Напоминание

Использование игровых технологий на уроках иностранного языка в начальной школе


Автор: Малышкина Людмила Викторовна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ "Никольская СОШ"
Населённый пункт: с.Никольское Спасский район РТ
Наименование материала: статья
Тема: Использование игровых технологий на уроках иностранного языка в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




«Использование игровых технологий на уроках иностранного языка в начальной школе»

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного

развития… Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

В.А.Сухомлинский.

Изучение иностранного языка в небольшой сельской школе зачастую имеет свои проблемы.

Одной

из

самых

значительных

является

довольно

низкий

уровень

мотивации

учащихся

к

изучению иностранного языка. Чтобы решить эту проблему, важно с начального этапа изучения

иностранного

языка

позволить

учащимся

почувствовать

успешность

в

изучении

предмета,

сформировать

основы

коммуникативной

компетенции,

которые

позволят

в

дальнейшем

переходить на качественно новые ступени развития. А чтобы заложить основы коммуникативной

компетенции, требуется продолжительный срок, потому что учащимся необходимо с первых

шагов

ознакомиться

с

изучаемым

языком

как

средством

общения.

Они

должны

научиться

многому, а именно:

-понимать иноязычную речь на слух;

-выражать свои мысли средствами иностранного языка;

-читать и понимать иноязычный текст;

-писать,

то

есть,

уметь

пользоваться

графикой

и

орфографией

иностранного

языка

при

выполнении письменных заданий, направленных на овладение чтением и устной речью.

Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, лексических

единиц,

речевых

образцов,

требующая

многократного

повторения,

утомляет

детей

своим

однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Именно здесь

игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной.

Об обучающих возможностях использования игрового метода

на уроках иностранного языка

известно давно. Эффективность его использования объясняется тем, что в игре проявляются

особенно полно, а порой и неожиданно, способности любого человека, а ребенка в особенности.

Игровая деятельность призвана выполнять на уроке следующие функции:

-коммуникативную;

-развлекательную;

-диагностическую;

-терапевтическую;

-эстетическую;

-функцию самореализации и социализации.

Игры на уроке способствуют выполнению важных методических задач:

-созданию психологической готовности детей к речевому общению;

-обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

-тренировке

учащихся

в

выборе

нужного

речевого

варианта,

что

является

подготовкой

к

ситуативной спонтанности речи вообще.

При использовании игровых методов обучения задача учителя состоит прежде всего в том, чтобы

организовать познавательную деятельность обучающихся , в процессе которой развивались бы их

особенности.

Как

показывает

опыт,

использование

игровых

форм

обучения

делает

учебно-

воспитательный процесс более содержательным и качественным, т.к. игра втягивает в активную

познавательную деятельность каждого ученика в отдельности и всех вместе взятых, и тем самым

является

эффективным

средством

управления

учебным

процессом.

Обучение

в

игре

осуществляется

посредством

собственной

деятельности

обучающихся

,

носящей

характер

особого вида практики, в процессе которой усваивается 90 % информации.

Игра-свободная

деятельность , дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения, саморазвития.

Игра

имеет

определенный

результат

и

стимулирует

обучающихся

к

достижению

цели.

Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках иностранного языка

и усиливает желание изучать предмет. В игре

все равны. Она посильна каждому ученику.

Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий- все это

дает возможность ученику преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах

обучения.

Место игры на уроке и отводимое игре время зависит от ряда факторов: подготовленности

обучающихся, особенности изучаемого учебного материала, конкретных целей и задач урока.

Например,

если

игра

используется

в

качестве

тренировочного

упражнения

при

первичном

закреплении материала, то ей можно отвести на уроке до 15 минут времени. В дальнейшем та же

игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением учебного

материала. Одна и та же игра может использоваться на различных этапах урока. Многое зависит

и от конкретных условий работы учителя, его темперамента, творческих способностей. Следует

отметить,

что

при

всей

привлекательности

и

эффективности

игрового

метода

необходимо

соблюдать чувство меры, иначе игра потеряет свежесть эмоционального воздействия. Игровой

метод должен обязательно сочетаться и с другими методами обучения.

Большой

интерес

на

уроках

иностранного

языка

вызывает

использование

ролевых

игр,

необходимых

для

моделирования

реальной

ситуации

общения.

Ролевые

игры

способствуют

развитию у обучающихся сознательной дисциплины, трудолюбия, взаимопомощи, активности,

самостоятельности. В качестве игровой ситуации на уроке можно так же достаточно интересно

использовать различные сказки. Вместе с тем, весьма важным является принцип наглядности,

который создает условия для чувственного восприятия. Мышление детей младшего школьного

возраста- конкретное и опирается оно на наглядные образы и представления. Вот почему при

обучении

иностранному

языку

большую

роль

играет

наглядность

яркая,

цветная,

привлекательная, вызывающая интерес.

Другим

наиболее

эффективным

способом

воздействия

на

чувства

и

эмоции

школьников

являются

музыка,

пение,

разучивание

стихов.

Песни

и

стихи

можно

использовать

для

фонетической

зарядки,

для

закрепления

лексического

и

грамматического

материала,

для

релаксации в середине или в конце урока, когда дети устали и им нужна разрядка, снимающая

напряжение и восстанавливающая работоспособность.

Существуют различные виды игр, которые учитель может использовать в своей практической

деятельности:

обучающие,

тренировочные,

развивающие,

познавательные,

коммуникативные,

творческие и другие.

Из опыта работы можно порекомендовать следующие:

I. Игры по изучению алфавита

1.

Перебрасывание

мяча,

называя

букву

алфавита

в

режимах

«учитель

–ученик»,

«ученик-

ученик», «ученик-учитель», «ученик-класс»;

2. Один ученик называет любую букву алфавита, другой должен продолжить алфавит;

4.Ученик называет букву, другой называет рядом стоящие буквы;

5. Подписать строчные буквы к заглавным и наоборот.

6.Написать пропущенные в алфавите буквы;

7.Исправить порядок следования букв в алфавите;

8. Найти ошибки в записи алфавита;

9.Хлопнуть в ладоши при произнесении гласных.

II.Лексические игры

1.

«Поле чудес» по отгадыванию слов

2.

Решение кроссвордов

3.

Диктант по картинкам

4.

Составь из букв слова.

5.

Найди лишнее слово.

III. Грамматические игры

1.

«Врата» - активизация всех видов вопросительных предложений, лексических единиц,

речевых образцов.

IV.

Ролевые игры , диалоги, полилоги. Для таких игр используются

куклы, различные

реквизиты, сценические костюмы.

Перечень игр и занимательных упражнений можно пополнять до бесконечности. Игра может

быть запланированной, а может быть и импровизацией. Игру можно использовать на любом

этапе урока, но она может пронизывать и весь урок. В этом случае за урок можно успеть

расколдовать принцессу, победить злого волшебника, отыскать золотой ключик, построить дом,

вырастить сад. И для этого вовсе необязательно придумывать сложные костюмы и прочие

атрибуты, порой, чтобы погрузиться в сказку достаточно прошептать волшебные слова или

взмахнуть волшебной палочкой и… А сюжет сказки подскажут сами учащиеся. Для учителя же

главное

помнить

,

что

игра

лишь

элемент

урока,

и

она

должна

служить

достижению

дидактических целей урока. Поэтому необходимо точно знать , какой именно навык, какие

умения тренируются в данной игре, что ребенок умел делать до проведения игры и чему

научился в процессе игры.



В раздел образования