Автор: Агеева Лариса Викторовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ села Дуван
Населённый пункт: село Дуван
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок - игра "Птицы - наши друзья"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Дуван
муниципального района Дуванский район РБ
Витамины
урок биологии в 8 классе
(программа В. В. Пасечника/
учебник Д. В. Колесов «Биология.
Человек.»)
составила: Агеева Лариса
Викторовна
Дуван – 2014
Урок « Витамины – основа жизни ».
Задачи:
1.
Сформировать понятие о витаминах, как о биологически активных
веществах, рассмотреть принципы рационального питания.
2.
Продолжить развитие познавательного интереса к предмету,
логического мышления, умения анализировать, делать выводы.
3.
Сформировать внутреннюю необходимость вести здоровый образ
жизни.
Оборудование: таблица « Витамины », рисунки « витамины », карточки,
компьютер, диски «живая природа», «Кирилла и Мефодия»,
надписи терминов.
Сообщения учеников с использованием презентации «Витамины – основа
жизни»
План урока.
1.
Повторение пройденного.
Работа по карточкам.
Дид. Игра « горячий стул ».
Задачи:
2.
Изучение нового материала.
1.
История открытия витаминов. ( Приложение 1.)
2.
Создание проблемной ситуации.
3.
Задачи урока.
4.
Определение, классификация витаминов.
5.
Сообщения учащихся о витаминах. (Приложение 2.
Презентация.)
6.
Дефицит витаминов.
7.
Авитаминозы. Гиповитаминозы.
8.
Анализ опроса.
9.
Сообщение « Польза и вред поливитаминов. »
10.Сообщение « Гипервитаминозы.»
11.Факторы, определяющие потребность человека в витаминах.
12.Правила приготовления пищи, богатой витаминами.
3.
Закрепление изученного. (Приложение 3.
Тренажёр « Источники витаминов »)
4.
Выводы.
5.
Задание на дом.
Конспект урока.
На прошлом уроке мы с вами изучили тему « Обмен веществ. » Для
того, чтобы выяснить, как вы поняли материал, выполним задания.
Карточки.
Обмен веществ.
Карточка 1.
1.
Что происходит в организме с пищевыми белками?
2.
Решите тест.
1.Укажите орган в клетках которого накапливается
гликоген.
А.печень.
Б.головной мозг.
В.почка.
Г.поджелудочная железа.
2.Назовите вещества, которые в кишечнике всасываются
в лимфу.
А.аминокислоты.
Б.жирные кислоты.
В.глюкоза.
3.Какой из перечисленных отделов не относится к
пищеварительной системе?
А.глотка.
Б.гортань.
В.печень.
Обмен веществ.
Карточка 2.
1.
Что происходит в организме с пищевыми углеводами?
2.
Выберите правильные утверждения:
А.Печень-самая крупная пищеварительная железа.
Б.Содержимое кишечника относится к внутренней среде
организма.
В.Расщепление углеводов начинается в ротовой полости.
Г.Углеводы обеспечивают организм энергией.
Д.Белки не выполняют энергетическую функцию.
Е.Обмен веществ-основное свойство организма.
1.
Игра « горячий стул ».
Учащийся выходит к доске и садится на стул лицом к классу. Учитель
помещает карточку с термином на доску. Ученики дают определения не
называя термина. Сидящий на стуле должен назвать термин.
2.
Задачи:
*Анализ крови показал, что у животных после кормления в вене,
входящей в печень, содержится 0,3% глюкозы, а в вене выходящей из
печени – 0,12% глюкозы. Сделайте соответствующие выводы из
приведённых фактов.
*При откорме свиней использовали корм, богатый углеводами. Однако,
несмотря на отсутствие жиров, у животных образовался толстый слой
жира. почему?
*Ткани, пересаженные от одного организма к другому, часто отторгаются,
а белки пищи усваиваются и служат строительным материалом в клетке
любого человека. Объясните, почему.
Итак, для жизнедеятельности организма необходимы белки, жиры,
углеводы, минеральные соли и вода. Но достаточно ли только этих
веществ?
В 1881 году русский врач Николай Иванович Лунин произвёл опыты
над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а
других- искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы,
соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй
группы вскоре погибли. Опыты Лунина были повторены в других
странах. Результаты неизменно были те же.
Как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши,
вскормлённые искусственной пищей? Чтобы ответить на этот вопрос,
предлагаю вашему вниманию небольшой фрагмент. ( Приложение 1.
История открытия витаминов.)
Сегодня на уроке мы познакомимся с витаминами, которые составляют
основу жизнедеятельности организма. Рассмотрим классификацию
витаминов, поговорим о том, как правильно организовать свой рацион
питания, удовлетворив все потребности организма в жизненно важных
веществах.
Витамины – это биологически активные вещества, действующие в
очень незначительных количествах.
Они входят в состав ферментов. Вспомните, что такое ферменты?
(Ферменты - это вещества, ускоряющие реакции, происходящие в
организме.
Они синтезируются клетками организма.) В отличие от ферментов,
витамины не могут синтезироваться в организме человека, они
поступают с пищей.
Все витамины делятся на две большие группы – растворимые в воде
и растворимые в жирах. ( Приложение 2. Презентация « Витамины »)
Ребята познакомили вас с классификацией витаминов. Чтобы проверить,
что вы запомнили, выполним задание в рабочей тетради.
Из-за хронических нервно-эмоциональных перегрузок и
напряжённой экологической ситуации на первый план выдвинулись
болезни обмена веществ. Значительную роль в этом сыграло изменение
характера питания – ограничение потребления натуральных
неочищенных продуктов и переход к рафинированным продуктам,
лишённым витаминов и минеральных веществ, богатым углеводами и
жирами. Дефицит витаминов представляет серьёзную опасность для
нынешнего поколения людей. Быстрая утомляемость, раздражительность,
нарушение сна, плохой аппетит – вот наиболее частые симптомы
нарушения обмена веществ. ( Об авитаминозах и гиповитаминозах
сообщение подготовила…)
На прошлом уроке вы заполняли анкеты, проанализировав их, я
пришла к выводу, что, в основном, вы питаетесь разнообразной пищей. В
перерывах между приёмами пищи предпочитаете пить соки и есть
фрукты. Среди наиболее часто упоминаемых фруктов – яблоки,
апельсины и бананы. Однако, необходимо отметить, что сырой пищи, не
подвергнутой тепловой обработке в вашем рационе очень мало. Для того,
чтобы организм получал достаточное количество витамина С,
минеральных веществ, необходимо кушать сырые овощи: морковь,
капусту, лук, чеснок, салатики из них. Хорошо если вы посадите лук на
зелень, можно в ящичек посеять укроп, петрушку, салат, шпинат. Свежие
овощи и зелень обеспечат вас витаминами и микроэлементами.
Затруднения вызвал вопрос, связанный с употреблением хлеба грубого
помола, некоторые не знают этот продукт. И, к сожалению, на вопрос,
связанный с употреблением рыбы, большинство ответили отрицательно.
Рыба содержит фосфор и некоторые незаменимые аминокислоты, а так
же витамин D.
Мы с вами выяснили, что для нормальной работы организма
необходимы витамины. При различных заболеваниях, стрессах
потребность организма в витаминах и минеральных веществах возрастает
в 5-10 раз. А если организм испытывает недостаток того или иного
витамина, каким образом можно его восполнить? ( ответы учащихся )
Нужно принимать поливитаминные препараты. В настоящее время в
аптеках предлагается широкий выбор витаминных препаратов с
различными микроэлементами. Тогда, может быть, нужно запастись в
аптеке витаминами и ежедневно их принимать? Ответ на этот вопрос я
просила вас поискать в интернете. Кто выполнил задание?
( Выступления учащихся )
Значит, сбалансированное питание вполне обеспечивает организм
витаминами и минералами, а дополнительный приём препаратов и
биодобавок большинству людей не только не нужен, но и вреден.
О том, какой вред приносит передозировка витаминов расскажет…
(сообщение учащегося )
Потребность человека в витаминах зависит от многих факторов:
возраста, состояния здоровья, условий жизни, времени года, содержания
в пище основных компонентов питания. Наиболее рациональным
признан четырёхразовый приём пищи. Пища должна включать такие
продукты, как яйца, молоко, творог, овощи, хлеб, необходимо есть больше
сырой пищи.
При приготовлении пищи нужно соблюдать некоторые правила. Овощи
варить недолго и в эмалированной посуде, так как от высокой
температуры и соприкосновения с металлами витамины группы В и С
разрушаются. Витамин С окисляется кислородом воздуха, поэтому
фрукты и овощи при длительном хранении теряют часть витаминов.
И ещё есть у витаминов одна особенность. Я прочитаю эпизод из
книги
Ю.Никулина « Почти серьёзно » ,произошедший с автором во время
блокады Ленинграда, а вы постарайтесь заметить эту особенность: « Как
только наступали сумерки, многие слепли и только смутно, с трудом
различали границу между землёй и небом… Кто-то предложил сделать
отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на
батарею выдали бутыль рыбьего жира и каждый принял вечером этого
лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало
возвращаться ». ( У бойцов батареи возникла куриная слепота из-за
недостатка витамина А. Отвар сосновых игл содержит большое
количество витамина С. Он не мог заменить витамин А. В рыбьем же
жире этот витамин присутствовал.)
Какой вывод можно сделать? Избыток одних витаминов не восполняет
недостаток других.
Итак, что вы узнали сегодня на уроке?
1.
Витамины – это биологически активные вещества, действующие в
малых количествах.
2.
Витамины бывают жирорастворимые и водорастворимые.
3.
Питаться нужно разнообразной пищей, так как недостаток одних не
восполняется избытком других.
Давайте проверим, как вы запомнили материал. Задание - тренажёр
« Источники витаминов ». ( Приложение 3. ) Нужно с помощью мыши
переместить изображения продуктов к названиям витаминов.
Анализ урока, выставление оценок.
Домашнее задание.