Автор: Сергеева Ирина Ивановна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: БОУ"Созвездие Орла"
Населённый пункт: п.Знаменка,Орловский район.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы.
Раздел: среднее образование
Современные образовательные технологии
на уроках русского языка и литературы.
Сейчас, когда в педагогике большое внимание уделяется личности ребёнка, задача
учителя – предоставить ему возможность саморазвития, способствовать
формированию высококультурной, интеллектуальной личности школьника, развитию
умений слушать друг друга, излагать свои мысли, критически оценивать свои ответы
и ответы товарищей, работать в коллективе; создать условия для обучения постановке
целей и достижению их. Достижение поставленной цели возможно через активное
внедрение и использование в учебно-воспитательном процессе современных
образовательных технологий.
На мой взгляд, работа в инновационном режиме позволяет оптимизировать
учебный процесс, делает его более рациональным и эффективным, а также повышает
мотивацию учения у школьников. Новые образовательные технологии
предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на
первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика,
нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Это не
противоречит творческим процессам личностного совершенствования, так как каждая
из педагогических технологий имеет собственную зону, в пределах которой
происходит развитие личности.
К современным педагогическим технологиям относятся:
1.
Игровые технологии
2.
Информационно-коммуникационные технологии
3.
Здоровьесберегающие технологии.
4.
Технологии развитя критического мышления
5.
Проектная технология
6.
Технология проблемного обучения.
Остановлюсь на технологиях, элементы которых применяю в своей практике:
1)Технологию проблемного обучения
Технологии проблемного обучения являются весьма распространенными на
уроках
русского
язык
и
литературы.
Постановка
проблемы
–
это
этап
формулирования темы урока или вопроса для исследования, и она важна, на мой
взгляд, в материале любого урока. На своих уроках помогаю учащимся поставить
учебную проблему, что способствует формированию познавательной мотивации и
интересу.
Считаю, что целью проблемного обучения является:
1. Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.
2. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и
самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные,
чем при традиционном обучении.
3. Воспитание активной творческой личности, умеющей видеть, ставить и
разрешать нестандартные проблемы.
Основные приемы преподавания в методике проблемного обучения:
постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной
ситуации (поиск), анализ полученного решения.
Активные методы позволяют на уроке:
- формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать;
- учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника;
- обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или
иных ситуаций;
- продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать,
проявлять свою индивидуальность.
Я
использую как вид работы по русскому языку и литературе ответы на
проблемные
вопросы,
как
устные,
так
и
письменные.
Данная
работа
должна
представлять
собой
рассуждение
с
непременной
аргументацией
(«Я
так
считаю,
потому что…»). На уроках литературы в качестве аргументации я прошу приводить
литературные соответствия. Особой формой проблемной ситуации на уроке я считаю
создание опорных схем, таблиц, графиков, алгоритмов. Люблю подавать детям знания
не в готовом виде, а учу их самих находить решение. В качества примера хочу
привести фрагмент урока, проведённый в 5 «Б» классе по теме: «Правописание букв
А - О в корнях с чередованием», этап «открытия» новых знаний. В начале урока мной
не была названа тема урока и цель. Мои ученики были озадачены началом урока. Я,
ни слова не говоря, разделила доску на две части. На одной стороне написала
громадное «А», на другой – «О». Потом попросила ученика внизу под буквой «А»
записать
такие
слова:
предлагать,
излагать,
располагать.
А
внизу
под
«О»-
предложить, изложить, расположить. Теперь попросила учащихся присмотреться к
этим словам и сказать, почему одни слова написаны под буквой «А», другие под
буквой «О». От чего зависит правописание буквы о и а в корне лаг-лож? Сверьте свои
выводы с учебником. Составьте алгоритм для запоминания этого правила. В конце
работы над алгоритмом ученики самостоятельно оределили тему урока и сделали
вывод.
Педагогические «плюсы» технологии проблемного обучения.
Высокий уровень мотивации;
Развитие самостоятельности, творчества, учебной деятельности при
изучении нового материала;
Развитие продуктивного мышления;
Развитие критического мышления;
Формирование собственного отношения, позиции к происходящему
вокруг;
Формирование активной личности.
2) Игровые технологии.
Игра как дидактический метод активного обучения позволяет повысить интерес
обучающихся к учебному предмету, способствует повышению уровня мотивации в
обучении русскому языку, формирует осознанную потребность в усвоении знаний и
умений.
Использование игровых технологий позволяет снять напряжение в преодолении
трудностей при изучении сложных тем школьного курса русского языка, вести
преподавание предмета на уровне эмоционального осознания темы, что сегодня
является важным фактором в понимании учебной темы.
Участие в играх способствует обогащению словарного запаса учащихся, усвоению
сложных грамматических форм, формированию умения различать правильную и
неправильную речь.
Игровые технологии позволяют оптимизировать ученый процесс, решать
учебные задачи, создают позитивную, творческую атмосферу, воспитывают в
учениках стремление к творчеству, развивают умения находить решение в
нестандартных ситуациях, работать самостоятельно, в группе, в парах.
В своей практике использую сюжетно-ролевые и дидактические игры.
Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с
учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают
фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании.
3). Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы.
Использование ИКТ является эффективным средством активизации
познавательной, рефлексивной деятельности учащихся. Основные преимущества
ИКТ: разнообразие форм работы, деятельность учащихся, активизация внимания,
повышение творческого потенциала личности.
Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках
русского языка и литературы и мотивирую это тем, что они способствуют
совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно
организовать самостоятельную работу, индивидуализировать процесс обучения,
повышают интерес к урокам, активизируют познавательную деятельность учащихся.
Компьютер в работе применяю по-разному: на уроках, во внеклассной работе, в
проектной деятельности, в исследовательской работе и т.д.
ИКТ целесообразно использовать при изложении нового материала,
закреплении изученного, в системе контроля и проверки, для самостоятельной работы
учащихся, проведения интегрированных уроков.
На уроках литературы часто использую компьютерные презентации, к созданию
которых привлекаю самих ребят. Это могут быть уроки изучения биографии писателя
или поэта. При подготовке таких уроков школьникам дается задание коллективное
или индивидуальное: собрать необходимый биографический материал, обработать в
определенной программе фотографии или иллюстрации, продумать анимацию,
выбрать необходимый шрифт, цветовую гамму и т.д. По отзывам учеников, им
нравится работать с программой PowerPoint.
Современный образовательный процесс предусматривает использование таких
средств и методик, которые помогают детям «открывать» себя, раскрывать свою
личность. Важно использовать такие образовательные технологии, которые не только
формируют знания, умения и навыки, но и позволяют осуществить деятельностный
подход в обучении. К таким технологиям относится метод проекта.
Метод проекта ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся –
индивидуальную, парную, групповую и предполагает решение какой – либо
проблемы. Проектная деятельность способствует активизации познавательной
активности школьников, а также развитию навыков исследовательской работы.