Напоминание

Мотивационная готовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе


Автор: Пенькова Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: Кемеровская область,г.Калтан
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Мотивационная готовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №1»

Формирование готовности ребенка

к обучению в школе

методические рекомендации

Автор:

Пенькова Татьяна Николаевна

учитель начальных классов

Калтан 2015

Автор: Пенькова Татьяна Николаевна

учитель начальных классов

Методические рекомендации направлены на внедрение в воспитательно- об-

разовательный процесс ДОУ опыта работы по формированию готовности стар-

ших дошкольников к обучению в школе. Раскрывается понятие мотивационной го-

товности дошкольника к обучению в школе, пути формирования мотивационной

готовности дошкольников через систему занятий и игровых упражнений.

Данное пособие рекомендуется воспитателям дошкольных образовательных

учреждений, родителям воспитанников, педагогам-психологам.

2

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………… 4 - 5

Понятие « мотивационной готовности ребенка к школе»……………… 6 – 9

Определение путей формирования мотивационной

готовности ребенка к школе………………………………………………10 – 11

Система занятий по формированию мотивационной готовности

ребенка к школе……………………………………………………………12 – 14

Заключение………………………………………………………………… 15

Список литературы…………………………………………………………..16

Приложение………………………………………………………………… . 17-25

3

I.

ВВЕДЕНИЕ

Детский сад, являясь первой ступенью в системе народного образова-

ния выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколь-

ко качественно своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом

зависит успешность его дальнейшего обучения.

Важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и

детском саду является психологическая готовность ребенка к обучению в

школе. Мотивационная готовность к школе - важная составляющая психоло-

гической готовности ребенка к обучению в школе. Одним из главных условий

успешного творческого усвоения знаний является наличие мотивов учения,

их содержание и устойчивость. В последнее время растет число детей, кото-

рые без особого желания идут в школу, а затем не проявляют ни интереса, ни

ответственности к учению.

Поэтому мотивационная подготовка детей 6 - 7 лет к обучению в школе

является одной из важнейших задач детского сада. Основой для формирова-

ния мотивов учебной деятельности является любознательность, которая тес-

нейшим образом связана со стремлением к узнаванию нового. Это качество -

при умелом руководстве – может перерасти в жажду знаний, потребность к

познанию.

Вышесказанное позволяет предположить, что актуальным на сегодняш-

ний день является направление "Мотивационная готовность ребенка к шко-

ле", которое имеет социальный заказ со стороны родителей и педагогов.

Мотивационная готовность к школьному обучению является частью

личностной готовности, а значит и психологической готовности к школе.

Проблема мотивационной готовности не является достаточно разрабо -

танной, но существует большое количество методов, позволяющих изучать

мотивационную сферу поступающего в школу ребёнка.

При изучении психолого-педагогической литературы по данной теме

выявилась проблема мотивационной готовности детей к школе, необходи-

4

мость подготавливать детей подготовительных групп к освоению некоторых

самых главных учебных умений и мотивов, так как это влияет на способность

справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.

Новизна моей работы заключается в том, что здесь представлены

доступные для использования методики диагностики мотивационной готов-

ности к школе, с помощью которых можно быстро и точно определить моти-

вационную готовность к обучению; разработан комплекс занятий, игровых

упражнений, которые можно успешно использовать как

на занятиях

по

ознакомлению

с

окружающем

миром,

математике,

развитию

речи,

так

и

предлагать детям элементы упражнений в самостоятельной игровой деятель-

ности.

Исходя из вышеизложенного определена цель работы: представление

опыта работы

по формированию мотивационной готовности старших до-

школьников к обучению в школе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие

задачи :

1. Раскрыть понятие мотивационной готовности ребёнка к школе в практике

дошкольного общеобразовательного учреждения.

2. Определить пути формирования мотивационной готовности ребёнка к шко-

ле в практике ДОУ;

3. Разработать систему занятий по формированию мотивационной готовно-

сти ребенка к школе.

5

II .ПОНЯТИЕ «МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ»

В психологическом словаре понятие « готовность к школьному обучению»

рассматривается как совокупность морфофизиологических особенностей ре-

бенка, старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к

систематическому, организованному школьному обучению.

Мотивационная готовность - наличие у ребенка желания учиться.

В исследованиях Л. И. Божович, показано, что возникновение осознанного

отношения ребенка к школе определяется способом подачи информации о

ней. Важно чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только по-

нятны, но

и прочувствованы ими. Эмоциональный опыт обеспечивается

включением детей в деятельность, активизирующую как мышление, так и

чувства.

Установлено, что учебная деятельность дошкольников и начинающих

школьников побуждается не одним, а целой системой разнообразных моти-

вов. Для детей одного возраста не все мотивы имеют одинаковую побудитель-

ную силу: для одного ведущим мотивом учения может оказаться стремление

занять место отличника в классе, для другого - получение отличной оценки и

одобрения взрослого, для третьего - интерес к новым знаниям, четвертый

воспринимает обучение в школе как новую игру, пятый ходит в школу пото-

му, что «мама так сказала», и т.д. [ Маркова 13, с.35 ]

В структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих

первоклассников к учению, по мнению А. Н. Леонтьева, можно выделить

шесть групп мотивов:

В структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих

первоклассников к учению, по мнению А. Н. Леонтьева, можно выделить

шесть групп мотивов:

-- социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимо-

сти и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника («Я

хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»);

6

-

учебно-познавательные

мотивы,

интерес

к

новым

знаниям,

желание

научиться чему-то новому;

- оценочные мотивы, стремление получить высокую оценку взрослого, его

одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там я буду получать

только пятерки);

-

позиционные

мотивы,

связанные

с

интересом

к

внешней

атрибутике

школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что там

большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»);

- внешние по отношению к школе и учению мотивы («Я пойду в школу, по-

тому что мама так сказала);

-- игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность («Я

хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями») .

Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутству-

ет в мотивационной структуре ребенка 6-7 лет, каждый из них оказывает

определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельно-

сти. Для каждого ребенка степень выраженности и сочетание мотивов учения

индивидуальны.

Для того чтобы взрослый (педагог, родитель) мог правильно понять

поведение и действия ребенка и управлять ими, ему необходимо знать, какие

мотивы доминируют в данной ситуации, формировать и поддерживать те из

них, которые обеспечивают высокий уровень эффективности деятельности.

Готовность к школьному обучению предполагает определенный

уровень умственного развития, а также сформированность необходимых ка-

честв личности.

Об интеллектуальной зрелости судят по следующим признакам:

· дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из

фона;

· концентрация внимания;

7

· аналитическое мышление, выражающееся в способности постиже-

ния основных связей между явлениями;

· логическое запоминание;

· сенсомоторная координация;

· умение воспроизводить образец;

· развитие тонких движений руки.

Интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функ-

циональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость предполагает:

уменьшение импульсивных реакций;

· возможность длительное время выполнять не очень привлекательное

задание.

В понятие эмоционально-волевой готовности к школе входит: жела-

ние ребенка учиться; умение преодолевать препятствия, управлять своим по-

ведением; правильное отношение ребенка к взрослым и товарищам; сфор-

мированность таких качеств как трудолюбие, самостоятельность, усидчи-

вость,

настойчивость. По мнению Л.И. Божович, психологическая готов-

ность к школе, должна рассматриваться в двух аспектах:

1. Личностное - развитие мотивационной и произвольной сфер ре-

бенка. Познавательные мотивы учения связаны непосредственно с учебной

деятельностью. К ним относятся «познавательные интересы детей, потреб-

ность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, на-

выками и знаниями». Социальные мотивы учения, или широкие социальные

мотивы учения связаны «с потребностями ребенка в общении с другими

людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное

место в системе доступных ему общественных отношений».

Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть

потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно по-

зицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения),

и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может

8

удовлетворить дома. Вероятно, учебную мотивацию можно рассматривать

как новообразование, возникающее к концу дошкольного возраста. Сплав

этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ре-

бенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович «внутренней позицией

школьника». Это новообразование может выступать как критерий готовности

к школьному обучению.

Внутренняя позиция школьника, возникающая на рубеже дошкольно-

го и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный

процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в произвольном

поведении ученика. Одной из предпосылок к школьному обучению является

возникающее к концу дошкольного возраста (приблизительно к 7 годам) уме-

ние ребенка соподчинять мотивы своего поведения и деятельности. Произ-

вольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющей ре-

бенку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку.

Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу,

тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще

очень трудно.

2. Интеллектуальная готовность. Этот компонент готовности предпола-

гает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен

владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретиче-

ского отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления

и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако в

основном мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные

действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность так-

же предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учеб-

ной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превра-

тить ее в самостоятельную цель деятельности.[Божович 3 с. 89 ]

9

III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНО-

СТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ»

Начиная с 2010 года в нашем детском саду вводится система группо-

вой работы с детьми, которые проводятся 2 раза в неделю, во второй по-

ловине дня, длительность каждого занятия - 30 минут (см. приложение 2 ).

Занятия прежде всего основываются на следующем :

- Сознательно подчинять свои действия правилу;

- Ориентироваться на заданную систему требований;

- Внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предла-

гаемые в устной форме;

- Самостоятельно выполнять требуемое задание по заданному образцу.

Принципы проведения занятий:

системность подачи материала,

наглядность обучения,

доступность,

развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Форма организации - подгрупповая (численность 5-6 человек).

Форма проведения занятия: игровая.

Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным

содержанием.

Структура группового занятия:

Ритуал приветствия.

Разминка.

Рефлексия прошлого занятия.

Основное содержание занятия.

Ритуал прощания.

Ритуалы приветствия - прощания - позволяют сплачивать детей, со-

здавать атмосферу группового доверия и принятия.

Разминка - средство воздействия на эмоциональное состояние де-

тей, уровень их активности; выполняет функцию настройки на продуктив-

10

ную групповую деятельность (активизировать, либо снять чрезмерное, возбу-

ждение).

Рефлексия занятия - ретроспективная оценка в двух аспектах:

эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо - плохо и

почему); смысловом (почему это важно, зачем мы это делаем).

Основное содержание занятия – в нее входят этюды, игры, упраж-

нения, направленные на развитие и частичную коррекцию психологической

готовности ребенка к школе. Основные процедуры: - игры на развитие психи-

ческих процессов, коммуникативных навыков, элементы продуктивных ви-

дов деятельности, чтение художественной литературы.

В зависимости от особенностей детей, вошедших в группу, вносят-

ся коррективы в длительность занятий, и их содержательное наполнение.

О результативности проведенных занятий можно судить по следу-

ющим диагностическим методикам: которые проводились в сентябре 2010

года ( на входе) и в феврале 2011 года ( на выходе)

Нежнова Г.А. « Беседа о школе»

Г.А. Урунтаевой « Изучение ведущих мотивов учения»

Д.Б.Эльконина « Графический диктант»

Ожидаемые

результаты:

повышение

мотивационной

готовности

до-

школьников к школьному обучению, сформированность "внутренней пози-

ции ученика", возникновение эмоционально - положительного отношения к

школе,

расширение

знаний

детей

о

мире

школьников,

интерес

к

школе,

школьной атрибутике, новый уровень самосознания.

Для этого мною была разработана система занятий ( см. перспективное

планирование )

11

IV. СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИОН-

НОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ

Перспективное планирование

Месяц

Работа с

детьми

Работа с вос-

питателями

ДОУ

Работа с ро-

дителями

Взаимо-

связь

школы

и ДОУ

Сентябрь

Диагностическое

обследование

Анкетирование

« Готовы ли

отдать своего

ребенка в шко-

лу?»

Октябрь

1.Занятие

Тема: « Ребята-

дошколята»

( вводное заня-

тие)

2.Игровые

упражнения:

« Кто где живет»

«Сосед, подними

руку»,

« Сокол и лиса»

Деловая игра:

«С детьми иг-

рать- ум,

разум разви-

вать»

Экскур-

сия

в го-

родскую

школу

Ноябрь

1.Занятие

Тема: « Сегодня-

дошкольник, а

завтра- школь-

ник».

2.Игровые

упражнения:

« Фотоаппарат»,

«Опиши сосе-

да»,

« Сделай как я»

«Пуговица»

Родительское

собрание

Тема: «Разви-

тие

коммуникатив-

ных способно-

стей»

12

Декабрь

1.Занятие

Тема:

«Приключение

Знайки»

2.Игровые

упражнения

Изготовление

родительского

уголка

« Картотека

игр»

Январь

1.Занятие

Тема: « Я знаю,

я умею, я могу»

2. Игровые

упражнения

«Найди от-

личия»,

«Что измени-

лось»,

«Пуговица»

Консультация

для родителей

Тема: «Моти-

вационная го-

товность до-

школьника»

Февраль

Диагностика

( промежу-

точная )

Круглый стол

Тема:

« Всесто-

роннее развитие

ребенка в

игровой деят-

ти»

Роди-

тельское

собрание

совмест-

но с

учителем

началь-

ной шко-

лы

« Каким

должен

быть

школь-

ник»

13

Март

1.Занятие

Тема:

« Путешествие

в страну Зна-

ний»

2. Игровые

упражнения на

развитие слухо-

вой памяти

Памятка –

рекомендация

для родителей

« Готов ли

ваш

ребенок к

школе»

Апрель

1.Занятие

Тема: «Зани-

маться нам

не лень»

2. Игровые

упражнения на

развитие слухо-

вой памяти

Рекомендации

для родителей

«Профилакти-

ка

школьной

дезоптации»

Май

Диагностика

«Мотивационная

готовность»

14

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В психологическом словаре понятие « готовность к школьному обуче-

нию» рассматривается как совокупность морфофизиологических особенно-

стей ребенка, старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный

переход к систематическому, организованному школьному обучению.

Исходя из теоретических взглядов понятие "мотивационной готовно-

сти" к школе определяется, как один из основополагающих аспектов, влияю-

щих на успешное начало обучения и адаптацию ребенка в школе. В связи с

этим мотивационная готовность понимается, как наличие познавательной ак-

тивности, желание занять новую позицию - позицию школьника

Для формирования мотивационной готовности детей к школе эф-

фективным оказалось использование комплекса игровых занятий и упражне-

ний, имеющих гибкую структуру, наполненную разным содержанием, раз-

личных форм работы с детьми, таких как беседы на школьную тематику,

рассматривание иллюстраций, просмотр познавательных телепередач, экс-

курсии

в

школу.

Всё

это

способствует

повышению

внутренней

позиции

школьника.

Мною разработан перспективный план (см. приложение 1)по фор-

мированию мотивационной готовности старших дошкольников, который мо-

гут использовать в работе воспитатели дошкольных образовательных учре-

ждений, педагоги-психологи, а также родители воспитанников.

15

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акулина Н.Н. Влияние общего интеллекта и мотивации на успешность

усвоение знаний [ Текст] / Н.Н. Акулина. - СПб.: ПИТЕР, 1999.- 265 с.

2. Андреева В. Старая новая проблема: школа - детский сад. [ Текст ] / В.

Андреева // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 1.

3. Божович Л.И. Изучение мотивации детей и подростков [Текст] / Л.И. Бо-

жович. - М.: Просвещение, 1988.- 86- 99 c

4. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником. [ Текст ] / Л.

Венгер // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 8. -17-20 c.

5. Выготский Л.С. Психология [ Текст ] / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО -

ПРЕСС, 2000. -184- 190 с.

6. Гордиец А.В. Готовность ребёнка к школе [Текст ] / под ред. - Р-на-Д: Фе-

никс, 2006.-15 с.

7. Грабал В. Мотивация достижения и её развитие в процессе учебной дея-

тельности [ Текст ] / В.Грабал. - М.: Просвещение, 1990.- 67 с.

8.. Гударева О.В. Особенности игровой деятельности современных до -

школьников[ Текст ] / О.В.Гударева // Журнал прикладной психологии. - 2003. -

№2.- 56 с.

9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе [ Текст ] / Н.И. Гутки-

на. - М.: ИНФРА - М, 1997.- 34 с.

10

.

Грабал В. Мотивация достижения и её развитие в процессе учебной дея-

тельности [ Текст ] / В.Грабал. - М.: Просвещение, 1990.- 89 c.

11

.

Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению

в школе. [ Текст ] М. : Просвещение , 1983. - 123 с.

12. . Маханева М. Проблема преемственности между детским садом и шко-

лой. [ Текст ] / М. Маханева // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9.-С. 26 - 29

13.

Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К.Маркова. - М.: Ин-

фра - М, 1997. -35 с.

14. Мухина В.С. Детская психология [ Текст ] / В.С. Мухина // - М.: Просве-

щение , 1985.- 214 с.

16

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Перспективное планирование

Месяц

Работа с

детьми

Работа с вос-

питателями

ДОУ

Работа с ро-

дителями

Взаимосвязь

школы и

ДОУ

Сентябрь

Диагностическое

обследование

Анкетирование

« Готовы ли

отдать своего

ребенка в шко-

лу?»

Октябрь

1.Занятие

Тема: « Ребята-

дошколята»

( вводное заня-

тие)

2.Игровые

упражнения:

« Кто где живет»

«Сосед, подними

руку»,

« Сокол и лиса»

Деловая игра:

«С детьми иг-

рать- ум,

разум разви-

вать»

Экскурсия

в городскую

школу

Ноябрь

1.Занятие

Тема: « Сегодня-

дошкольник, а

завтра- школь-

ник».

2.Игровые

упражнения:

« Фотоаппарат»,

«Опиши сосе-

да»,

« Сделай как я»

«Пуговица»

Родительское

собрание

Тема: «Разви-

тие

коммуникатив-

ных способно-

стей»

17

Декабрь

1.Занятие

Тема:

«Приключение

Знайки»

2.Игровые

упражнения

Изготовление

родительского

уголка

« Картотека

игр»

Январь

1.Занятие

Тема: « Я знаю,

я умею, я могу»

2. Игровые

упражнения

«Найди от-

личия»,

«Что измени-

лось»,

«Пуговица»

Консультация

для родителей

Тема: «Моти-

вационная го-

товность до-

школьника»

Февраль

Диагностика

( промежу-

точная )

Круглый стол

Тема:

« Всесто-

роннее разви-

тие ребенка в

игровой деят-

ти»

Родительское

собрание сов-

местно с

учителем на-

чальной шко-

лы

« Каким дол-

жен быть

школьник»

Март

1.Занятие

Тема:

« Путешествие

в страну Зна-

ний»

2. Игровые

упражнения на

развитие слухо-

вой памяти

Памятка –

рекомендация

для родителей

« Готов ли

ваш

ребенок к

школе»

18

Апрель

1.Занятие

Тема: «Зани-

маться нам

не лень»

2. Игровые

упражнения на

развитие слухо-

вой памяти

Рекомендации

для родителей

«Профилактика

школьной

дезоптации»

Май

Диагностика

«Мотивационная

готовность»

19

Методика исследования уровня сформированности "внутренней

позиции школьника". "Беседа о школе" (Нежнова Т.А.)

Цель методики: выявить желание ребенка идти в школу, характер его

внутренней позиции

Материал и оборудование: перечень вопросов, протокол, ручка

Инструкция: Беседа проводится индивидуально. Все высказывания ре-

бенка протоколируются.

Возможные варианты ответов и их оценка:

А – ориентация на содержание учебной деятельности

Б – ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школь-

ной жизни

В – ориентация на внешкольные виды деятельности и условия

Вопросы беседы:

Хочешь ли ты идти в школу?

А – очень хочу

Б – так себе, не знаю

В – не хочу

2. Почему ты хочешь идти в школу?

А – интерес к учению, занятиям: хочу научиться читать, писать, стать

грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д.

Б – интерес к внешней атрибутике школьной жизни: новая форма, кни-

ги, портфель и т.д.

В – внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весе-

ло, все ребята идут в школу, «мама сказала»

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят к шко-

ле)?

А – освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учили

буквы, решали задачи и т.д.

20

Б – приобретение формы, школьных принадлежностей.

В – занятия, не относящиеся к школе.

4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше

всего? (предварительно у ребенка спрашивают, был ли он в школе и слышал

ли он о ней)

А – уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной

жизни ребенка.

Б – внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты:

перемена, занятия во внеурочное время, перемены, личность учителя, внеш-

ний вид школы, оформление класса.

В – уроки художественно-физкультурного цикла, знакомые и близкие

ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе.

5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы

ты занимался дома, как бы проводил свой день?

А – занятия учебного типа: «Писал бы буквы, читал» и т.д.

Б – дошкольные занятия: рисование, конструирование и т.д.

В – занятие, не имеющие отношения в школе: игры, гулянье, помощь

по хозяйству, уход за животными и т.д.

Критерии оценки:

0 баллов (преобладание ответов категории В) – ребенок не проявляет

интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована), неже-

лание ребенка идти в школу.

1 балл (преобладание ответов категории Б) – положительное отношение

ребенка к школе, ребенок преимущественно проявляет интерес к внешней

атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней

позиции школьника)

2 балла (преобладание ответов категории А) – школьно – учебная ори-

ентация ребенка и положительное отношение ребенка к школе (внутренняя

позиция школьника достаточно сформирована)

21

Методика 2. Изучение мотивов учения ( по Г.А. Урунтаевой )

Цель методики: изучить мотивы учения

Материалы и оборудование: 6 карточек со схематичным изображением

фигур (содержание содержится в инструкции, стимульный материал в прило-

жении)

Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (если экспе-

римент проводят с девочками, то в рассказе фигурируют не мальчики, а де-

вочки) разговаривали о школе.

Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама за-

ставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил» (на стол перед ребенком

выкладывается карточка со схематическим рисунком № 1: женская фигура,

склонившаяся вперёд с указующим жестом, перед ней фигура ребенка с порт-

фелем в руках – внешний мотив).

Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится

учиться, нравится уроки делать. Даже если бы школы не было, я бы все равно

учился» (выкладывается карточка с рисунком № 2:схематическая фигура ре-

бенка, сидящего за партой, - учебный мотив).

Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и

много ребят, с которыми можно играть» (выкладывается карточка с рисунком

№ 3: схематические фигурки двух детей, играющих в мяч, - игровой мотив).

Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть

большим. В школе я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким»

(выкладывается карточка с рисунком № 4: две схематические фигурки, изоб-

раженные спиной друг к другу; у той фигурки, что повыше, в руках порт-

фель, у той, что пониже, - игрушечный автомобиль – позиционный мотив).

Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться.

Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – и можешь стать кем за-

хочешь» (выкладывается карточка с рисунком № 5: схематическая фигурка с

портфелем в руках направляется к зданию – социальный мотив).

Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пя-

терки» (выкладывается карточка с рисунком № 6: схематическая фигурка ре-

бенка, держащего в руках раскрытую тетрадь – отметочный мотив).

- А как по-твоему, кто из них прав? Почему? С кем из них ты хотел бы

вместе играть? Почему?

- С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

22

Так дети последовательно осуществляют три выбора. При этом ребенок

указывает на картинку, поясняя ее содержанием соответствующего образца. В

том случае если содержание недостаточно ясно прослеживается в ответе ре-

бенка, задают контрольный вопрос: «А что этот мальчик сказал?» Необходи-

ма уверенность в том, что ребенок произвел свой выбор исходя именно из со-

держания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

На основе анализа ответов ребенка определяют преобладающий мотив

будущего обучения в школе.

Выделенные мотивы характеризуются следующим образом:

внешний – «внешний» по отношению к учебе (подчинение требовани-

ям взрослых и т. д.)

учебный – мотив, восходящий к познавательной потребности;

игровой – мотив, неадекватно перенесенный в новую – учебную сферу;

позиционный – мотив, связанный со стремлением занять новое положе-

ние в отношениях с окружающими;

социальный – широкие социальные мотивы, основанные на понимании

общественной необходимости учения;

отметочный – мотив получения высокой отметки.

Ведущим является мотив, проявившийся в ответе на первый вопрос: «А

как, по-твоему, кто из них прав? Почему?»

Критерии оценки:

0 баллов - ведущий мотив учения - игровой мотив, «внутренняя пози-

ция школьника» не сформирована.

1 балл - начальная стадия формирования «внутренней позиции школь-

ника» ведущий мотив в ответах детей - позиционный (стремление ребенка за-

нять новое положение в отношениях с окружающими), внешний (подчинение

требованиям взрослых), или мотив получения оценки.

2 балла – «внутренняя позиция школьника» достаточно сформирована:

ведущий мотив в ответах детей - учебно-познавательный (стремление быть

умным, много знать) или социальный, основанный на понимании ребенком

общественной необходимости учения.

23

Методика 3 «Графический диктант» (по Д.Б. Эльконину) [14].

Цель: изучение предпосылок учебной деятельности.

Материалы и оборудование: протокол с тетрадным листком в клетку с

нанесенными на нем четырьмя точками, листы с диктуемыми узорами, каран-

даш.

Инструкция. Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо по-

стараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого надо

внимательно слушать меня – я буду говорить, на сколько клеточек и в какую

сторону ты должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я

скажу. Когда проведете линию – ждите, пока я не сообщу, как надо проводить

следующую. Следующую линию надо начинать там, где закончилась преды-

дущая, не отрывая карандаша от бумаги.

Узор 1. Поставь карандаш на 1 точку. Это будет начало нашего узора.

1 клеточка вниз, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1

– вверх. А теперь продолжай этот узор сам.

Узор 2. Теперь поставь карандаш на 2 точку. Внимание! Начинаем

рисовать.

1 – вверх, 1 – вправо, 1 - вверх, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 –

вниз, 1 – вправо… А теперь продолжай узор сам.

Узор 3. Теперь поставь карандаш на 3 точку.

3 – вверх, 2 – вправо, 2 – вниз, 1 – вправо, 2 – вверх, 2 – вправо, 3 –

вниз, 2 – вправо, 2 – вверх, 1 – вправо, 2 – вниз, 2 – вправо, 3 – вверх.

Критерии оценок:

о баллов – воспроизведение узора, в котором лишь сходство отдельных

элементов с диктовавшимся узором; до 3 ошибок; не подчиняются требова-

ниям и правилам.

1 балл – воспроизведение узора, содержащее от 1 до 2 ошибок; частич-

ное выполнение задания, с помощью педагога.

2 балла – точное воспроизведение узора, ребенок выполняет задание

самостоятельно, без ошибок.

Методика "Домик" (Н.И.Гуткиной)

24

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изоб-

ражающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв.

Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на

образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произ-

вольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координа-

ции и тонкой моторике руки. Методика рассчитана на детей 5,5 – 10 лет.

Инструкция испытуемому : "Перед тобой лежит лист бумаги и каран-

даш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую

ты видишь на этом рисунке (перед испутуемым кладут листок с "Домиком") Не

торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно

такой же, как этот на образце. Если ты что – то не так нарисуешь, то стирать

резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом

нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе."

Обработка экспериментального материала производится путем подсчета

балов, начисляемые за ошибки.

Ошибками считаются:

а ) отсутствие, каких либо детали рисунка.

б ) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при отно-

сительно произвольном сохранении размера всего рисунка.

в ) не правильное изображение элементов рисунка.

д ) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного

направления.

е ) разрывы между линиями в тех местах где они должны быть соедине-

ны

ж ) залезание линий одна на другую.

Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 балов. Чем хуже выполне-

но задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.

25



В раздел образования