Автор: Чередникова Ирина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Молочненская СОШ
Населённый пункт: Мурманская область, Кольский район
Наименование материала: статья
Тема: Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности
Раздел: среднее образование
Технология продуктивного чтения
как средство формирования правильной читательской деятельности
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции
младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования
грамотного читателя.
Одной из причин потери интереса современного школьника к чтению является
педагогически
нецелесообразный
процесс
обучения
в
начальной
школе.
На
уроках
литературного
чтения,
произведение,
прежде
всего,
должно
рассматриваться
как
художественное
явление,
в
котором
определенными
выразительными
средствами
передается духовное содержание.
Учить
правильному
чтению
способствует
технология
продуктивного
чтения,
разработанная профессором Н. Н. Светловской.
Продуктивным
чтением является такое чтение, при котором вместо скорости
прочтения и воспроизведения фактурной информации, ведется перечитывание всех видов
текстовой
информации,
глубокое
понимание
текста.Целью
технологии
является
формирование
типа
правильной
читательской
деятельности,
умение
самостоятельно
понимать
текст. Данная технология
направленана
формирование
коммуникативных
универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать
свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух
и
про
себя
тексты
учебников;
познавательных
универсальных
учебных
действий,
а
именно, – умения извлекать информацию из текста.
Технология
продуктивного
чтения
резко
отличается
от
традиционной
технологии
передачи
ученику
готового
знания.
Теперь
учитель
организовывает
исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой
проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель
становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим
каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.
Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль
учителя
всё
более
сводится
к
«режиссированию»
этой
активной,
познавательной
деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети
глубже чувствуют и понимают прочитанное.
Структура технологи продуктивного чтения представляет собой трёхступенчатый
процесс: работа с текстом до чтения; работа с текстом во время чтения; работа с текстом
после чтения.
I этап. Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
2.
Определение
смысловой,
тематической,
эмоциональной
направленности
текста,
выделение
его
героев
по
названию
произведения,
имени
автора,
ключевым
словам,
предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
3. Постановка целей урока, с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной,
психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста.
2.
Выявление
первичного
восприятия.
Выявление
совпадений
первоначальных
предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
3. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его
отдельных фрагментов).
4. Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по
содержанию текста.
5. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
6. Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
2. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных
смыслов.
3. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя.
4. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
5. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.
6. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.
7. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
8. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности
учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Задача
учителя–
сформировать
у
учеников читательские
умения
и
навыки,
главные
из
которых:
умение
представить
себе
картину,
нарисованную
автором
произведения; сопереживать героям и автору; понять главную мысль произведения, его
идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи.
Для выявления уровня сформированности правильной читательской деятельности
у младших школьников на уроках литературного чтения нами, учителями работающими
по программе «Школа 2100», разработаны показатели сформированности правильной
читательской
деятельности
младших
школьников,
которые
были
соотнесены
с
тремя
уровнями:
высокий - ребенок выразительно читает, понимает прочитанное,
может
пересказать
прочитанное,
правильно
отвечает
на
вопросы
учителя
по
содержанию,
активно
работает
на
уроке,
умеет
предугадать,
что
ему
предстоит прочитать, по картинке к произведению, показывает хорошие
результаты по технике чтения;
средний - ребенок, когда читает, допускает ошибки в интонации, понимает
прочитанное,
но
частично,
иногда
допускает
ошибки
в
ответах
по
содержанию прочитанного, не всегда активен на уроке, умеет предугадать,
что ему предстоит прочитать, по картинке к произведению, но иногда
ошибается, показывает удовлетворительные результаты по технике чтения;
низкий - ребенок читает невыразительно, не понимает прочитанное и не
может пересказать его, пассивен, не отвечает на вопросы учителя, не
может
предугадать,
что
ему
предстоит
прочитать,
техника
чтения
на
низком уровне.
Нами была разработана анкета для учащихся начальной школы. Мой 1 «А» класс
принял участие в анкетировании. Анкета состояла из шести вопросов, по три варианта
ответа в каждом. В анкетировании принимало участие двадцать пять детей.
С помощью вопросов в анкете предполагалось выявить, нравится ли детям
читать, хорошо ли они читают, активно ли они работают на уроках литературного чтения,
понимают ли учащиеся прочитанный ими текст, участвуют ли учащиеся в олимпиадах,
конкурсах, викторинах и т.д. по чтению.
Ответ на «А» оценивался в 3 балла. Ответ на «Б» оценивался в 1 балл. Ответ на
«В» оценивался в 0 баллов. Далее баллы, полученные за каждое задание,
складывались.Высокий уровень составлял 13-18 баллов. Средний уровень составлял 7-12
баллов. Низкий уровень составлял 0-6 баллов.
Показатели сформированности правильной читательской деятельности каждого
ученика 1 «А» класса представлены на диаграмме:
0
2
4
6
8
10
12
14
16
18
20
121212
18
9
7
2
1212
10
11 11
15
16
14
12
11
8
1818
1010
6
3
18
1
А. Максим
Х.Алиса
Г.Настя
В. Вячеслав
Г. Егор
Г. Павел
Е. Александр
С.Милана
К. Дарья
М.Софья
И.Ксюша
Л. Никита
М. Анастасия
Н. Мария
П. Артем
Ц.Катерина
Т.Ярослав
Н.Женя
Р. Владимир
Р. Иван
С.Кирилл
С. Илья
С. Кирилл
Щ.Алена
Ш.Женя
Таковы
результаты
исследования
каждого
из
школьников
1
«А»
класса.
На
следующей схеме представлены обобщенные результаты всего 1 «А» класса:
28%
60%
12%
Высокий
Средний
Низкий
Данная
схема
показывает
общую
картину
сформированности
правильной
читательской деятельности учеников 1 «А» класса. Большинство учащихся 1 «А» класса
(60%)
находятся
на
среднем
уровне
сформированности
правильной
читательской
деятельности. Эти дети понимают прочитанное, но частично, иногда допускает ошибки в
ответах по содержанию прочитанного, не всегда активны на уроке. Высокий уровень
сформированности правильной читательской деятельности зафиксирован у 28% учащихся
1 «А» класса. Эти дети хорошо читают, понимают прочитанное и активно работают на
уроке. Меньше всего в классе детей с низким уровнем сформированности правильной
читательской деятельности (12 %). Эти дети отличаются тем, что у них явно отсутствует
пониманиепрочитанного, они не могут пересказывать, пассивны на уроке.
Чтобы
повысить
уровень
сформированности
правильной
читательской
деятельности
младших
школьников
следует
больше
опираться
на
технологию
продуктивного чтения, разработанную Н. Н. Светловской. Она позволяет формировать
квалифицированного читателя, в котором заинтересовано современное общество. Она в
полной мере способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых
образовательных стандартах.
Ниже приведен фрагмент урока, разработанного по технологии продуктивного
чтения:
4-й класс
Тема: Владимир Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В.
Даля). Игра «Кузовок».
Цель: формирование типа правильной читательской деятельности.
Задачи:
1) познакомиться с жизнью В.И. Даля, узнать, что такое литературная обработка сказки;
2) приобрести определенные умения подобной обработки;
3) почувствовать гордость за свою народную культуру, писателей, бережно относившихся
к живому родному языку.
Ход урока.
1. Актуализация изученного материала.
Звучит песня «Сказочная страна».
Беседа.
– Мы сегодня вновь отправляемся в мир сказок. На прошлом уроке мы пришли к выводу,
что Александр Сергеевич Пушкин и Василий Андреевич Жуковский, используя народные
сюжеты, создали совершенно новые сказки. Их с удовольствием читали современники, а
теперь читаем мы. Какие это сказки?(Литературные, авторские.)
– Что вы про них знаете? (Литературная сказка на народный сюжет – это новая сказка,
самостоятельная. Она может быть иначе композиционно построена, иметь более сложный
сюжет, большее количество героев, больше детализации. В ней чувствуется стиль автора,
выражено его мировоззрение, его идеи.)
– Вспомните, чьи сказки советовал читать А.С. Пушкин? (Владимира Даля.)
Обращение к опорным словам на доске:
Владимир Даль
Казак Луганский
Псевдоним
Луганск
Сказки
Толковый словарь
– О чем вам говорят эти опорные слова?
– Найдите, как отзывался А.С. Пушкин о сказках В.И. Даля
(с. 120–121учебника).
– Как вы думаете, что такое обработка сказок?
Запись на доске:
– Чем обработка отличается от записи народной сказки? (Это пересказ, грамотное
литературное изложение народной сказки.Сохраняется сюжет и персонажи,
подчеркиваются ее достоинства, особенности языка того времени, колорит, идея.)
– Попробуйте выстроить цепочку от народной сказки к авторской.
На доске строится цепочка:
– Возникли у вас какие-нибудь вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на
сегодняшнем уроке?
Какие сказки обрабатывал В. Даль?
Биография В. Даля, основные события его жизни.
Как он создавал свой словарь?
Самостоятельная работа с новой информацией (биографическая справка – см. тетрадь).
– Что вы узнали об этом человеке? Что стало для него главным делом жизни? (Ответы
детей.)
– Итак, главным делом жизни, которое принесло ему славу, стал «Словарь живого
великорусского языка». За свою жизнь Даль собрал 200 000 слов. Вот он, этот словарь.
Откроем его – и посыпятся на нас звонкие, сочные, тихие, шуршащие, звенящие – разные
русские слова.
Те, которые мы употребляем с вами каждый день, и те, значения которых мы совсем не
знаем.
– Вот выпали из словаря «ремешки», так называл Даль полоски бумаги, а на них – слова.
Да странные какие: «замолаживать», «выползина», «буран», «кузовок», «дождь».
– Какое слово вам знакомо? (Дождь.)
– Объясните это слово.
Объяснение слова по словарю Даля.
Ученица: «Мы говорим "дождь", а Даль в словаре рассказывает, что дожди бывают разные
и для каждого народ придумал меткое название. Ситник или ситничек(от слова сито) –
мелкий дождь. Ливень – проливной дождь, самый сильный. Сеногной – дождь во время
покоса. Грозный дождь – с грозой. Грибной дождь – теплый и мелкий. Косохлест, подстега
– косой дождь с ветром. Лепень – снег с дождем. Слово для Даля – всегда картинка,
образ».
– Каким же надо быть человеком, чтобы услышать, запомнить и понять все эти слова?
(Любознательным, наблюдательным, чутким, проникновенным, любящим русский язык.)
– Попытайтесь и вы увидеть это слово… Закройте глаза…
Фонограмма: звуки дождя.
народная сказка – литературная
обработка сказки – литературная (авторская) сказка
литературная обработка сказки
– Какую картинку вы увидели? (Лето. Тепло. Лесная полянка. Идет грибной дождь…)
«Будет дождичек, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузовок».
(Эта актуализация изученного вполне уместна на уроке, тем более в 4-м классе, и никак не
нарушает технологии.Удалось перейти от предыдущей темы к последующей, составить
представление о В.И. Дале по материалу учебника, тетради и опорным словам на доске,
вывести детей на самостоятельное формулирование, что такое литературная обработка
сказки, вызвать интерес к теме урока, мотивировать детей на дальнейшую работу,
эмоционально их настроить).
2. Работа с текстом «Война грибов с ягодами» до чтения.
Работа с иллюстрацией.
– Как вы думаете, о чем будет текст?
– Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения?
Работа с заголовком.
– Прочитайте название. Можно по нему определить, кто будут герои нашей сказки?
– Как вы думаете, из-за чего могла начаться война у грибов с ягодами?
(Этап, на котором происходит антиципация будущего чтения, действительно короткий, но
это не значит, что я не работаю с подзаголовком или спрашиваем об очевидном (о жанре,
например, – он же назван!).
3. Работа с текстом сказки во время чтения.
Самостоятельное чтение.
Вопросы после чтения.
– Что необычного в этой сказке?
Проблемный вопрос:
– Что могло привлечь В.И. Даля в этой русской сказке?
Наблюдения над языком сказки.
1) Найдите в тексте устойчивые сочетания слов, характерные для простонародного языка.
(Под дубочком сидючи, на грибы глядючи, сила великая, сладка ягода, полным-
полнешенька, всем грибам голова…)
2) Найдите просторечные слова. (Вишь, прёт, п'омочь, скликать, сподряд, отказалися.)
3) Почему, пересказывая сказку, Даль сохранил их? (Чтобы показать колорит русской
сказки, певучесть русского простонародного языка, они естественны в этом тексте.)
4) Какие необычные сравнения-определения даются персонажам? В чем их необычность?
(Дается характеристика героев, используется прием олицетворения: волнушки – старушки,
опенки – ноги тонки, сморчки – старички.)
5) Почувствовали ли вы близость сказки к стихотворной речи?
-Где спрятавшиеся рифмы? (Варвара – широкие карманы, волнушки – в кадушки,
опенки – в бочонки, сморчки – в бурачки…)
6) Почему речь простых людей так оживлялась рифмой? (Своеобразная игра слов, их
приговаривали, выполняя обыденную работу, это помогало в работе.)
7) Есть ли в сказке пословицы?
8) Как вы думаете, они были в сказке или введены автором?
Запись на доске:
9) Можете ли вы теперь ответить на вопрос, что же привлекло Даля в этой сказке?
(Своеобразие, необычность русского языка.)
Выразительное чтение.
– В каком варианте сказка будет звучать интереснее: когда ее рассказывает один сказитель
или при чтении по ролям?
– Давайте распределим роли и поработаем с карандашом. Отметим, кому будут
принадлежать слова в тексте и как их нужно прочитать.
Инсценирование сказки (с использованием «шапочек» грибов).
4. Работа с текстом после чтения.
-Постановка смыслового вопроса: «Что же значило для Даля обработать народную
сказку?»
-Беседа о личности писателя: что нового вы узнали о нем, о главном деле его жизни?
Можно показать сборник пословиц, собранных Далем, и т.д.
Игра «Кузовок».
Подготовка к игре.
– Любой текст в обработке Даля начинал «играть».
кадушки– бочонки
бурачки – кузовки
– Что обозначают эти слова? Наверняка они стоят парами не случайно. (Каждая пара слов
обозначает одно и то же – обручная посуда, корзинка, лукошко.)
– А что можно положить в кузовок? (Грибы, ягоды.)
– И не только. Посмотрите, что в нашем кузовке… (Сказки, пословицы, загадки, игры.)
– Игра так и называется – «Кузовок».
Чтение описания игры.
Игра в слова.
– Я положу в кузовок слова… на -ОК.
– Я достану из кузовка слова… на -КА.
– Я поднесу к кузовку слова… на -КУ.
Разыгрывание фантов-залогов. (Назвать русскую народную сказку, назвать авторскую
сказку и ее автора, рассказать пословицу.)
5. Домашнее задание.
Прочитать любую сказку в обработке В.И. Даля (см. рекомендательный список).
Найти свои «ремешки» в словаре Даля и прочитать их толкование.
Задание в тетради.
– Объяснить смысл любимой пословицы В.И. Даля «Передний – заднему мост» и какое
отношение она имеет к истории детской литературы.
(задания предлагаются детям на выбор).