Автор: Пенькова Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: Кемеровская область,г.Калтан
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Мотивационная готовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №1»
Формирование готовности ребенка
к обучению в школе
методические рекомендации
Автор:
Пенькова Татьяна Николаевна
учитель начальных классов
Калтан 2015
Автор: Пенькова Татьяна Николаевна
учитель начальных классов
Методические рекомендации направлены на внедрение в воспитательно- об-
разовательный процесс ДОУ опыта работы по формированию готовности стар-
ших дошкольников к обучению в школе. Раскрывается понятие мотивационной го-
товности дошкольника к обучению в школе, пути формирования мотивационной
готовности дошкольников через систему занятий и игровых упражнений.
Данное пособие рекомендуется воспитателям дошкольных образовательных
учреждений, родителям воспитанников, педагогам-психологам.
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………… 4 - 5
Понятие « мотивационной готовности ребенка к школе»……………… 6 – 9
Определение путей формирования мотивационной
готовности ребенка к школе………………………………………………10 – 11
Система занятий по формированию мотивационной готовности
ребенка к школе……………………………………………………………12 – 14
Заключение………………………………………………………………… 15
Список литературы…………………………………………………………..16
Приложение………………………………………………………………… . 17-25
3
I.
ВВЕДЕНИЕ
Детский сад, являясь первой ступенью в системе народного образова-
ния выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколь-
ко качественно своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом
зависит успешность его дальнейшего обучения.
Важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и
детском саду является психологическая готовность ребенка к обучению в
школе. Мотивационная готовность к школе - важная составляющая психоло-
гической готовности ребенка к обучению в школе. Одним из главных условий
успешного творческого усвоения знаний является наличие мотивов учения,
их содержание и устойчивость. В последнее время растет число детей, кото-
рые без особого желания идут в школу, а затем не проявляют ни интереса, ни
ответственности к учению.
Поэтому мотивационная подготовка детей 6 - 7 лет к обучению в школе
является одной из важнейших задач детского сада. Основой для формирова-
ния мотивов учебной деятельности является любознательность, которая тес-
нейшим образом связана со стремлением к узнаванию нового. Это качество -
при умелом руководстве – может перерасти в жажду знаний, потребность к
познанию.
Вышесказанное позволяет предположить, что актуальным на сегодняш-
ний день является направление "Мотивационная готовность ребенка к шко-
ле", которое имеет социальный заказ со стороны родителей и педагогов.
Мотивационная готовность к школьному обучению является частью
личностной готовности, а значит и психологической готовности к школе.
Проблема мотивационной готовности не является достаточно разрабо -
танной, но существует большое количество методов, позволяющих изучать
мотивационную сферу поступающего в школу ребёнка.
При изучении психолого-педагогической литературы по данной теме
выявилась проблема мотивационной готовности детей к школе, необходи-
4
мость подготавливать детей подготовительных групп к освоению некоторых
самых главных учебных умений и мотивов, так как это влияет на способность
справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.
Новизна моей работы заключается в том, что здесь представлены
доступные для использования методики диагностики мотивационной готов-
ности к школе, с помощью которых можно быстро и точно определить моти-
вационную готовность к обучению; разработан комплекс занятий, игровых
упражнений, которые можно успешно использовать как
на занятиях
по
ознакомлению
с
окружающем
миром,
математике,
развитию
речи,
так
и
предлагать детям элементы упражнений в самостоятельной игровой деятель-
ности.
Исходя из вышеизложенного определена цель работы: представление
опыта работы
по формированию мотивационной готовности старших до-
школьников к обучению в школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи :
1. Раскрыть понятие мотивационной готовности ребёнка к школе в практике
дошкольного общеобразовательного учреждения.
2. Определить пути формирования мотивационной готовности ребёнка к шко-
ле в практике ДОУ;
3. Разработать систему занятий по формированию мотивационной готовно-
сти ребенка к школе.
5
II .ПОНЯТИЕ «МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ»
В психологическом словаре понятие « готовность к школьному обучению»
рассматривается как совокупность морфофизиологических особенностей ре-
бенка, старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к
систематическому, организованному школьному обучению.
Мотивационная готовность - наличие у ребенка желания учиться.
В исследованиях Л. И. Божович, показано, что возникновение осознанного
отношения ребенка к школе определяется способом подачи информации о
ней. Важно чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только по-
нятны, но
и прочувствованы ими. Эмоциональный опыт обеспечивается
включением детей в деятельность, активизирующую как мышление, так и
чувства.
Установлено, что учебная деятельность дошкольников и начинающих
школьников побуждается не одним, а целой системой разнообразных моти-
вов. Для детей одного возраста не все мотивы имеют одинаковую побудитель-
ную силу: для одного ведущим мотивом учения может оказаться стремление
занять место отличника в классе, для другого - получение отличной оценки и
одобрения взрослого, для третьего - интерес к новым знаниям, четвертый
воспринимает обучение в школе как новую игру, пятый ходит в школу пото-
му, что «мама так сказала», и т.д. [ Маркова 13, с.35 ]
В структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих
первоклассников к учению, по мнению А. Н. Леонтьева, можно выделить
шесть групп мотивов:
В структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих
первоклассников к учению, по мнению А. Н. Леонтьева, можно выделить
шесть групп мотивов:
-- социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимо-
сти и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника («Я
хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»);
6
-
учебно-познавательные
мотивы,
интерес
к
новым
знаниям,
желание
научиться чему-то новому;
- оценочные мотивы, стремление получить высокую оценку взрослого, его
одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там я буду получать
только пятерки);
-
позиционные
мотивы,
связанные
с
интересом
к
внешней
атрибутике
школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что там
большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»);
- внешние по отношению к школе и учению мотивы («Я пойду в школу, по-
тому что мама так сказала);
-- игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность («Я
хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями») .
Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутству-
ет в мотивационной структуре ребенка 6-7 лет, каждый из них оказывает
определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельно-
сти. Для каждого ребенка степень выраженности и сочетание мотивов учения
индивидуальны.
Для того чтобы взрослый (педагог, родитель) мог правильно понять
поведение и действия ребенка и управлять ими, ему необходимо знать, какие
мотивы доминируют в данной ситуации, формировать и поддерживать те из
них, которые обеспечивают высокий уровень эффективности деятельности.
Готовность к школьному обучению предполагает определенный
уровень умственного развития, а также сформированность необходимых ка-
честв личности.
Об интеллектуальной зрелости судят по следующим признакам:
· дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из
фона;
· концентрация внимания;
7
· аналитическое мышление, выражающееся в способности постиже-
ния основных связей между явлениями;
· логическое запоминание;
· сенсомоторная координация;
· умение воспроизводить образец;
· развитие тонких движений руки.
Интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функ-
циональное созревание структур головного мозга.
Эмоциональная зрелость предполагает:
уменьшение импульсивных реакций;
· возможность длительное время выполнять не очень привлекательное
задание.
В понятие эмоционально-волевой готовности к школе входит: жела-
ние ребенка учиться; умение преодолевать препятствия, управлять своим по-
ведением; правильное отношение ребенка к взрослым и товарищам; сфор-
мированность таких качеств как трудолюбие, самостоятельность, усидчи-
вость,
настойчивость. По мнению Л.И. Божович, психологическая готов-
ность к школе, должна рассматриваться в двух аспектах:
1. Личностное - развитие мотивационной и произвольной сфер ре-
бенка. Познавательные мотивы учения связаны непосредственно с учебной
деятельностью. К ним относятся «познавательные интересы детей, потреб-
ность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, на-
выками и знаниями». Социальные мотивы учения, или широкие социальные
мотивы учения связаны «с потребностями ребенка в общении с другими
людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное
место в системе доступных ему общественных отношений».
Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть
потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно по-
зицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения),
и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может
8
удовлетворить дома. Вероятно, учебную мотивацию можно рассматривать
как новообразование, возникающее к концу дошкольного возраста. Сплав
этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ре-
бенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович «внутренней позицией
школьника». Это новообразование может выступать как критерий готовности
к школьному обучению.
Внутренняя позиция школьника, возникающая на рубеже дошкольно-
го и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный
процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в произвольном
поведении ученика. Одной из предпосылок к школьному обучению является
возникающее к концу дошкольного возраста (приблизительно к 7 годам) уме-
ние ребенка соподчинять мотивы своего поведения и деятельности. Произ-
вольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющей ре-
бенку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку.
Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу,
тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще
очень трудно.
2. Интеллектуальная готовность. Этот компонент готовности предпола-
гает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен
владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретиче-
ского отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления
и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако в
основном мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные
действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность так-
же предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учеб-
ной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превра-
тить ее в самостоятельную цель деятельности.[Божович 3 с. 89 ]
9
III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНО-
СТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ»
Начиная с 2010 года в нашем детском саду вводится система группо-
вой работы с детьми, которые проводятся 2 раза в неделю, во второй по-
ловине дня, длительность каждого занятия - 30 минут (см. приложение 2 ).
Занятия прежде всего основываются на следующем :
- Сознательно подчинять свои действия правилу;
- Ориентироваться на заданную систему требований;
- Внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предла-
гаемые в устной форме;
- Самостоятельно выполнять требуемое задание по заданному образцу.
Принципы проведения занятий:
системность подачи материала,
наглядность обучения,
доступность,
развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Форма организации - подгрупповая (численность 5-6 человек).
Форма проведения занятия: игровая.
Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным
содержанием.
Структура группового занятия:
Ритуал приветствия.
Разминка.
Рефлексия прошлого занятия.
Основное содержание занятия.
Ритуал прощания.
Ритуалы приветствия - прощания - позволяют сплачивать детей, со-
здавать атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка - средство воздействия на эмоциональное состояние де-
тей, уровень их активности; выполняет функцию настройки на продуктив-
10
ную групповую деятельность (активизировать, либо снять чрезмерное, возбу-
ждение).
Рефлексия занятия - ретроспективная оценка в двух аспектах:
эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо - плохо и
почему); смысловом (почему это важно, зачем мы это делаем).
Основное содержание занятия – в нее входят этюды, игры, упраж-
нения, направленные на развитие и частичную коррекцию психологической
готовности ребенка к школе. Основные процедуры: - игры на развитие психи-
ческих процессов, коммуникативных навыков, элементы продуктивных ви-
дов деятельности, чтение художественной литературы.
В зависимости от особенностей детей, вошедших в группу, вносят-
ся коррективы в длительность занятий, и их содержательное наполнение.
О результативности проведенных занятий можно судить по следу-
ющим диагностическим методикам: которые проводились в сентябре 2010
года ( на входе) и в феврале 2011 года ( на выходе)
Нежнова Г.А. « Беседа о школе»
Г.А. Урунтаевой « Изучение ведущих мотивов учения»
Д.Б.Эльконина « Графический диктант»
Ожидаемые
результаты:
повышение
мотивационной
готовности
до-
школьников к школьному обучению, сформированность "внутренней пози-
ции ученика", возникновение эмоционально - положительного отношения к
школе,
расширение
знаний
детей
о
мире
школьников,
интерес
к
школе,
школьной атрибутике, новый уровень самосознания.
Для этого мною была разработана система занятий ( см. перспективное
планирование )
11
IV. СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИОН-
НОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ
Перспективное планирование
Месяц
Работа с
детьми
Работа с вос-
питателями
ДОУ
Работа с ро-
дителями
Взаимо-
связь
школы
и ДОУ
Сентябрь
Диагностическое
обследование
Анкетирование
« Готовы ли
отдать своего
ребенка в шко-
лу?»
Октябрь
1.Занятие
Тема: « Ребята-
дошколята»
( вводное заня-
тие)
2.Игровые
упражнения:
« Кто где живет»
«Сосед, подними
руку»,
« Сокол и лиса»
Деловая игра:
«С детьми иг-
рать- ум,
разум разви-
вать»
Экскур-
сия
в го-
родскую
школу
Ноябрь
1.Занятие
Тема: « Сегодня-
дошкольник, а
завтра- школь-
ник».
2.Игровые
упражнения:
« Фотоаппарат»,
«Опиши сосе-
да»,
« Сделай как я»
«Пуговица»
Родительское
собрание
Тема: «Разви-
тие
коммуникатив-
ных способно-
стей»
12
Декабрь
1.Занятие
Тема:
«Приключение
Знайки»
2.Игровые
упражнения
Изготовление
родительского
уголка
« Картотека
игр»
Январь
1.Занятие
Тема: « Я знаю,
я умею, я могу»
2. Игровые
упражнения
«Найди от-
личия»,
«Что измени-
лось»,
«Пуговица»
Консультация
для родителей
Тема: «Моти-
вационная го-
товность до-
школьника»
Февраль
Диагностика
( промежу-
точная )
Круглый стол
Тема:
« Всесто-
роннее развитие
ребенка в
игровой деят-
ти»
Роди-
тельское
собрание
совмест-
но с
учителем
началь-
ной шко-
лы
« Каким
должен
быть
школь-
ник»
13
Март
1.Занятие
Тема:
« Путешествие
в страну Зна-
ний»
2. Игровые
упражнения на
развитие слухо-
вой памяти
Памятка –
рекомендация
для родителей
« Готов ли
ваш
ребенок к
школе»
Апрель
1.Занятие
Тема: «Зани-
маться нам
не лень»
2. Игровые
упражнения на
развитие слухо-
вой памяти
Рекомендации
для родителей
«Профилакти-
ка
школьной
дезоптации»
Май
Диагностика
«Мотивационная
готовность»
14
V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В психологическом словаре понятие « готовность к школьному обуче-
нию» рассматривается как совокупность морфофизиологических особенно-
стей ребенка, старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный
переход к систематическому, организованному школьному обучению.
Исходя из теоретических взглядов понятие "мотивационной готовно-
сти" к школе определяется, как один из основополагающих аспектов, влияю-
щих на успешное начало обучения и адаптацию ребенка в школе. В связи с
этим мотивационная готовность понимается, как наличие познавательной ак-
тивности, желание занять новую позицию - позицию школьника
Для формирования мотивационной готовности детей к школе эф-
фективным оказалось использование комплекса игровых занятий и упражне-
ний, имеющих гибкую структуру, наполненную разным содержанием, раз-
личных форм работы с детьми, таких как беседы на школьную тематику,
рассматривание иллюстраций, просмотр познавательных телепередач, экс-
курсии
в
школу.
Всё
это
способствует
повышению
внутренней
позиции
школьника.
Мною разработан перспективный план (см. приложение 1)по фор-
мированию мотивационной готовности старших дошкольников, который мо-
гут использовать в работе воспитатели дошкольных образовательных учре-
ждений, педагоги-психологи, а также родители воспитанников.
15
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акулина Н.Н. Влияние общего интеллекта и мотивации на успешность
усвоение знаний [ Текст] / Н.Н. Акулина. - СПб.: ПИТЕР, 1999.- 265 с.
2. Андреева В. Старая новая проблема: школа - детский сад. [ Текст ] / В.
Андреева // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 1.
3. Божович Л.И. Изучение мотивации детей и подростков [Текст] / Л.И. Бо-
жович. - М.: Просвещение, 1988.- 86- 99 c
4. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником. [ Текст ] / Л.
Венгер // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 8. -17-20 c.
5. Выготский Л.С. Психология [ Текст ] / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО -
ПРЕСС, 2000. -184- 190 с.
6. Гордиец А.В. Готовность ребёнка к школе [Текст ] / под ред. - Р-на-Д: Фе-
никс, 2006.-15 с.
7. Грабал В. Мотивация достижения и её развитие в процессе учебной дея-
тельности [ Текст ] / В.Грабал. - М.: Просвещение, 1990.- 67 с.
8.. Гударева О.В. Особенности игровой деятельности современных до -
школьников[ Текст ] / О.В.Гударева // Журнал прикладной психологии. - 2003. -
№2.- 56 с.
9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе [ Текст ] / Н.И. Гутки-
на. - М.: ИНФРА - М, 1997.- 34 с.
10
.
Грабал В. Мотивация достижения и её развитие в процессе учебной дея-
тельности [ Текст ] / В.Грабал. - М.: Просвещение, 1990.- 89 c.
11
.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению
в школе. [ Текст ] М. : Просвещение , 1983. - 123 с.
12. . Маханева М. Проблема преемственности между детским садом и шко-
лой. [ Текст ] / М. Маханева // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9.-С. 26 - 29
13.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К.Маркова. - М.: Ин-
фра - М, 1997. -35 с.
14. Мухина В.С. Детская психология [ Текст ] / В.С. Мухина // - М.: Просве-
щение , 1985.- 214 с.
16
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Перспективное планирование
Месяц
Работа с
детьми
Работа с вос-
питателями
ДОУ
Работа с ро-
дителями
Взаимосвязь
школы и
ДОУ
Сентябрь
Диагностическое
обследование
Анкетирование
« Готовы ли
отдать своего
ребенка в шко-
лу?»
Октябрь
1.Занятие
Тема: « Ребята-
дошколята»
( вводное заня-
тие)
2.Игровые
упражнения:
« Кто где живет»
«Сосед, подними
руку»,
« Сокол и лиса»
Деловая игра:
«С детьми иг-
рать- ум,
разум разви-
вать»
Экскурсия
в городскую
школу
Ноябрь
1.Занятие
Тема: « Сегодня-
дошкольник, а
завтра- школь-
ник».
2.Игровые
упражнения:
« Фотоаппарат»,
«Опиши сосе-
да»,
« Сделай как я»
«Пуговица»
Родительское
собрание
Тема: «Разви-
тие
коммуникатив-
ных способно-
стей»
17
Декабрь
1.Занятие
Тема:
«Приключение
Знайки»
2.Игровые
упражнения
Изготовление
родительского
уголка
« Картотека
игр»
Январь
1.Занятие
Тема: « Я знаю,
я умею, я могу»
2. Игровые
упражнения
«Найди от-
личия»,
«Что измени-
лось»,
«Пуговица»
Консультация
для родителей
Тема: «Моти-
вационная го-
товность до-
школьника»
Февраль
Диагностика
( промежу-
точная )
Круглый стол
Тема:
« Всесто-
роннее разви-
тие ребенка в
игровой деят-
ти»
Родительское
собрание сов-
местно с
учителем на-
чальной шко-
лы
« Каким дол-
жен быть
школьник»
Март
1.Занятие
Тема:
« Путешествие
в страну Зна-
ний»
2. Игровые
упражнения на
развитие слухо-
вой памяти
Памятка –
рекомендация
для родителей
« Готов ли
ваш
ребенок к
школе»
18
Апрель
1.Занятие
Тема: «Зани-
маться нам
не лень»
2. Игровые
упражнения на
развитие слухо-
вой памяти
Рекомендации
для родителей
«Профилактика
школьной
дезоптации»
Май
Диагностика
«Мотивационная
готовность»
19
Методика исследования уровня сформированности "внутренней
позиции школьника". "Беседа о школе" (Нежнова Т.А.)
Цель методики: выявить желание ребенка идти в школу, характер его
внутренней позиции
Материал и оборудование: перечень вопросов, протокол, ручка
Инструкция: Беседа проводится индивидуально. Все высказывания ре-
бенка протоколируются.
Возможные варианты ответов и их оценка:
А – ориентация на содержание учебной деятельности
Б – ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школь-
ной жизни
В – ориентация на внешкольные виды деятельности и условия
Вопросы беседы:
Хочешь ли ты идти в школу?
А – очень хочу
Б – так себе, не знаю
В – не хочу
2. Почему ты хочешь идти в школу?
А – интерес к учению, занятиям: хочу научиться читать, писать, стать
грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д.
Б – интерес к внешней атрибутике школьной жизни: новая форма, кни-
ги, портфель и т.д.
В – внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весе-
ло, все ребята идут в школу, «мама сказала»
3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят к шко-
ле)?
А – освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учили
буквы, решали задачи и т.д.
20
Б – приобретение формы, школьных принадлежностей.
В – занятия, не относящиеся к школе.
4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше
всего? (предварительно у ребенка спрашивают, был ли он в школе и слышал
ли он о ней)
А – уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной
жизни ребенка.
Б – внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты:
перемена, занятия во внеурочное время, перемены, личность учителя, внеш-
ний вид школы, оформление класса.
В – уроки художественно-физкультурного цикла, знакомые и близкие
ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе.
5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы
ты занимался дома, как бы проводил свой день?
А – занятия учебного типа: «Писал бы буквы, читал» и т.д.
Б – дошкольные занятия: рисование, конструирование и т.д.
В – занятие, не имеющие отношения в школе: игры, гулянье, помощь
по хозяйству, уход за животными и т.д.
Критерии оценки:
0 баллов (преобладание ответов категории В) – ребенок не проявляет
интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована), неже-
лание ребенка идти в школу.
1 балл (преобладание ответов категории Б) – положительное отношение
ребенка к школе, ребенок преимущественно проявляет интерес к внешней
атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней
позиции школьника)
2 балла (преобладание ответов категории А) – школьно – учебная ори-
ентация ребенка и положительное отношение ребенка к школе (внутренняя
позиция школьника достаточно сформирована)
21
Методика 2. Изучение мотивов учения ( по Г.А. Урунтаевой )
Цель методики: изучить мотивы учения
Материалы и оборудование: 6 карточек со схематичным изображением
фигур (содержание содержится в инструкции, стимульный материал в прило-
жении)
Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (если экспе-
римент проводят с девочками, то в рассказе фигурируют не мальчики, а де-
вочки) разговаривали о школе.
Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама за-
ставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил» (на стол перед ребенком
выкладывается карточка со схематическим рисунком № 1: женская фигура,
склонившаяся вперёд с указующим жестом, перед ней фигура ребенка с порт-
фелем в руках – внешний мотив).
Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится
учиться, нравится уроки делать. Даже если бы школы не было, я бы все равно
учился» (выкладывается карточка с рисунком № 2:схематическая фигура ре-
бенка, сидящего за партой, - учебный мотив).
Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и
много ребят, с которыми можно играть» (выкладывается карточка с рисунком
№ 3: схематические фигурки двух детей, играющих в мяч, - игровой мотив).
Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть
большим. В школе я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким»
(выкладывается карточка с рисунком № 4: две схематические фигурки, изоб-
раженные спиной друг к другу; у той фигурки, что повыше, в руках порт-
фель, у той, что пониже, - игрушечный автомобиль – позиционный мотив).
Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться.
Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – и можешь стать кем за-
хочешь» (выкладывается карточка с рисунком № 5: схематическая фигурка с
портфелем в руках направляется к зданию – социальный мотив).
Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пя-
терки» (выкладывается карточка с рисунком № 6: схематическая фигурка ре-
бенка, держащего в руках раскрытую тетрадь – отметочный мотив).
- А как по-твоему, кто из них прав? Почему? С кем из них ты хотел бы
вместе играть? Почему?
- С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?
22
Так дети последовательно осуществляют три выбора. При этом ребенок
указывает на картинку, поясняя ее содержанием соответствующего образца. В
том случае если содержание недостаточно ясно прослеживается в ответе ре-
бенка, задают контрольный вопрос: «А что этот мальчик сказал?» Необходи-
ма уверенность в том, что ребенок произвел свой выбор исходя именно из со-
держания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.
На основе анализа ответов ребенка определяют преобладающий мотив
будущего обучения в школе.
Выделенные мотивы характеризуются следующим образом:
внешний – «внешний» по отношению к учебе (подчинение требовани-
ям взрослых и т. д.)
учебный – мотив, восходящий к познавательной потребности;
игровой – мотив, неадекватно перенесенный в новую – учебную сферу;
позиционный – мотив, связанный со стремлением занять новое положе-
ние в отношениях с окружающими;
социальный – широкие социальные мотивы, основанные на понимании
общественной необходимости учения;
отметочный – мотив получения высокой отметки.
Ведущим является мотив, проявившийся в ответе на первый вопрос: «А
как, по-твоему, кто из них прав? Почему?»
Критерии оценки:
0 баллов - ведущий мотив учения - игровой мотив, «внутренняя пози-
ция школьника» не сформирована.
1 балл - начальная стадия формирования «внутренней позиции школь-
ника» ведущий мотив в ответах детей - позиционный (стремление ребенка за-
нять новое положение в отношениях с окружающими), внешний (подчинение
требованиям взрослых), или мотив получения оценки.
2 балла – «внутренняя позиция школьника» достаточно сформирована:
ведущий мотив в ответах детей - учебно-познавательный (стремление быть
умным, много знать) или социальный, основанный на понимании ребенком
общественной необходимости учения.
23
Методика 3 «Графический диктант» (по Д.Б. Эльконину) [14].
Цель: изучение предпосылок учебной деятельности.
Материалы и оборудование: протокол с тетрадным листком в клетку с
нанесенными на нем четырьмя точками, листы с диктуемыми узорами, каран-
даш.
Инструкция. Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо по-
стараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого надо
внимательно слушать меня – я буду говорить, на сколько клеточек и в какую
сторону ты должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я
скажу. Когда проведете линию – ждите, пока я не сообщу, как надо проводить
следующую. Следующую линию надо начинать там, где закончилась преды-
дущая, не отрывая карандаша от бумаги.
Узор 1. Поставь карандаш на 1 точку. Это будет начало нашего узора.
1 клеточка вниз, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1
– вверх. А теперь продолжай этот узор сам.
Узор 2. Теперь поставь карандаш на 2 точку. Внимание! Начинаем
рисовать.
1 – вверх, 1 – вправо, 1 - вверх, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 –
вниз, 1 – вправо… А теперь продолжай узор сам.
Узор 3. Теперь поставь карандаш на 3 точку.
3 – вверх, 2 – вправо, 2 – вниз, 1 – вправо, 2 – вверх, 2 – вправо, 3 –
вниз, 2 – вправо, 2 – вверх, 1 – вправо, 2 – вниз, 2 – вправо, 3 – вверх.
Критерии оценок:
о баллов – воспроизведение узора, в котором лишь сходство отдельных
элементов с диктовавшимся узором; до 3 ошибок; не подчиняются требова-
ниям и правилам.
1 балл – воспроизведение узора, содержащее от 1 до 2 ошибок; частич-
ное выполнение задания, с помощью педагога.
2 балла – точное воспроизведение узора, ребенок выполняет задание
самостоятельно, без ошибок.
Методика "Домик" (Н.И.Гуткиной)
24
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изоб-
ражающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв.
Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на
образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произ-
вольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координа-
ции и тонкой моторике руки. Методика рассчитана на детей 5,5 – 10 лет.
Инструкция испытуемому : "Перед тобой лежит лист бумаги и каран-
даш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую
ты видишь на этом рисунке (перед испутуемым кладут листок с "Домиком") Не
торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно
такой же, как этот на образце. Если ты что – то не так нарисуешь, то стирать
резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом
нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе."
Обработка экспериментального материала производится путем подсчета
балов, начисляемые за ошибки.
Ошибками считаются:
а ) отсутствие, каких либо детали рисунка.
б ) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при отно-
сительно произвольном сохранении размера всего рисунка.
в ) не правильное изображение элементов рисунка.
д ) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного
направления.
е ) разрывы между линиями в тех местах где они должны быть соедине-
ны
ж ) залезание линий одна на другую.
Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 балов. Чем хуже выполне-
но задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.
25