Напоминание

«Психолого-педагогические компетенции»


Автор: Эккерт Ольга Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ РХ
Населённый пункт: Республика Хакасия, город Черногорск
Наименование материала: Доклад
Тема: «Психолого-педагогические компетенции»
Раздел: начальное образование





Назад




ГБОУ РХ «Черногорская школа-интернат»

«Личностные качества и

профессиональные компетенции,

необходимые педагогу для осуществления

развивающей деятельности»

Учитель-дефектолог: Эккерт О.В.

г. Черногорск 2018г.

Что такое профстандарт педагога?

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ,

содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций

педагога. Его нормы будут учитываться при приеме на работу в

образовательные организации, во время создания должностных инструкций и

при формировании норм оплаты труда.

Содержание профстандарта педагога отражает:

обучение;

воспитательную работу;

развитие личностных качеств и профессиональных компетенций,

необходимых педагогу для осуществления развивающей деятельности;

профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику

работы в начальной школе;

профессиональные компетенции педагога дошкольного образования

(воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне

образования;

профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику

работы учителя в основной и средней школе;

профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику

работы учителя русского языка;

профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику

работы учителя математики.

Описание обобщенных трудовых функций включает наименование функции,

уровень квалификации, возможные наименования должностей, требования к

образованию, обучению и опыту практической работы, а также особые

условия допуска к работе. Обобщенные трудовые функции подразделяются

на отдельные трудовые функции.

Характеристики конкретных трудовых функций содержат описание трудовых

действий, необходимых умений и знаний и др.

При обучении детей педагог должен:

Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное

образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и

начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без

отрыва от своей профессиональной деятельности.

1.

Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

2.

Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность

(самоанализ урока).

3.

Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков:

лабораторные эксперименты и т.п.

4.

Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы

включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными

потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для

которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными

возможностями и т.д.

5.

Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы

и методы контроля.

6.

Владеть ИКТ-компетенциями.

При построении воспитательной работы с детьми педагог должен:

1.

Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как

на уроке, так и во внеклассной деятельности.

2.

Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.

3.

Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения

безопасной образовательной среды.

4.

Эффективно управлять классом с целью вовлечения учеников в процесс

обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную

деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию

учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера,

постоянно искать педагогические пути их достижения.

5.

Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со

школьным уставом и правилами поведения в образовательной

организации.

6.

Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации

ученических органов самоуправления.

7.

Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и

принимая их.

8.

Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и

информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.

9.

Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать)воспитательные

возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой,

трудовой, спортивной, художественной и т.д.).

10.

Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных

различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

11.

Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.)

детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.

12.

Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия

родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению

вопросов воспитания ребенка.

13.

Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать )с другими

педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач

духовно-нравственного развития ребенка).

14.

Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в

детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.

15.

Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям,

оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

16.

Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них

свой положительный вклад.

Не менее важной частью стандарта считаются

личностные

качества и профессиональные компетенции, необходимые

педагогу для осуществления развивающей деятельности:

1.

Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных

учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и

физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи

любому ребенку.

2.

Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей,

связанные с особенностями их развития.

3.

Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими

приемами.

4.

Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках

психолого-медико-педагогического консилиума.

5.

Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов,

логопедов и т.д.).

6.

Умение составлять совместно с другими специалистами программу

индивидуального развития ребенка.

7.

Владение специальными методиками, позволяющими проводить

коррекционно-развивающую работу.

8.

Умение отслеживать динамику развития ребенка.

9.

Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

10.Знание общих закономерностей развития личности и проявления

личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов

развития, возрастных особенностей учащихся.

11.Умение использовать в практике своей работы психологические подходы:

культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

12.Умение проектировать психологически безопасную и комфортную

образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных

форм насилия в школе.

13.Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять

психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ

начального и среднего общего образования, в том числе программ

дополнительного образования.

14.Владение элементарными приемами психодиагностики личностных

характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно

с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.

15.Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить

психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.

16.Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы

развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.

17.Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы

и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной

реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и

толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.

18.Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе

инклюзивными), необходимыми для работы с различными категориями

учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в

трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми

образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с

ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с

зависимостью.

19.Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-

психологических особенностей и закономерностей развития.

20.Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих

эффективно работать с родительской общественностью.

Можно сделать вывод, что многие Личностные качества и

профессиональные компетенции Профессионального стандарта педагога нам

близки и соотносятся с нашей непосредственной деятельностью и работой всего

коллектива в целом.



В раздел образования