Авторы: Майзельс Джемма Владимировна, Сергейчук Инна Николаевна
Должность: учитель-логопед, учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ центр развития ребенка-детский сад №67
Населённый пункт: Приморский край, г.Уссурийск
Наименование материала: Презентация
Тема: "Развитие связной речи дошкольников:комплексный подход"
Раздел: дошкольное образование
Семинар
Семинар
«Развитие связной
«Развитие связной
речи дошкольников:
речи дошкольников:
комплексный подход»
комплексный подход»
Подготовил
Подготовил
и
и
учитель – логопед
учитель – логопед
Майзельс Джемма Владимировна
Майзельс Джемма Владимировна
Сергейчук
Сергейчук
Инна
Инна
Николаевна.
Николаевна.
Связная речь
Связная речь
–
–
высшая форма
высшая форма
мыслительной деятельности.
мыслительной деятельности.
«Развитие связной речи
«Развитие связной речи
определяет уровень речевого
определяет уровень речевого
и умственного развития
и умственного развития
ребёнка»
ребёнка»
(Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев)
Овладение связной
Овладение связной
устной речью –
устной речью –
важнейшее условие
важнейшее условие
успешной
успешной
подготовки к
подготовки к
обучению в школе
обучению в школе
Формы связного высказывания
диалог
монолог
повествование
описание
рассуждение
Задачи
Задачи
обучения детей
обучения детей
связной речи
связной речи
Младший возраст
Младший возраст
1 - Развивать диалогическую форму речи.
2 - Вовлекать детей в разговор во время рассматривания
предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми
объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.
3 - Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и
понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить
в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
4 - Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо»,
«здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье,
группе).
5 - Помогать доброжелательно общаться друг с другом.
6 - Формировать потребность делиться своими впечатлениями с
воспитателями и родителями.
Средняя группа
Средняя группа
1 - Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать
в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и
задавать их.
2 - Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину;
упражнять в составлении рассказов по картине, созданной
ребенком с использованием раздаточного дидактического
материала.
3 - Упражнять детей в умении пересказывать наиболее
выразительные
и динамичные отрывки из сказок.
Старшая группа
Старшая группа
1 - Развивать умение поддерживать беседу.
2 - Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять
попытки высказывать свою точку зрения, согласие или
несогласие с ответом товарища.
3 - Развивать монологическую форму речи.
4 - Учить связно, последовательно и выразительно
пересказывать небольшие сказки, рассказы.
5 - Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете,
содержании сюжетной картины, составлять рассказ по
картинкам с последовательно развивающимся действием.
6 - Развивать умение составлять рассказы о событиях из
личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
7 - Формировать умение составлять небольшие рассказы
творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Подготовительная к
Подготовительная к
школе группа
школе группа
1 - Продолжать совершенствовать диалогическую и
монологическую формы речи.
2 - Формировать умение вести диалог между воспитателем и
ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и
корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого
общения.
3 - Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать
литературные тексты, драматизировать их.
4 - Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о
содержании картины, по набору картинок с последовательно
развивающимся
действием.
5 - Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
6 - Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
7 - Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки
на заданную тему
1 - пересказ
2 - рассказ по сюжетной картинке или по картине
известного художника
3 - рассказ по серии сюжетных картинок
4 - описательный рассказ
5 - драматизация
6 - творческий рассказ
Виды занятий по развитию речи
Виды занятий по развитию речи
Примерная структура занятия
Примерная структура занятия
Этап занятия
Время занятия для групп (мин)
2 мл.
средняя
Старш.
Подготов.
Организационный момент
1
1
2
2
Арт. гимнастика и (или) голосовые
упражнения. Формирование ЗКР
3
3
4
4
Сообщение темы занятия:
рассматривание картинки или
игрушки. Беседа
4
5
5
6
Физминутка
3
3
4
4
Составление предложений с
соответствующей словарной
работой
-
3
4
5-6
Составление рассказа
самостоятельно
4
5
6
8
Итого
15
20
25
30
рассказать о приёмах
для привлечения
внимания детей и
поддержания интереса
к сообщению, рассказу,
теме занятия
символ
Последовательность
работы со словом
пример
Назвать слово
шуба
Однокоренные слова
Шубка, шубейка,
Антонимы
майка
Синонимы
Пальто, дубленка
Ассоциации
Зима,, медведь. мороз
Последовательное
рассматривание
=
Последовательное
рассказывание
Золотое правило
Золотое правило
моделирования:
моделирования:
Мнемотаблица
Мнемотаблица - это схема, в которую
заложена определенная информация.
Суть мнемосхем
Суть мнемосхем
заключается в следующем: на
каждое слово или маленькое словосочетание
придумывается картинка (изображение); таким
образом, весь текст зарисовывается
схематично. Глядя на эти схемы – рисунки
ребёнок легко воспроизводит текстовую
информацию.
В руки овощи берем,
Овощи на стол кладем.
Лук, морковка, кабачок,
Помидор, горох, лучок
Дидактические игры:
« Угадай игрушку»
Цель: формировать умение находить предмет,
ориентируясь на его основные признаки.
« Кто интереснее придумает»
Цель: учить детей составлять предложения по
заданному глаголу.
« Что напутал Незнайка?»
Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.
« Какая, какой, какое?»
Цель: подбирать определения к предмету, явлению.
« Играем со сказкой»
Цель: развивать творческие способности (умение
придумывать несколько вариантов окончания
сказки, использовать разнообразные языковые
средства)
Театрализованные игры
Используя в работе театрализованные игры, мы решаем
следующие задачи:
- развиваем творческие способности детей;
- способствуем развитию высших психических функций,
а именно памяти, внимания, воображения;
- развиваем речь, а именно просодическую сторону;
- развиваем психофизические возможности (мимики,
пластики);
- развиваем мелкую моторику (изготовление атрибутов).
“Перевирание” сказки
“Салат” из сказок
«Игры с прищепками»
Используя в непосредственно образовательной
деятельности игры с прищепками, мы решаем
следующие задачи:
- Развитие творческих способностей, воображения;
-
Развитие коммуникативной функции речи, умение
составлять рассказ;
-
- Развитие сенсорных навыков; пространственных
представлений;
- Развитие мелкой моторики рук.
Упражнения с прищепками «Развеселим солнышко»
Метод LEGO конструирования
Приёмы песочной терапии
Приёмы песочной терапии
помогают традиционной
помогают традиционной
методике по развитию связной
методике по развитию связной
речи стать более интересной,
речи стать более интересной,
увлекательной, более
увлекательной, более
продуктивной.
продуктивной.
Синквей – нерифмованное стихотворение из 5
строк, составленное по определенным
правилам:
1 строка - тема - называется одним словом,
2 строка - это описание темы - в двух словах,
3 строка – это действия - в трёх словах,
4 строка – это предложение из четырёх слов,
5 строка - это одно слово, которое выражает
настроение.
Пример синквейна
1. Ежик
1. Ежик
2. Cерый, колючий
2. Cерый, колючий
3. Фыркает, спит, сворачивается.
3. Фыркает, спит, сворачивается.
4. Мне нравится маленький ежик.
4. Мне нравится маленький ежик.
5. Лес.
5. Лес.
Составить синквейн по
Составить синквейн по
теме « Зима»
теме « Зима»
1 - зима
2 – холодная снежная
3 – морозит метет завывает
4 – зимой катаемся на санках
5 - красиво
Составьте
Составьте
синквейн о нашем
синквейн о нашем
семинаре
семинаре