрадь баяниста. Лёгкие пьесы русских и советских композиторов Вып.7.
Составитель Л.Скуматов. Л., 1976
79. Нотная
тетрадь
баяниста.
Лирические
пьесы
русских
композиторов
Вып.9.
Составитель П.Говорушко. Л., 1977
80. Обликин И. Дуэты аккордеонистов-баянистов. Вып.1. М., 2003
81. Обликин И. Русские игрушки. Сюита для баяна. М., 1978
82. Онегин А. Школа игры на готово-выборном баяне. М., 1978
83. Педагогический
репертуар
баяниста.
Вып.
1.
Составитель
И.Бойко.
Ростов-на-
Дону.1997
84. Педагогический
репертуар
баяниста.
1-2
класы
ДМШ.
Вып.
5.
Составитель
А.Крылусов.М.,1975
85. Педагогический репертуар баяниста. 1-2 класы ДМШ. Вып. 6. Составитель В.Грачёв,
А.Крылусов.М.,1975
86. Педагогический
репертуар
баяниста.
3-5
классы
ДМШ.
Вып.
7.
Составитель
В.Алехин, А.Чиняков.М.,1976
87. Педагогический репертуар баяниста. 1-2 класы ДМШ. Вып. 8. Составитель В.Грачёв,
А.Крылусов.М.,1978
88. Песни
героических
лет.
Облегчённое
переложение
для
баяна.
Составитель
П.Говорушко. Л., 1977
89. Полифонические пьесы И.С.Баха и его сыновей – В.Ф.Баха и Ф.Э.Баха для готово-
выборного баяна. 1-5 классы ДМШ. Составитель Ю.Лихачёв. Л.,1967
90. Полифонические
пьесы
в
переложении
для
баяна.
Вып.
1.
Составитель
В.Беньяминов. Л.,1967
91. Полифонические пьесы в переложении для баяна. Вып. 2. Составитель В.Агафонов,
В.Алёхин. М.,1975
92. Полифонические пьесы в переложении для баяна. Вып. 3. Составитель В.Алёхин,
В.Агафонов. М.,1976
93. Полифонические пьесы в переложении для баяна. Вып. 4. Составитель В.Алёхин,
В.Агафонов. М.,1977
94. Полифонические пьесы для 3-5 классов ДМШ. Составитель В.Агафонов, В.Алёхин.
М.,1980
95. Произведения советских композиторов для баяна. Вып. 3. Составитель А.Судариков.
М.,1980
96. Популярные танго. Лёгкое переложение для баяна и аккордеона. М., 2009
97. Пьесы для готово-выборного баяна. Вып. 7. Составитель В.Накапкин. М., 1972
98. Репников А. Альбом юного баяниста. М.,1975
99. Самойлов Д. 15 уроков игры на баяне. М., 2004
100.
Семёнов В. Детский альбом. Две сюиты для баяна. М.,1996
101.
Семёнов В. Современная школа игры на баяне. М.,2003
102.
Сонатины и вариации. Вып. 4. Составитель Ф.Бушуев. М.,1972
103.
Сонатины и вариации. Вып. 6. Составитель Ф.Бушуев. М., 1974
104.
Сонатины и вариации. Вып. 8. М., 1976
105.
Сонатины и рондо в переложении для баяна. Вып. 2. Составитель В.Беньяминов.
Л.,1968
106.
Учебное пособие. Ансамбли для баяна. 1-3 классы ДМШ. Составитель Д.Самойлов.
М., 1997
107.
Учебное пособие. Ансамбли для баяна. 3-5 классы ДМШ. Составитель Д.Самойлов.
М., 1997
108.
Учебное пособие. Народные песни. 1-3 классы ДМШ. Составитель Д.Самойлов.
М., 1997
109.
Учебное пособие. Народные песни. 3-5 классы ДМШ. Составитель Д.Самойлов.
М., 1999
110.
Учебное
пособие.
Полифонические
пьесы.
1-3
классы
ДМШ.
Составитель
Д.Самойлов. М., 1997
111.
Учебное
пособие.
Полифонические
пьесы.
3-5
классы
ДМШ.
Составитель
Д.Самойлов. М., 1999
112.
Учебное пособие. Пьесы. 1-3 классы ДМШ. Составитель Д.Самойлов. М., 1997
113.
Учебное пособие. Пьесы. 3-5 классы ДМШ. Составитель Д.Самойлов. М., 1999
114.
Учебное
пособие.
Сонатины
и
вариации.
1-3
классы
ДМШ.
Составитель
Д.Самойлов. М., 1997
115.
Учебное
пособие.
Сонатины
и
вариации.
3-5
классы
ДМШ.
Составитель
Д.Самойлов. М., 1999
116.
Учебное пособие. Этюды. 1-3 классы ДМШ. Составитель Д.Самойлов. М., 1997
117.
Учебное пособие. Этюды. 3-5 классы ДМШ. Составитель Д.Самойлов. М., 1999
118.
Ушенин В.В. Школа художественного мастерства: учебно-методическое пособие.
Ростов на/Д : Феникс, 2009
119.
Хорошее
настроение.
Для
баяна
или
аккордеона.
Составитель
А.Дмитриев
и
Ю.Лихачёв. Л., 1990
120.
Хрестоматия Баяниста. 1-2 классы ДМШ. Составитель Ю.Акимов, В.Грачёв. М.,
1971
121.
Хрестоматия Баяниста. 1-2 классы ДМШ. Составитель А.Крылусов. М., 1979
122.
Хрестоматия Баяниста. 3-4 классы ДМШ. Составитель В.Грачёв. М., 1971
123.
Хрестоматия
Баяниста.
3-5
классы
ДМШ.
Составитель
В.Алёхин,
С.
Павин,
Г.Шашкин. М., 1976
124.
Хрестоматия Баяниста. 5 класс ДМШ. Составитель В.Нестерова, А.Чинякова. М.,
1985
125.
Хрестоматия
Баяниста.
Старшие
классы
ДМШ.
Пьесы
часть
2.
Составитель
В.Грачёва, В.Петрова. М., 1999
126.
Хрестоматия
для
ансамблей
баянистов
2-5
классы
ДМШ.
Составитель
А.
Крылусов. М., 1999
127.
Чайкин Н. Детский альбом для баяна. С-Пб., 2006
128.
Чайкин Н. Пьесы, обработки и этюды для готово-выборного баяна. М., 1972
129.
Шендерёв Г. Пьесы и обработки для баяна. М., 1979
130.
Шишаков Ю. 24 прелюдии и фуги для готово-выборного баяна. М., 1983
131.
Этюды для баяна. Вып. 2. Составитель В.Буравлёв. М., 1970
132.
Этюды для баяна. Вып. 3. Составитель Л.Гаврилов, В.Грачёв. М., 1971
133.
Этюды для баяна. Вып. 4. Составитель В.Гаврилов, Л.Гаврилов. М., 1973
134.
Этюды для баяна. Вып. 5. М., 1975
135.
Этюды для баяна. Вып. 8. Составитель М.Цыбулин. М., 1979
136.
Этюды для готово-выборного баяна. Вып. 1. Составитель В.Грачёв. М., 1977
137.
Этюды для готово-выборного баяна. Вып. 2. Составитель В.Грачёв. М., 1978
138.
Юному Музыканту баянисту-аккордеонисту. Учебное пособие. Подготовительный
класс ДМШ. Ростов-на-Дону. 2009
139.
Юному
Музыканту
баянисту-аккордеонисту.
Учебное
пособие.
1
класс
ДМШ.
Ростов-на-Дону. 2009
140.
Юному
Музыканту
баянисту-аккордеонисту.
Учебное
пособие.
2
класс
ДМШ.
Ростов-на-Дону. 2009
141.
Юному Музыканту баянисту-аккордеонисту. Учебное пособие. 3
класс ДМШ.
Ростов-на-Дону.2010
142.
Юному
Музыканту
баянисту-аккордеонисту.
Учебное
пособие.
4
класс
ДМШ.
Ростов-на-Дону. 2010
143.
144.
Юному
Музыканту
баянисту-аккордеонисту.
Учебное
пособие.
5
класс
ДМШ.
Ростов-на-Дону. 2010
Список методической литературы
1.
Акимов
Ю.Т.
Некоторые
проблемы
теории
исполнительства
на
баяне.
–
М.:
Советский композитор, 1980.
2.
Бажилин Р.Н. Школа игры на аккордеоне: Учебно-методическое пособие. – М.:
Издатель В.Катанский, 1999.
3.
Бажилин Р.Н. Гаммы, арпеджио и аккорды для готово-выборного аккордеона. – М.:
Издательство В.Катанского, 2002.
4.
Бардин
Ю.В.
Обучение
игре
на
баяне
по
пятипальцевой
аппликатуре.
–
М.:
Советский композитор, 1978.
5.
Беляков
В.Ф.,
Стативкин
Г.Т.
Аппликатура
готово-выборного
баяна.
–
М.:
Советский композитор, 1978. Баренбойм Л. Путь к музицированию. «Советский
композитор». Л.-М., 1973
6.
Басурманов А. Работа баяниста над мелодией и ее сопровождением. М., 1961
7.
Брянская
Ф.
Формирование
и
развитие
навыка
игры
с
листа
в
первые
годы
обучения пианиста. М, изд. ЦМК Министерства культуры РСФСР, 1971
8.
Бойцова Г. Юный аккордеонист: В 2 ч. М., 2007
9.
Варфоломос А. Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов.
Выпуск 4.
«Музыка», М.-Л., 1964
10. Власов В. Методика работы баяниста над полифоническими произведениями. М..
2004
11. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. «Музгиз», М., 1953
12. Гвоздев
П.
Принципы
образования
звука
на
баяне
и
его
извлечения. Баян
и
баянисты: Сб. статей. Вып.1. М., 1970
13. Говорушко П.И. Основы игры на баяне. – Л.: Музгиз, 1963
14. Егоров Е. О некоторых акустических характеристиках процесса звукообразования
на баяне. Баян и баянисты: Сб. статей. Вып. 5. М., 1981
15. Ескин М.И. Работа над культурой звука на баяне. – Краснодар, 1976
16. Имханицкий
М.
Музыка
зарубежных
композиторов
для
баяна
и
аккордеона.
Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. М., 2004.
17. Имханицкий М. История баянного и аккордеонного искусства. М.. 2006
18. Крупин
А.
Мехо-пальцевая
артикуляция
при
атаке
звука
на
баяне.
Проблемы
педагогики и исполнительства на русских народных инструментах: Сб. трудов
ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 95.М., 1987
19. Крупин
А.,
Романов
А.
Практические
аспекты
техники
звукоизвлечения
на
начальном этапе обучения на баяне. Музыкальный лицей: Сб. науч.-метод. трудов.
Новосибирск.,1998
20. Крупин А., Романов А. Новое в теории и практике звукоизвлечения на баяне.
«Классика», Новосибирск, 2002
21. Кузнецов В. Концерты и сонаты для баяна. Анализ музыкальных форм.- Киев,
«Музична Украина», 1990
22. Липс
Ф.
Звук
и
звукоизвлечение
на
баяне.
Музыкальная
педагогика
и
исполнительство на народных инструментах: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных.
Вып. 74.М., 1984
23. Липс Ф. Искусство игры на баяне. М., 1983
24. Мотов В.Н. Простейшие приёмы варьирования на баяне или аккордеоне. – М.:
Музыка, 1989.
25. Онегин А.Е. Азбука баяниста: Пособие для начинающих. – М.: Музыка, 1964.
26. Оберюхтин М.Д. Проблемы исполнительства на баяне. – М.: Музыка, 1989.
27. Пуриц И. Вопросы формирования техники звукоизвлечения на баяне. М., 1989.
28. Пуриц И. Методическая статья по обучению игры на баяне. М., 2001
29. Ризоль Н.И., Яшкевич И.А. Школа двойных нот для баяна. – Киев: Музычна
Украйина, 1989.
30. Серотюк П.Ф. Хочу быть баянистом: Учебное пособие. – М.: РКХ РИЦ МК РФ,
1994.
31. Серотюк И. Баян открывает мир музыки. Тернополь, 2003
32. Семёнов В. Современная школа игры на баяне. М.,2003
33. Стативкин Г.Т. Начальное обучение на выборно-готовом баяне. – М.: Музыка, 1989.
34. Судариков
А.Ф.
Основы
начального
обучения
игре
на
баяне:
Методическое
пособие. – М.: Советский композитор, 1978.
35. Сурков А.А. Пособие для начального обучения игре на готово-выборном баяне. –
М.: Советский композитор, 1979.
36. Ушенин
В.
Звукоизвлечение
и
организация
движений
технического
аппарата
баяниста (аккордеониста). Ростов-на-Дону, 1980.
37. Ушенин В. Вопросы воспитания навыков ориентирования на правой клавиатуре
баяна. Тамбов, 1997.
38. Ушенин В. Репетиционные комплексы как универсальная система постановочных
навыков правой руки и развитие мелкой техники баяниста. Актуальные проблемы
народно-инструментальной педагогики: Сб. статей. Ростов-на-Дону. 2005
39. Ушенин В. Школа художественного мастерства. Ростов-на-Дону. 2009
40. Чиняков А.И. Преодоление технических трудностей на баяне. – М.: Музыка, 1982.
41. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха: Учебное пособие. – М.: Музыка,
1996.
42. Шахов Г.И. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна:
Учебное пособие. – М.: Музыка, 1987.