Автор: Хисаметдинова Дина Шаймардановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Имангулово Расулевский филиал
Населённый пункт: д. Расулево ,Учалинский р-н, Башкортостан
Наименование материала: конкурс "Умники и умницы"
Тема: Тема" Математика в башкирском народном творчестве"
Раздел: среднее образование
Конкурс «Умники и умницы».
Тема : « Математика в башкирском народном творчестве.»
Башкортостан, Отчизна дорогая,
Ты для нас священная земля.
С Урала солнце всходит, озаряя
Наши горы, реки и поля.
Башкортостан — ты наша честь и слава,
Доброй волей, дружбой ты силен.
И стяг твой реет гордо, величаво -
Он свободой, братством окрылен.
Республика, сияй звездой прекрасной,
Ты ликуй в свершеньях и трудах!
Родной очаг пусть никогда не гаснет,
Пусть ведут нас песни сквозь года.
Добрый день уважаемые гости, учителя, ребята.!
Мы собрались, чтобы стать свидетелями интересной борьбы, соревнования в
смекалке, находчивости, ловкости в интеллектуальной игре « Умники и
умницы».
Тема нашего конкурса. « Математика в башкирском народном творчестве.»
Командам мы желаем удачи и пусть победит сильнейший!
Выбираем состав жюри, куда входят наши гости учителя .
В конкурсе участвуют две сборные команды из учащихся 5- 8 классов
Расулевской и Имангуловской школ в количестве 5-7 человек.
Команды называют название своей команды и девиз.
(Представление команд.)
Первое домашнее задание. Каждая команда показывают по одному
концертному номеру.
Первое задание. «Ты мне, я тебе» Каждая команда приготовила
математическое задание соперникам.
Ведущие задают вопросы гостям.
1)Самая высокая гора Башкиии.( Ямантау 1640м)
2) Назовите реки, протекающие по территории Башкирии (Белая, Урал, Ай,
Миндяк итд.)
3) Назовите старое название реки Урал.( Яик)
4)От какого слова произошло название г. Учалы- версии, легенды.( например,
ус-алды, отомстил)
5)Куда относилась территория Учалинского района до революции.
(территория Верхнеуральского района)
6)Где была самая первая шахта в Учалинском районе.(п. Миндяк 1938г)
7)год, месяц рождения г.Учалы(1963 , март, )
8) Что старше п. Тирлян или г. Белорецк( Тирлян)
9) что из себя представляет герб городского поселения Учалы .
(- зубчатая кайма, - аллегория Уральских гор, месторасположения города
Учалы;
- цветок курая с семью лепестками,
- ящерица, с короной над головой, в виде расцветшего цветка курая -
символизирует хозяйку Медной горы ).
10)Какие озера находятся на территории Учалинского района( Ургун,
Узункуль, Миндяк, итд)
11) Назвать озера Башкирии.
1. Математика
в устном башкирском народном творчестве
Пословицы являются одной из древнейших и широко распространенных
форм устного народного творчества. В них отражаются опыт многих
поколений, их мировоззрение, нравственный и эстетические идеалы.
Пословицы помогают яснее выразить мысль. Украшают речь собеседника.
Число «1» например, применяют для :
- показа бессилия, одиночества,
- обозначения одного толкового действия,
- для сравнения с множеством предметов, действий.
Байлыҡ 1 айлыҡ, аҡыл 1000 айлыҡ.( Богатство на месяц, ум до веку).
Бер рәхмәт мең бәләнән ҡотҡарыр. ( Одно спасибо тысячи бед стоит.)
Бер эшсегә ун башсы. ( Один работник, десять начальников.)
Число «2» показывает:
- невозможность одновременного выполнения двух работ,
- невозможность двойного повторения природных явлений,
- сравнение вещами, которые существуют в природе парами (глаза, руки, ноги
глаза сапоги и т.п.)
Ике һыңар – бер кейем ( Два сапога-пара.)
Йәшлек ике килмәй . (Дважды молодость не приходит.)
Һуҡырҙың теләгәне ике күҙ. ( Мечта слепого - иметь два глаза.)
Число «3» показывает:
- нерушимость,
- деление одной части на несколько частей.
Өс таған таймаҫ, тайһа ла аумаҫ . (И поскользнется, да не упадет.)
Өҫтәүенә өс сүмес . ( Не было бы печали, черти накачали.)
Аҡылыңды өскә бүл: берен һөйлә, икеһе эстә торһон . (Не все вслух да в
голос.)
Число «4» применяли для :
- сравнения с четырьмя концами света (север, юг, запад, восток),
- сравнения с вещами, существующими в природе в количестве четыре
(четыре ноги животных).
Дүрт тояҡлы ат та һөрөнә (Конь на четырех ногах да спотыкается.)
Хәбәр дүрт аяҡлы . (Мирская молва, что морская волна.)
Остальные числа применяют для обозначения многократного повторения
одного и того же действия, для сравнения множества предметов.
Биш тинлек ҡуян – ун тинлек зыян . (Овчинка выделки не стоит.)
Алтыла баш булмаған, алтмышта ла йәш булыр . (Смолоду не научился, под
старость не научишься.)
(Задание учащимся)
Ведущие спрашивают у гостей , какие они знают пословицы и поговорки .
2.Башкирские народные орнаменты.
Орнаменты являются важным видом искусства. Орнамент – это узоры.
Башкирские орнаменты сохранились до наших дней. Их можно увидеть на
вышивках, на народных костюмах, на домашних утварях.
На узорах народ старался показать свою жизнь, родословную, окружающую
природу. Поэтому орнаменты можно считать графическим языком народа
Башкирские орнаменты бывают двух видов – строгий геометрический и
криволинейный. Геометрический стиль более характерен для северных,
центральных и западных башкир, а для южных и восточных потомков
характерен криволинейный орнамент. Но следует помнить, что на одном и
том же изделии нельзя располагать и геометрические, и криволинейные
узоры, т.е. смешивать различные, художественные стили разных частей
Башкортостана.
Башкирия – страна ста тысяч слов ста тысяч песен, ста тысяч узоров.
Ромбические композиции известны под названием гнездо или сруб (оя, бура)
и являются олицетворением тепла очага, благополучия жилища, богатства
закромов.
Кускар ( улитка, другое значение – баран ) – символ плодородия, а цепочка из
кускаров – пожелание непрерывности, вечности продолжения рода.
Главные солярные знания башкир – знаменитые восьмиконечные звезды. Это
– знак символа силы, долголетия, здоровья.
В последние годы стали использовать крестики (по башкирски – әүернә) –
колесо времени. Колесо времени по расположению бывает двух видов:
прибывшего времени ( луч, изогнутый по направлению движения солнца) и
убывающего времени ( луч, изогнутый в обратном направлению). Яурна
должна напоминать человеку, что, с одной стороны, жизнь скоротечна, а с
другой – череда ее вечна.
Многие узоры симметричны. Симметрия – это идея, с помощью
которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту,
совершенство. Человек использовал симметрию в создании предметов быта,
в украшении одежды, в строительстве жилищ.
( учащиеся получают задания)
Ведущие спрашивают. Какие знают песни , где есть слова с числами.
Желательно спеть.
3. Имена, связанные с понятием числа и временами года.
Понятие числа и фигуры взяты не откуда-нибудь, а из действительного мира.
На десяти пальцах люди научились считать, производить арифметические
операции. Поэтому категория количества получила отражение в
определенной степени в именах башкир. У многих народов на одном из
этапов развития счета предельными были числа «три», «пять», а потом «
семь». Число «семь», которое было сакральным не только в шумерских
мифах (судьбы вселенной решают семь старших богов и богинь), но и у
многих тюркских народов. У башкир такими считались числа «три» и семь».
Например имена: Өскилде, Өстокәй, Өсҡусты, Өсән, Етебай. Вместо
порядковых числительных были использованы описательные слова,
выражающие порядковые числа. Примеры: Тәүей, Түәләсура, (от «тәү» -
первый, первоначальный), Алйегет, Алгилде, Алдағол (от «ал» - начальный,
первый). Числа илле (50), алтмыш (60), етмеш (70), туҡһан (90) в составе
личных имен определяли возраст отца. Например :Туҡһанбай – ребенок
девяностолетнего отца.
Именные компоненты ай (месяц), төн (ночь), көн (день), кис (вечер)
указывают на время рождения ребенка. Например:Айтуған, Таңһылыу,
Көнһылыу.
Названия месяцев лунного календаря перешли в разряд личных
имен
:
Мөх
ә
рр
ә
м
(март)
, С
ә
ф
ә
р
(апрель)
, Рамазан
(ноябрь)
, Ш
әғ
б
ә
н
(декабрь)
,
Зөл
ҡәғ
и
ҙә
(январь)
, Зөлхиз
ә
(февраль)
. Из названий дней недели в составе
личных имен применялись слово
«
а
ҙ
на»
(
неделя
)
и йома
(
пятница
),
которые
являются самыми распространенными компонентами в образовании имен.
Например А
ҙ
набай, А
ҙ
на
ғ
ол, А
ҙ
набик
ә
, Йома
ғ
ол, Йомабик
ә
, Йома
ҡ
ай и другие.
(Задания ученикам)
Ведущие задают вопросы учителям. Какие старинные имена вы знаете? Что
эти имена означают?
4.Магическое число 7.
Математика является царицей всех наук. Все числа имеют свои названия,
свой смысл.
У башкир слово «семь» означало организованность, дружбу.
В мире как будто окружает это число. Над головой – семь пластов воздуха,
под ногами – семь слоев земли. Четверть месяца – семидневная неделя, у
радуги семь цветов, в музыке тоже семь нот. У мусульман, перед тем как уйти
в мир иной читают семь раз молитву, а после смерти проводят 7 дней.
Каждый человек должен знать свою родословную до седьмого колена. Люди,
родившиеся под числом семь сдержанны, разборчивы в знакомствах,
способны на глубокие чувства. Они обычно становятся хорошими
писателями, художниками или поэтами. Труды в области философии,
религии, этики принадлежащие перу ученых родившихся под числом семь,
составляют фундамент многих наук Республики Башкортостан.
На флаге Башкортостана изображен цветок курая, состоящий из семи
лепестков – семи родства, которые благоприятствовали объединению башкир
(Юрматы, Усерган, Бурзян, Табын, Тамъян, Тунгауыр, Мен).
В башкирских народных сказках число 7 имеет магическое содержание.
Сказочные герои побеждают семиглавого дракона на семи дорогах. Смелые
путешественники за семью морями. Расчетливые семь раз отмеряли, один раз
отрезали. Отважные имели славу в семи странах. Если был секрет, его
хранили в семи сундуках. Самое страшное наказание для сказочных героев –
это снятие семи слоев кожи. Трусливых семь раз побеждали. Счастливые
открывали семь дверей рая.
Отголоски почитания семерки дошли до наших дней в форме пословиц:
- 7 ҡат үлсә, 1 ҡат киç.(7 раз отмерь, 1 раз отрежь) .
- ете бәләгә бер яуап. ( на 7 бед, один ответ)
-етәү берәүҙе көтмәй (семеро одного не ждут)
- етеhендә ни булhа, етмешендә шул булыр.( Смолоду не научился, под
старость не научишься.)
( Задания учащимся)
Вопросы гостям:
1)
Название этой горы переводится как «горящая гора». Расположена она в
Салаватском районе Республики Башкортостан. Известна не только жителям
Башкортостана, но и России. На горе действует курорт, носящий ее название?
(Янгантау)
2)
Водопад в Белорецком районе, на правом берегу р. Лемезы. Это самый
необычный водопад России. Образован он подземной карстовой речкой в месте
ее выхода на земную поверхность. Название водопада переводится с
башкирского как «стреляющий», «выстрел», «бьющий»? (Атыш)
3)
Эта река берет начало севернее истока р. Белой, между горными хребтами
Аваляк и Уралтау. В переводе с башкирского – «лунная, светлая, красивая»?
(Ай)
4)
Это самое большое озеро республики. Для Башкортостана оно представляет
такую же ценность, как Байкал для России. Вода в нем солоноватая, жесткая,
что и определяет название самого озера – с башкирского переводится как
«горькое озеро»?(Аслыкуль)
5)
Эту пещеру начали изучать с 18 века. Однако всемирную известность она
получила с 1959 г. после находки в ней наскальных рисунков людей позднего
палеолита, живших 40 – 10 тысяч лет до нашей эры?(Шульган –таш, Капова
пещера)
6)
Как называют реку.Ее называют так за беловато-серебристый цвет воды. Так
окрашивают воду растворенные в ней известковые породы?(Агидель.)
5.Математика в башкирской народной медицине.
Народная медицина широко распространена на башкирской земле. Раньше
родители, дедушки и бабушки сами лечили своих детей. Среди них были
люди, умеющие лечить с помощью пиявок. При изготовлении лекарственных
настоек соблюдали некоторые соотношения лекарственных трав и воды.
Для лечения кожных болезней они готовили настой золы. Брали один -два кг
золы, размешивали в ведре воды и через полтора часа настой был готов для
применения.
Хороший лечебный кумыс можно было получить после 2-3 дневного
содержания в деревянных чанах. Кумыс применяли для лечения туберкулеза,
гастрита, малокровия, нервной системы и т.д.
Издревле башкиры лечились пиявками. Обычно они это делали 2 раза в год –
весной и осенью. Они для лечения брали 10-15 пиявок. При суставных
болезнях люди держали руки и ноги в муравейнике 10 -15 минут.
Муравьиную кислоту применяли при обмороках. Для этого брали банку,
наливали в нее 100 -200 граммов меда и ставили в муравейник, когда банка
наполнялась муравьями, переносили в теплое место. После того, как муравьи
покидали банку, жидкую готовую смесь применяли как лекарство.
Раствор, полученный из 2 – 3 ложек поваренной соли и 1 литра воды,
применяли при потливости ног.
Из напитков башкиры обожали чай. За столом по обычаю они пили 5-6
стаканов чая, а некоторые умудрялись пить до 15 стаканов.
Хранение продуктов питания занимало немало времени у хозяев. Чтобы
хранить масло до недели, добавляли в него соль, а если до 30-40 дней, тогда
готовили топленое масло.
Национальное блюдо «бишбармак» означает 5 пальцев, так как его кушали
без ложек, руками. Лапшу для него нарезали в виде ромбиков или
прямоугольников.
Башкиры всегда уважали здорового человека. Это можно увидеть и в
народных пословицах:
Ауырыу ботлап керә, мыçҡыллап сыға.(Болезнь приходит пудами, уходит –
золотниками.)
Күп ашап күбенгәнсе, аҙ ашап буйыңа hеңдер. (Не кушай много, кушай с
пользой для организма.)
Ауыҙ аша 100 ауырыу керә. (Через рот 100 болезней получишь.)
Оҙон тел үлемгә сәбәп.(Длинный язык смерти причина.)
40 ҡат күлдәк кейгәнсе,1 кат тун кей. (Не носи 40 платьев, носи одну шубу.)
(Задания учащимся)
6. Башкирские народные танцы, связанные с числами.
У башкир танец является одним из наиболее популярных видов искусств. В
нем нашли отражение особенности быта, тесно связанного с хозяйственной
жизнью, древними верованиями. Широко были распространены дуэтные
танцы – соревнования, в которых исполнители соперничали друг с другом.
Танцы трио назывались
«Өс таған» («Треножник»), Өс мөйөш» («Три угла»), Өс бүкән» («Три пня»).
К танцам малых форм относятся и такие, как «Дүртле» («Четверка»), «Дүрт
м0й0ш» ( «Четыре угла»).
Известно, что еще в XVIII веке круговые танцы типа «Түғәрәк уйыны»
исполнялись на шаманских обрядах. Магическую отпугивающую роль при
изгнании болезни играли круговые обходы знахарем больного, громкие стуки
о металлические предметы.
Большой популярностью пользовались танцы, основанные на
зигзагообразных построениях «Өслө» («Тройка»), «Туғыҙлы» («Девятка»).
Башкирские танцевальные мелодии состоят из двух четырехтактных фраз,
повторенных дважды. Музыкальный размер, как правило 2/4.
преобладающим являются мелодии квадратной мелодической и
метроритмической структуры. Танцы исполняются под аккомпанемент курая,
домры, стук ударных инструментов.
К лирическим танцам относится танец «Семь девушек».
Когда–то в живописной долине среди гор и дремучих лесов жили-были
семь девушек. Эти красавицы были похожи одна на другую. Среди своих
подруг они были первыми в песнях, танцах и труде. Дружба их была
безгранична, скрепленная клятвой вечности.
Эти танцы созданы на основе народных легенд.
Их поставил руководитель Башкирского государственного ансамбля
народных танцев Файзи Гаскаров.
Заключение.
Утверждение «Числа правят миром» принадлежит Пифагору.
« Природа – это то, что подлежит счислению» присутствует в культуре
башкирского народа, находя свое выражение в форме народного фольклора.
Чем глубже, детальнее, тоньше наше знание о материальном мире, тем
большее применение мы находим числовым закономерностям. Через
легенды, старинные народные песни и народные танцы, пословицы и
поговорки открывается перед нашими взорами древний пласт культуры
башкир.
( Танец учащейся).
Уважаемые гости ! А сейчас танцевальная, рекламная пауза.
В это время жюри производит подсчет итогов..
Результаты жюри.
Благодарим за внимание.!