Автор: Суслова Светлана Валерьевна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Владимирская область,Вязниковский район,п.Мстера
Наименование материала: статья
Тема: " Современный урок немецкого языка"
Раздел: среднее образование
Современный урок иностранного языка.
Современный урок иностранного языка, в моем понимании, - это живой
разговор преподавателя и учеников и учащихся друг с другом. Современный урок - это
единство
обучения
и
воспитания
учащихся,
прочное
овладение
ими
основами
иностранного языка, Умение применять его на практике.
Обучая детей иностранному языку, я стараюсь не забывать, что первой моей
задачей является создание на уроке благоприятной обстановки, доброжелательной
атмосферы и понимания. Вторая моя задача - вызвать и сохранить интерес к изучению
иностранного языка, так как нагрузка в средней школе резко увеличивается.
Готовясь к урокам, необходимо сделать его красочным, увлекательным и
плодотворным.
Уходя с урока, ребенок четко должен знать, чему он сегодня научился, быть уверенным
в
своих
силах,
в
своих
способностях,
использовать
все
полученные
знания
на
практике: вести диалог на пройденную тему, либо высказаться по заданной теме,
написать письмо друзьям из Германии, поздравить их с праздником, выразить своё
мнение
по
поводу
прочитанного
или
услышанного,
получить
и
понять
любую
информацию.
Реализация этих задач позволяет достичь главной цели - формирование
коммуникативной компетенции учащихся. Основным критерием современного урока -
это
вовлечение
всех
учащихся
в
активную
работу
на
уроке
и
внеклассные
мероприятия.
Большое место на начальном этапе обучения занимают игры или игровые
моменты как для совершенствования лексических, так и грамматических навыков.
Использование
игр
способствует
обучению
реагировать
не
формально,
а
носит
коммуникативный характер. Для детей игра - это прежде всего увлекательное занятие.
В игре все равны, она посильна даже слабым по языковой подготовке ученикам.
Более
того,
слабый
ученик
в
игре
может
стать
первым,
находчивость
и
сообразительность здесь оказываются порой более важным, чем знание предмета.
Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущение посильности задания - все это
дает возможность детям преодолеть стеснительность, мешающую употреблять в речи
иностранные слова, благотворно сказывается на результатах обучения.
Непроизвольно усваивается языковой материал , а вместе с этим возникает чувство
удовлетворенности.
Прежде всего - это языковые игры, например:
«Угадай - ка !», «Лото», «Волшебный треугольник», «Цепочка», «Bingo», «
Befehl »,
так
называемые
« Brettspiele
»,
ассоциативные
игры
с
карточками,
предметами, моделями ;
это
вербальные
игры
(
игры
со
словами,
скороговорками,
сочинение
рифмовок, считалок.
Особое место в развитии навыков речи занимают ролевые игры, например: «В
магазине », «В вестибюле школы», «На улице», «В библиотеке», «На вокзале», «На
вечере знакомств» и другие.
Большую
роль
играет
при
этом
использование
наглядного
материала
или
видеоматериала.
Особое внимание уделяется сейчас на уроках иностранного языка интерактивным
заданиям. Они используются с целью моделирования аутентичного речевого поведения
в
ситуациях
межкультурного
общения.
Задания
данного
типа
носят
свободный
характер
и
способствуют
формированию
коммуникативной
гибкости
речевого
поведения.
Популярны
всякого
рода
интервью
в
рамках
класса,
группы,
с
обязательным
подведением итогов опроса.
Оптимизации
учебного
процесса
служат
так
называемые
дискуссионные
уроки,
например «Круглый стол», «Телемост».
Большое значение в преподавании иностранного языка на современном этапе имеет
проектная
работа.
Тут
реализуется
творческий
подход
в
обучении,
в
воспитании
самостоятельности учащихся.
Выбор темы по интересам, самостоятельная исследовательская работа, выступление с
результатами
работы
-
всё
это
дает
возможность
самореализации
школьников.
Ненавязчивая
помощь
преподавателя
при
этом
необходима
для
коррекции
и
координирования
работы
по
выбранной
теме.
Выпуск
стенгазеты,
изготовление
коллажа как завершающий этап работы над проектом это новая организация учебного
труда, где все работают над общей проблемой и каждый вносит частичку своего труда
в
эту
работу.
В
процессе
этой
работы
формируется
учебное
сотрудничество,
повышаются возможности межличностного общения в ходе совместной деятельности,
усиливается не только индивидуальная, но и коллективная ответственность учащихся
за выполнение проекта, так как каждый отвечает за общие результаты деятельности.
Именно в такой работе ученик стоит в центре учебного процесса, он - активный
субъект деятельности.
Например, работа над проектом «Zeitung über uns», тема «Freizeit... Was gibt еs da
alles?» (6 класс) включает следующие этапы, при выполнении которых учащиеся: -
представляют себя и записывают в газету свои имена и даты рождения;
- рисуют друг друга и дают описание внешности своих одноклассников ;
- отвечают на вопросы «Was macht dir Spaß in der Schule ?» называют при этом
любимые предметы и результаты интервью записывают в газету.
- выбирают из предложенных на карточках тем наиболее близкую им и составляют
рассказы по темам: « Meine Schule », «Meine Masse », «Mein Lieblingsfach », «Meine
Freunde», « Mein Lieblingsgtier », « Mein Hobby ».
Выпуск газеты завершает обобщенное монологическое высказывание учащихся о себе,
своих увлечениях, описание внешности друзей.
Работа над проектом «Unsere Sommerferien », тема «Ferien, ade!» (8 класс) включает в
себя следующую деятельность учащихся:
Беседу по теме «Welche Reisemoglichkeiten gibt es?»
Обсуждение вопроса «Was ist wichtig bei den Reisen?»(das Wetter warmes Wasser, schone
Kleidung u st*/).
Беседу о том, где учащиеся предпочитают проводить каникулы и почему;
Проведение интервью и вывод о том, где одноклассники и учителя любят отдыхать
особенно, и отражение результатов опроса в стенгазете.
обсуждение
планов
на
будущее
лето,
заполнение
таблицы
в
газете
и
комментирование, высказывание о своих впечатлениях о лете.
написание красочных сочинений на тему « Meine Sommerferien ».
В
старших
классах
дети
охотно
работают
над
проектами:
«Нет
наркотикам»,
«Выдающиеся личности Германии », «Толерантность - как принцип современной
жизни».
Итогом
работы
над
этими
проектами
обычно
являются
конференции,
«
Круглые столы », литературно - музыкальные композиции и вечера.
Ещё одной из интересных форм оптимизации учебного процесса является творческое
письмо.
Творческое
письмо
позволяет
учащимся
с
интересом
усваивать
лексико
-
грамматический материал. Музыкальные средства дают возможность придать уроку
особую атмосферу.
Хорошо использовать музыку для ассоциативного письма.
Сочинение
стихов
на
заданную
тему
с
опорами
и
без
них,
составление
загадок,
скороговорок вызывают большой интерес учащихся.
Ну
и
наконец
новейшей
особенностью
современного
урока
иностранного
языка
является
применение
информационных
технологий.
Новые
мультимидийные
технологии дают высокий эффект обучения иностранному языку.
Использование обучающих и познавательных программ - это самый естественный и
приятный, а главное новейший путь обучения. Разнообразные мультимидийные игры
способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой иностранного
языка, учат понимать речь на слух и правильно писать.
Однако, только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в распоряжении
учителя методических приемов и технических средств может дать желаемый результат
в обучении учащихся иностранному языку.