Напоминание

Формирование у детей старшего возраста направленности на мир общественных отношений в ходе реализации технологии культурных практик (восприятие художественной литературы и фольклора)


Автор: Сидоренкова Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ Школа №26,структурное подразделение детский сад
Населённый пункт: г.Тольятти Самарская обл.
Наименование материала: КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей (ООД) по восприятию художественной литературы «Беседа-обсуждение русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка».
Тема: Формирование у детей старшего возраста направленности на мир общественных отношений в ходе реализации технологии культурных практик (восприятие художественной литературы и фольклора)
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСПЕКТ

совместной деятельности педагога и детей (ООД)

по восприятию художественной литературы

«Беседа-обсуждение русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка».

Возрастная группа: средняя

Вид (разновидности) деятельности детей:

- художественной литературы (чтение (слушание), обсуждение (рассуждение)

-игровая(подвижная игра)

-коммуникативная (монолог-взаимодействие)

Интегрированные виды деятельности:

- Литературно-коммуникативная;

- Коммуникативно-познавательная ;

Содержание деятельности детей (дидактические единицы):

- знание произведений о русских народных сказках

- представление о русских народных сказках

Интегрированная форма: образовательная ситуация

Задания для совместной деятельности детей

Задание

(действие и его содержание)

Способ

предъявления

задания

Способ

презентации

детьми

результатов

выполнения

задания

1.

Возьмите на столе книжки

Словесный

с использованием

книжек

Устный

ответ

с

демонстрацией

выбранных книжек

2.

Посмотрите на книжки и скажите,что

это за книжки.

Словесный

Устный ответ

3.

Расскажите потешку из своей книжки

Словесный

Устный

ответ

с

демонстрацией

к а р т и н к и

и з

книжки

4.

Подумайте и расскажите,что обозначает

слово потешка и для чего она нужна

Словесный

Устный ответ

5.

Выполните упражнения по тексту

стихотворения физминутки

Словесная

инструкция,показ

движений

Движения по

тексту

6.

Послушайте и отгадайте загадку

Словесный

Устный ответ

7.

Посмотрите иллюстрацию и скажите из

какой сказки эта корова

Словесный

Устный

ответ

с

использованием

иллюстрации

8.

Прикоснитесь к колокольчику на шеи у

коровы и мы перенесёмся в сказку

Словесный

Движение с рукой

9.

Послушайте

сказку

и

ответьте

на

вопросы

Словесный

Устный ответ

10.Выполните движения по тексту

Словесный

Движения по

тексту

11.Подумайте и скажите,чем вам

понравилась сказка

Словесный

Устный ответ

Образовательные задачи.

ЗНАНИЯ

1.Закреплять представления детей о русских народных сказках

2.Закреплять представления о роли народного творчества в жизни людей

ОТНОШЕНИЯ

1.Формировать доброжелательное отношение к семейным ценностям

ДЕЙСТВИЯ

1.Закреплять умение отвечать на вопросы, правильно строить предложения в

рассказе о домашних животных.

2.Закреплять умения играть в подвижные русские народные игры.

Материалы и оборудование.

1.Стимульный материал:

-Книжки-потешки по количеству детей.

2.

Дидактический материал.

-Текст сказки,физминутки и подвижной игры.

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-

целевой

Предлагает взять книжки,которые

лежат на столе

Предлагает посмотреть на книжки

и сказать,что это за книжки

Предлагает рассказать потешку из

своей книжки

Берут книжки

Рассматривают и

отвечают

Рассказывают и

показывают

соответствующую

картинку

Содержательно

-

деятельностны

й

Предлагает

подумать

и

сказать,что

обозначает слово потешка и для чего

она нужна

Предлагает сделать упражнение в

соответствии с текстом

Предлагает послушать и отгадать

загадку

Предлагает посмотреть

иллюстрацию и назвать из какой

сказки корова

Предлагает прикоснуться к

колокольчику и перенестись в сказку

Предлагает послушать сказку и

ответить на вопросы

Предлагает выполнить движения по

тексту подвижной игры

Говорят

Выполняют упражнения

Слушают и отвечают

Рассматривают и

называют

Прикасаются

Слушают и отвечают

Выполняют упражнения

Оценочно-

рефлексивный

Предлагает детям подумать и

сказать,чем понравилась сказка

Педагог подводит итоги и хвалит

детей за ответы

Отвечают

Слушают

Методы и приемы:

1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей, их интереса к

деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):

– На столе лежат книжки-потешки

2. Методы организации и осуществления деятельности:

– Загадывание загадки

Есть копыта и рога,

Летом ходит на луга.

Чтобы были все здоровы,

Молоко дают ….(коровы)

Практические:

Физ.минутка

Раз,два,три,четыре,пять.Будем ручки поднимать(поднимают прямые руки вверх и

вниз)

Начинаем мы играть!Все глаза свои закрыли(закрывают глаза руками)

И головки опустили (приседают)

А когда откроем глазки(встают)

Попадём в рассказы,сказки(руки на поясе,приседают с поворотами вправо,влево)

Сказка даст нам отдохнуть.Отдохнём-и снова в путь.(шагают на месте с высоким

подниманием бедра)

П/И «Золотые ворота»

Цель: Вызвать интерес детей к народному творчеству,через подвижную игру.

Золотые Ворота. Русская народная подвижная игра для детей.

Опубликовал 29/01/2014 | Автор Алла

Русская народная подвижная игра для детей «Золотые Ворота»

может стать хитом любого фольклорного праздника! Для игры нужно хотя бы 7-8 участников, но если народу больше, то играть

веселее! Принять участие в этой забаве могут детки от пяти лет.

Правила игры очень просты. Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Для того, чтобы

выбрать пару детей на роль «ворот», воспользуйтесь детской считалкой. Остальные берутся за руки и хоровод начинает

двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят такие слова (сначала, пока ребята не

разучили присказку, взрослый может говорить ее один):

«Золотые ворота, проходите, господа:

Первый раз прощается,

Второй раз воспрещается,

А на третий раз не пропустим вас!»

Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» — водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода,

которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Когда «ворота» разрастутся до 4-х человек,

можно разделить их и сделать двое ворот, а можно оставить и просто гигантские «ворота». Игра, обычно, идет до двух последних

не пойманных игроков Они становятся новыми воротами.

Другие русские народные подвижные игры для детей:

-Словесные:

Чтение произведения

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, а есть и такие, которые своего брата

не стыдятся.

К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти

люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и

прибирает, она и за всё отвечает.

А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя Двуглазка, а

меньшая - Триглазка.

Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-

Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них и пряла, и ткала и слова доброго

никогда не слыхала.

Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к

ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать:

— Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К

завтрашнему дню велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы

покатать.

А коровушка ей в ответ:

— Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - все будет сработано.

Так и сбылось. Вылезет красная девица из ушка – всё готово: и наткано, и побелено, и

в трубы покатано.

Отнесёт она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а ей ещё

больше работы задаст.

Хаврошечка опять придёт к коровушке, в одно ушко влезет, в другое вылезет и

готовенькое возьмёт – принесёт хозяйке.

Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:

— Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая! Поди, догляди, кто сироте помогает: и

ткёт, и прядёт, и в трубы катает?

Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, забыла матушкино

приказанье, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка

приговаривает:

— Спи, глазок, спи, глазок!

Глазок и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка всё наткала и побелила.

Ничего хозяйка не дозналась, послала вторую дочь - Двуглазку.

— Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая! Поди, догляди, кто сироте помогает?

Двуглазка тоже на солнышке распеклась и на травушке разлеглась, материно

приказанье забыла и глазки смежила. А Хаврошечка баюкает:

— Спи, глазок, спи, другой!

Коровушка наткала, побелила, в трубы покатала, а Двуглазка всё ещё спала.

Старуха рассердилась, на третий день послала Триглазку, а сироте ещё больше

работы дала. И Триглазка, как её старшие сёстры, попрыгала-попрыгала, на

солнышке разморилась и на травушку упала. Хаврошечка поёт:

— Спи, глазок, спи, другой! – а о третьем глазке и забыла.

Два глаза у Триглазки заснули, а третий глядит и всё видит: как красная девица в

одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.

Триглазка вернулась домой и матери всё рассказала; старуха обрадовалась, на другой

же день пришла к мужу:

— Режь рябую корову!

Старик так, сяк:

— Что ты, старуха, в уме ли? Корова молодая, хорошая!

— Режь, да и только!

Наточил старик ножик…

Побежала Хаврошечка к коровушке:

— Коровушка-матушка! Тебя резать хотят.

— А ты, красная девица, моего мяса не ешь, косточки мои собери, в платочек завяжи,

в саду их схорони и никогда меня не забывай, каждое утро косточки водою поливай.

Старик зарезал коровушку. Хаврошечка всё сделала, что коровушка завещала:

голодом голодала, мяса её в рот не брала, косточки её зарыла и каждый день в саду

поливала, и выросла из них яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья

шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается,

кто проходит близко – заглядывается.

Много ли времени прошло, мало ли… Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по

саду. На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молоденький.

Увидел яблочки, стал затрагивать девушек:

— Девицы-красавицы! – говорит он. – Которая из вас мне яблочко поднесёт, та за

меня замуж пойдёт.

И бросились три сестры одна перед другой к яблоне. А яблочки-то висели низко, под

руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами.

Сёстры хотели их сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы

расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли.

Подошла Хаврошечка, веточки к ней преклонились, и яблочки к ней опустились.

Угостила она того сильного человека и он на ней женился, и стала она в добре

поживать, лиха не знать.

Беседа:

-Ребята,вам понравилась сказка?

-Как она называется?

-К каким людям попала «Крошечка-Хаврошечка»?

-Сколько было дочерей и как их звали?

-А какими они были?

-Кто помогал «Крошечке-Хаврошечке»?

-Что она помогала ей делать?

-Как хозяйка узнала,кто помогает «Крошечке-Хаврошечке»?

-И какая же из дочерей всё рассказала мачехе?

-Что выросло на том месте,где «Крошечка-Хаврошечка» посадила косточки?

-Кто проезжал мимо сада,и что произошло дальше?

-Чем закончилась сказка?

-Какие чувства вы испытывали при прослушивание этой сказки?

Методы контроля и самоконтроля:

Рефлексия деятельности:

-Что нового вы сегодня узнали?

-Ребята,кто вам понравился в этой сказке и почему?

-А какими были мачеха и её дочки?

-Чему нас учит эта сказка?



В раздел образования