Напоминание

Развитие координационных способностей у баскетболистов


Автор: Атаманова Светлана Александровна
Должность: Магистрант
Учебное заведение: БГПУ
Населённый пункт: г.Благовещенск, Амурская область
Наименование материала: Развитие координационных способностей у баскетболистов
Тема: Развитие координационных способностей у баскетболистов
Раздел: высшее образование





Назад




УДК 796.093

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

БАСКЕТБОЛИСТОВ

Е.Е. Яворская,

к.п.н., доцент кафедры физического воспитания и спорта

ФГБОУ ВО «БГПУ», г. Благовещенск

С.А. Атаманова,

магистрант ФГБОУ ВО «БГПУ», г. Благовещенск

Ключевые

слова: специфические координационные

способности

юных баскетболистов, координация движений, ловкость.

Аннотация: В

работе

истолковывается

роль

координационных

способностей в подготовке юных баскетболистов, раскрываются

виды специ-

фических

координационных

способностей

баскетболиста,

теоретические

сведения

на основе современных требований, предъявляемых к подготовке

занимающихся баскетболом, определены наиболее приемлемые специфиче-

ские особенности целей и задач развития координационных способностей

Определена

значимость разновидностей фитнеса в физической подго-

товке и особенности их использования в тренировочном процессе годичного

цикла подготовки женских студенческих команд.

Баскетбол – крайне требовательный вид спорта в отношении физиоло-

гии, физической формы и биомеханики. С физической точки зрения успеш-

ность игровых действий баскетболиста зависит от целого ряда физических и

психологических качеств: силовых, координационных, технических, общей и

специальной

выносливости,

психологической

устойчивости

и

т.д.

(А.

В.

Кривцун, Р. В. Бойдаков, С. С. Вареводов, 2013).

В свою очередь и в баскетболе, уровень развития общих и специфиче-

ских координационных способностей играет важную роль. Это связано с тем,

что процесс игры насыщен большим количеством перемещений, физическим

контактом в противоборстве с соперником, постоянной сменой игровых дей-

ствий, осуществляемых в вероятностных и неожиданно возникающих ситуа-

циях (И. М. Батталов, 2006).

В. П. Губа, С. Г. Фомин, С. В. Чернов (2006) отмечают, что повышение

уровня

общих

координационных

способностей

юных

баскетболистов

на

предварительном этапе многолетней спортивной подготовки способствует

развитию

ловкости,

правильному

формированию

основных

двигательных

действий, более быстрому овладению простейшими двигательными умения-

ми, а также развитию основных физических качеств при выполнении различ-

ных физических упражнений.

К наиболее важным специфическим координационным способностям

баскетболиста И. И. Таран, Д. И. Внебрачный (2007) относят: способность к

реагированию; способность к ориентированию в пространстве; равновесие;

ритм; способности к воспроизведению, дифференцированию, оценке и отме-

риванию пространственных, временных и силовых параметров движений;

быстроту перестроения двигательных действий. По их мнению, способность

к реагированию в баскетболе – это умение игрока быстро и точно начать дви-

жения соответственно определенному сигналу. Критерием оценки способно-

сти к реагированию служит время реакции баскетболиста на старт по свистку,

отмашке флажка или тактильному сигналу. При этом авторы отмечают общий

низкий уровень развития координационных способностей у юных баскетбо-

листов.

В. П. Губа, С. Г. Фомин, С. В. Чернов (2006.) выделяют следующие

виды специфических координационных способностей: дифференцировочную

способность, способность к сохранению равновесия, ориентационную, рит-

мическую, а также способность к реагированию и перестроению движений.

Способности к воспроизведению, дифференцированию, оценке и отме-

риванию пространственных, временных и силовых параметров движений, по

мнению основаны на мышечно-двигательной чувствительности человека и

поэтому достаточно специфичны. Например: способность баскетболиста оце-

нить расстояние до кольца или партнера, выполнить передачу или бросок

мяча с определенной силой и точностью, войти в физический контакт с со-

перником с целью выиграть пространство. Зачастую для высокорослых игро-

ков выполнить точную передачу мяча партнеру через всю площадку или ре-

зультативный бросок в кольцо с дальней дистанции является невыполнимой

задачей. С другой стороны, невысокие игроки порой лишаются шансов на

успех в физическом противоборстве под кольцом или в воздушном про-

странстве с мощными «центровыми» игроками (И. И. Таран, Д. И. Внебрач-

ный, 2007).

Перестроение двигательных действий в

баскетболе Т.

Е. Виленская

(2007) связывает с согласованной работой рук и ног, быстрым переключением

с одной двигательной деятельности на другую, внезапной сменой игровой си-

туации, например: переход от защиты к нападению в случае перехвата мяча у

соперника - стремительное нападение; быстрое переключение на защитные

действия в случае потери мяча в нападении.

По обобщенным данным Ю. Ф. Курамшина (2007) в баскетболе важ-

нейшими специфическими координационными способностями являются: ки-

нестетические способности к дифференцированию, соединению и комбини-

рованию двигательных действий; к реакции и ориентированию.

Способность к равновесию И. И. Таран, Д. И. Внебрачный (2007) в зна-

чительной степени связывают с деятельностью вестибулярного аппарата. Ве-

стибулярные импульсы оказывают преимущественно тормозное влияние на

мотонейроны - ограничивают свободу и амплитуду движений, благодаря ко-

торым тело остается в вертикальном положении, сохраняя равновесие.

По мнению Ю. В. Яковых (2008) уровень динамического равновесия в

баскетболе определяется устойчивостью игроков к противодействию физиче-

ским помехам. Преимущество в соревновательной борьбе имеют те спортсме-

ны, у которых психологическая подготовленность, частью которой является

высокая развитость помехоустойчивости, находится на более высоком уров-

не.

Б. Пэйе, П. Пайе (2008) выделяют следующие специфические виды

координационных способностей баскетболиста: чувство динамического рав-

новесия, быстрота реагирования, игровая ловкость, контроль над движениями

в разнообразных сочетаниях и последовательности. При этом способность к

сохранению динамического равновесия в баскетболе определяется как воз-

можность выполнения взрывных и быстрых движений игрока, которые обес-

печивают сохранение баланса в основных стойках баскетболиста. Авторы

предлагают рассматривать два вида равновесия в баскетболе: первый – при

беге через всю площадку (в том числе с ведением мяча), когда скорость важна

больше, чем контроль над движениями; второй вид равновесия требуется при

выполнении более коротких шагов на сильно согнутых ногах - рывки и пере-

мещения в основной стойке и стойке защитника.

А. В. Родин, Д. В. Губа (2009) отмечают способность к перестроению

движений баскетболиста и определяют её как способность игрока к освоению

сложных по координации действий; быстро и правильно оценивать складыва-

ющуюся ситуацию, успешно решать сложные двигательные задачи или опе-

ративно перестраивать свою деятельность в соответствии с мгновенно меня-

ющимися условиями.

С.

Е.

Бебинов (2009)

в

группу

специфических

координационных

способностей

также

включает

несколько

основных

видов:

реагирующая

способность, как отражение скорости сенсомоторной реакции; способность

дифференциации пространственных, временных и силовых параметров вы-

полняемых движений; способность к поддержанию статического и динамиче-

ского равновесия; способность к переключению действий в соответствии с

заданной программой деятельности или для ее коррекции.

Э.

Б.

Скрипец (2011)

относит

к

специфическим

координационным

способностям в баскетболе следующие виды: оценивание и регулирование

динамических и пространственно-временных параметров движений; сохране-

ние устойчивого равновесия; ощущение и усвоение ритма; произвольное рас-

слабление мышц; согласование движений во время двигательного действия.

При этом автор отдает ведущую роль способности к равновесию в баскетболе

и характеризует её как способность игрока сохранять устойчивую позу в ста-

тических и динамических условиях при наличии опоры или без нее.

В. В. Козин (2012), обобщая характеристику специфических видов

координационных способностей в баскетболе, констатирует, что развитие

координации движений у баскетболистов должно происходить в условиях вы-

сокой активности противодействий защитников

и предлагает следующую

классификацию

видов

координационных

способностей

для

спортсменов-

игровиков: воспроизведение и дифференцировка пространственных, времен-

ных и силовых параметров движений; равновесие и ритм движений; умение

дозировать мышечные усилия при перестроении движений, сенсомоторных

реакций.

Итак, ранее термин «координация движений» рассматривался учеными

с позиции одного из компонентов двигательного качества – ловкости (Е. П.

Ильин, 1982; В.И. Лях, 1983).

Позднее в научной литературе чаще стал использоваться термин «об-

щие и специфические координационные способности» (Д. Д. Донской, 1991;

В. Н. Платонов, 1997).

В настоящее время понятие «координационные способности» практи-

чески полностью заменило понятие «ловкость», т.к. имеет место большое ко-

личество классификаций применительно к конкретным видам спорта (Л. Д.

Назаренко, 2003; Н. Г. Озолин, 2004).

При этом в современных научно-исследовательских работах, посвящен-

ных

развитию

координации

движений

баскетболистов,

не

наблюдается

единства взглядов относительно классификаций координационных способно-

стей.

По

мнению

ведущих

специалистов

баскетбола,

координационные

способности – важнейшие физические способности, развитие которых необ-

ходимо как для начинающих баскетболистов, так и для игроков высокого

класса.

Для

баскетболиста

высокий

уровень

развития

координационных

способностей – это основная база овладения новыми, более сложными вида-

ми двигательных действий в спортивной деятельности. От уровня совершен-

ства координационных способностей зависит также качество выполнения

сложных технических элементов.

Теоретический анализ и обобщение литературных источников позволил

конкретизировать понятие «координационные способности в баскетболе»,

под которым будем понимать: умение баскетболиста экономно и находчиво

управлять движениями своего тела в совокупности с высоким уровнем разви-

тия специфических видов КС: к реагированию, к перестроению двигательных

действий,

к

динамическому

равновесию,

к

дифференцированию

про -

странственных, временных и силовых параметров движений при решении

психологически-сложных и неожиданных игровых ситуаций, в условиях вы-

сокой активности и противодействий соперников.

В основном, координация – это врождённая особенность, которая разви-

вается с раннего детства, но в позднем пубертатном возрасте её развитие на-

рушается из-за морфологических изменений, связанных, в первую очередь, с

изменениями в опорно-двигательном аппарате подростка. В то же время, спе-

цифическую координацию определённого вида двигательной деятельности

можно приобрести и развить с помощью соответствующих упражнений.

Доказано, что развивать и совершенствовать координацию движений у

баскетболистов наиболее целесообразно в возрасте 9-11 лет, что соответству-

ет контингенту занимающихся в группах начальной спортивной подготовки

ДЮСШ, СДЮСШОР и школьных секций.

Указанные причины определяют необходимость разработки новых под-

ходов, средств и методов развития координационных способностей у начина-

ющих баскетболистов.

Список литературы

1.

Батталов, И.М. Дифференцированный подход к тренировке баскетболи-

стов- студентов : автореф. дне.... канд. пед. наук: 13.00.04 / И. М. Баталов.

М., 2006. – С. 9-11.

2.

Бебинов, С.Е. Влияние индивидуальных психофизиологических осо-

бенностей на формирование координационных способностей студентов вуза :

методич. указания для студ. и преподавателей / С.Е. Бабинов. – Омск: СибА-

ДИ, 2009. – 22 с.

3.

Губа, В.П. Особенности отбора в баскетболе / В. П. Губа, С. Г. Фомин,

Чернов С.В.. – М. : Физкультура и спорт, 2006. – 160 с.

4.

Кривцун А.В., Бойдаков Р.В., Вареводов С.С. Программа тестирования

баскетболистов.

Методические

рекомендации

для

тренеров

и

врачей

/

24.02.2013. –

5.

Назаренко, Л.Д. Стимулируемое развитие базовых двигательных коор-

динаций у школьников разного возраста /Л. Д. Назаренко. – М., 2003. – С. 9-

17.

6.

Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать / Н.Г. Озолин.

– М., 2004. С. 335-358.

7.

Донской, Д.Д. Теория строения действий / Д.Д. Донской // Теория и

практика физ. культуры. – 1991. – № 3. – С. 9-12 .

8.

Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском

спорте / В.Н. Платонов. – Киев, 1997. – С.300-311, 439-442.

9.

Ильин, Е.П. Ловкость – миф или реальность? / Е.П. Ильин // Теория и

практика физической культуры. – 1982. – № 3. – С. 51-53

10. Лях, В.И. Понятия «координационные способности» и «ловкость» /

В.И. Лях // Теория и практика физ. культуры. – 1983. – № 8. – С. 44-47.

11. Козин, В.В. Комплексное тестирование подготовленности юных баскет-

болистов к преодолению противодействий защитников / В.В. Козин // Омский

научный вестник. – 2012. – № 1 (105). – С. 177-18

12. Скрипец, Э.Б. Развитие координации у баскетболистов // Физическая

культура. Всё для учителя. Пилотный выпуск. – 2011. – № 1–С. 25-27

13. Родин, А.В. Баскетбол в университете. Теоретическое и учебно-методи-

ческое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе : учеб,

пособие / А. В. Родин, Д. В. Губа.

– М.:

Советский спорт, 2009. – С. 98-99,

135-137

14. Яковых, Ю.В. Формирование помехоустойчивости у юных баскетболи-

стов на этапе начальной спортивной специализации: автореф. дис. ... канд.

пед. наук : 13.00.04 /Ю.В. Языковых. – Сургут, 2008. – 24 с

15. Б. Пэйе, П. Пайе Баскетбол для юниоров: 110 упражнений от простых

до сложных : пер. с англ. – М. : ТВТ Дивизион, 2008. – С. 277-280, 336-346

16. Курамшин,

Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / под ред.

Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2007. – С. 146-165, 351-356.

17. Виленская, Т.Е. Теория и технология здоровьесбережения в процессе

физического

воспитания

детей

младшего

школьного

возраста

:

автореф.

дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Т. Е. Виленская. – Краснодар, 2007. – С. 9-26.

18.

Таран, И.И. Координационная подготовка баскетболистов: учебно-мето-

дич. пособие / И. И. Таран, Д. И. Внебрачный. – Великие Луки: Изд-во Сиб-

ГУФК, 2007. – 107 с.



В раздел образования