Автор: Ожигова Светлана Александровна
Должность: преподаватель экономики
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: п. Безенчук, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация студентов нового набора в образовательном учреждении.
Раздел: среднее профессиональное
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ НОВОГО НАБОРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ.
Адаптация-это приспособление начинающего студента к требованиям,
условиям учебы, дисциплине в новом учебном заведении.
От того, на сколько быстро студент войдет в формирующийся коллектив
учебной группы, как будет налажен его быт и отдых, как он овладеет
навыками учебной работы и самообразования, зависит его успеваемость,
дисциплина и жизненная позиция.
В начале учебного года из-за неудовлетворительной адаптации к
обучению мы видим низкую успеваемость, слабую общественную активность
студентов. Требуется время, для того чтобы войти в ритм учебного процесса,
чтобы студенты увидели положительные стороны учебы, познавая
выбранную специальность, полюбили свою профессию.
Необходимым условием успешной деятельности студента является
освоение новых для него особенностей учебы в учебном заведении,
устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее
возможность конфликта со средой. При обучении на начальных курсах
складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения
рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к
избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга,
быта, устанавливается система работы по самообразованию и
самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.
Резкая ломка многолетнего рабочего стереотипа вчерашних
школьников, основу которого составляет динамический стереотип, иногда
приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. По этой причине
период адаптации может обусловить на первых порах и сравнительно низкую
успеваемость, и трудность в общении.
У одних студентов выработка нового стереотипа проходит
скачкообразно, у других – ровно. Несомненно, особенности этой перестройки
связаны с характеристиками типа нервной деятельности студента. Знание
индивидуальных психологических особенностей студента, на основе
которого строится система включения его в новые виды деятельности и
новый круг общения, дает возможность избежать дезаптационного синдрома,
сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.
Под адаптационной способностью понимается способность человека
приспосабливаться к различным требованиям среды (как социальным, так и
физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со
средой.
Исследователи различают три формы адаптации студентов-
первокурсников к условиям среднего учебного заведения:
1. Адаптация формальная, касающаяся познавательно- информационного
приспособления студентов к новому окружению, к структуре среднего
специального учебного заведения, к содержанию обучения в нем и к его
требованиям.
2. Общественная адаптация, т.е. процесс внутренней интеграции
(объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп
со студенческим окружением в целом.
3. Дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым
формам и методам учебной работы в техникуме.
.
При адаптации в СПО у первокурсников появляются отрицательные
переживания, связанные с уходом из школьного коллектива. В процессе
адаптации студентов можно выделить следующие трудности:
неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и
деятельности;
- отсутствие или недостаток навыков самостоятельной работы,
самовоспитания, самообразования, самовыражения;
- наличие информации большого объема: конспектирование лекций, работа с
учебником, дополнительной литературой;
- поиск оптимального налаживания быта, самообслуживания,
взаимоотношения с преподавателями, общении со студентами и т.д.
Одни из них объективно неизбежны, другие носят субъективный
характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и
школе. На первом году обучения происходит вхождение в профессиональную
среду. Мы, преподаватели, ставим основные цели на этом этапе обучении:
1.Способствовать успешной адаптации студентов новом учебном заведении.
2. Сформировать первичную самооценку правильного выбора профессии.
3. Помочь усвоить нормы, правила, требования учебного заведения.
4. Помочь в построении отношений в студенческой группе.
5. Развивать познавательную культуру студента.
6. Изучать индивидуально-психологические особенности студентов, их
интересы, мотивы поступления в учебное заведение.
7. Помочь в самовыражении, определить свое место в студенческом
коллективе, преодолеть психологические барьеры в общении.
Прежде чем начать адаптацию студентов группы я изучила личные дела
студентов группы. Выписала для себя сведения о датах рождения студентах,
местах их проживания.
На первом классном часе, после проведения линейки, я провела
знакомство студентов между собой. В не принужденной обстановке они
рассказали о себе всей группе. Конечно, они сообщили не все сведения, но
для первого знакомства это было достаточно. В последствии я стала
встречаться для индивидуальных бесед с каждым студентом отдельно. Это
помогло мне лучше узнать в каких семьях они проживают, доходы семьи,
проблемы в здоровье студентов, их интересы и другое.
Сейчас я составляю социальный паспорт группы.
Для того, чтобы им было легче адаптироваться к новому учебному
заведению, я рассказала им о расположении кабинетов, о место нахождении
библиотеки, медпункта, столовой, а также администрации.
На следующих классных часах прошли встречи с администрацией (зав.
отделением, зам. Директора по воспитательной работе), а так же с мед.
сестрой.
По традиции, сложившейся в техникуме, Панферова О. В. провела
прослушивание студентов и записала наиболее способных в хор. Сейчас в
художественной самодеятельности занимается 12 студентов группы. Часть
студентов захотела заниматься физической культурой и записалась в секции.
Это 5 человек.
Для выяснения причин, по которым студенты группы выбрали наш техникум,
я провела анкетирование. Результаты анкеты:
ПРИШЛИ УЧИТЬСЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО, потому. Что нравится
специальность – 9
Пришли потому, что рекомендовали родители – 7
Пришли по совету друзей – 4
В октябре прошло родительское собрание. На нем присутствовало 8 человек.
С родителями также разговаривали о адаптации их детей на новом месте.
Родители отметили, что детям понравилось учебное заведение.
Прошло «Посвящение в студенты», где студенты показывали свою визитную
карточку. Это была первая совместная групповая подготовка.
Выбран актив группы. Староста и основные сектора – учебный,
культмассовый, спортивный, редколлегия , трудовой. Каждый из студентов
вошел в какой-либо сектор по желанию.
Трудности на данном этапе есть.
Это первый этап адаптации студентов в стенах учебного заведения.