Автор: Шестакова Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа 36"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: методическая разработка классного часа
Тема: "Дружба начинается с улыбки"
Раздел: начальное образование
Классный час на тему:
«Дружба начинается с улыбки»
Выполнил учитель начальных классов
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №36»
Шестакова Елена Викторовна
Кемерово 2019
Тема: «Дружба начинается с улыбки» (4 класс)
Цели:
1.Выявить представление о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг.
2.Расширение знаний детей о дружбе.
3.Равитие нравственных качеств учащихся и умения аргументировать свою точку зрения.
4.Формирование дружного коллектива класса.
Настоящий друг везде
Верен, в счастье и в беде,
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь - он спать не может,
И во всем, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
Да, по действиям несходны
Верный друг и льстец негодный.
(Уильям Шекспир)
(Эпиграф написан на доске)
- Ребята, перед вами эпиграф, прочитайте его внимательно и подумайте, о чем пойдет речь на
сегодняшнем занятии?
- Как вы понимаете слово «Друг»?
- Кого вы можете назвать своим другом?
Друг - это человек, который всегда поможет в трудную минуту. С ним можно поделиться радостью и
печалью, ему можно доверить сокровенные тайны и желания.
- Сегодня наш классный час посвящен дружбе и друзьям.
Разговор пойдет о настоящем друге, о том, как распознать настоящую дружбу от лживой, каким
должен быть друг?
И что значит «быть другом»
Для того, чтобы он прошел хорошо нужно чтоб у каждого из нас было хорошее настроение. Давайте
улыбнемся друг другу. Ведь дружба начинается с улыбки. Сегодня наши улыбки должны светится,
как солнце.
Звучит музыка «От улыбки станет всем светлей…»
- Скажите, какие чувства вы испытали, когда товарищ по парте вам улыбнулся?
- Захотелось ли вам улыбнуться в ответ?
Когда человек улыбается, он располагает к себе, поднимается настроение, и тоже хочется в ответ
улыбнуться, улыбаясь, мы проявляем симпатию, доверие, именно с этого начинаются дружеские
отношения.
- Что подразумевается под словом «Дружба» как вы считаете?
О дружбе размышляли во все времена, философы, поэты. Поэт, Леон Измайлов, написал очень
хорошее стихотворение «Монолог о дружбе» послушайте его.
(Читает Грибова Анжела)
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Слово «Дружба» что обозначает?
Может быть, поход в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, и молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать.
Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: «Вы не в школе?» -
Оба дружно начинают врать.
Ну, а может, дружба – это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою, пересыпая лестью,
И не скажет резко никогда?
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит, что оно?
- Что такое дружба по мнению автора?
- С какими его мыслями следует согласиться?
- А с чем вы не согласны?
- Поднимите руку у кого есть друзья
- Что вы можете рассказать о своих друзьях?
- Какими качествами они обладают?
Сейчас я вам буду предлагать качества характера, а вы будете внимательно слушать, если
предложенные качества подходят «Другу» вы хлопаете в ладоши, если нет, то топаете.
(для того нам нужно встать из-за парт и приготовиться)
Честность, доброта, верность, грубость, взаимовыручка, предательство, умение сотрудничать,
зависть, порядочность, бескорыстие, драчливость, справедливость, задиристость, равнодушие,
скупость, жадность, ответственность, сострадание.
- Как вы понимаете слово «Бескорыстие»?
К сожалению, отдельные ребята склонны к дружбе с теми, от которых можно что-то заполучить
игрушки, марки, книги…Эти ребята живут по правилу «Ты-мне, я-тебе»
- Это можно назвать дружбой?
Следовательно, дружить нужно не для того, чтоб друг тебе что-то хорошее сделал, не потому, что это
выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его взгляды и интересы.
А теперь обратимся к толковому словарю, Сергея Ивановича Ожегова, которые лежат у вас на партах.
Гунарь Варя зачитывает определение слова «Дружба» вслух.
Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности
интересов.
- Что означает общность интересов?
- Приведи пример схожих интересов со своим другом.
Дочитаем стихотворение Л. Измайлова
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба - это если друг твой болен
И не может в школу приходить, -
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год…
Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на Земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных…
- С какими мыслями автора вы согласны?
- А с чем вы не согласны?
- Какие качества присущи настоящему другу?
- Какие черты характера присущи вам, чтоб быть настоящим другом?
- Как отличить настоящую дружбу от фальшивой?
- Если человек, которого вы считаете своим другом обидит вас, что вы будете намерены
сделать?
- Сможете ли вы простить ошибки своего друга по отношению к вам?
- Всегда ли вы поступаете правильно по отношению к другу?
Послушаем мудрую притчу о дружбе и друзьях от Омара Хайяма и восточных мудрецов.
«История про двух друзей, идущих в пустыне»
В один момент они поспорили и один из них дал пощёчину другому.
Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке:
«Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину.»
Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который
получил пощёчину, едва не утонул, и друг его спас. Когда он пришёл в себя, то написал на
камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу, спросил его: «Когда я тебя
обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?»
Друг ответил: «Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы
ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны
выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это»
- Какая основная мысль этой притчи?
- О чем она заставляет нас задуматься?
- Что можно простить?
- А какой поступок нельзя простить?
Игровое упражнение «Найди своего сказочного друга»
А теперь встанем в круг, я раздам каждому из вас картинку с изображением сказочного героя или
героя из мультфильма, вы должны будете вспомнить с кем дружил данный герой и найти его друга.
(Малыш и Карлсон, Том и Джерри, Винни пух и Пятачок, Тимон и Пумба, Фиона и Шрек, Емеля и
щука, Кай и Герда, Чип и Дейл, Чук и Гек, крокодил Гена, Кот в сапогах и Маркиз де Карабас…)
Те ребята, которые справились с заданием, по парам, присаживаются за парты.
Учитель обращает внимание детей на то, что один ученик остался без пары.
- Как чувствует себя тот, кто остался один, без друзей?
- Кто нарисован на твоей картинке?
- Из какого мультфильма этот герой? Кто его друг?
(Герой, придуманный Эдуардом Успенским из книги «Крокодил Гена и его друзья»
Чебурашка)
- Давайте поможем крокодилу Гене найти его друга Чебурашку.
Переворачиваем картинки с изображением сказочного героя, с обратной стороны у нас набор слов и
предложений. Нужно из данных слов составить пословицу.
(Старый друг лучше новых двух; Нет друга, так ищи, а найдешь береги; Доброе братство дороже
всякого богатства; Человек без друзей, что дерево без корней; Дружба крепка не лестью, а правдой и
честью; Крепкую дружбу и топором не разрубишь; Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде
помогает)
- Ребята, какие Вы молодцы!
(На мультимедийной доске появляется изображение Чебурашки)
С гордостью за вас и умилением я наблюдала за тем, как каждый из вас с огромным усердием
выполнял это задание, хотел помочь Чебурашке в поиске друга Крокодила Гены.
- Я уверена, что каждый из вас уже является настоящим другом, либо в будущем обязательно им
станет. Помните, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Необходимо проявлять чуткость не
только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.
Вот и подошел к концу наш классный час, и пусть на вашем пути встретятся только хорошие и
верные друзья.
Звучит музыка «Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг. Друг в беде не
бросит, лишнего не спросит, вот что значит настоящий верный друг…»