Автор: Седова Светлана Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: ЯНАО, город Губкинский
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Дети-кусальщики
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
Дети-кусальщики
Хотя кусаться не считается "неправильным" в том смысле, что
один из десяти малышей до 2-х летнего возраста делает это, в
целом это - тревожное и потенциально вредное поведение,
которому родители и педагоги должны препятствовать с самого
первого случая. Если ребенок кусается, не волнуйтесь и
подумайте о причине, т.е. том, что ребенок испытал как раз перед
этим инцидентом. Понимание, почему маленькие дети кусаются, может помочь вам
сдерживать это агрессивное поведение и научить ребенка положительным способам
выражать свои чувства.
Маленькие дети могут укусить по различным причинам. Определение причины, по
которой ребенок кусается в конкретном случае, поможет вам развить соответствующую
технику поведения с ним и методы борьбы.
1. 'Кусальщик-экспериментатор' Младенец или маленький ребенок может
попробовать укусить мать за грудь или за плечо. Когда это происходит, взрослые должны
незамедлительно внятно и ясно объяснить ребёнку, что он не должен кусать людей. "Нет",
сказанное резко, будет соответствующим ответом.
Эти "кусальщики-экспериментаторы" просто хотят потрогать, почувствовать запах и
попробовать на вкус других людей, чтобы узнать больше об окружающем их мире. Их
мышцы развиваются, и они должны экспериментировать. Предоставьте им
разнообразные места для игр и красочные игрушки, чтобы стимулировать детей в течение
этой стадии развития.
Такой тип кусающихся детей может также быть мотивирован зубной болью.
Предложите соответствующие вещи для детей, которые можно пережевывать:
замороженные рогалики, холодную большую морковку или специальное безопасное
резиновое колечко, предназначенное для того, чтобы его грызть в период появления
зубов.
2. "Расстроенный кусальщик" Некоторые дети испытывают недостаток в необходимых
навыках, позволяющих им справляться с ситуациями, такими как привлечение внимания
взрослого или желание получить игрушку другого ребенка. Даже при том, что ребенок,
возможно, не намеревался вредить другому человеку, взрослые должны реагировать на
это с неодобрением. Сначала немедленно наказывайте. Затем объясните кусающемуся
ребенку, что укусы причиняют боль другим людям, и не разрешайте так делать.
Вы можете помочь расстроенным кусающимся детям, обучая их соответствующим
жестам как выражать свои чувства или получить то, в чем они нуждаются. Хвалите детей,
когда они делают успехи в своих попытках. Кроме того, наблюдайте за признаками
появления у ребенка плохого настроения. Выявление потенциального конфликта может
помочь вам предотвратить плохой инцидент.
3. "Защищающийся кусальщик" Некоторые дети, чувствуя, что они подвергнуты
опасности, кусаются в целях самообороны. Они могут быть подавлены окружением, и их
укус - это средство восстановления контроля ситуации. В этом случае, используйте уже
упомянутые интервенционные методы, и уверяйте ребенка, что его права и имущество
(игрушки, одежда) в безопасности. Дети могут стать жертвами ситуации, такой как
недавний развод родителей, смерть дедушки или бабушки, или такой, когда мама
возвращается к работе после декретного отпуска. Кусающийся ребёнок, находясь под
властью одной из этих ситуаций, может требовать дополнительного внимания и ласки,
особенно если имеет место опасность физического насилия дома или по соседству. В
любом случае, связь между ребенком и тем, кто о нем заботится, должна быть столь же
теплой и располагать к себе насколько это возможно.
4. "Властные кусальщики" Некоторые дети испытывают сильную потребность в
независимости и в управлении. Как только они видят реакцию на их кусание, такое
поведение усиливается. Дайте ребенку выбор в течение дня и укрепите положительное
общественное поведение (например, выражаёте ему свою благодарность). Если ребенок
добивается внимания, когда он не безобразничает, он не будет прибегать к агрессивному
поведению, чтобы почувствовать ощущение личной власти.
Никогда не бейте и не кусайте ребенка в ответ! Подход должен быть спокойным и
поучительным. Ребенок не должен получать никакой награды за то, что он не кусается и
никакой "отрицательной награды" за то, что кусается.
Родители и те, кто смотрит за ребёнком, должны сотрудничать, чтобы препятствовать
желанию детей кусаться. Если детям разрешают демонстрировать такое поведение дома,
не будет никакого шанса на устранение этого поведения в каком - бы то ни было детском
заведении, больнице. В этом случае не поможет ни одна программа для воспитания
детей. Работая в команде, педагоги и родители могут определить возможные причины
того, почему ребенок кусается, и среагировать соответственно. В отличие от детских
воспитателей и учителей, которые, как правило, лучше знакомы со специальными
методами воспитания, родители ребенка учатся воспитывать, основываясь на их
собственном детском поведении и опыте воспитания их родителей.
Присмотритесь и сделайте некоторые выводы. Ребенок всегда кусает одного и того же
человека? Может он просто устал, не в настроении или голоден?
Будьте готовы вмешаться немедленно, но осторожно. Обучение детей
(соответствующими их возрасту способами) держать себя в руках поощряет развитие
веры и чувства собственного достоинства. Мы можем отучить детей кусаться и научить их
самоконтролю. Как для взрослых, так и для детей, ключ к росту и осознанию - это
понимание.
Педагог-психолог: Седова
С.А.