Напоминание

"Дифференциация звуков "С" и "ш""


Автор: Тимакова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1404
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Конспект урока по развитию речи в старшей группе
Тема: "Дифференциация звуков "С" и "ш""
Раздел: дошкольное образование





Назад




Звуковая культура речи: дифференциация звуков "С" – "Ш".

Цели: обогащение словарного запаса; развитие грамматических представлений,

связной речи, совершенствование умения составлять загадку-описание.

Дифференциация звуков [С] и [Ш].

Наглядность:

– иллюстрации в рабочих тетрадях;

– карточки по теме "Грибы"

Ход занятия.

I. – Что появляется на деревьях к концу лета?

– Для чего нужны плоды и семена?

– Назовите плоды и семена.

– Какие из них пригодны для человека?

1) История про Ежика и Лисенка.

– Как мальчик и девочка нашли свои игрушки?

Пока воспитательница гуляла с детьми по лесу, Ежик и Лисенок, сидя на столе

среди даров леса, вспоминали, как они побывали в гостях у белки.

Они увидели в дупле у белки множество самых разных грибов и даже некоторые из

них попробовали. Белочка только не угостила их мухомором и поганкой, потому что эти

грибы ядовитые. Она рассказала, что держит их в дупле на случай, если к ней пожалует

какой-нибудь хищный зверь и захочет угоститься ее запасами. Еще она рассказала, в каких

местах надо собирать грибы, как они называются, как отличить грибы съедобные от

несъедобных.

Игрушкам очень понравилось в гостях у белки, но им пора было возвращаться к

детям. Пушистая хозяйка проводила их до кустарника и, попрощавшись со своими

гостями, отправилась по своим беличьим делам. Что произошло с Ежиком и лисенком

потом вы уже знаете. Когда автобус с детьми и игрушками выезжал из леса, дети

закричали: "Смотрите, смотрите! Белка!" И действительно: вдоль дороги по деревьям,

перепрыгивая с ветки на ветку, неслась белка. Но вот она остановилась и, как бы

прощаясь, помахала хвостом. Дети подумали, что белка прощается с ними. Но игрушки-то

хорошо знали, кого она пришла проводить.

– Что увидели игрушки в дупле у белки?

–Сегодня мы поговорим о грибах.

2) Дидактическая игра "Найди отличия

Используются карточки по теме "Грибы". Детям предлагается выявить различия, а

затем сходство между грибами: подосиновик – подберезовик, подберезовик – белый гриб,

белый гриб – шампиньон, сыроежка – бледная поганка, бледная поганка – мухомор и т.д.

II. Беседа по теме.

– Где растут грибы?

– Какие вы знаете грибы?

– Какие из этих грибов съедобные, а какие несъедобные?

– Что может произойти, если съесть несъедобный гриб?

– Что можно приготовить из грибов?

– Как их заготовляют? (Сушат, консервируют, замораживают.)

– Назовите части гриба.

– Как называются корни грибов (грибница); люди, которые собирают грибы

(грибники)?

– Какие звери любят лакомиться грибами?

III. 1) – Как называются грибы, которые растут под березой (подберезовики), под

осиной, на пеньках; грибы рыжего цвета (рыжики, лисички); круглые, с волнистыми

шляпками (волнушки), с маслянистыми шляпками (маслята); грибы, названия которых

похожи на лесного зверя (лисички), на домашнее животное (свинушки); грибы, которые,

судя по их названию, можно есть сырыми; которыми морят мух; нехорошие грибы, или

поганые; какие грибы названы в честь дождя (дождевик)?

2) Работа с рисунком.

– Назовите грибы, которые Ежик и Лисенок увидели у белки.

– Почему они так называются?

– Какие из этих грибов съедобные, а какие нет?

– Назовите эти грибы ласково.

– Теперь назовите их со словом "много".

– Составьте загадку-описание об одном из этих грибов. (Каждый ребенок

составляет загадку: описывает гриб по форме, цвету и размеру его ножки и шляпки с

обязательным указанием на то, съедобный этот гриб или несъедобный. Остальные дети

должны отгадать гриб по описанию.)

3) Физкультминутка.

Утром дети в лес пошли

(Ходьба на месте с высоким подниманием ног)

И в лесу грибы нашли.

(Размеренное приседание.)

Наклонялись, собирали,

(Наклоны вперед)

По дороге растеряли.

(Разведение рук в стороны.)

Мама дальше всех пошла,

(Ходьба на месте.)

Больше всех грибов нашла.

Раз – грибок, два – грибок, три – грибок.

(Наклоны вперед)

Вот и полон кузовок!

(Вытягивание рук вперед.)

– Что такое кузовок? (Это такая корзинка.)

4) "Отгадай загадку".

Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся. (Гриб)

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный.

(Мухомор)

Глубоко был спрятан он.

Раз-два-три – и вышел вон,

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду!

(Боровик)

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички,

Золотистые... (лисички)

Не спорю – не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В березовой роще.

(Подберезовик)

Нет грибов дружнее, чем эти –

Знают взрослые и дети, –

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

Эти дружные ребята

Называются... (опята)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту –

Зовусь я... (подосиновик)

– О чем были загадки?

5) – Скажите со словом "грибной": дождь (грибной дождь), начинка, пирог, место,

суп, запах, ножка, шляпка корни.

– Что такое грибной дождь?

– Какие места называют грибными?

– Как называются корни грибов?

– Кто наносит вред грибам?

6) Работа с рисунками.

– Это одинаковые грибы?

– Как они называются? (Подберезовик и боровик.)

– Чем они отличаются?

– Чем похожи?

Аналогично дети сравнивают остальные грибы.

7) Звуковой анализ.

– Сравните звуки [С] и [Ш]. Чем они отличаются? (При звуке [С] воздух выходит со

свистом, а при [Ш] – с шипением.)

Какой из этих звуков слышится в названии грибов: Шампиньон, сморчок,

волнушка, масленок, свинушка, сыроежка?

– Добавьте звук [С] или [Ш] в конце слов: "камы__", "около__", "пылесо__",

"шала__", "ланды__", "какту__", "малы__", "воло__".

IV. – О чем мы сегодня говорили?

– Что вы узнали о грибах?

– Назовите грибы с коричневыми шляпками, С красными, с оранжевыми или

желтыми.



В раздел образования