Автор: Максимцова Наталья Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Петровобудская ООШ
Населённый пункт: С.Петрова Буда
Наименование материала: урок литературы
Тема: «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Раздел: среднее образование
ТЕМА: «Век нынешний» и «век минувший»
в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Планируемые результаты:
Предметный:
1.-анализируя текст II действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»,
проследить, как автор изображает протест передовых людей XIX века
против реакционных политических и духовных устоев помещичьего
общества
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
1.
Орг.момент. Приветствие.
2.
.Добрый день. я рада видеть вас в полном составе. Давайте улыбнемся и
настоимся на положительный результат урока.
3.
Вступительное слово учителя.
4.
Мы познакомились вчера с комедией Грибоедова «Горе от ума». Проанализировали
первое действие, сегодня продолжим работу на комедией.
3. Актуализация знаний
Начнем мы урок с разминки.
А) Разминка. Слайд 1
Кому принадлежать следующие характеристики.
Б) закончи афоризмы. ( устно) СЛАЙД 2
Итак,
Давайте вспомним из чего состоит любое классическое произведение7
Экспозиция--- завязка—кульминация --- развязка
— Вспомните, что такое экспозиция в драматическом произведении?
(Экспозиция — события, происходящие в произведении до завязки действия.)
- где находится экспозиция в комедии? ( первое действие)
— Как вы думаете, почему у А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума» такая большая
экспозиция, практически все 1-е действие?
(Писателю важно показать атмосферу в доме Фамусова, особенности взаимоотношений в
семье.)
— Каковы эти взаимоотношения?( отношение строятся на лжи, обмане)
4) Наблюдение над развитием драматического конфликта.
Учитель:
«Горе от ума» - произведение, написанное в первой четверти 19 века, тогда, когда в
искусстве еще очень сильно было влияние классицизма. И в «Горе от ума» Грибоедов
бесспорно соблюдает два из трех знаменитых единств, характерных для
классицистической пьесы. Назовите их, пожалуйста».
Учитель:
Единство времени и места – действие совершается в течение одних суток в одном месте в
Москве, в доме Фамусова. – А какое же единство не соблюдено?
Ученик:
Не соблюдено единство действия: в пьесе две сюжетные линии – любовная и
общественная.
Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая,
домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный
мотив всех комедий. «Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно
другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву в
один узел».Вот этой – второй комедии – мы и уделим сегодня особое внимание, ибо она
является основой структуры «Горе от ума».
Итак, в комедии две сложные линии, развивающиеся параллельно, так что одну видно
сквозь другую.
Что же является завязкой комедии.
Учитель:
Завязкой как первой, так и второй линии является приезд Чацкого.
Во-первых, Чацкий становится 3-ей вершиной в любовном треугольнике Софья –
Молчалин – Чацкий, во вторых он вступает в конфликт с московским дворянством.
— Каким был конфликт в традиционной драме классицизма? направлении классицизм.
(Любовный конфликт.),
—Назовите любовный конфликт в комедии Грибоедова«Горе от ума»? (Да.)
— Кто является основными действующими лицами в любовном конфликте комедии?
(Софья, Молчалин, Чацкий.)------— Определите, когда завязывается любовный конфликт?
—зачит из книги.
(Завязка конфликта: слова Софьи на нелестный отзыв Чацкого о Молчалине («Не человек
— змея») стр 100
— Является ли любовный конфликт основной движущей силой комедии
А. С. Грибоедова «Горе от ума»? Почему? т.е главной темой в комедии.?
(Любовный конфликт в «Горе от ума» не является основным, так как цель написания
комедии, которую поставил перед собой А.С.Грибоедов, не просто показать характер
любовных взаимоотношений героев, а раскрыть нравы современной ему Москвы, показать
наметившиеся противоречия в обществе.)
— Какой конфликт в комедии «Горе от ума» является основным?
(Основным в «Горе от ума» является социально-политический конфликт как отражение
всех противоречий того времени.
Слайд просмотр видео
Из какого произведения отрывок.
Вы догадались, из какого произведения этот отрывок? Каких героев узнали?
---. Как думаете, зачем Грибоедову понадобилась эта сцена и почему с неё мы начали
урок? Какого возраста герои?
О чём это говорит? Итак, именно о разных поколениях, об их принципах и взглядах на
разные вещи мы и будем сегодня говорить.
Тема нашего урока: Век нынешний и век минувший—тема запишу на доске
Нравственный конфликт поколений в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»».
Вам ничего не напоминают слова нашей темы? Основной конфликт в комедии
общественный: столкновение «века нынешнего» и «века минувшего». Как вы понимаете:
«век нынешний и век минувший»?
-- Давайте назовем тему урока? О чем будем говорить на уроке? СЛАЙД 3
— Кто из героев комедии участвует в социально-политическом конфликте? (Чацкий и
представители фамусовского общества.)
- Кто является идеологом "века нынешнего", а кто – "века минувшего"?
(Идеологи, выразители взглядов своего века – Чацкий и Фамусов.
Учитель.Исторический рубеж между "веком нынешним" и "веком минувшим" – война
1812 года.
То есть именно после войны в обществе сложились два политических лагеря: 1.лагерь
передовой дворянской молодёжи и 2.консервативный феодально-крепостнический лагерь.
Их столкновение воплотилось в конфликте между "веком нынешним" и "веком
минувшим" в "Горе от ума")
5.
Работа с текстом комедии.
6.
Анализ второго действия.
Вспомните конец 1-го действия
(ответ ученика)-- зачитать
Во втором действии очень много монолог и 1 явление начинается с монолога Фамусова.
Давайте зачитаем его
Ответьте на вопросы:
-Каково настроение Фамусова вначале монолога? Чем он обеспокоен?
-Как меняется его настроение к концу речи? Что успокаивает героя?
- Какие приёмы использует автор для создания комической ситуации?
Учитель:
Самым ярким представителем московского дворянства является Фамусов. Во втором
явлении второго действия происходит диалог Фамусова и Чацкого, перерастающий в
столкновение их позиций.
Давайте побеседуем по 2-му явлению (диалог Чацкого и
Фамусова):---- зачитать по ролям
-Кто является инициатором спора — Фамусов или Чацкий?
-Это люди одной эпохи или разных?
-Что важно для «века минувшего»?
-А что важно для Чацкого?
-Почему оба собеседника оказываются в этой сцене в комическом положении?
(Чацкий, в пылу горячности, углубляется в свои размышления и философствует, не
замечая, что его идеи не встречают ни сочувствия, ни понимания. Фамусов, не способный
уловить ход мыслей Чацкого, подхватывает отдельные слова из его монолога и
отзывается на них репликами: «Ах! Боже мой! он карбонари!», «Опасный человек!», «Да
он властей не признает!» и т.д. Возникает комическая ситуация, получившая название—
«кто про что»)
- В разгар спора Чацкого с Фамусовым на сцене появляется полковник Скалозуб.
Проследите по тексту, о чем говорит Скалозуб, какие слова употребляет в речи. Каковы его
взгляды на жизнь, на карьеру?
--- К какому поколению по возрасту ближе полковник? (К поколению Чацкого.) А по
мировоззрению?
А)Выборочное чтение 2-го, 3-го и 4-го явлений 2 действия.
Учитель:
-Почему оба собеседника оказываются в этой сцене в комическом положении?
Можно ли их конфликт назвать конфликтом поколений?
Ученик:
Да, можно, это конфликт, «Века нынешнего и века минувшего
В разгар спора Чацкого с Фамусовым на сцене появляется полковник Скалозуб.
В присутствии Скалозуба страсти накаляются.
Чтение монолога Фамусова "Вкус, батюшка…" учащимися. Стр 115
В каких словах заключена главная мысль монолога?
Итак, после "оды" Фамусова Москве идёт возмущённый, полный гнева монолог Чацкого
"А судьи кто?".-- зачит
Б) Работа над монологом Чацкого «А судьи кто?» стр 117
Давайте посмотрим, а кто же эти судьи? Чтобы выяснить это, прослушаем монолог
Чацкого «А судьи кто?» Но прежде обратите внимание на слова и выражения, которые
встретятся в тексте и могут быть вам непонятны.
Аналитическая беседа:
- Имеют ли эти люди моральное право осуждать Чацкого?
- Что осуждает Чацкий в московском обществе?
Чацкий осуждает в московском обществе отсутствие движения, развития, прогресса.
Он говорит о тех, кто критикует новые порядки, новые мысли.
Гневно обличает Чацкий неправый суд, который защищает «грабительством богатых»
людей, имеющих влиятельных друзей и родственников.
- Как отнесется фамусовское общество к такому человеку? Почему?
- С каким чувством Чацкий произносит монолог? В каких строчках это наиболее всего
проявляется?
- Могут ли эти люди жить в мире и согласии?
(Чацкий в своем монологе негодует на то, что судьями в обществе, образцами для
подражания признаны те, кто ненавидит свободу, черпает суждения «из забытых
газет», кто укрывает расшитым мундиром свое слабодушие и нищету рассудка.
Чацкий осуждает в московском обществе отсутствие движения,
Чацкий с возмущением рассказывает, как дворяне, «разливаясь в пирах и мотовстве»
(безделье), распоряжаются жизнью своих крепостных. Они выменивают честных и
преданных слуг на борзых собак или продают их на аукционе.
Монолог носит обличительный характер. Чацкий отказывает всем, кого Фамусов
считает идеалом, в порядочности, честности, говорит об их косности (отсталости),
ничтожестве, безнравственности. В этом монологе Чацкий обличает крепостное право,
бесчеловечное обращение дворян с крепостными, неправый суд и суде, которые
защищают «грабительством богатых».)
- Какие черты «века минувшего» раскрыты в монологах Чацкого и Фамусова
во II действии комедии?найдите в тексте строчки чего нельзя вернуть.
(«Прошедшего житья подлейшие черты» записать таблицей стр 118
--чего они боятся
Это –и боязнь изменения старых порядков;
карьеризм и чинопочитание;
оценка людей не по их качествам, а по состоянию и чину;
невежество;
ненависть к просвещению и к передовым людям;
рабское подражание иностранцам;
безделье и узость интересов;
низкий нравственный облик изображенного в комедии косного дворянства
( запись в тетрадях)
Какой идеал Чацкого?
Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности.
--Каков идеал Фамусова
Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать»
-записать его на доске – в начале урока—ответить в конце
Проблемный вопрос: кто же побеждает в борьбе: Чацкий или общество крепостников?
(Старый мир ещё очень силен, и ряды его сторонников многочисленны. Чацкий бежит из
дома Фамусова, из Москвы «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок».
Казалось бы, герой в борьбе с обществом терпит поражение. Однако мы твердо убеждены
в нравственной, моральной победе Чацкого над старым миром)
- Ребята, подумайте и скажите, вышло ли действие комедии за пределы своего времени?
(Фамусовыми, скалозубами, молчалиными стали называть в разные времена людей
различных социальных слоев, похожих на героев комедии.
Итак, Чацкий не побеждает в споре. Но и фамусовское общество не берёт верх: оно не
имеет будущего.
Кластер Чацкому.
Одинок, невостребователен, активный, романтичен
Чацкий страдает от одиночества, чувствует свою общественную невостребованность, ведь
он человек активный, деятельный по натуре, переполненный романтических чувств и
порывов.
-И всё-таки, на чьей стороне автор?
Для того чтобы определить нравственный идеал (образец личных качеств, способностей)
А. С. Грибоедова, или хотя бы попытаться это сделать, необходимо вернуться к прототипу
главного героя.
-Кого принято считать прототипом Чацкого?
(П. Я. Чаадаев и …А. С. Грибоедов.
Несомненно, что в образе Чацкого отразились подлинные черты характера и воззрений
самого Грибоедова: горячий, порывистый, подчас резкий и независимый. В речи Чацкого
Грибоедов вложил всё лучшее, что сам думал и чувствовал. Можно с несомненностью
сказать, что взгляды Чацкого на бюрократию, жестокости крепостного права,
подражание иноземцам и т.п. – подлинные взгляды Грибоедова).
6. Подведение итогов
Грибоедов как мыслитель и художник был глубоко верен правде жизни, потому что он
стоял на уровне самых прогрессивных идей века, потому что он постиг существо и
характер наиболее важных социальных противоречий своего времени.
Ненависть к рабству – социальному и духовному – владела Грибоедовым с юных лет. Он
вынужден был служить тому миру, который не вызывал у него никаких чувств, кроме
презрения и ненависти.
оценки
8. Домашнее задание: чтение 3, действия выучить по выбору монолог Фамусова или
Чацкого