Напоминание

Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы.


Автор: Сергеева Ирина Ивановна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: БОУ"Созвездие Орла"
Населённый пункт: п.Знаменка,Орловский район.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы.
Раздел: среднее образование





Назад




Современные образовательные технологии

на уроках русского языка и литературы.

Сейчас, когда в педагогике большое внимание уделяется личности ребёнка, задача

учителя – предоставить ему возможность саморазвития, способствовать

формированию высококультурной, интеллектуальной личности школьника, развитию

умений слушать друг друга, излагать свои мысли, критически оценивать свои ответы

и ответы товарищей, работать в коллективе; создать условия для обучения постановке

целей и достижению их. Достижение поставленной цели возможно через активное

внедрение и использование в учебно-воспитательном процессе современных

образовательных технологий.

На мой взгляд, работа в инновационном режиме позволяет оптимизировать

учебный процесс, делает его более рациональным и эффективным, а также повышает

мотивацию учения у школьников. Новые образовательные технологии

предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на

первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика,

нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Это не

противоречит творческим процессам личностного совершенствования, так как каждая

из педагогических технологий имеет собственную зону, в пределах которой

происходит развитие личности.

К современным педагогическим технологиям относятся:

1.

Игровые технологии

2.

Информационно-коммуникационные технологии

3.

Здоровьесберегающие технологии.

4.

Технологии развитя критического мышления

5.

Проектная технология

6.

Технология проблемного обучения.

Остановлюсь на технологиях, элементы которых применяю в своей практике:

1)Технологию проблемного обучения

Технологии проблемного обучения являются весьма распространенными на

уроках

русского

язык

и

литературы.

Постановка

проблемы

это

этап

формулирования темы урока или вопроса для исследования, и она важна, на мой

взгляд, в материале любого урока. На своих уроках помогаю учащимся поставить

учебную проблему, что способствует формированию познавательной мотивации и

интересу.

Считаю, что целью проблемного обучения является:

1. Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.

2. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и

самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные,

чем при традиционном обучении.

3. Воспитание активной творческой личности, умеющей видеть, ставить и

разрешать нестандартные проблемы.

Основные приемы преподавания в методике проблемного обучения:

постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной

ситуации (поиск), анализ полученного решения.

Активные методы позволяют на уроке:

- формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать;

- учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника;

- обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или

иных ситуаций;

- продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать,

проявлять свою индивидуальность.

Я

использую как вид работы по русскому языку и литературе ответы на

проблемные

вопросы,

как

устные,

так

и

письменные.

Данная

работа

должна

представлять

собой

рассуждение

с

непременной

аргументацией

(«Я

так

считаю,

потому что…»). На уроках литературы в качестве аргументации я прошу приводить

литературные соответствия. Особой формой проблемной ситуации на уроке я считаю

создание опорных схем, таблиц, графиков, алгоритмов. Люблю подавать детям знания

не в готовом виде, а учу их самих находить решение. В качества примера хочу

привести фрагмент урока, проведённый в 5 «Б» классе по теме: «Правописание букв

А - О в корнях с чередованием», этап «открытия» новых знаний. В начале урока мной

не была названа тема урока и цель. Мои ученики были озадачены началом урока. Я,

ни слова не говоря, разделила доску на две части. На одной стороне написала

громадное «А», на другой – «О». Потом попросила ученика внизу под буквой «А»

записать

такие

слова:

предлагать,

излагать,

располагать.

А

внизу

под

«О»-

предложить, изложить, расположить. Теперь попросила учащихся присмотреться к

этим словам и сказать, почему одни слова написаны под буквой «А», другие под

буквой «О». От чего зависит правописание буквы о и а в корне лаг-лож? Сверьте свои

выводы с учебником. Составьте алгоритм для запоминания этого правила. В конце

работы над алгоритмом ученики самостоятельно оределили тему урока и сделали

вывод.

Педагогические «плюсы» технологии проблемного обучения.

Высокий уровень мотивации;

Развитие самостоятельности, творчества, учебной деятельности при

изучении нового материала;

Развитие продуктивного мышления;

Развитие критического мышления;

Формирование собственного отношения, позиции к происходящему

вокруг;

Формирование активной личности.

2) Игровые технологии.

Игра как дидактический метод активного обучения позволяет повысить интерес

обучающихся к учебному предмету, способствует повышению уровня мотивации в

обучении русскому языку, формирует осознанную потребность в усвоении знаний и

умений.

Использование игровых технологий позволяет снять напряжение в преодолении

трудностей при изучении сложных тем школьного курса русского языка, вести

преподавание предмета на уровне эмоционального осознания темы, что сегодня

является важным фактором в понимании учебной темы.

Участие в играх способствует обогащению словарного запаса учащихся, усвоению

сложных грамматических форм, формированию умения различать правильную и

неправильную речь.

Игровые технологии позволяют оптимизировать ученый процесс, решать

учебные задачи, создают позитивную, творческую атмосферу, воспитывают в

учениках стремление к творчеству, развивают умения находить решение в

нестандартных ситуациях, работать самостоятельно, в группе, в парах.

В своей практике использую сюжетно-ролевые и дидактические игры.

Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с

учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают

фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании.

3). Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы.

Использование ИКТ является эффективным средством активизации

познавательной, рефлексивной деятельности учащихся. Основные преимущества

ИКТ: разнообразие форм работы, деятельность учащихся, активизация внимания,

повышение творческого потенциала личности.

Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках

русского языка и литературы и мотивирую это тем, что они способствуют

совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно

организовать самостоятельную работу, индивидуализировать процесс обучения,

повышают интерес к урокам, активизируют познавательную деятельность учащихся.

Компьютер в работе применяю по-разному: на уроках, во внеклассной работе, в

проектной деятельности, в исследовательской работе и т.д.

ИКТ целесообразно использовать при изложении нового материала,

закреплении изученного, в системе контроля и проверки, для самостоятельной работы

учащихся, проведения интегрированных уроков.

На уроках литературы часто использую компьютерные презентации, к созданию

которых привлекаю самих ребят. Это могут быть уроки изучения биографии писателя

или поэта. При подготовке таких уроков школьникам дается задание коллективное

или индивидуальное: собрать необходимый биографический материал, обработать в

определенной программе фотографии или иллюстрации, продумать анимацию,

выбрать необходимый шрифт, цветовую гамму и т.д. По отзывам учеников, им

нравится работать с программой PowerPoint.

Современный образовательный процесс предусматривает использование таких

средств и методик, которые помогают детям «открывать» себя, раскрывать свою

личность. Важно использовать такие образовательные технологии, которые не только

формируют знания, умения и навыки, но и позволяют осуществить деятельностный

подход в обучении. К таким технологиям относится метод проекта.

Метод проекта ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся –

индивидуальную, парную, групповую и предполагает решение какой – либо

проблемы. Проектная деятельность способствует активизации познавательной

активности школьников, а также развитию навыков исследовательской работы.



В раздел образования