Автор: Голоднева Елена Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: пгт Уренгой
Наименование материала: методические материалы
Тема: Подготовка учащихся к устному собеседованию по русскому языку
Раздел: среднее образование
Преодоление затруднений учащихся при подготовке к устному собеседованию по
русскому языку в 9 классе.
Цель введения устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку –
усиление коммуникативной направленности в обучении. В современном обществе
предпочтение отдаётся таким качествам личности, которые помогают быстро
адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополнять знания, определять и решать
проблемы.
Итоговое собеседование будет проходить в виде беседы с преподавателем (а не с
компьютером). После получения результатов апробации, будет приниматься решение о
возможности введения устного экзамена в штатный режим. Устный экзамен будет нацелен
на проверку навыков спонтанной речи – на подготовку участнику будет даваться около
минуты.
Модель итогового собеседования по русскому языку включает следующие типы заданий:
1) чтение текста вслух;
2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
4) диалог с экзаменатором-собеседником.
Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, - это тексты
о выдающихся людях России, таких как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый
хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и доктор
из Красноярска, который в сложных условиях провёл операцию и спас жизнь ребёнку.
На выполнение работы каждому участнику будет отводиться около 15 минут. В процессе
проведения собеседования будет вестись аудиозапись.
Рекомендации по подготовке к устному экзамену по русскому языку в 9 классе
На устном экзамене в 9 классе учащиеся должны прочитать публицистический текст.
Прочитан он должен быть выразительно, правильно. Что же надо понимать под понятием
«выразительно»?
Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в
нужных случаях) чтение текста. Именно такое чтение значительно содействует
пониманию, осмыслению текстового материала. У читающего должен присутствовать
определенный набор навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот набор
включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания,
ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи),
мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические
ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются
общей техникой речи – дикцией, дыханием, орфоэпическим произношением.
Читайте легко. Конечно же, прочитайте текст заранее, потому что вчитывающийся,
медленно разбирающий слова прямо в процессе громких чтений не может считаться
хорошим чтецом. Любая книга требует подготовки. Помните, что нельзя тараторить и
торопиться – говорите медленнее и не бойтесь повторять. Спокойный, уверенный тон всем
пойдет на пользу.
Навык чтения характеризуется следующими основными качествами:
Правильностью;
Беглостью;
Сознательностью;
Выразительностью.
Все качества чтения проявляются при чтении одновременно и взаимно обуславливают
друг друга. Улучшение одного качества непременно ведёт к улучшению другого качества.
Формирование правильности чтения.
Правильность – это безошибочность воспроизведения звуко-слогового состава слов с
соблюдением норм орфоэпии.
Правильность чтения является основой для формирования беглого, осознанного,
выразительного чтения.
Беглость – это чтение в темпе разговорной речи, при котором обеспечивается
сознательное восприятие текста.
В норме учащиеся достигают беглости чтения к концу 5 класса, ~ 150-160 слов в минуту.
Техника определения беглости чтения:
– дается прочитать абзац незнакомого текста, 1-2 предложения дается для вчитывания,
после этого дают ученику дочитать текст до конца абзаца и определяется количество слов
за 1 минуту.
– затем задают 2-3 вопроса по содержанию прочитанного. Вопросы должны быть не
только репродуктивного (воспроизводящего), но причинно-следственного характера.
Перед чтением желательно сделать партитуру текста. С помощью значков обозначить
повышение или понижение тона, паузы, перечислительную и некоторые иные интонации.
Особенно важно отработать интонацию конца предложения, так как для нашей местности
характерно произносить конец повествовательного предложения с повышением тона.
Пересказ прочитанного текста
Прежде всего обращаем внимание ученика на то, что текст состоит из трех частей, то есть
построен как рассуждение: тезис, доказательства, вывод.
Следовательно, запоминаем тезис и заключение-вывод, определяем проблему текста,
формулируем ее в виде вопроса, затем обращаемся к доказательной части текста, которая
отвечает на этот вопрос. В логической последовательности располагаем доказательства.
В варианте 1 проблему формулируем в виде вопроса: «Что помогло М.В. Ломоносову
достичь таких выдающихся результатов?»
Доказательства располагаются по возрастающей:
1.
родился в далекой деревне;
2.
с детства много работал;
3.
вопреки семейной традиции страстно желал учиться;
4.
грамотно писал, считал;
5.
отправился в Москву;
6.
взял самые дорогие книги – учебники.
В заключительной части текста обобщим, сказав, что и в Москве его тоже ждали
трудности, но Ломоносов их преодолел и достиг своей цели. Конкретно отвечаем на
вопрос, который поставили себе после тезиса: «Страстная тяга к учебе помогла
Ломоносову стать выдающимся ученым».
В заключительной части текста обобщим, сказав, что и в Москве его тоже ждали
трудности, но Ломоносов их преодолел и достиг своей цели. Конкретно отвечаем на
вопрос, который поставили себе после тезиса: «Страстная тяга к учебе помогла
Ломоносову стать выдающимся ученым».
Монологическое высказывание.
Третье задание представляет собой монологическое высказывание по предложенной теме.
Можно выбрать один из трех вариантов:
1.
описание фотографии;
2.
повествование на основе жизненного опыта;
3.
рассуждение по заданной проблеме.
Монологическое высказывание.
Третье задание представляет собой монологическое высказывание по предложенной теме.
Можно выбрать один из трех вариантов:
1.
описание фотографии;
2.
повествование на основе жизненного опыта;
3.
рассуждение по заданной проблеме.
Как видим, здесь представлены все три типа речи, поэтому ученик может выбрать то, что
ему интереснее.
Описание фотографии.
Описание фотографии желательно начать с назывных предложений. Назвать время года,
место действия. Это может быть цепочка назывных предложений. Весна. Конец мая.
Деревня или небольшой поселок.
Простые двусоставные предложения конкретизируют статичное описание. На заднем
плане одноэтажный деревянный дом утопает в зелени. Кусты разросшейся сирени
теснятся за низеньким палисадником, скрывают старенький домик.
На переднем плане фотографии море цветущих одуванчиков. Зеленый цвет занимает
большую часть фотографии.
Чтобы описать центральную часть фотографии, мы используем простые осложненные или
сложные предложения. Описав внешние детали, стараемся понять внутреннее состояние
героини.
В центре фотографии мы видим девушку. Она сидит, привалившись к огромному дереву.
Ее взгляд мечтательно устремлен вверх, как будто она видит свое будущее. Юное лицо
контрастирует с бурой потрескавшейся корой старого дерева. Джинсы и розовая майка
подчеркивают молодость героини. Очевидно, девушка готовится к экзамену, о чем
говорит нам стопка книг на коленях, вероятно, учебников. Думаю, она хорошо учится,
любит читать, умеет мечтать.
Во второй части монолога проводим параллель с героиней. Я тоже люблю читать.
Далее полными распространенными предложениями отвечаем на поставленные вопросы.
В центре фотографии мы видим девушку. Она сидит, привалившись к огромному дереву.
Ее взгляд мечтательно устремлен вверх, как будто она видит свое будущее. Юное лицо
контрастирует с бурой потрескавшейся корой старого дерева. Джинсы и розовая майка
подчеркивают молодость героини. Очевидно, девушка готовится к экзамену, о чем
говорит нам стопка книг на коленях, вероятно, учебников. Думаю, она хорошо учится,
любит читать, умеет мечтать.
Во второй части монолога проводим параллель с героиней. Я тоже люблю читать.
Далее полными распространенными предложениями отвечаем на поставленные вопросы.
Большим подспорьем при подготовке учащихся к устному собеседованию могут стать
сочинения по картине, которые предусмотрены в школьной программе. Методика их
проведения уже отработана всеми педагогами.
КРАТКИЙ ИТОГ:
● Для допуска к ОГЭ нужно будет пройти итоговое собеседование.
● В 2018-м году результаты итогового собеседования не повлияют на допуск к ОГЭ. Оно
будет проведено в 19 регионах в режиме апробации.
● Во время ответа ученика будет оценивать преподаватель. После ответа ученик получит
«зачёт» или «незачёт».
● Итоговое собеседование будет длиться около 15 минут.
● Итоговое собеседование будет состоять из 4-х частей: чтение, пересказ, монолог и
диалог.
● У ученика будут проверять навык спонтанной речи, поэтому времени на подготовку
будет немного – всего 1 минута.
Оценка выполнения заданий работы будет осуществляться экспертом непосредственно в
процессе ответа по специально разработанным критериям с учётом соблюдения норм
современного русского литературного языка.
Планируется, что итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих
школах. Оцениваться оно будет по системе «зачёт»/«незачёт».