Напоминание

«Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»


Автор: Максимцова Наталья Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Петровобудская ООШ
Населённый пункт: С.Петрова Буда
Наименование материала: урок литературы
Тема: «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Раздел: среднее образование





Назад




ТЕМА: «Век нынешний» и «век минувший»

в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Планируемые результаты:

Предметный:

1.-анализируя текст II действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»,

проследить, как автор изображает протест передовых людей XIX века

против реакционных политических и духовных устоев помещичьего

общества

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

1.

Орг.момент. Приветствие.

2.

.Добрый день. я рада видеть вас в полном составе. Давайте улыбнемся и

настоимся на положительный результат урока.

3.

Вступительное слово учителя.

4.

Мы познакомились вчера с комедией Грибоедова «Горе от ума». Проанализировали

первое действие, сегодня продолжим работу на комедией.

3. Актуализация знаний

Начнем мы урок с разминки.

А) Разминка. Слайд 1

Кому принадлежать следующие характеристики.

Б) закончи афоризмы. ( устно) СЛАЙД 2

Итак,

Давайте вспомним из чего состоит любое классическое произведение7

Экспозиция--- завязка—кульминация --- развязка

— Вспомните, что такое экспозиция в драматическом произведении?

(Экспозиция — события, происходящие в произведении до завязки действия.)

- где находится экспозиция в комедии? ( первое действие)

— Как вы думаете, почему у А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума» такая большая

экспозиция, практически все 1-е действие?

(Писателю важно показать атмосферу в доме Фамусова, особенности взаимоотношений в

семье.)

— Каковы эти взаимоотношения?( отношение строятся на лжи, обмане)

4) Наблюдение над развитием драматического конфликта.

Учитель:

«Горе от ума» - произведение, написанное в первой четверти 19 века, тогда, когда в

искусстве еще очень сильно было влияние классицизма. И в «Горе от ума» Грибоедов

бесспорно соблюдает два из трех знаменитых единств, характерных для

классицистической пьесы. Назовите их, пожалуйста».

Учитель:

Единство времени и места – действие совершается в течение одних суток в одном месте в

Москве, в доме Фамусова. – А какое же единство не соблюдено?

Ученик:

Не соблюдено единство действия: в пьесе две сюжетные линии – любовная и

общественная.

Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая,

домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный

мотив всех комедий. «Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно

другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву в

один узел».Вот этой – второй комедии – мы и уделим сегодня особое внимание, ибо она

является основой структуры «Горе от ума».

Итак, в комедии две сложные линии, развивающиеся параллельно, так что одну видно

сквозь другую.

Что же является завязкой комедии.

Учитель:

Завязкой как первой, так и второй линии является приезд Чацкого.

Во-первых, Чацкий становится 3-ей вершиной в любовном треугольнике Софья –

Молчалин – Чацкий, во вторых он вступает в конфликт с московским дворянством.

— Каким был конфликт в традиционной драме классицизма? направлении классицизм.

(Любовный конфликт.),

—Назовите любовный конфликт в комедии Грибоедова«Горе от ума»? (Да.)

— Кто является основными действующими лицами в любовном конфликте комедии?

(Софья, Молчалин, Чацкий.)------— Определите, когда завязывается любовный конфликт?

—зачит из книги.

(Завязка конфликта: слова Софьи на нелестный отзыв Чацкого о Молчалине («Не человек

— змея») стр 100

— Является ли любовный конфликт основной движущей силой комедии

А. С. Грибоедова «Горе от ума»? Почему? т.е главной темой в комедии.?

(Любовный конфликт в «Горе от ума» не является основным, так как цель написания

комедии, которую поставил перед собой А.С.Грибоедов, не просто показать характер

любовных взаимоотношений героев, а раскрыть нравы современной ему Москвы, показать

наметившиеся противоречия в обществе.)

— Какой конфликт в комедии «Горе от ума» является основным?

(Основным в «Горе от ума» является социально-политический конфликт как отражение

всех противоречий того времени.

Слайд просмотр видео

Из какого произведения отрывок.

Вы догадались, из какого произведения этот отрывок? Каких героев узнали?

---. Как думаете, зачем Грибоедову понадобилась эта сцена и почему с неё мы начали

урок? Какого возраста герои?

О чём это говорит? Итак, именно о разных поколениях, об их принципах и взглядах на

разные вещи мы и будем сегодня говорить.

Тема нашего урока: Век нынешний и век минувший—тема запишу на доске

Нравственный конфликт поколений в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»».

Вам ничего не напоминают слова нашей темы? Основной конфликт в комедии

общественный: столкновение «века нынешнего» и «века минувшего». Как вы понимаете:

«век нынешний и век минувший»?

-- Давайте назовем тему урока? О чем будем говорить на уроке? СЛАЙД 3

— Кто из героев комедии участвует в социально-политическом конфликте? (Чацкий и

представители фамусовского общества.)

- Кто является идеологом "века нынешнего", а кто – "века минувшего"?

(Идеологи, выразители взглядов своего века – Чацкий и Фамусов.

Учитель.Исторический рубеж между "веком нынешним" и "веком минувшим" – война

1812 года.

То есть именно после войны в обществе сложились два политических лагеря: 1.лагерь

передовой дворянской молодёжи и 2.консервативный феодально-крепостнический лагерь.

Их столкновение воплотилось в конфликте между "веком нынешним" и "веком

минувшим" в "Горе от ума")

5.

Работа с текстом комедии.

6.

Анализ второго действия.

Вспомните конец 1-го действия

(ответ ученика)-- зачитать

Во втором действии очень много монолог и 1 явление начинается с монолога Фамусова.

Давайте зачитаем его

Ответьте на вопросы:

-Каково настроение Фамусова вначале монолога? Чем он обеспокоен?

-Как меняется его настроение к концу речи? Что успокаивает героя?

- Какие приёмы использует автор для создания комической ситуации?

Учитель:

Самым ярким представителем московского дворянства является Фамусов. Во втором

явлении второго действия происходит диалог Фамусова и Чацкого, перерастающий в

столкновение их позиций.

Давайте побеседуем по 2-му явлению (диалог Чацкого и

Фамусова):---- зачитать по ролям

-Кто является инициатором спора — Фамусов или Чацкий?

-Это люди одной эпохи или разных?

-Что важно для «века минувшего»?

-А что важно для Чацкого?

-Почему оба собеседника оказываются в этой сцене в комическом положении?

(Чацкий, в пылу горячности, углубляется в свои размышления и философствует, не

замечая, что его идеи не встречают ни сочувствия, ни понимания. Фамусов, не способный

уловить ход мыслей Чацкого, подхватывает отдельные слова из его монолога и

отзывается на них репликами: «Ах! Боже мой! он карбонари!», «Опасный человек!», «Да

он властей не признает!» и т.д. Возникает комическая ситуация, получившая название—

«кто про что»)

- В разгар спора Чацкого с Фамусовым на сцене появляется полковник Скалозуб.

Проследите по тексту, о чем говорит Скалозуб, какие слова употребляет в речи. Каковы его

взгляды на жизнь, на карьеру?

--- К какому поколению по возрасту ближе полковник? (К поколению Чацкого.) А по

мировоззрению?

А)Выборочное чтение 2-го, 3-го и 4-го явлений 2 действия.

Учитель:

-Почему оба собеседника оказываются в этой сцене в комическом положении?

Можно ли их конфликт назвать конфликтом поколений?

Ученик:

Да, можно, это конфликт, «Века нынешнего и века минувшего

В разгар спора Чацкого с Фамусовым на сцене появляется полковник Скалозуб.

В присутствии Скалозуба страсти накаляются.

Чтение монолога Фамусова "Вкус, батюшка…" учащимися. Стр 115

В каких словах заключена главная мысль монолога?

Итак, после "оды" Фамусова Москве идёт возмущённый, полный гнева монолог Чацкого

"А судьи кто?".-- зачит

Б) Работа над монологом Чацкого «А судьи кто?» стр 117

Давайте посмотрим, а кто же эти судьи? Чтобы выяснить это, прослушаем монолог

Чацкого «А судьи кто?» Но прежде обратите внимание на слова и выражения, которые

встретятся в тексте и могут быть вам непонятны.

Аналитическая беседа:

- Имеют ли эти люди моральное право осуждать Чацкого?

- Что осуждает Чацкий в московском обществе?

Чацкий осуждает в московском обществе отсутствие движения, развития, прогресса.

Он говорит о тех, кто критикует новые порядки, новые мысли.

Гневно обличает Чацкий неправый суд, который защищает «грабительством богатых»

людей, имеющих влиятельных друзей и родственников.

- Как отнесется фамусовское общество к такому человеку? Почему?

- С каким чувством Чацкий произносит монолог? В каких строчках это наиболее всего

проявляется?

- Могут ли эти люди жить в мире и согласии?

(Чацкий в своем монологе негодует на то, что судьями в обществе, образцами для

подражания признаны те, кто ненавидит свободу, черпает суждения «из забытых

газет», кто укрывает расшитым мундиром свое слабодушие и нищету рассудка.

Чацкий осуждает в московском обществе отсутствие движения,

Чацкий с возмущением рассказывает, как дворяне, «разливаясь в пирах и мотовстве»

(безделье), распоряжаются жизнью своих крепостных. Они выменивают честных и

преданных слуг на борзых собак или продают их на аукционе.

Монолог носит обличительный характер. Чацкий отказывает всем, кого Фамусов

считает идеалом, в порядочности, честности, говорит об их косности (отсталости),

ничтожестве, безнравственности. В этом монологе Чацкий обличает крепостное право,

бесчеловечное обращение дворян с крепостными, неправый суд и суде, которые

защищают «грабительством богатых».)

- Какие черты «века минувшего» раскрыты в монологах Чацкого и Фамусова

во II действии комедии?найдите в тексте строчки чего нельзя вернуть.

(«Прошедшего житья подлейшие черты» записать таблицей стр 118

--чего они боятся

Это –и боязнь изменения старых порядков;

карьеризм и чинопочитание;

оценка людей не по их качествам, а по состоянию и чину;

невежество;

ненависть к просвещению и к передовым людям;

рабское подражание иностранцам;

безделье и узость интересов;

низкий нравственный облик изображенного в комедии косного дворянства

( запись в тетрадях)

Какой идеал Чацкого?

Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности.

--Каков идеал Фамусова

Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать»

-записать его на доске – в начале урока—ответить в конце

Проблемный вопрос: кто же побеждает в борьбе: Чацкий или общество крепостников?

(Старый мир ещё очень силен, и ряды его сторонников многочисленны. Чацкий бежит из

дома Фамусова, из Москвы «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок».

Казалось бы, герой в борьбе с обществом терпит поражение. Однако мы твердо убеждены

в нравственной, моральной победе Чацкого над старым миром)

- Ребята, подумайте и скажите, вышло ли действие комедии за пределы своего времени?

(Фамусовыми, скалозубами, молчалиными стали называть в разные времена людей

различных социальных слоев, похожих на героев комедии.

Итак, Чацкий не побеждает в споре. Но и фамусовское общество не берёт верх: оно не

имеет будущего.

Кластер Чацкому.

Одинок, невостребователен, активный, романтичен

Чацкий страдает от одиночества, чувствует свою общественную невостребованность, ведь

он человек активный, деятельный по натуре, переполненный романтических чувств и

порывов.

-И всё-таки, на чьей стороне автор?

Для того чтобы определить нравственный идеал (образец личных качеств, способностей)

А. С. Грибоедова, или хотя бы попытаться это сделать, необходимо вернуться к прототипу

главного героя.

-Кого принято считать прототипом Чацкого?

(П. Я. Чаадаев и …А. С. Грибоедов.

Несомненно, что в образе Чацкого отразились подлинные черты характера и воззрений

самого Грибоедова: горячий, порывистый, подчас резкий и независимый. В речи Чацкого

Грибоедов вложил всё лучшее, что сам думал и чувствовал. Можно с несомненностью

сказать, что взгляды Чацкого на бюрократию, жестокости крепостного права,

подражание иноземцам и т.п. – подлинные взгляды Грибоедова).

6. Подведение итогов

Грибоедов как мыслитель и художник был глубоко верен правде жизни, потому что он

стоял на уровне самых прогрессивных идей века, потому что он постиг существо и

характер наиболее важных социальных противоречий своего времени.

Ненависть к рабству – социальному и духовному – владела Грибоедовым с юных лет. Он

вынужден был служить тому миру, который не вызывал у него никаких чувств, кроме

презрения и ненависти.

оценки

8. Домашнее задание: чтение 3, действия выучить по выбору монолог Фамусова или

Чацкого



В раздел образования