Автор: Эккерт Ольга Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ РХ
Населённый пункт: Республика Хакасия, город Черногорск
Наименование материала: Доклад
Тема: «Психолого-педагогические компетенции»
Раздел: начальное образование
ГБОУ РХ «Черногорская школа-интернат»
«Личностные качества и
профессиональные компетенции,
необходимые педагогу для осуществления
развивающей деятельности»
Учитель-дефектолог: Эккерт О.В.
г. Черногорск 2018г.
Что такое профстандарт педагога?
Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ,
содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций
педагога. Его нормы будут учитываться при приеме на работу в
образовательные организации, во время создания должностных инструкций и
при формировании норм оплаты труда.
Содержание профстандарта педагога отражает:
обучение;
воспитательную работу;
развитие личностных качеств и профессиональных компетенций,
необходимых педагогу для осуществления развивающей деятельности;
профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику
работы в начальной школе;
профессиональные компетенции педагога дошкольного образования
(воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне
образования;
профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику
работы учителя в основной и средней школе;
профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику
работы учителя русского языка;
профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику
работы учителя математики.
Описание обобщенных трудовых функций включает наименование функции,
уровень квалификации, возможные наименования должностей, требования к
образованию, обучению и опыту практической работы, а также особые
условия допуска к работе. Обобщенные трудовые функции подразделяются
на отдельные трудовые функции.
Характеристики конкретных трудовых функций содержат описание трудовых
действий, необходимых умений и знаний и др.
При обучении детей педагог должен:
Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное
образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и
начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без
отрыва от своей профессиональной деятельности.
1.
Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
2.
Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность
(самоанализ урока).
3.
Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков:
лабораторные эксперименты и т.п.
4.
Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы
включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными
потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для
которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными
возможностями и т.д.
5.
Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы
и методы контроля.
6.
Владеть ИКТ-компетенциями.
При построении воспитательной работы с детьми педагог должен:
1.
Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как
на уроке, так и во внеклассной деятельности.
2.
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
3.
Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения
безопасной образовательной среды.
4.
Эффективно управлять классом с целью вовлечения учеников в процесс
обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную
деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию
учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера,
постоянно искать педагогические пути их достижения.
5.
Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со
школьным уставом и правилами поведения в образовательной
организации.
6.
Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации
ученических органов самоуправления.
7.
Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и
принимая их.
8.
Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и
информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
9.
Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать)воспитательные
возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой,
трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
10.
Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных
различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
11.
Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.)
детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.
12.
Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия
родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению
вопросов воспитания ребенка.
13.
Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать )с другими
педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач
духовно-нравственного развития ребенка).
14.
Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в
детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
15.
Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям,
оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
16.
Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них
свой положительный вклад.
Не менее важной частью стандарта считаются
личностные
качества и профессиональные компетенции, необходимые
педагогу для осуществления развивающей деятельности:
1.
Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных
учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и
физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи
любому ребенку.
2.
Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей,
связанные с особенностями их развития.
3.
Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими
приемами.
4.
Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках
психолого-медико-педагогического консилиума.
5.
Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов,
логопедов и т.д.).
6.
Умение составлять совместно с другими специалистами программу
индивидуального развития ребенка.
7.
Владение специальными методиками, позволяющими проводить
коррекционно-развивающую работу.
8.
Умение отслеживать динамику развития ребенка.
9.
Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
10.Знание общих закономерностей развития личности и проявления
личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов
развития, возрастных особенностей учащихся.
11.Умение использовать в практике своей работы психологические подходы:
культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
12.Умение проектировать психологически безопасную и комфортную
образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных
форм насилия в школе.
13.Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять
психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ
начального и среднего общего образования, в том числе программ
дополнительного образования.
14.Владение элементарными приемами психодиагностики личностных
характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно
с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.
15.Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить
психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
16.Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы
развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
17.Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы
и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной
реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и
толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.
18.Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе
инклюзивными), необходимыми для работы с различными категориями
учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в
трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми
образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с
ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с
зависимостью.
19.Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-
психологических особенностей и закономерностей развития.
20.Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих
эффективно работать с родительской общественностью.
Можно сделать вывод, что многие Личностные качества и
профессиональные компетенции Профессионального стандарта педагога нам
близки и соотносятся с нашей непосредственной деятельностью и работой всего
коллектива в целом.