Автор: Трапезникова Виктория Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "МЦДТ города Челябинска"
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные игровые технологии в обучении чтению детей дошкольного возраста
Раздел: дополнительное образование
В.В. Трапезникова
г.Челябинск
Инновационные игровые технологии
в обучении чтению детей дошкольного возраста
Инновации в дополнительном образовании– это нововведения,
которые
способствуют
повышению
качества
воспитательного
и
образовательного
процесса.Инновация
–
от
латинского
«innovation
нововведение,изменение, обновление.
Инновации по новизне делят на следующие группы:
•
полностью новые приёмы, не имеющие аналогов;
•
новшества, в которых применяют известные элементы.
Инновационные технологии – это система методов, форм обучения,
воспитательных средств, направленных на достижение позитивного
результата в личностном развитии ребёнка.
К числу современных образовательных технологий можно отнести
игровые технологии.
Игра – это самая активная форма, с помощью которой дети
познают
мир.
Она
является
естественным
состоянием
для
дошкольников.
Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой
дать
детям
определенные
знания
и
навыки,
развитие
умственных
способностей.
К дидактическим играм относятся:
- обучающие игры с правилами,
- игры и упражнения с дидактическими игрушками и материалами,
- игры-занятия.
Одна из увлекательных и развивающих новых технологий - это
игры с кинетическим песком. Современный уникальный материал,
предназначенный
для
детских
игр.
По
текстуре
он
напоминает
1
обычный
песок,
но
более
лёгкий
и
влажный.
Во
время
занятий
материал
не
рассыпается,
из
него
легко
и
удобно
лепить
любые
фигуры. Удивительные тактильные ощущения дают
возможность
формировать мотивацию к созидательной продуктивной деятельности
детей, развивать сосредоточенность и концентрацию внимания.
Игра 1. Знакомство с песком
Лепим из песка самые простые фигуры, горку, шарик, а затем просто,
надавив на фигуру пальцем, ощутим то, как фигура растекается по
поверхности.
Пропускаем
песок
сквозь
пальцы.
На
кинетическом
песке любой предмет оставляет хорошо различимый след и из этого
также получается отличная развивающая игра.
Игра 2. Объёмная буква
Кинетический песок отлично подходит для лепки. Очень интересно
ребёнку
слепить
буквы
и
цифры,
для
облегчения
задачи
можно
предварительно распечатать трафареты на листе.
Игра 3. Пишем на песке
Эта игра подходит для детей, которые изучают алфавит или учатся
читать
и
писать.
Мы
тренируемся
писать
на
песке
буквы,
слова,
учимся читать слоги и слова. Выводить буквы палочкой на песке
гораздо
веселее,
чем
ручкой
на
бумаге.
Для
синхронизации
полушарий мозга можно рисовать сразу обеими руками. Занятия не
только
увлекательные
и
весёлые,
но
ещё
и
полезные.
Игры
задействуют
мелкую
моторику
и
стимулируют
развитие
речевого
центра, развивают творческие способности и фантазию, помогают
сосредоточиться и концентрировать внимание, улучшают тактильные
ощущения.
2
Ещё одна дидактическая игра со слоговыми карточками, которые
помогают
закрепить
зрительные
образы
букв,
автоматизировать
слияние букв в слоги, повысить скорость и качество чтения.
На круговых картах написаны открытые и закрытые слоги. На
одной карте шесть слогов. Всего пятнадцать карт. В каждой из карт
есть совпадающийся слог другой карты.
Игра 1. « Строим башню»
Одну карту кладём в центр лицевой стороной вниз, а остальные 14
карт делим между игроками поровну. Игроки кладут стопку своих
карт перед собой слогами вверх.
По условному сигналу карта в центре переворачивается, и игроки
начинают
искать
совпадающие
слоги
своих
карт
со
слогами
в
центральной карте. Как только совпадение названо, игрок кладёт свою
карту поверх центральной.
Центральная карта поменялась и игра продолжается. Выигрывает
тот, кто раньше останется без карт.
Игра 2. « Разбери башню»
Каждому игроку раздаётся по одной карте лицевой стороной вниз.
Остальные кладутся в центр стола лицевой стороной вверх.
По условному сигналу игроки переворачивают свои карты лицевой
стороной
и
стараются
как
можно
быстрее
найти
и
назвать
совпадающий слог на центральной карте, со слогом на своей карте.
Первый, кто найдёт и назовёт слог, берёт карту из колоды и кладёт
поверх своей.
Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все карты
в центре.
Подсчитывается количество карт у игроков. Выигрывает тот, у кого
карт оказалось больше.
3
Одной из форм инновационного обучения дошкольников являются
ребусы. Разгадывание ребуса - это целая наука. Считается, что ребусы
являются
старейшими
видами
загадок
в
человеческой
истории.
Ребусы для детей представляют собой увлекательную игру, которая
помогает расширять словарный запас, развивать логику и смекалку,
учат мыслить нестандартно, видеть оригинальные способы решения.
Разгадывание
ребусов
является
замечательной
разминкой
для
интеллекта, представляет собой упражнения укрепляющие память,
внимание
и
сообразительность.
Они
учатся
правильно
писать,
запоминают
новые
слова
и
даже
подбирают
синонимы,
тренируя
память, внимание и логическое мышление.
Использую инновационно игровые технологии педагог стане
новатором,
способным
не
только
воспринять
нововведения,
но
и
сделать их главным механизмом в воспитательно – образовательном
процессе.
4