Напоминание

Адаптация студентов нового набора в образовательном учреждении.


Автор: Ожигова Светлана Александровна
Должность: преподаватель экономики
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: п. Безенчук, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация студентов нового набора в образовательном учреждении.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ НОВОГО НАБОРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

УЧРЕЖДЕНИИ.

Адаптация-это приспособление начинающего студента к требованиям,

условиям учебы, дисциплине в новом учебном заведении.

От того, на сколько быстро студент войдет в формирующийся коллектив

учебной группы, как будет налажен его быт и отдых, как он овладеет

навыками учебной работы и самообразования, зависит его успеваемость,

дисциплина и жизненная позиция.

В начале учебного года из-за неудовлетворительной адаптации к

обучению мы видим низкую успеваемость, слабую общественную активность

студентов. Требуется время, для того чтобы войти в ритм учебного процесса,

чтобы студенты увидели положительные стороны учебы, познавая

выбранную специальность, полюбили свою профессию.

Необходимым условием успешной деятельности студента является

освоение новых для него особенностей учебы в учебном заведении,

устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее

возможность конфликта со средой. При обучении на начальных курсах

складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения

рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к

избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга,

быта, устанавливается система работы по самообразованию и

самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

Резкая ломка многолетнего рабочего стереотипа вчерашних

школьников, основу которого составляет динамический стереотип, иногда

приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. По этой причине

период адаптации может обусловить на первых порах и сравнительно низкую

успеваемость, и трудность в общении.

У одних студентов выработка нового стереотипа проходит

скачкообразно, у других – ровно. Несомненно, особенности этой перестройки

связаны с характеристиками типа нервной деятельности студента. Знание

индивидуальных психологических особенностей студента, на основе

которого строится система включения его в новые виды деятельности и

новый круг общения, дает возможность избежать дезаптационного синдрома,

сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.

Под адаптационной способностью понимается способность человека

приспосабливаться к различным требованиям среды (как социальным, так и

физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со

средой.

Исследователи различают три формы адаптации студентов-

первокурсников к условиям среднего учебного заведения:

1. Адаптация формальная, касающаяся познавательно- информационного

приспособления студентов к новому окружению, к структуре среднего

специального учебного заведения, к содержанию обучения в нем и к его

требованиям.

2. Общественная адаптация, т.е. процесс внутренней интеграции

(объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп

со студенческим окружением в целом.

3. Дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым

формам и методам учебной работы в техникуме.

.

При адаптации в СПО у первокурсников появляются отрицательные

переживания, связанные с уходом из школьного коллектива. В процессе

адаптации студентов можно выделить следующие трудности:

неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и

деятельности;

- отсутствие или недостаток навыков самостоятельной работы,

самовоспитания, самообразования, самовыражения;

- наличие информации большого объема: конспектирование лекций, работа с

учебником, дополнительной литературой;

- поиск оптимального налаживания быта, самообслуживания,

взаимоотношения с преподавателями, общении со студентами и т.д.

Одни из них объективно неизбежны, другие носят субъективный

характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и

школе. На первом году обучения происходит вхождение в профессиональную

среду. Мы, преподаватели, ставим основные цели на этом этапе обучении:

1.Способствовать успешной адаптации студентов новом учебном заведении.

2. Сформировать первичную самооценку правильного выбора профессии.

3. Помочь усвоить нормы, правила, требования учебного заведения.

4. Помочь в построении отношений в студенческой группе.

5. Развивать познавательную культуру студента.

6. Изучать индивидуально-психологические особенности студентов, их

интересы, мотивы поступления в учебное заведение.

7. Помочь в самовыражении, определить свое место в студенческом

коллективе, преодолеть психологические барьеры в общении.

Прежде чем начать адаптацию студентов группы я изучила личные дела

студентов группы. Выписала для себя сведения о датах рождения студентах,

местах их проживания.

На первом классном часе, после проведения линейки, я провела

знакомство студентов между собой. В не принужденной обстановке они

рассказали о себе всей группе. Конечно, они сообщили не все сведения, но

для первого знакомства это было достаточно. В последствии я стала

встречаться для индивидуальных бесед с каждым студентом отдельно. Это

помогло мне лучше узнать в каких семьях они проживают, доходы семьи,

проблемы в здоровье студентов, их интересы и другое.

Сейчас я составляю социальный паспорт группы.

Для того, чтобы им было легче адаптироваться к новому учебному

заведению, я рассказала им о расположении кабинетов, о место нахождении

библиотеки, медпункта, столовой, а также администрации.

На следующих классных часах прошли встречи с администрацией (зав.

отделением, зам. Директора по воспитательной работе), а так же с мед.

сестрой.

По традиции, сложившейся в техникуме, Панферова О. В. провела

прослушивание студентов и записала наиболее способных в хор. Сейчас в

художественной самодеятельности занимается 12 студентов группы. Часть

студентов захотела заниматься физической культурой и записалась в секции.

Это 5 человек.

Для выяснения причин, по которым студенты группы выбрали наш техникум,

я провела анкетирование. Результаты анкеты:

ПРИШЛИ УЧИТЬСЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО, потому. Что нравится

специальность – 9

Пришли потому, что рекомендовали родители – 7

Пришли по совету друзей – 4

В октябре прошло родительское собрание. На нем присутствовало 8 человек.

С родителями также разговаривали о адаптации их детей на новом месте.

Родители отметили, что детям понравилось учебное заведение.

Прошло «Посвящение в студенты», где студенты показывали свою визитную

карточку. Это была первая совместная групповая подготовка.

Выбран актив группы. Староста и основные сектора – учебный,

культмассовый, спортивный, редколлегия , трудовой. Каждый из студентов

вошел в какой-либо сектор по желанию.

Трудности на данном этапе есть.

Это первый этап адаптации студентов в стенах учебного заведения.



В раздел образования