Автор: Немойкина Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Немойкина Елена Александровна
Воспиатетель
ГБДОУ детского сада № 11
Приморского района Санкт-Петербурга
Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей
дошкольного возраста
Проблема формирования фонематических процессов у дошкольников с
фонетико-фонематическим
недоразвитием
речи
является
достаточно
актуальной
на
современном
этапе
развития
логопедии.
Это
обусловлено
большой
распространённостью
данного
недостатка
речевого
развития
в
дошкольном возрасте.
Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей
культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам.
Под фонетической стороной речи исследователи понимают произнесение
звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного
аппарата,
а
так
же
способность
различать
и
дифференцировать
фонемы
родного языка.
Недостатки
речи
при
этом
не
ограничиваются
неправильным
произношением
звуков,
но
выражены
недостаточным
их
различением
и
затруднением в звуковом анализе речи. У детей наблюдаются трудности в
анализе нарушенных в произношении звуков; неразличение на слух звуков,
относящихся
к
разным
фонетическим
группам,
при
сформированной
артикуляции;
невозможность
определить
наличие
и
последовательность
звуков в слове.
Вследствие
недостаточности
фонетико-фонематического
восприятия,
снижения слуховой памяти, нарушения звукопроизносительной стороны речи
в
школе
у
детей
с фонетико-фонематическим недоразвитием выявляются
трудности
в
формировании
письменной
речи,
а
также
недостатки
регулирующей функции речи и речевого общения.
Та к и м
о б р а зом , формирование
фонематических
процессов
у
дошкольников
с
фонетико-фонематическим
недоразвитием
речи
является
важнейшим направлением логопедической работы. Так как в ее процессе
обеспечивается обучение правильному произношению и различению всех
фонем родного языка; осознанный звуковой анализ и синтез слов разной
слоговой структуры; овладение навыками сознательного послогового чтения
и
письма
простых
слов,
предложений
и
коротких
текстов.
Такая
работа
способствует
полноценному
речевому
общению,
и,
в
конечном
счете,
подготавливает дошкольников к обучению в школе.