Напоминание

Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста через театральную деятельность


Автор: Яруллина Лейсан Фирдинатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №134 Кировского района
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста через театральную деятельность
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОБОСНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«

Театральная деятельность – наиболее

доступная ребенку деятельность

и интересный для него способ переработки

и выражения впечатлений, знаний, эмоций»

( А.В. Запорожец.)

С

самых

ранних

лет

ребенок

стремится

к

творчеству.

Развитие

творческих

способностей у детей в дошкольном учреждении – это кропотливый, систематический

процесс.

Поэтому

так

важно

создать

в

детском

коллективе

атмосферу

свободного

выражения

чувств

и

мыслей,

разбудить

творческую

фантазию

детей,

попытаться

максимально реализовать их способности.

Для

реализации

поставленных

задач

педагогам

дошкольных

учреждений

необходимо

обогащать

предметно-пространственную

развивающую

среду

группы:

активно

взаимодействовать

с

родителями

воспитанников,

с

педагогами

и

узкими

специалистами ДОУ.

Так

как

детском

саду

ребенок

находится

в

состоянии

постоянных

открытий,

маленькие первооткрыватели – в постоянном поиске неизведанного. Ими движет интерес

и бесконечное любопытство. Задача воспитателя направить интерес ребенка в нужное

русло, открыть перед ним мир творчества.

Театрализованная

деятельность,

благодаря

своему

огромному

эмоциональному

воздействию на детскую душу, способна взять на себя задачу развития кругозора ребенка,

творческих способностей.

Попадая в мир театра и становясь его непосредственным участником, ребенок

начинает активно развивать свою память.

В своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание развитию

творческих способностей через театрализованную деятельность. В детстве ребёнок ищет

возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее

полно раскрыться как личность. Для ребёнка творить - это не обязательно создавать

новое, это скорее – выражать себя. Любое творчество для него - больше процесс, чем

результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению,

начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как

наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости

-все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Работу по развитию творческих способностей средствами театрализованной

деятельности я проводила в трех направлениях: работа

с

детьми

(организационная

образовательная деятельность, самостоятельная деятельность, совместная деятельность

со взрослым: игры, игровые упражнения, беседы, праздники и развлечения, игры –

драматизации, спектакли). Данная работа проводилась как часть занятия по развитию

речи, по ознакомлению с социальным миром, с художественной литературой. Работа с

родителями

(родительские

собрания,

консультации, анкетирование, беседы,

совместные досуги, пошив костюмов, изготовление декораций, «Дни открытых дверей»).

Работа

с

воспитателями

(семинары – практикумы,

открытые

занятия, беседы,

консультации).

Чтобы

выявить

отношение

родителей

к

театру,

к

театральной

деятельности

в

детском саду и готовы ли они поддерживать интерес детей к театральной деятельности, я

провела анкетирование родителей на тему: «Нужно ли детям играть в театр?»

В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью.

З.М.Богуславская и Е.О.Смирнова считают, что малыши, действуя в соответствии с ролью,

полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими

задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышат или дружных

гусей,

дети

учатся

незаметно

для

себя.

Игры

с

ролью

активизируют

и

развивают

воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре.

Мои

воспитанники

в

младшей

группе

с

удовольствием

перевоплощаются

в

зайчиков, мишек; легко справлялись с ролью собачек, котят, козлят и других знакомых

животных, но развить и обыграть сюжет они не могли. Они лишь подражали животным,

копируя их внешние признаки, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей

в

младшей

группе

я

старалась научить некоторым способам игровых действий по

образцу. С этой целью я провожу игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата»,

«Зайчиха и

зайчата»;

организовываю

игры

по

литературным

произведениям:

«Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В.Жуковского, А.Блока «Зайчик» и др .

Чтобы сформировать интерес к играм –драматизациям, я стараюсь как можно

больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения. Дети

младшего возраста охотно и эмоционально реагируют на потешки, песенки.

Показывая сказки детям, я использую различные виды театров: пальчиковый,

настольный, театр картинок, на фланелеграфе, баночный театр, конусный, театр игрушек,

би –ба –бо. Данная работа дала свои результаты. Дети стали отражать свои впечатления

в

самостоятельном художественном творчестве, рисовании, лепке. У детей появилось

желание самим активно действовать с игрушками , сопровождая действия словами из

знакомых

сказок,

пытаясь

передать нужную

интонацию,

использовать

знакомые

потешки и стихи. Дети с большим интересом стали слушать сказки, имитировать

движения

зверей,

произносить

звукоподражания,

наряжаться

в

юбочки,

фартучки,

косыночки, шапочки, шляпки из театрального уголка, использовать эти наряды в

самостоятельной

деятельности

в

игровом

уголке,

в

сюжетно

–ролевых

играх,

при

драматизации эпизодов из любимых сказок.

Меня очень порадовали успехи моих воспитанников, и чтобы закрепить эти успехи

и продолжить мою работу в данном направлении, я решила продолжить ее в средней

группе.

Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный

опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем

богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в разных видах деятельности.

Поэтому

так

важно

с

самого

раннего

детства

приобщать

ребенка

к

музыке,

театру,

литературе, живописи. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших

результатов можно достигнуть.

Подводя

итоги

проделанной

работы,

можно

сказать,

что

вопрос

о

развитии

творческих способностей через театрализованную деятельность является актуальным, и я

рекомендую

его

использовать

коллегам,

уделяющим

большое

внимание

творческому

развитию дошкольников.

Список литературы:

1.

Копосова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального

искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2013.

2.

Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в воспитательно-образовательной

работе детского сада» - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

3.

Кофман Н.С. Приобщение дошкольников к театрально-игровой деятельности.

Художественное

творчество

в

детском

саду:

Пособие

для

воспитателей

и

музыкальных руководителей / под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение,

2013.

4.

Курто, Р. М. Пальчиковые куклы : сделай куколок своими руками и устрой

театр / Роза М. Курто. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015.

5.

Маханёва Майя. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду.

Издательство: Сфера Серия: Вместе с детьми Год: 2012.

6.

Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду» - М. : ТЦ «Сфера»,

2013.

7.

Мерзлякова,

С.

И.

Театрализованные

игры

:

методическое

пособие:

[методическое

издание

для

работников

дошкольных

образовательных

учреждений] / Светлана Мерзлякова. – Москва : Обруч, 2014.



В раздел образования