Авторы: Хилько Наталья Александровна, Шашкова Надежда Александровна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБУ детский сад № 116
Населённый пункт: город Тольятти
Наименование материала: статья
Тема: ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА, КАК «ПОЛЕ» ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА С ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
Раздел: дошкольное образование
Доклад на тему:
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА,
КАК «ПОЛЕ» ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ
ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА С
ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
Подготовили:
воспитатель Хилько Н.А.,
воспитатель Шашкова Н.А.
С 2001 года под руководством Фабрициевой Л.Н. педагогический коллектив
реализует коррекционно-оздоровительное направление для детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата (ОДА).
Выбор данного направления обусловлен реализацией национального проекта
«Образование»,
а
так
же
необходимостью
осуществления
мер
по
социальной
адаптации, интеграции и реабилитации социально-уязвимых категорий населения.
Приоритет
этого
выбора
был
определен
увеличением
числа
детей
с
ортопедическими нарушениями и необходимостью поиска эффективных путей
коррекции нарушений ОДА. Усилиями коллектива и родителей для профилактики
и коррекции ортопедической патологии у детей
были созданы оптимальные
условия,
определяющие
гармоничное
развитие
и
здоровьесбережение
детей.
Важным
фактором
развития
является материально-техническая
база
и
предметно-развивающая
среда,
созданная
коллективом
для
реализации
поставленных задач, а с 2007 года дошкольное учреждение является базовым
центром по реализации городской целевой программы развития образования на
2007-2010гг.
стратегического
направления
«Формирование
системы
защиты
детства, сохранение и укрепление здоровья воспитанников».
Анализ и осознание сложившейся ситуации обосновывает необходимость
обеспечения детям с отклонениями в развитии условий обучения и развития,
адекватных
состоянию
их
соматического
и
нервно-психического
здоровья,
возрастным и индивидуально-типологическим особенностям. На передний план
выходят компенсаторные, профилактические и здоровьесберегающие подходы и
технологии, которые способны комплексно решать сложные задачи развития детей
с особыми нуждами.
В нашем детском саду организация
специализированных
групп для таких детей была основана на необходимости создания условий для их
р а з в и т и я
в
е д и н о м
о б р а з о в а т е л ь н о м
п р о с т р а н с т в е .
Что понимается под развивающей средой. Этот термин в последнее время
стал достаточно популярным и используется различными авторами. Приведем
определение концепции доктора психологических наук С.Л.Новоселовой:
«Развивающая
предметная
среда
–
это
система
материальных
обьектов
деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его
духовного
и
физического
облика.
Обогащенная
среда
предполагает
единство
социальных
и
природных
средств
обеспечения
разнообразной
деятельности
ребенка.
Основными
элементами
предметной
среды
являются
архитектурно-
ландшафтные
и
природно-экологические
обьекты,
художественные
студии,
игровые
и
спортивные
площадки
и
их
оборудование
крупногабаритные,
сомасштабные
росту
ребенка
конструкторы
(модули);
тематические
наборы
игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и
обучения. Оснащение воспитательно-образовательного процесса того или иного
учреждения
образования
формируется
в
прямой
зависимости
от
содержания
воспитания,
возраста,
опыта
и
уровня
развития
детей
и
их
деятельности»
(Новоселова С.Л. Развивающая природная среда, - М., 1995)
Работа администрации, педагогов и родителей заключалась в организации
такой
среды,
где
каждый
дошкольник
в
зависимости
от
присущих
ему
индивидуальных
особенностей
получает
многообразие
вариантов
для
своего
развития. Качество нашей работы было подтверждено аттестационной комиссией
образовательных учреждений, и в январе 2006г. наш детский сад подтвердил
статус Центра развития ребенка с максимальной оценкой 3 балла.
Содержание работы
специализированного ДОУ для детей с нарушением
ОДА
по
проектированию
и
созданию
развивающей
образовательной
среды
должно определяться решением ряда задач:
разработать и апробировать систему мер, направленных на улучшение
социальной среды этих детей (климата в семье, в ДОУ, условий обучения,
лечения,
игры,
профилактики
болезней,
отношения
со
взрослыми
и
сверстниками и т.п.;
способствовать развитию адекватной «Я-концепции» и самоуважения;
оптимизировать процесс социализации детей и преодоление трудностей в
их социальной адаптации и т.п.
Педагоги и медицинские работники нашего учреждения работают в тесном
контакте
и
осуществляют
дифференцированный
подход
к
коррекции
и
реабилитации детей с учетом их индивидуальных особенностей.
ЦЕНТРЫ ЗДОРОВЬЯ
В каждом групповом помещении имеется спортивная зона, которая является не
просто физкультурным уголком со спортивным оборудованием, но выделена как
самостоятельный
сегмент
пространства
с
назначением
–
двигательная
деятельность детей; в ней находятся турники, канаты, шведская стенка, маты,
горка
и
другой
спортивный
инвентарь.Это
позволяет
значительно
повысить
насыщенность и качество подобного рода мероприятий во время пребывания
ребенка в детском саду.
При
подборе
оборудования
и
материалов
мы
опирались
на
то,
что
материал
должен служить не только побудителем к действию или движению ребенка, но и
определять содержание его деятельности и направлять ее по задачам коррекции
нарушений
и
общего
развития
через
действия
по
назначению
и
целей
по
функциям. Эффективность возможности использования материала определялась
количеством
вариативности
упражнений
и
определении
требований
по
их
выполнению.
Материал может использоваться как воспитателем, так и самостоятельно
ребенком
и
в
совместной
деятельности
ребенка
с
родителями,
для
этого
существует
специальный
подбор
упражнений
по
степени
сложности
и
назначению.
С
учетом
обенностей
дошкольного
возраста
спортивные
зоны
оформлены тематически: в младших группах по теме «Цирк», «Зоопарк», «Мы
играем»,
в
старших
и
подготовительных
«Африка»,
«Морское
дно»,
«Путешествие», «Космос».
Нестандартное оборудование, используемое в Центрах
Здоровья для детей с нарушением ОДА
В
спортивных
зонах
на
ряду
со
стандартным
физкультурным
обору-
дованием
используется
и
нестандартное
физкультурное
оборудование
изготовленное руками воспитателей и родителей. Оно имеет большое значение
для
развития
движений
детей,
дает
ощущение
«мышечной
радости»,
что
способствует
обогащению
двигательного
опыта
детей,
приумножению
их
физических сил.
Применение
предметов
спортивно-игрового
оборудования
позволяет
конкретизировать возникающие перед детьми двигательные задачи, делают их
более наглядными, эмоционально охраняемыми и поэтому более доступными и
понятными.
Наиболее целесообразными нам представляется применение физкультурного
оборудования двух видов:
применение оборудования и инвентаря, предусматриваемого программой
физического воспитания;
применение нетрадиционного оборудования.
Нетрадиционное
физкультурное
оборудование
в
группах
позволяет
более
быстро и качественно закреплять двигательные умения и навыки сформированные
на
занятиях,
расширять
возможности
использования
упражнений,
повышать
интерес к двигательной активности в течение дня.
При подборе нетрадиционного оборудования в Центры здоровья мы исходим
из необходимости решения следующих задач:
с помощью красочно оформленных спортивных уголков и подбора
оборудования стимулировать двигательную активность детей;
развивать в детях потребность в движении;
развивать творческое воображение, побуждая детей к использованию в
сюжетных играх нестандартное физкультурное оборудование.
Важно,
чтобы
размеры
оборудования
соответствовали
антропометрическим
показателям детей (длина тела, рук, ног, высота грудной клетки). Следим за тем,
чтобы габариты и вес переносного оборудования были соизмеримы возможностям
детей, посильны для их перестановки детьми.
Одним из необходимых требований использования нетрадиционного
оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании.
Пособие должно быть прочным, надежным, пригодным для эксплуатации детьми.
Изготовленное нетрадиционное оборудование мы подразделяли:
по соотношению с разными видами двигательной активности;
по
конструктивным
особенностям
(целостные
конструкции,
сборно-
разборные);
по функциональным свойствам (для разных мышечных групп.);
по виду применяемого сырья (деревянное, резиновое, тканевое и т.д.);
по типу размещения (стационарное, переносное);
по размерам (мелкое, крупногабаритное);
используемое для определенного возраста детей.
Специфические
свойства
отдельных
предметов
определяют
структуру
движений,
например:
мягкое
бревно
может
использоваться
как
снаряд
для
развития равновесия, как предмет для выполнения ОРУ в качестве отягощения, как
ориентир, как атрибут для профилактики плоскостопия
«Морковка» -
утяжелитель-массажер
«Сороконожка» -
дорожка для ходьбы с неровной поверхностью, ограниченная по ширине уже
плоскости стопы, имеющая массажные элементы.
«Крокодил»-
предназначен
для
тренировки
равновесия
и
одновременного
массажа,
острые
выпуклые
элементы,
расположенные
на
рельефной
поверхности
значительно
усложняет двигательную задачу.
«Летунчики»
Яркая образная форма повышает эффективность воздействия
материала, так как задействует эмоциональное и аффективно-сенсорное
реагирование ребенка.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕНТРЫ
Наряду с коррекционно-оздоровительной работой в нашем образовательном
учреждении
на
первый
план
выдвигаются
и
задачи
гуманизации
процесса
воспитания
и
обучения,
охраны
и
укрепления
психического
и
физического
здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без
создания
предметно-развивающей
среды,
тем
более
в
специализированном
дошкольном учреждении.
В
каждой
группе
нами
была
продумана
рациональная
и
целесообразная
расстановка
мебели
с
выделением
различных
зон
и
уголков
с
помощью
односторонних и двухсторонних витрин. Это позволяет каждому ребенку найти
место, комфортное с точки зрения его эмоционального состояния:
Удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощутить тесный
контакт с ними.
Во всех группах воспитатели стремятся, чтобы среда содержала стимулы,
способствующие
интеллектуально-эстетическому
развитию
детей.
Для
этого
в
каждой группе организована музыкально-театральная зона. Сделаны подиумы,
которые используются многофункционально: для показа драматизаций, на вечерах
досуга, в организации сюжетно-ролевых игр. В них в достаточном количестве
сосредоточен материал для режиссерских игр.
Для развития интеллектуально-познавательной активности, в группах оформлены
речевые и математические уголки, где подобран материал для самостоятельной
деятельности детей с учетом позиции каждого ребенка.
У них появляется интерес к слову, они активно занимаются словотворчеством,
самостоятельно придумывают сказки, рассказы. В математических уголка дети с
удовольствием участвуют в играх-соревнованиях, в которых формируется
мотивация достижения успеха.
В группах раннего и младшего дошкольного возраста оборудованы уголки
сенсорного развития, что побуждает малышей «взаимодействовать» с различными
элементами, повышая тем самым их функциональную активность. Эти уголки
стимулируют развитие восприятия детей, способствуют развитию анализаторов,
«подсказывают»
способы
обследования
и
действий.
В
уголках
подобраны
предметы чистых цветов, различных размеров, четких форм и разнообразных
материалов.
Вкладыши,
пирамидки,
шнуровки,
мазайки,
лото
и
другой
разнообразный материал имеется в достаточном количестве во всех группа.
Игры с песком, водой, камешками, глиной и другим природным материалом
сосредоточены
в
«Мини-лабораториях»,
отведенных
для
д е т с ко го
экспериментирования.
В
них
материал
подобран
по
направлениям:
«Наука
и
природа», «Песок и вода», «Кулинария», «искусство», «Приборы и манипуляции»
Создавая оптимальные условия дл развития и движений детей мы учитывали
возрастные особенности той или иной группы, так как дети старшего дошкольного
возраста ощущают себя «старшими» среди «младших». И мы поддерживаем в них
это
ощущение,
потому
что
они
проявляют
познавательную
активность,
самостоятельность, инициативу, вовлекаясь в процесс преобразования.
Обязательным
условием
в
организации
предметно-развивающего
пространства – это размещение коррекционных дорожек (плоскостные и объемные
змейки,
звучащие
дорожки,
следы
стоп
и
ладошек),
препятствия
по
пути
следования детей (кубики, дуги, солнышки), размещение спортивной атрибутики
для мышц спины, конечностей (массажеры для ног, мячики, коврики, чехлы с
пуговичками для спинок стульев) и другие.
В
организации
предметно-развивающего
пространства
ДОУ
нашими
партнерами
всегда
были
родители.
Благодаря
этому
сотрудничеству,
во
всех
группах созданы условия, способствующие становлению базовых характеристик
личности
каждого
ребенка
и
коррекции
опорно-двигательных
патологий
воспитанников.
Именно
такая
среда
дает
возможность
нашим
воспитанникам
найти занятие по душе, поверить в свои силы и возможности.