Автор: Яруллина Лейсан Фирдинатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №134 Кировского района
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста через театральную деятельность
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОБОСНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«
Театральная деятельность – наиболее
доступная ребенку деятельность
и интересный для него способ переработки
и выражения впечатлений, знаний, эмоций»
( А.В. Запорожец.)
С
самых
ранних
лет
ребенок
стремится
к
творчеству.
Развитие
творческих
способностей у детей в дошкольном учреждении – это кропотливый, систематический
процесс.
Поэтому
так
важно
создать
в
детском
коллективе
атмосферу
свободного
выражения
чувств
и
мыслей,
разбудить
творческую
фантазию
детей,
попытаться
максимально реализовать их способности.
Для
реализации
поставленных
задач
педагогам
дошкольных
учреждений
необходимо
обогащать
предметно-пространственную
развивающую
среду
группы:
активно
взаимодействовать
с
родителями
воспитанников,
с
педагогами
и
узкими
специалистами ДОУ.
Так
как
детском
саду
ребенок
находится
в
состоянии
постоянных
открытий,
маленькие первооткрыватели – в постоянном поиске неизведанного. Ими движет интерес
и бесконечное любопытство. Задача воспитателя направить интерес ребенка в нужное
русло, открыть перед ним мир творчества.
Театрализованная
деятельность,
благодаря
своему
огромному
эмоциональному
воздействию на детскую душу, способна взять на себя задачу развития кругозора ребенка,
творческих способностей.
Попадая в мир театра и становясь его непосредственным участником, ребенок
начинает активно развивать свою память.
В своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание развитию
творческих способностей через театрализованную деятельность. В детстве ребёнок ищет
возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее
полно раскрыться как личность. Для ребёнка творить - это не обязательно создавать
новое, это скорее – выражать себя. Любое творчество для него - больше процесс, чем
результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению,
начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как
наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости
-все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Работу по развитию творческих способностей средствами театрализованной
деятельности я проводила в трех направлениях: работа
с
детьми
(организационная
образовательная деятельность, самостоятельная деятельность, совместная деятельность
со взрослым: игры, игровые упражнения, беседы, праздники и развлечения, игры –
драматизации, спектакли). Данная работа проводилась как часть занятия по развитию
речи, по ознакомлению с социальным миром, с художественной литературой. Работа с
родителями
(родительские
собрания,
консультации, анкетирование, беседы,
совместные досуги, пошив костюмов, изготовление декораций, «Дни открытых дверей»).
Работа
с
воспитателями
(семинары – практикумы,
открытые
занятия, беседы,
консультации).
Чтобы
выявить
отношение
родителей
к
театру,
к
театральной
деятельности
в
детском саду и готовы ли они поддерживать интерес детей к театральной деятельности, я
провела анкетирование родителей на тему: «Нужно ли детям играть в театр?»
В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью.
З.М.Богуславская и Е.О.Смирнова считают, что малыши, действуя в соответствии с ролью,
полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими
задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышат или дружных
гусей,
дети
учатся
незаметно
для
себя.
Игры
с
ролью
активизируют
и
развивают
воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре.
Мои
воспитанники
в
младшей
группе
с
удовольствием
перевоплощаются
в
зайчиков, мишек; легко справлялись с ролью собачек, котят, козлят и других знакомых
животных, но развить и обыграть сюжет они не могли. Они лишь подражали животным,
копируя их внешние признаки, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей
в
младшей
группе
я
старалась научить некоторым способам игровых действий по
образцу. С этой целью я провожу игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата»,
«Зайчиха и
зайчата»;
организовываю
игры
по
литературным
произведениям:
«Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В.Жуковского, А.Блока «Зайчик» и др .
Чтобы сформировать интерес к играм –драматизациям, я стараюсь как можно
больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения. Дети
младшего возраста охотно и эмоционально реагируют на потешки, песенки.
Показывая сказки детям, я использую различные виды театров: пальчиковый,
настольный, театр картинок, на фланелеграфе, баночный театр, конусный, театр игрушек,
би –ба –бо. Данная работа дала свои результаты. Дети стали отражать свои впечатления
в
самостоятельном художественном творчестве, рисовании, лепке. У детей появилось
желание самим активно действовать с игрушками , сопровождая действия словами из
знакомых
сказок,
пытаясь
передать нужную
интонацию,
использовать
знакомые
потешки и стихи. Дети с большим интересом стали слушать сказки, имитировать
движения
зверей,
произносить
звукоподражания,
наряжаться
в
юбочки,
фартучки,
косыночки, шапочки, шляпки из театрального уголка, использовать эти наряды в
самостоятельной
деятельности
в
игровом
уголке,
в
сюжетно
–ролевых
играх,
при
драматизации эпизодов из любимых сказок.
Меня очень порадовали успехи моих воспитанников, и чтобы закрепить эти успехи
и продолжить мою работу в данном направлении, я решила продолжить ее в средней
группе.
Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный
опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем
богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в разных видах деятельности.
Поэтому
так
важно
с
самого
раннего
детства
приобщать
ребенка
к
музыке,
театру,
литературе, живописи. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших
результатов можно достигнуть.
Подводя
итоги
проделанной
работы,
можно
сказать,
что
вопрос
о
развитии
творческих способностей через театрализованную деятельность является актуальным, и я
рекомендую
его
использовать
коллегам,
уделяющим
большое
внимание
творческому
развитию дошкольников.
Список литературы:
1.
Копосова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального
искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2013.
2.
Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в воспитательно-образовательной
работе детского сада» - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
3.
Кофман Н.С. Приобщение дошкольников к театрально-игровой деятельности.
Художественное
творчество
в
детском
саду:
Пособие
для
воспитателей
и
музыкальных руководителей / под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение,
2013.
4.
Курто, Р. М. Пальчиковые куклы : сделай куколок своими руками и устрой
театр / Роза М. Курто. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015.
5.
Маханёва Майя. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду.
Издательство: Сфера Серия: Вместе с детьми Год: 2012.
6.
Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду» - М. : ТЦ «Сфера»,
2013.
7.
Мерзлякова,
С.
И.
Театрализованные
игры
:
методическое
пособие:
[методическое
издание
для
работников
дошкольных
образовательных
учреждений] / Светлана Мерзлякова. – Москва : Обруч, 2014.