Автор: Гилязова Флиза Разифовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Бакалинская коррекционная школа -интернат для обучающихся с ОВЗ
Населённый пункт: с.Бакалы ,Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Путешествие по стране Экология"
Раздел: среднее образование
Тема: «Путешествие по стране Экология»
Цель: расширение и углублении е в области экологии, через игру.
Задачи: формировать ценностное отношение к природе родного края;
воспитывать стремление бережного отношения к природе;
развивать познавательную активность детей;
развивать внимание, память, мышление.
Ход занятия.
Орг. момент. Здравствуйте ребята.
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг
другу, пожелайте друг другу хорошего настроения. Теперь посмотрите на
меня, я тоже желаю вам работать дружно, открыть, что то новое для себя.
Будем читать стихотворение с правильным ударением:
Любите родную природу-
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
Ребята, о чем это стихотворение?
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей)
Мы с вами отправляемся в путешествие на поезде по стране Экология.
Давайте узнаем , что такое экология. Слайд 1
Экология – наука о местообитании, проживании. Она изучает
взаимоотношения растений, животных, то есть сохранением жизни на Земле.
Она учит нас бережно относиться к окружающему миру.
Посмотрите на доску. В этих красивых вагончиках мы с вами будем
путешествовать.
- Все ли готовы? Можем ли отправляться в путешествие?(НЕТ) Почему?
(Вагоны есть , но нет тепловоза, который тянет вагоны).
- Какие вы наблюдательные! К какой стороне мы должны прицепить паровоз,
если нумерация идет с первого вагона?
- Где поезд делает остановки? (На станциях) Слайд2
- Прочитайте пот какому маршруту мы будем ехать, на каких станциях будем
останавливаться и о чем говорит нам названия этих станций? ( Природная – о
природе, Солнечная- о солнце, Родниковая – о воде, Сказочная –о сказках,
Бережливая- о бережливости)
- А как поезд подает сигнал? ( Дети показывают, как подает сигнал,
произносят «ту-ту, ту-ту, ту-у-у»)
-Поехали! А чтоб было веселей включим музыку. («Голубой вагон»)
Станция «Природная». Слайд 3
Мы прибыли на станцию «Природная»
- Что такое природа? (Природа- это все то, что нас окружает, но не сделано
руками человека.)
Проведем игру «Природа- не природа». Я называю слова, а вы говорите,
природа это или нет: ромашка, телевизор, трава,
веетер,школа,стол,рыба,самолет,ящерица,море,керпич и т.д..
- Какая бывает природа? (Живая и неживая) Слайд 4.
- Что такое живая природа? (Это то, что не растет, не дышит, не производит
себе подобных.)
Слайд 5
- Посмотрите на плакат «Живая и неживая природа». Назовите картинки
неживой природы. (Солнце, небо, облака, камень, ветер.)
- Назовите картинки живой природы. (Птица, сосна, бабочка, цветок, собака,
голубь.)
Хорошо справились с заданием на этой станции, едем дальше.
Пока едем отгадайте загадку.
Золотое яблочко по небу катается,
С утра улыбается, а улыбка- лучи
Очень горячи.(солнце )
Станция «Солнечная». Слайд 6
Поезд подходит к станции. Читаем ее название. (Солнечная.)
- Ребята, давайте определим, а что такое солнце? (Солнце- это ближайшая к
Земле звезда.)
- А как вы думаете, солнце больше или меньше Земли по размеру? (Солнце во
много раз больше Земли.) Слайд7
- Какую форму имеет солнце? (Форму шара)
- Сможем ли мы жить без солнца?
- Почему? (БЕЗ солнца мы жить не сможем, потому что оно дает нам свет и т
епло.)
- а Если представить, что ту солнышка есть лицо, то какое оно будет?
Выберите из двух рисунков тот, который подходит солнышку. Слайд 8.
Станция «Родниковая». Слайд 9 + музыка
Ребята, закройте глаза и сидите тихо. Слушайте музыку. Подумайте, на какую
станцию мы с вами приехали. (Родниковая)
- Посмотрите на модель Земли – глобус. Какого цвета на нем больше?
(Голубого.) Голубым цветом на глобусе изображена вода.
Много у нас воды? (Много.) Раз воды много, можно ее не беречь? (Нет, воду
надо беречь всегда.)
- Да, воды- то много. Но не всю воду могут употреблять человек, животные,
растения для своей жизни. Для живых существ
Пригодно только пресная вода, а остальная вода в океанах, морях соленая.
Пресной же воды очень мало, всего 3 процента от общего водного
пространства. Слайд 10.
Посмотрите на схему. Видите, какая это маленькая часть. Ею нужно
дорожить, пресную воду необходимо экономно расходовать.
Вода –очень интересное вещество. Она одна- единственная бывает в трех
состояниях: твердым, жидким, газообразным.
- Пары воды- это ее газообразное состояние. При какой температуре вода
кипит превращается в пар ?
- При какой температуре вода начинает замерзать?(при 0 градусе)
- При какой температуре лед начинает таять? (При +1 градусе.)
А сейчас ребята поиграем в игру «Вода- не вода».( физкультмнутка)
Задание: игра на внимательность.
Называется слово, если названое слово обозначает то, что содержит воду –
учащиеся должны встать, если предмет или явление имеет косвенное
отношение к воде (кораблик, рыба)- учащиеся поднимают руки, если
называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой (ветер,
камень)- учащиеся хлопают в ладоши:
Цветы, ветер, лужа, облако, камень, водопад, рыба, река, мост, книга, ручей,
окно, мел,и чай, таз.
А ведь как приятно в жаркий день утолить жажду глотком холодной
родниковой воды! Помните: воду надо беречь!
Станция «Сказочная».
Послушайте сказку «Кто важнее и нужнее?»
Встретились как-то в чистом поле три товарища: Солнце, Воздух и Вода.
Заспорили, кто
Из них важнее и нужнее. Ясно Солнышко сказало:
- Я самое главное и нужное людям. Я им свет даю и теплом согреваю.
Свежий Воздух возразил:
- Нет, я самый главный. Если меня не будет, то люди и животные задохнутся.
Холодная Вода заклокотала:
- Позвольте не согласиться, я самая главная, потому что без меня человек и
животные погибнут от жажды, а растения засохнут от жары.
Долго они спорили, чуть не подрались. Но тут прилетел Быстрый Ветер и
померил их:
- Зря вы спорт завели. Жить вам придется всем вместе и дружно, потому что
людям, животным и растениям одинаково нужны и свет, и тепло, и воздух, и
вода, так как все взаимосвязано.
С тех пор так и живут в мире и дружбе Солнце, Воздух и Вода.
- К то главные герои сказки?
- Кто завел спор?
- О чем они заспорили?
- Кто разрешил их спор?
- Что он им сказал?
- Почему же они все главные?
Станция «Бережливая».
- Последняя станция «Бережливая». О чем она нам напоминает? (Мы должны
беречь и охранять природу.)
- Все ли в порядке на нашей Земле? Ктот виноват в этих нарушениях? К
сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю. И разных
нарушений очень много. Посмотрите на картинки. Как человек губит
природу. Слайд 11.
Экологи придумали прекрасный праздник – День Земли. Люди всех стран
отмечают его каждый год 22 апреля. В этот день люди вспоминают, что они
живут в одном, общем для всех доме. И каждый думает: «Как я прожил этот
год? Сделал ли я что-то хорошее для Земли? Не сделал ли я чего- нибудь
плохого?» Еще ребята 2017 год объявлен годом экологии.
Задание «Оцените поступок человека»
Я читаю вам описание поступка человека в природе и вы должны оценить
этот поступок, подняв соответствующей сигнальный кружок: красный –
действие запрещено, наносится вред окружающей среде; зеленый
1 –
действие разрешено.
1.
В лесу мы нашли муравейник и решили узнать, как он устроен,
разворошив его прутиком.
2.
Мы нашли гнездо птицы, но не стали его трогать.
3.
Каждую зиму3 учащиеся делают кормушки для птиц.
4.
Туристы оставили в лесу непотушенный костер.
5.
Каждую весну на пришкольном участке высаживается большое
количество цветов.
6.
Когда мы отдыхали на пруду, тот весь мусор забрали с собой в пакете и
выбросили в мусорный ящик.
Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием.
Скоро весна, летние каникулы. Ребята, вы , конечно любите природу. Но
этого мало. В народе говорят, что каждый1 человек должен посадить одно
дерево, иначе жизнь прошла бесследно.
Я предлагаю вам посадить одно дерево. Дерево это не простое: на нем
волшебные листочки обещания, которые являются правилами поведения
в лесу. Мы обещаем:
1.
Не ломать деревья и кустарники.
2.
Не рвать цветы охапками.
3.
Не разорять гнезда.
4.
Не рвать грибы, а аккуратно срезать их, оставляя грибницу.
5.
Не трогать птенцов.
6.
Не брать детенышей животных домой.
7.
Не разжигать костры.
8.
Не оставлять мусор.
(Дети прикрепляют листочки- обещания к дереву на магнитную доску.)
Человек сам решает, каким ему быть: черствым или чутким, жестоким или
добрым, ленивым или трудолюбивым. В конце концов, мы сами выбираем
свой жизненный путь, свою жизненную позицию. Мир стоит перед реальной
угрозой экологической катастрофы. Судьба Земли в наших руках. Звери,
птицы, растения, деревья делают жизнь человека радостной и счастливой. А
за их доброту мы тоже должны платить добром. Человек- самый надежный,
сильный защитник природы.
Итог занятия.
1.
Рефлексия.
- О чем сегодня говорили?
- Что ты запомнил?
- Какие правила поведения в лесу ты запомнил?
- Тебе понравилось занятие?
Тебе было интересно?
2.
Оценивание.
Вы сегодня старались, хорошо говорили. Молодцы ребята.